Изучение потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG

1.1. Понятие потребительского поведения

1.2. Факторы, влияющие на потребительские предпочтения

1.3. Особенности рынка FMCG

Глава 2. Исследование потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG

2.1. База, методы и выборка исследования

2.2. Результаты исследования потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы. Потребительское поведение является формой экономического поведения человека и в полной мере отражает социальный статус группы и личности. Переход России от распределительной системы ресурсов и благ к системе свободного рыночного производства и потребления радикально изменил потребительский рынок товаров и услуг. Изменились условия жизни всех социальных групп и слоев российского общества. Рыночные реформы привели к значительному расслоению российского общества, как по уровню доходов, так и по уровню и качеству жизни. Основной формой поведения населения в условиях глубинной трансформации общества стала адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Изучение потребительского поведения в СССР и затем в России можно разделить на два направления, тесно друг с другом связанных. Первое: изучение категории потребности в рамках социалистического общества и социалистического уклада отношений. Вклад в изучение теоретического аспекта категории потребности внесли Левин Б.М в работе "Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития" (1976 г), Л.Я Баранова "Личные потребности" (1984г), Евстигнеева Л.П. "Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе" (1975г) и др. В рамках этого подхода проводится глубокий анализ потребностей, как общественно-экономической категории, существующей системы удовлетворения потребностей населения в социалистическом обществе и роли данной категории в развитии общественного воспроизводства. [2,16,27]

Второе направление связано непосредственно с изучением потребительского поведения, факторов, обуславливающих его формирование и типологию. Связано оно с работами социологов Здравомыслова А.Г., Овсянникова А.А., Римашевской Н.М, и др.. [19,33] Среди авторов публикаций и научных разработок 90-х годов можно выделить Рябинского Л.С, Заславскую Т.И., Радаева В.В, Рывкину Р.В [18,36,37,38,41], широко известные монографии по теории и практике исследования потребительского поведения, В.И. Алешиной, В.И. Ильина [1,24,25].

Проблемы, затронутые в дипломной работе, имеют огромное актуальное и практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания работы: изучение потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG.

Объектом исследование является потребительское поведение на рынке FMCG

Предмет исследования: особенности потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG

Из цели, объекта и предмета следуют задачи:

1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования

2. Рассмотреть понятие потребительское поведение: его модели, структуру и факторы на него влияющие

3. Изучить особенности рынка FMCG

4. Провести исследование потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG.

5. Проанализировать результаты исследования потребительских предпочтений и сделать основные выводы с использованием расчёта корреляции по непараметрическому (ранговому) коэффициенту корреляции Спирмена .

Гипотезой исследования является предположения, что особенности потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий на рынке FMCG зависят от таких факторов как гендерные особенности, влияние статусных позиций личности, ее самоидентификацию в социально-классовой структуре, культурные и ценностные установки

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные эмпирические результаты и теоретические выводы позволяют внести определенный вклад в развитие знаний о современном потребительском поведении москвичей, как специфической группы потребителей хлебобулочных изделий в условиях рыночной экономики, особенностей формирования ее социальных ценностей и установок, структуре потребностей и степени их удовлетворения.

Методы исследования. Количественные методы - анкетирование, метод математической статистики.

Выборка: В анкетировании участвовали москвичи. Анкетирование проходило методом случайной выборки на улицах г. Москвы. Объем выборки 200 человек.

Структура диплома. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.

Список литературы

1. Алешина В.И. Поведение потребителей. - М., ФАИР-ПРЕСС, 2000- 384 с.

2. Баранова Л.Я Личные потребности. - М., 1984 - 289 с.

3. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. - С. 38-46.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., Рудомино, 1995. - 234 с.

5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. - СПб.: Питер, 2005 - 208 с.

6. Бурдье П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. - С. 67-73

7. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. - 1993. - № 1-2

8. Васильев Г.А. Поведение потребителей.: Учеб. пособие - М.:Вузовский учебник, 2004 - 240 с.

9. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании. М.: ИНИОН, 1988. - 413 с.

10. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990 - 567 c.

11. Веблен Т. Теория праздного класса - M., 1983. - 398 c.

12. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику./ Пер. с английского. Под ред. И.В. Андреевой - СПб:Питер, 2001 - 304 с.

13. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. / Пер. с англ. В. Егорова - М.: ФАИР - ПРЕСС,2002 - 512 с.

14. Гофман. Мода и люди M., 1994

15. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - АСТ, 2004, 602 с.

16. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. - М., 1975г

17. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004.

18. Заславская Т. И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, Наука, 1991

19. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223с.

20. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л.1964. - 356 С.

21. Зозулев А.В. Поведение потребителей. Учеб. пособие - К.:Знания, 2004 -364 с.

22. Иванов Д.В. Феномен потребления: критический подход // Социология потребления. - СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 10 - 24.

23. Ильин В.И. Игра как социальное поведение // Рубеж: альманах социальных исследований. Вып.12. 1998.

24. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

25. Ильин В.И. Потребление в социальном поле // Социология потребления. - СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 25 - 39.

26. Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. 2003. N° 2. С. 124-134.

27. Левин Б.М Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. - М., 1976

28. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательного спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.

29. Маркс К. Капитал. Избранные сочинения. Т.7.М.: Изд-во политической литературы, 1987.

30. Меренков А.В. Социология стереотипов. - .Ек-г, 2001, 567 С.

31. Митоян А.А. Потребительское поведение семей. - М.: Просвещение, 1990

32. Наумов В.Н. Поведение потребителей. Учеб. пособие. - СПб.:Питер, 2002 -187 с.

33. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. -М.: Наука, 1989.

34. Песоцкий Е.А. Реклама и психология потребителя. Ростов н/Д: "Феникс", 2004 - 192 с..

35. Поведение потребителей. Практикум. Пособие / Авт. - сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова - МН.: Новое знание,2002 -123 с.

36. Потребности. Доходы. Потребление. Под. ред. Федоренко Н.П., Римашевской Н.М. М. 1979

37. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы. // СоцИс. 2005. №1, с.5

38. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2004

39. Располин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. - М.: ИВЦ "Маркетинг"; Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000. - 271с.

40. Римашевская Н.М. Моделирование потребительского поведения: теория, метод, эксперимент. М. 1982

41. Рябинский Л.С. Поведение покупателей в условиях рыночной экономики. - М., 1995

42. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

43. Штомпка П. Социальные изменения. М., 1996

44. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999. - 768с

45. Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий компанией "Прорыв" // www.advertology.ru/article55537.php

Примечания:

Примечаний нет.