СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 74  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Молодежь в современном российском обществе и

особенности социально-досуговой работы с молодежью

1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа и ее

социальные проблемы 8

1.2. Досуг и роль рекреационных услуг в жизни молодого человека.

Динамика последних 10-ти лет. 15

1.3.Нормативно-правовая база Государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленная на улучшение положения детей, подростков и молодежи в сфере организации досуга 34

Глава 2. Организация социально-досуговой работы с молодежью

3.1. Опыт организации социально-досуговой работы компании

ООО "Лидерлайф" по организации развивающего отдыха молодёжи. 45

3.2. Концепция программы "Л4идер - шаг вперед" 55

Заключение 61

Список использованных источников и литературы 64

Приложения 68

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках Государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В настоящее время остается неудовлетворительным социальное положение большей части молодежи в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют: ухудшающаяся демографическая ситуация, высокая смертность в молодом возрасте, неблагоприятные характеристики состояния здоровья, проблемы в получении образования, отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни и осуществления репродуктивных функций, сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде, увеличение числа молодых граждан, живущих за чертой бедности .

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

В современном российском обществе под влиянием кризиса проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. С одной стороны, свое свободное время, особенно во время каникул, молодые люди хотят провести максимально весело, общаясь со сверстниками, развлекаясь и отдыхая от учебы, но с другой родители, которые материально обеспечивают своих детей хотят, что бы их ребенок проводил свой досуг, развиваясь и получая новые знания, которые ему понадобятся в дальнейшей взрослой жизни. Не часто получается совмещать два этих желания, и в связи с этим в дальнейшем появляется конфликт отцов и детей, либо замкнутость молодого человека, не умеющего общаться, поскольку тот проводит все свободное время за дополнительным образованием.

Актуальность вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Эти факты ставят перед автором задачу такой социально-досуговой работы с молодежью, что бы предлагаемый способ проведение свободного времени удовлетворял и интересы молодых людей и их родителей, что бы досуг был не только отдыхом, но и развивал способности молодых людей.

В последнее десятилетие принят ряд важных документов в области культуры, образования, социальной и молодежной политики, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы досуга молодежи.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" .

Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" .

О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и др.

Данные документы отражают основные направления социокультурной, образовательной политики государства в области обеспечения условий воспитания детей, подростков и молодежи. Однако принятые документы, ставя вопрос о важности досуга, не рассматривают проблему его педагогической организации.

Наряду с такими важными задачами образования, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т.д., необходима специальная педагогическая организация досуга, которая позволит, отдыхая развиваться, познавать новые навыки и умения, которые понадобятся дальнейшей самостоятельной жизни. Интересы общества требуют создания условий организации полноценного досуга, для чего необходима разработка модели организации досуговой деятельности совместно с обучением.

Все это определило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности. Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Н.Ф. Басов . Данная книга освещает актуальные темы по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью. В ней раскрываются основные направления социальной работы с этой категорией населения, анализируется проблемы современной молодежи, характеризуются работа по профилактике социальных явлений в данной среде. Особое внимание уделено анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.

В учебнике В.Н. Кузнецова и М.Ю. Попова содержатся систематизированные знания по социологии молодежи - о социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации, а также о формах отклоняющегося поведения и угрозах, которые они представляют для человека и общества. Авторы помогают осознать связь между досугом молодежи и возникновением отклоняющегося поведение и появления групп риска. Подробно рассматриваются социальные проблемы общества, их отражение в жизни молодых людей и проблемы молодежи, проходящие стадию социализации.

В учебном пособии М.В Фирсова и Б.Ю. Шапиро впервые в отечественной учебной литературе показаны основные тенденции развития психосоциальной практики. Представлены интересные методы работы с молодежью учитывающие их особенности.

Так же проблемами молодежи в целях использования их свободного времени занимались такие ученые как - В.Н. Иванов, К. Фопель, Е.И. Дробинская и др.

Объект исследования - социально-досуговая работа с молодежью.

Предмет исследования - формы и методы организации досуговой деятельности молодежи.

Цель исследования. Теоретическое обоснование и разработка организации досуга учащейся молодежи, позволяющей всесторонне развивать личность.

Цель определила решение следующих задач:

" рассмотреть проблемы молодежи в Российской Федерации;

" раскрытие понятийного содержания "досуга" в соотнесении с понятием "свободное время";

" определение специфики досуговой деятельности молодежи;

" проведение эмпирического исследования с целью определения досуговых предпочтений молодежи;

" овладеть практическими навыками разработки и реализации социально-культурных проектов и программ;

" выработать практические рекомендации.

Гипотеза. По мнению автора, в российском обществе сложность положения молодежи усугубляется нестабильностью всех социальных институтов. Необходимо последовательное проведение в жизнь Государственной молодежной политики в вопросах социальной защиты и поддержки молодежи. Ценную помощь в решении этих проблем, окажет досуг и социально-досуговая работа, совмещенная с образовательной деятельностью в решении социальных и морально-психологических проблем молодых людей.

Методы исследования:

" анализ документов;

" опрос;

" наблюдение;

" практическое апробирование темы на примере компании ООО "Лидерлайф".

Список литературы

Список использованных источников и литературы

1. Аверин В.А.Психология личности: Учеб. пособие. - СПБ.: Питер, 2003.

2. Александрова О. Н., и др. Психология социальной работы: Учебное пособие. - СПБ, 2002.

3. Бурменская Г.В., и др. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: МГУ, 2000.

4. Грецов А. Г.. Психологические тренинги с подростками. - СПБ.: Питер, 2008.

5. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2001.

6. Доэл М. , Шадлоу С. Практика социальной работы/Перевод с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. - М.: АО Аспект пресс, 1999.

7. Иванов В.Н. , Патрушев В.И.- Социальные технологии: Учеб. пособие - М.: Муниципальный мир ,2004.

8. Коржева Э.М,.Наумова Н.Ф. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988.

9. Социальная работа / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008.

10. Лазарев А.Д., Чирун С.Н.Социология молодежи. Монография. - Кемерово: КузГТУ, 2006.

11. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 2006.

12. Новикова С.С. , Соловьёв А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект: "Gaudeamus", 2005.

13. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.

14. Основы социальной работы: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2005.

15. Профессиональная библиотека работника социальной службы (рекомендации и материалы научно-практической конференции и семинаров по проблемам социальной работы и социального обслуживания)/ Под ред. А.М Панова. - М.: Объединённая редакция изданий МОО " Ассоциация работников социальных служб", 2001.

16. Теория и методика социальной работы. Ч. 1. - М.: Союз, 1994.

17. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. Ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М , 2006.

18. Российская энциклопедия социальной работы / Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. Т. 1 - М., 1998.

19. Социология молодежи. Учеб. / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005.

20. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Издательство ПЕР СЭ, 2006.

21. Социальная работа с молодёжью: опыт, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под ред. Д.Е. Ракитина- Тула, "ИНФРА",2001.

22. Социальная защита студентов (решения, постановления местных органов государственной власти по защите прав студентов): Выпуск №4. /Ответственный за выпуск - Неверов П.В. - Екатеринбург, Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, июнь 1999.

23. Учреждения социального обслуживания детей и молодёжи: анализ деятельности. Репринцева Г.И. Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации; Государственной учреждение "Российский центр молодёжной семейной политике". - Москва 2003.

24. Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие для вузов. М.:АкадемическийПроект,2004.

25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

26. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. "Теория социальной работы" Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005.

27. Фопель К. Технология ведения тренинга. - М.: Издательство "Генезис", 2006.

28. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика:Учеб.пособие. -М.:ИНФРА-М,2004.

29. Чернышев А.С., Лунев Ю.А..Психологическая школа молодежных лидеров. - Москва: Издательство МПСИ, 2005.

30. Шаповаленко И.В. Возрстная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: "Гардарики", 2004.

31. Шульта К.В.Словарь прикладной социологии - М.: Университетское издательство, 1994.

32. Аналитический вестник Молодежная политика в современной России: проблемы и пути их решения. - 2001. - №10.

33. Социс. - 2004. - № 2.

34. Социс. - 2005. - № 1.

35. Социс. - 2005. - № 5.

36. Социальная работа. - 2007. - №6.

37. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Принято постановлением Верховного Совета Российской Федерации 3 июня 1993 г. № 5090-1.

38. О Федеральной целевая программе "Молодежь России (2001-2005 годы)" (с изменениями от 29 мая 2002 г., 6 сентября 2004 г.): Принято постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2000 г. № 1015.

39. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы": Принято постановлением Правительства Российской Федерации 16 февраля 2001 г. № 122.

40. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 15 июня 2004 г. № 280.

41. О Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 27 октября 2007 г. № 706.

42. О Федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)": Принято постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2000 г. № 1015.

43. Принято постановлением Правительства Российской Федерации 29 мая 2002 г. № 363.

44. О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних: Принято постановлением Правительства Москвы 26 марта 1996 г. № 275.

45. Об утверждении Перечня общественно значимых социальных и культурных мероприятий Правительства Москвы на 2004 год: Принято распоряжением Правительства Москвы 6 июля 2004 г. № 1349-РП.

46. О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи: Принято письмом Минобразования РФ 1 ноября 2002 г. № 5.

47. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 22 февраля 1997 г. №212.

48. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (последние изм. 12 марта 2008 г.): Принято Правительством Российской Федерации 18 декабря 2006 г. №1760-р.

49. Данные социологического мониторинга (молодежь России) НИЦ при Институте Молодежи в 2004 г.

50. Маяк 22 авг. 2006 г.

51. http://www.isras.ru/ Институт Социологии РАН.

Примечания:

Примечаний нет.