История призрения детей в России во второй половине XIX–XX веков

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 92  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

Введение

Глава 1 Призрение в России как социальное явление

1.1 Понятие призрения

1.2 Функции призрения

1.3 История становления детского призрения в России

Глава 2 История призрения детей в России во второй половине XIX–XX веков

2.1 Призрение детей в России во второй половине XIX века

2.2 Из истории призрения детей в первые годы Советской Властью

2.3 Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и после военные годы

2.4 Состояние призрения детей в современной России

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В настоящее время закономерно усиливается интерес к отечественной истории, возрастает значение исторических знаний. При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. Если рассматривать явления в процессе их развития, в них всегда окажутся остатки минувшего, выражающие сущность качества настоящего и зачатки будущего.

Эти объективные обстоятельства являются важным основанием для исторического изучения событий и процессов, свидетельствующих о значимости исторической науки. Актуализируя опыт предшествующих поколений, создавая объективный образ прошлого, история обеспечивает живую связь времен, содействует использованию исторической практики в качестве исходного момента всякого политического и социального действия в настоящем. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем.

Идущий в настоящее время процесс реформирования российского общества делает исторические знания и исторический опыт исключительно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных социальных преобразований в стране.

В последние годы в России вспомнили о давно забытых традиционных национальных качествах – милосердии, призрении «убогих и сирых» . и как завещание Владимира Мономаха дошли до нас его слова: « Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите снабдите сироту». А мы стремимся на Запад и в Америку, пытаясь приспособить к нашим условиям чужую систему воспитания сирот с их крепкой материальной базой и богатым финансированием. Лишь изредка мы обращаемся к традиционным российским представлениям о назначении и сущности социальной помощи сиротам, разнообразным формам и методам социальной практики, которую осуществили государства, общественные организации и частные лица в дореволюционной России. А история социальных институтов и призрения детей, в нашей стране началось еще в 10 веке, претерпев с тех пор много изменений в их организации и практической деятельности.

Изучение проблемы призрения детей исходя из новой ( по сравнению с советским периодом истории) политической и экономической ситуации в России, актуально с точки зрения использования опыта прошлого поколения, чтобы взять оттуда все положительное и попытаться не только материально, но и морально, духовно помочь им. Сейчас, как никогда необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена, каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы помощи сиротам из прошлого в настоящее время.

В наше время, когда российское общество переживает период не только финансового, но и духовного кризиса, проблема сохранения культурного наследия во всех его проявлениях стоит особо остро.

Из выше сказаного следует, что в начале 20 века тема государственного призрения детей и его соотношения с частной благотворительностью получает новый инпульс. Это связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями в деле общественного детского призрения. Архаический подход к общественному призрению, присущий законодательным актам Екатерины II, служивший основой Устава общественного призрения, не соответствовал новым условиям.

Теоретические проблемы общественного детского призрения остались в центре внимания отечественных ученых можно сказать, что в развитии теоретической мысли намечался качественный сдвиг. Прежде всего это связано с тем, что формируется устойчивый интерес к понятийному аппарату, исследователи стремятся определить понятие в контексте мировой общественной мысли. Научные подходы строятся с учетом тенденций в области познания социальных проблем, а не только на основе отечественной практики. Работы А.Горовцева, В. Гогена, Е.Максимова, С.Гогеля наглядно иллюстрируют исследовательскую культуру этого времени. История развития социальной помощи в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.

Большой вклад в дело призрения безпризорных в первые годы советской власти внес А.С.Макаренко. Его бесценный опыт применяется и до сих пор не только в России , но и за рубежом.

Разработкой теоретических проблем общественного детского призрения занимаются такие ученые как А. Горцева, Е. Максимова, В. Гоген.

На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. – занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Иващенко В. И. – занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях.

В нашей работе объектом исследования является призрение детей в России во второй половине XIX – XX веков.

А предметом исследования: сиротские приюты, детские дома, школы-интернаты, семейные детские дома.

Анализируя и обобщая накопленный поколениями опыт в деле призрения детей в России стоит обратить внимание на его положительную сторону. Сегодня важно на деле применить опыт попечительских семей . в большей степени в этом плане подходят семейные детские дома.

Для оказания помощи социальным сиротам отказывающихся жить в интернатных учреждениях следует предусмотреть центры помощи детям. Но , нельзя на сегодняшний день отказываться и от сложившейся системы детских учреждений – домов ребенка, школ – интернатов, детских домов. Было бы прекрасно, если бы каждый ребенок – сирота нашел себе приемных родителей.

В ходе изучения проблемы автор использовал методы анализа литературы, документов по имеющейся проблеме.

Целью исследования является изучение явления призрения детей во второй половине XIX – XX столетия.

Задачами исследования являются:

-раскрыть понятия призрения и детское призрение;

-изучить предпосылки становления и развития детского призрения в России;

-выявить сферы жизни, которые являлись объектами призрения детей в России;

-рассмотреть опыт конкретных личностей в деле призрения детей;

-выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с детьми-сиротами.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнему дню, в деле призрения детей.

Список литературы

1 Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. Москва 1987. – С.361.

2 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России .Москва 1994.-С. 88-92.

3.Беляков В.В. Сиротские детские учреждения Рос-сии.Москва.1993.

4. Беляков В.В. Указ сочинений.-С.14.

5. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1945).// Воспитание школьника- 1998.- С.54.

6. БезленкинаЛ.Ф. Семья нуждается в поддержке.// Семья и школа. 1995. № 6.- С. 10-11.

7. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва.Издательский центр « Академия».1999.- С. 18.

8. Василькова Ю.Т. В. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва. Издательский центр « Академия».1999.-С.104-107.

9. Василькова Ю.Т. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия». 1999.- С. 111-114.

10. Василькова Ю.Т. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999.- С. 209-216.

11. Василькова Ю.Т., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999. – С.299-305.

12. Василькова Ю.Т., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999.- С.313-319.

13. Горшкова Е.А. Педагогика. 1995. №1.-С.117-119.

14. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи.//Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.- С.102.

15. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи. // Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.-С.104.

16.Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков.// Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. Москва. 1994. – С.20-21.

17. Князев В. Сыны полка. Газета «труд» от 2000-02-27. –С.3.

18. Козлов И.В. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. Москва. Просвещение-1987.- С.159.

19. Лапин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России.// Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.

20. Лиханов А.А. Возвысим голос и дела.// Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.-С.6-7.

21. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Москва. 1998.

22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР ( 1941-1961). Москва.1998.- С.37.

23. О положении детей в Российской Федерации.// Государственный доклад 1994 год. Москва.1995.-С.20-21.

24. О положении детей в Российской Федерациии. Москва.1995.

25. Общественное призрение в России в конце 19 века.// Детская помощь.

26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство : Советская энциклопедия. Москва-1973.-С.543.

27. Педагогическая энциклопедия. Москва-1964.-Том1.-С.230.

28 Педагогическая энциклопедия. Москва-1964.-Том1.-С.193-194.

29. По материалам газеты «труд» и Российского детского фонда.// За решеткой- детские глаза.2000-03.

30. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России. // Советское государство и право.1991.№6-С.216.

31 Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов. Москва. 1998.-С.32-41.

32. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва.2000.-С.209.

33 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва.2000.- С.60.

Примечания:

Примечаний нет.