Рассмотрение досуга за рубежом

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 94  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности 8

1.1. Социальная сущность досуга 8

1.2. Исторические корни досуга 15

1.3. Современные концепции досуга и досуговой деятельности 20

Глава 2. Досуг в европейских странах 37

2.1. Досуг в Англии 41

2.2. Досуг в Германии 51

2.3. Досуг во Франции 65

2.4. Досуг в Швеции 76

2.5. Социокультурные проблемы организации современного досуга 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

Введение

Культура - это развивающаяся система духовных ценностей, процесс человеческого творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата общества, и интегратор человеческих усилий.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие в области культуры, мы должны дать интерпретацию понятию "социально-культурная деятельность", и пояснить, чем она отличается от "культурно-досуговой деятельности".

Культурно-досуговая деятельность (А.Д. Жарков) - целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность - направлена на "трудные" категории граждан, у которых нет потребности и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как свободного времени - пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню) и для которых восприятие культуры может быть осуществлено только через комплексно организованный процесс.

Исходя от данных определений, различаются и технологии этих видов деятельности:

Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы - потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.

Технология социально-культурной деятельности, наоборот, имеет жесткую систему дифференциации людей - ее потребителей - по возрастному, по социальному признакам, по уровню дохода, по состоянию здоровья, по уровню физического и психического развития, по степени травмированности психики и т.д.

Роль социально-культурной и культурно-досуговой деятельности может меняться. В периоды катастроф и катаклизмов в развитии государства первозначной становится социально-культурная деятельность общества, направленная на реабилитацию населения (социальную, культурную, экономическую). В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций. Поэтому технология социально-культурной деятельности, опираясь на социальные технологии развития личности, все время углубляются в постижении "объекта" своей деятельности. Технология культурно-досуговой деятельности формирует "объект" своей деятельности. Она может долго сохранять схематизм своей деятельности, обедняя потребителя, чем обуславливается общее падение ценностей и потеря глубинных "смыслов" культуры.

Арнольдов А.Н. пишет, что культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших дней. Культура - коррелят полноценной самоутверждающейся жизни человека.

Актуальность темы исследования. Сегодня человечество находится на новой ступени эволюции, обусловленной переходом от общества индустриального - к обществу информационному. На этом базисе происходят глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности, и более того, связанные с проблемой выживания человека и рода людского в целом. Речь идет об экономике и экологии, милитаризме и разоружении, об охране и укреплении здоровья человека, о сохранении его генофонда, о возможности консенсуса стран с разной экономической и социально-политической ориентацией. Необходимость решения проблем глобального характера побуждает людей к осознанию единства общечеловеческих интересов. Они затрагивают все стороны жизни, включая экономику, культуру, этнические связи, свободное время.

Досуг все более становится сферой и способом сближения интересов различных социальных групп и целых народов в современном обществе. Возникает необходимость обобщения инновационных постановок относительно свободного времени, переосмысления его социальной ценности с общечеловеческих позиций. Этим и объясняется выбор темы исследования. Специфика нового подхода к изучению свободного времени определяется не только изменениями, которые претерпевает сам досуг в современных условиях. Стремление оторваться от тоталитарного прошлого выводит на первый план приоритеты личности. В этом смысле свободное время все более выполняет функцию поддержания ее целостности во всем многообразии ее свойств и способностей, становясь полем "аккумуляции личностного начала" культуры и одновременно индикатором развития человека, его самоутверждения. Такое понимание свободного времени выводит его за пределы макросоциологической проблематики, все более сближая с социологией личности, с мотивационными и диспозиционными механизмами, внутренним миром каждого индивида.

В сфере свободного времени возрастает плотность действий на единицу времени. Люди и здесь действуют энергичнее, живут быстрее, хотя далеко не всегда осознают смысл и направление этого бега. Все более настойчиво дает о себе знать потребность по-новому подойти к своему досугу, оценить его как личное богатство. Обращенное к свободному времени сознание должно поспевать за реальными изменениями современности. Но соответствия нет. Сфера свободного времени медленнее, чем другие поворачивается к переменам. Она более консервативна. И, тем не менее, нарастание динамизма свободного времени - примечательная особенность нашей эпохи.

Анализ досуговых противоречий сложен уже потому, что их социальный субъект многообразен. Свободное время индивидов как суммативный фонд образует "свободное время общества". Здесь свои противоречия, сторонами которых выступают отдельные индивиды, социальные общности, иные социальные субъекты, общество как целое. В соответствии со спецификой стратификации в разных социальных системах можно говорить о свободном времени тех или иных классов, социальных групп, слоев, общностей, формальных и неформальных организаций и объединений. Этносы формируют свободное время наций, народностей и т.д. Наконец, мы выделяем свободное время личности, не изолируя ее от социальных общностей, но и не растворяя в них. Мы выделяем два ведущих противоречия в свободном времени конкретного общества на социетальном уровне. Во-первых, это противоречие между реальной величиной свободного времени и его социально необходимым объемом. Общественное необходимое свободное время - это время, которое по объему и по содержанию обеспечивает оптимальное производство и стабильное существование социума. Конечно, между необходимым и реальным досугом нет полного совпадения. Здесь следует различать количественную и качественную стороны. Во-вторых, это противоречие между наличным уровнем, качеством использования свободного времени и объективными нуждами человеческого сообщества в его более оптимальном освоении.

В изучении свободного времени сложились свои традиции, школы, направления, выработались определенные концепции. Необходимо назвать целый ряд фундаментальных работ отечественных исследователей, вскрывающих как общефилософские, так и социологические, социально-экономические, социо-культурные и другие аспекты проблемы. Это труды В.А. Артемова, В.И. Болгова, Л.А. Гордона, Б.А. Грушина, Г.Е. Зборовского, JI.H. Когана, Э.В. Клопова, А.В. Неценко, А.С. Орлова, Г.П. Орлова, В.Д. Патрушева, В.И. Пименовой, Г.А. Пруденского, С.Г. Струмилина, Э.В. Соколова, Н.Н. Трубникова и других авторов, которые дают теоретические обоснования свободного времени как социальной категории, как условия развития человека и меры общественного богатства. В работах этих авторов осуществлен общеметодологический анализ "социального времени" и его структуры, раскрыта диалектическая связь рабочего и внерабочего времени (составной частью которого является собственно свободное время), их взаимосвязь и взаимопроникновение.

Среди западных авторов, заслуга которых в изучении общечеловеческой ценности свободного времени бесспорна - Н. Андерсон, Б. Бергер, Ф. Боссерман, Э. Вебер, Т. Веблен, Г. Виленский, Э. Гидденс, Ф. Говэртс, С. Гриффин, Э. Гросс, Г. Гурин, Ж. Дюмазедье, М. Имбер, М. Каплан, Г.-У. Келлер, Т. Клеефиш, Г. Клутт, М.-Ф. Лянфан, Ж. Ляррю, Р. Мейерзон, М. Мид, Э. Морен, В. Мур, Е. Мюллер, С:. Парнер, Й. Пипер, Д. Рисмен, К. Роджек, Д. Роуз, Д. Саул, А. Турен, Д. Фикс, Ж. Фридман, Ж. Урден, Н. Элиас.

Целью данной работы является рассмотрение досуга за рубежом. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть досуг как сферу социально-культурной деятельности.

2. Рассмотреть особенности досуга за рубежом.

3. Рассмотреть досуг в Англии, Германии, Франции и Швеции.

Список литературы

1. Алешкина Н.П. В Великобританию без переводчика: Учеб. пособие. М., 1993.

2. Бакштейн И.М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры. Дис. ... канд. филос. наук (ИСИ АН СССР). М., 1985.

3. БСЭ. Т. 23. М., 1976.

4. Валиахметова Л.З. Молодежные досуговые центры. История развития. М., 1999.

5. Все о Великобритании. Режим доступа: http://www.uk.ru/.

6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 1999.

7. Дома молодежи за рубежом // Современная архитектура. № 1. 1967.

8. Досуг в Германии. Режим доступа: http://www.campus-germany.de/.

9. История культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие: [Для вузов культуры] / Г.Я. Никитина; Моск. гос. ун-т культуры, М.: МГУК, 1998.

10. Как отдыхают европейцы // Иммиграция и туризм. Режим доступа: http://www.orangeonweb.com/.

11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. М.: МГУК, 1995.

12. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. М., 1992.

13. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М., 1992.

14. Культура в цифрах и фактах. Режим доступа: http://www.culturalpolicies.net.

15. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. М., 2002.

16. Луначарский А.В. О воспитании и образовании // Сборник: А.В. Луначарский. М., 1976.

17. Лучанкин А.И. Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью. Проблемы и подходы. Екатеринбург, 1996.

18. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

19. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 3. С. 109-114.

20. Общество друзей Швеции: Швеция: Публикации о Швеции. Режим доступа: http://www.default.asp/.

21. Разумный В.А. Клуб и культура общения. М., 1989.

22. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989.

23. Савченко А.М. Введение в историю культурно-просветительной работы: Лекция. М., 1990.

24. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф. дис. … доктора филос. наук. Л., 1981.

25. Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. М., 1990.

26. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы: Учебное пособие. М., 1988.

27. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

28. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1985.

29. Туев В.В. Феномен английского клуба. М.: МГУК, 1997. - 210 с.

30. Что и как отмечают во Франции. Режим доступа: http://www.francetour.ru/.

31. Cultural policy in Europe: the choice of strategy and approaches. Режим доступа: http://www.unesco.org/culture/heritage/index.php/.

Примечания:

Примечаний нет.