Изучение путей укрепления семьи как социального аспекта
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 28 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Введение 2 Глава 1. Современное состояние семьи 6 1.1. Семья как базовый социальный институт 6 1.2. Характеристики современной семьи 14 1.3. Российские особенности семьи как социального института 22 В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социальных преобразований. В отличие от обыкновения, такие социальные преобразования должны быть направлены не на способы и формы воздействия государства на общество, а на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В условиях социальных преобразований любого свойства существующие социальные институты подвергаются особой опасности. Базовым социальным институтом общества была и остается семья . Таким образом, рискам оказываются подвержены и семейные связи, и, что самое страшное - дети. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Семья , лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то же время и государство, не способствуя своей политикой укреплению семьи, продолжает рассматривать ее как объект управления, принуждения, благодеяния, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, - до тех пор семья не станет институтом , действительно ответственным перед ее членами и обществом в целом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером. Таким образом, создаваемая новая система должна иметь целью как качественное изменение принципов организации работы, содержания деятельности и технологий, применяемых государством в отношении семьи и детей, так и корректировка системы ценностей самого общества и признание им безусловного приоритета семьи. Согласно последним данным Госкомстата за 11 месяцев 2001 года население России уменьшилось на 781,8 тыс. человек (это уже с учетом немалого иммиграционного притока населения), в 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся. К моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14% учащихся. Но приобретение последнего времени - детская наркомания, принимающая характер эпидемии, - вполне способно ухудшить и этот показатель. В цивилизованных странах значительную часть бремени по защите детства берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать значимой силой без заинтересованного содействия со стороны государства. Организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, в России сегодня пока не получают должную поддержку своей деятельности со стороны государства. Ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов граждан, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий. Почему низка эффективность многообразной деятельности различных ведомств, государственных учреждений, работающих в сфере детства? Основными причинами являются: а) отсутствие единой социальной политики в отношении ребенка и семьи, ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность; объективная заинтересованность ведомств в губительной для дела монополизации, в недопущении к своей профессиональной деятельности, а тем самым и к финансовым потокам, конкурентных гражданских инициатив в защиту детства и семьи; б) отсутствие ресурсов, процедур и кадрового обеспечения органов местного самоуправления - первичного звена в системе принятия решений о форме защиты прав ребенка; создание разрозненных, дублирующих друг друга систем служб помощи при отсутствии четко организованной и обеспеченной в финансовом и кадровом плане системы профилактического социального вмешательства в процессы, происходящие в семье; в) отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров; г) реактивность (постоянное запаздывание действий) при работе с детским населением и семьей; основные силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, воспитательной, социальной и т.д., что малопродуктивно и экономически нецелесообразно, но выгодно ведомствам, которые, опять же объективно, заинтересованы в пополнении контингентов дизадаптированных детей для оправдания все новых и новые финансовых запросов и развития коррекционной в широком смысле этого слова системы - интернатов, вспомогательных школ, специальных воспитательных учреждений, реабилитационных центров и т.п.; д) паллиативный характер реально действующей реабилитационной системы, в которой многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности являются в лучшем случае лишь учреждениями, где концентрируются и бездеятельно содержатся дети, выброшенные из естественной жизни; е) отсутствие системно оформленной и организованно реализуемой поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а в общем плане - неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи; ж) государственный монополизм в социальной сфере; з) субъективизм и, возможно, субъективная заинтересованность в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством. Необходим концептуально простроенный комплекс действий, нацеленный на организацию усилий всего общества для защиты детства и помощи семье как базовому общественному институту. Такой комплекс должен иметь, в первую очередь, профилактическую направленность, ставить в качестве задачи создание эффективного пространства: " развития способности семьи и ребенка к самообеспечению и благополучию; и " реабилитации для несовершеннолетних группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении в каждом административно-территориальном образовании Российской Федерации, и естественно построенный на основе включения общественных инициатив в качестве части системы защиты детства и прав ребенка. Целью данной дипломной работы является изучение путей укрепления семьи как социального аспекта. Задачи: 1. Рассмотреть семью как базовый социальный институт 2. Изучить характеристики современной семьи 3. Рассмотреть российские особенности семьи как социального института 4. Изучить возможности укрепления семейных отношений. работа не полностью
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: