Изучение путей укрепления семьи как социального аспекта

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 28  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 2

Глава 1. Современное состояние семьи 6

1.1. Семья как базовый социальный институт 6

1.2. Характеристики современной семьи 14

1.3. Российские особенности семьи как социального института 22

Введение

В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социальных преобразований. В отличие от обыкновения, такие социальные преобразования должны быть направлены не на способы и формы воздействия государства на общество, а на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

В условиях социальных преобразований любого свойства существующие социальные институты подвергаются особой опасности. Базовым социальным институтом общества была и остается семья . Таким образом, рискам оказываются подвержены и семейные связи, и, что самое страшное - дети. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Семья , лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то же время и государство, не способствуя своей политикой укреплению семьи, продолжает рассматривать ее как объект управления, принуждения, благодеяния, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, - до тех пор семья не станет институтом , действительно ответственным перед ее членами и обществом в целом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером.

Таким образом, создаваемая новая система должна иметь целью как качественное изменение принципов организации работы, содержания деятельности и технологий, применяемых государством в отношении семьи и детей, так и корректировка системы ценностей самого общества и признание им безусловного приоритета семьи.

Согласно последним данным Госкомстата за 11 месяцев 2001 года население России уменьшилось на 781,8 тыс. человек (это уже с учетом немалого иммиграционного притока населения), в 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся. К моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14% учащихся. Но приобретение последнего времени - детская наркомания, принимающая характер эпидемии, - вполне способно ухудшить и этот показатель.

В цивилизованных странах значительную часть бремени по защите детства берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать значимой силой без заинтересованного содействия со стороны государства. Организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, в России сегодня пока не получают должную поддержку своей деятельности со стороны государства.

Ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов граждан, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Почему низка эффективность многообразной деятельности различных ведомств, государственных учреждений, работающих в сфере детства? Основными причинами являются:

а) отсутствие единой социальной политики в отношении ребенка и семьи, ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность; объективная заинтересованность ведомств в губительной для дела монополизации, в недопущении к своей профессиональной деятельности, а тем самым и к финансовым потокам, конкурентных гражданских инициатив в защиту детства и семьи;

б) отсутствие ресурсов, процедур и кадрового обеспечения органов местного самоуправления - первичного звена в системе принятия решений о форме защиты прав ребенка; создание разрозненных, дублирующих друг друга систем служб помощи при отсутствии четко организованной и обеспеченной в финансовом и кадровом плане системы профилактического социального вмешательства в процессы, происходящие в семье;

в) отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров;

г) реактивность (постоянное запаздывание действий) при работе с детским населением и семьей; основные силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, воспитательной, социальной и т.д., что малопродуктивно и экономически нецелесообразно, но выгодно ведомствам, которые, опять же объективно, заинтересованы в пополнении контингентов дизадаптированных детей для оправдания все новых и новые финансовых запросов и развития коррекционной в широком смысле этого слова системы - интернатов, вспомогательных школ, специальных воспитательных учреждений, реабилитационных центров и т.п.;

д) паллиативный характер реально действующей реабилитационной системы, в которой многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности являются в лучшем случае лишь учреждениями, где концентрируются и бездеятельно содержатся дети, выброшенные из естественной жизни;

е) отсутствие системно оформленной и организованно реализуемой поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а в общем плане - неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи;

ж) государственный монополизм в социальной сфере;

з) субъективизм и, возможно, субъективная заинтересованность в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством.

Необходим концептуально простроенный комплекс действий, нацеленный на организацию усилий всего общества для защиты детства и помощи семье как базовому общественному институту.

Такой комплекс должен иметь, в первую очередь, профилактическую направленность, ставить в качестве задачи создание эффективного пространства:

" развития способности семьи и ребенка к самообеспечению и благополучию; и

" реабилитации для несовершеннолетних группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении в каждом административно-территориальном образовании Российской Федерации, и естественно построенный на основе включения общественных инициатив в качестве части системы защиты детства и прав ребенка.

Целью данной дипломной работы является изучение путей укрепления семьи как социального аспекта.

Задачи:

1. Рассмотреть семью как базовый социальный институт

2. Изучить характеристики современной семьи

3. Рассмотреть российские особенности семьи как социального института

4. Изучить возможности укрепления семейных отношений.

Список литературы

Примечания:

работа не полностью