Социально-педагогическая работа с трудными подростками

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 77  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психология трудных подростков, девиантного поведения: основные понятия и подходы 6

1.1. Особенности работы с трудными подростками 6

1.2. Общие особенности причин появления трудных подростков 9

1.3. Программа работы социального педагога с трудными подростками 18

1.4. Особенности практической работы с трудными подростками 25

Глава 2. Проведение экспериментального исследования и анализ полученных данных 31

2.1. Методическое обеспечение эксперимента 31

2.2. Проведение эксперимента и анализ результатов 44

2.3. Обоснование выбора коррекционных методик работы социального педагога с трудными подростками 54

Заключение 72

Список литературы 75

Введение

Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы поведения трудных подростков обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы посвященной проблемам социально-педагогической работы с трудными подростками и экспериментальное исследование некоторых свойств личности подростка, на основе которых можно определить его девиантность наладить с ним социально-педагогическую работу.

Проблемность работы проявляется в том, что во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме.

В работе будет использоваться не только специализированная литература, написанная российскими авторами и авторами из стран СНГ, но американскими, английскими, французскими и др. психологами. Поэтому, делая ссылки на литературу, в конце работе прилагается список литературы, необходимость которого диктуется задачами проводимого исследования.

Объект исследования – подростки 14-15 лет с трудным поведением.

Предмет исследования – социально-педагогическая работа с трудными подростками

Цель исследования является анализ причин, характеристик девиантного поведения и их влияние на межличностные взаимодействия, как основы для социально-педагогической работы.

Гипотеза – подростки склонные к девиантному поведению, являются социально-отверженными в малых формальных группах, а в конфликтных ситуациях их поведение проявляется в виде соперничества.

Задачи исследования:

• теоретический анализ девиантного поведения: определение основных понятий и подходов и общих особенностей причин девиантного поведения;

• рассмотрение методологических особенностей исследования конфликтности и тревожности трудных подростков;

• анализ принципов социально-педагогической работа с трудными подростками;

• исследование направлений коррекционной работы и проведения терапевтической работы с подростками по профилактике возникновения и преодолению конфликтных ситуаций;

• проведение экспериментального исследования и анализ полученных данных, включая анализ тестовых методик и проведение эксперимента и анализ результатов.

Список литературы

Список литературы

1. Александров А.А.. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб, 1997

2. Алешина Ю.Е., Даншин К.Е., Дубовская Е.М. Опрос. Индивидуальное консультирование: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1991

3. Альманах психологичеких тестов – М.: КСП, 1995

4. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология развития и формирования личности. М., 1982. С. 3- 19.

5. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.

6. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Аспект-Пресс 1997

7. Бамкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп – М., Речь, 2000

8. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М., 1981.

9. Васильев Ю. В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом//Советская педагогика. 1986. № 8. С. 51-54.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники, М., "Ось-89", 2000.

11. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. Деп. в ИТОП РАО, №20-96, М., 1996

12. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т – М., Медицина, 1993

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах – М., 1984, т.4, т.5,

14. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина – М., ВЛАДОС, 1996

15. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1997

16. Дубровская Е.М., Тихомадрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе. В сборн. Введение в практическую социальную психологию / под. ред. Жукова Ю.М.. Петровской Л.А., Соловьевой О.В. – М.: Смысл, 1999

17. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд – М., СПАРК, 1994

18. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект – М., Речь, 1995

19. Жуков Ю.М., Петровская Л .А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990

20. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001

22. Кон И.С. Введение в сексологию – М., Речь, 1999

23. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня – М.: Психология и Педагогика, 1965

24. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности – Л., ПитерКон, 1990

25. Подросток на перекрестке эпох // под ред. Кривцовой С.В. – М.: Генезис, 1997

26. Практикум. Дифференциальная психология личности – М.: 2000

27. Практическая психодиагностика // под ред. Райгородского Д.Я. – Самра, Бахрах, 2000

28. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

29. Психология человека от рождения до смерти // под ред. под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 – 656 с. (сер. Психологическая энциклопедия)

30. Психологическая служба в школе // Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1994

31. Овчарова Р.В. Психология образования – М.: Академия, 2003

32. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности – Новосибирск, изд-во НГУ, 1998

33. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология (серия: мастера психологии) – СПб., Питер, 1999

34. Реан А.А. Агрессия и конфликтность в структуре возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения-97 – СПб., СПб.ГПУ, 1997

35. Реан А.А., Трофимов Н.В. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов – Мн.: Высшая школа, 1999

36. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993

37. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М., Новый отсчет, 2001

38. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности – Новосибирск, изд-во НГУ, 1998

39. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология (серия: мастера психологии) – СПб., Питер, 1999

40. Свядощ А.М. Женская сексопатлотия – М., Медицина, 1988

41. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. – М., Юристъ, 1994

42. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками – М.: Генезис, 1999

43. Старович З. Судебная сексология – М., Юридическая литература, 1991

44. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: Речь, 1995

45. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997 – 512с.

46. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992

47. Худоминский П. В. Теория социального управления - научная основа совершенствования управленческой деятельности рай (гор) оно // Управление народным образованием в районе (городе)/Под ред. М. И. Кондакова и др. М., 1981. С. 6-23.

48. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников М„ 1983.

49. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управления. М., 1987. 160 с.

50. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.

51. Шавир П.А. Профориентация и ее проблемы у старших школьников. – М., 1990.

52. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.М., 1998. 512 с.

Примечания:

Примечаний нет.