Изучение образовательных мотивов студентов специальности «социальная работа»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ У СТУДЕНТОВ 6

1.1. Анализ подходов к специфике высшего образования 6

1.2. Исторический обзор подходов к профессиональному обучению 16

1.3. Индивидуальные особенности формирования мотивации высшего образования 31

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 41

2.1. Описание выборки и методов исследования 41

2.2. Описание результатов исследования 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Введение

Актуальность исследования. Востребованность профессии «социальный работник» в современной социокультурной ситуации России является ответом на социальный заказ, связанный с развитием и максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. Множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины и социальной сферы сегодня невозможно решить без участия специалистов-психологов, обладающих глубокой теоретической подготовкой, широкой гуманитарной эрудицией и свободно владеющих практическими умениями и навыками.

Сформировавшаяся в конце XX века потребность в таких кадрах спровоцировала резкое увеличение количества психологических факультетов в высших учебных заведениях, нацеленных на подготовку психологов в области практической психологии. Однако быстрая и повсеместная коммерциализация психологического образования, отсутствие моделей образования, охватывающих общетеоретическую и прикладную подготовку, неадекватность представлений о будущей профессии абитуриентов, студентов и выпускников психологических факультетов привели к «девальвации» профессии социального работника и сложностям в трудоустройстве кадров.

Подготовка профессиональных социальных работников оставалась предметом длительных дискуссий и поисков многих поколений отечественных психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.А. Артемов, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, М.В. Соколов, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский). Эти исследования позволяют понять, что многие недостатки в профессиональной подготовке социальных работников накапливались постепенно, отражая не только этапы становления психологического знания, специфику оформления дисциплинарного статуса социальной работы, факторы возникновения и развития новой профессии, но и тот социально-политический и социально-экономический контекст, который складывался в российском обществе в различные периоды ее истории.

Серьезной проблемой для сегодняшних выпускников факультетов социальной работы является трудоустройство и адаптация к труду на конкретном рабочем месте. Эта ситуация вызвана неопределенностью представлений выпускников о своем профессиональном будущем. Кроме того, недостаточная мотивация будущей профессиональной деятельности может способствовать снижению мотивации получения знания и результативности учебы.

Таким образом, актуальной проблемой является изучение структуры образовательных мотивов студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

Объектом исследования является структура образовательных мотивов личности.

Предметом исследования является специфика образовательных мотивов студентов специальности «социальная работа», в зависимости от формы обучения.

Целью данной работы является изучение структуры образовательных мотивов студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

Задачи:

1. Анализ специфики учебной мотивации личности.

2. Изучение процесса профессионализации личности.

3. Эмпирическое исследование особенностей образовательных мотивов студентов.

Используемые методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме), практические (анкетирование, статистическая обработка полученных данных.

В исследовании приняли участие 30 студентов, обучающихся по дневной (очной) форме специальности «социальная работа» и 30 студентов, обучающихся на заочной форме.

Гипотезой исследования является предположения о том, что:

1) Образовательные мотивы у студентов специальности «социальная работа» выражены в сравнительно невысокой степени, но у студентов-заочников мотив получения знаний выражен в большей степени, чем у студентов дневного отделения.

2) Направленность на получение знаний у студентов дневной и заочной форм обучения – различается и зависит от потребности применять полученные знания на практике.

Список литературы

1. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. Н.Н.Кузьмин. - М.; Высш. шк. 1989.

2. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз. // Педагогика. №3, 1995.

3. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. // Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1987, №2.

4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки//Педагогика, № 1, 2004.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.; Питер Ком, 1999.

6. Введение в мир труда и профессий. Методическое руководство. Сост. Исламова О.Г. Ижевск, 1997.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

8. Володарская И. А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике // Современная высшая школа. - 1988. - № 2.

9. Диагностика профессионального сознания: Методическая разработка диагностической анкеты профессионального сознания студентов. / Куйбышевский пед инст., Куйбышев, 1989.

10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.; ИНФРА-М, 1997.

11. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987, №4.

12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. Том 18, №6, 1997.

13. Иванов В.Ф. Воспитание мотивов учебной деятельности и самосовершенствования интеллекта у студентов. // В сб. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Чебоксары, 1983.

14. Климов Е.А. Педагогические проблемы профессионального консультирования. М., Знание. 1988.

15. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение. 1977.

16. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования /Доклады 4-1 Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 авг. - 10 сент. 2002 г.). http:www.eidos.ru/cond/2002.

17. Красноженова Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения ин интеллектуального потенциала),1998.

18. Лабунская Н.А. Педагогическое исследование современного студента. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 76 с.

19. Лисовский В.Т. Советское студенчество. М.: высшая школа, 1990. – 304 с.

20. Никонова Н.Н. Влияние социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей на профессиональные намерения учащихся выпускных классов на современном этапе развития общества. Дипломная работа. Ижевск, 1996.

21. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. М., 1991.

22. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических ВУЗов. // Вопросы психологии. №6. 1994.

23. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.; Политиздат, 1990.

24. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. №1, 1988.

25. Социология молодежи. Учебник. /Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., Изд-во СПб. Ун-та, 1996. – 460 с.

26. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. №4, 1990.

27. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.

28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс. 1990.

29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, Питер, 1999.

30. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Примечания:

Примечаний нет.