КВН как массовое молодежное движение

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Подходы к организации досуга молодёжи.……………….. 7

1.1. Специфика организации молодёжного досуга.………………… 7

1.2. Потребности молодежи в досуге………………………………… 29

Глава 2. КВН как массовое молодежное движение…………………. 37

2.1. Роль интеллектуальной и творческой игры КВН в формировании активной позиции молодёжи…………………………………….……… 37

2.2. Принцип преемственности поколений игроков КВН, на примере взаимодействия школа – вуз……………………………………………43

Глава 3. Разработка программы развития интеллектуального и творческого потенциала молодёжи (на примере образовательного учреждения «Центр образования №1048»)

Заключение……………………………………………………………… 59

Список литературы………………………………………………………62

Приложения………………………………………………………………67

Введение

Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи. Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентации в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Проблема досуга не является новой в науке. Она занимала умы еще античных мыслителей. Как показал анализ, она достаточно широко была представлена в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно начиная с XIX века (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ж; Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р. Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, Г.П.Орлов, Э.В. Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Е.Н.Федина и др.). Всесторонность трактовки досуга позволила дать его модельное представление в форме семантико-сетевой модели, в которой вскрываются его сущностные целостности, атрибуты, функции.

Культурное пространство оказывает воздействие на развитие и формирование личности, поскольку не только создает условия для удовлетворения досуговых потребностей, но и через ценностно-ориентационную составляющую влияет на их формирование. При этом оно изменяется и само – преобразуется под влиянием творческой активности человека. В этой связи необходимо также рассмотреть появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи, что и позволит проанализировать взаимовлияние социокультурной среды и деятельности молодежи на досуге.

Современный вопрос организации досуга молодежи рассматривается многими исследователями. Это объясняется тем, что деятельность традиционных центров культурной жизни (театров, кинотеатров, Домов и Дворцов культуры) претерпевает в настоящее время существенные изменения. Имеется большое число диссертационных исследований, научных статей, монографий, посвященных этой проблеме, среди которых можно отметить работы В. Н. Болховитинова, Л.Г.Брылевой, Г.Н.Будановой, Е.Н.Вороновой, Л.Г.Генералова. Ю.А.Грибкова, В.М.Клюева, В.Е.Новаторова, С.В.Шишкина и др.

В сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

Объект исследования – современная творческая молодежь.

Предмет исследования – организация досуга молодежи, способствующего развитию интеллектуального и творческого потенциала молодёжи.

Цель работы заключается в изучении особенностей организации досуга молодежи на примере российской традиционной формы досуга творческой молодёжи - КВН. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

- рассмотреть подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи в досуговой сфере;

- выявить роль интеллектуальной и творческой игры КВН в формировании социально-активной позиции молодежи;

- обосновать принцип преемственности поколений игроков КВН на примере взаимодействия школа-вуз

- разработать программу развития интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Школьное движение КВН»

Теоретическая база – вопросам изучения организации досуга молодежи посвящены труды многих современных ученых. Среди них Р.Н. Азарова, А.Д. Жарков, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Ю.Д. Красильников, Э.В. Соколов, А.В. Шаронов, С.А. Шмаков, Б.А. Титов, Н.Н. Ярошенко и др.

Многочисленные проявления молодежной культуры (субкультуры) в организациях исследовали В. Левичева, В. Сергеев, А. Шендрик, С. Щеглова. А. Ковалева и В. Луков рассматривали молодежные объединения как способ интеграции молодежи в институциональное общество, форму конструирования реальности, некий «трамплин», позволяющим смягчить неизбежную травматичность адаптации молодых людей к взрослому миру. В контексте темы выделяются исследования А. Здравомыслова, Г. Ентелиса, С. Цымбаленко, А. Шарипова, М. Мчедлова, Д. Щипановой, В. Шапинского и др. авторов.

Несмотря на наличие значительного числа исследований в области досуга молодежи, представленные труды не в полной мере раскрывают подходы к его организации в условиях большого города. До сих пор остается малоизученной специфика мегаполиса как социальной системы, способной оказывать существенное влияние на процесс эффективной организации досуга молодежи.

Методы исследования – теоретические: изучение, анализ, сравнение научной и периодической литературы, анализ существующих источников базы по рассмотренной проблематике; эмпирические: контент-анализ, анализ мероприятий проводимых учреждением, метод включённого наблюдения и диагностики.

Гипотеза исследования: Организация досуговой деятельности молодежи в форме КВН, будет способствовать формированию активной жизненной позиции молодёжи, если:

- будет учитывать потребности молодёжи в досуге.

- будет основываться на игровых формах с учетом лучших образцов смеховой культуры, театрального и эстрадного искусства и традиций КВН, направленных на командный успех и личностное самоопределение.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в выработке конкретных рекомендаций и решений в области разработки и реализации отдельных аспектов организации молодежного досуга. Обоснованные в работе положения смогут расширить теоретические основы исследования творчества и интеллектуального развитии молодежи как социального феномена, будут способствовать становлению специальной теории молодежи.

Содержание работы – дипломное исследование состоит из введения, двух глав, подпунктов по главам, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 60 источников и приложений.

Структура работы обусловлена целью и предметом выпускной работы, определена в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач и направлена на обоснование выдвигаемых в дипломе положений и выводов.

Список литературы

1. Акимова Л.А. Социология досуга. М., 2003 С. 56-70

2. Бабонов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Минск: Тетра-Системс, 2001 С. 43-45

3. Басилая А.А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений. - Екатеринбург, 2006. - 15 С.

4. Вальтер М.А. Культурно-досуговая деятельность и её влияние на формирование личности студента. - Барнаул: Издательство Алтайского политехнического колледжа, 2002. - С. 11.

5. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга – К.: Наукова думка, 2001. – 72 С.

6. Волков Ю.Г. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов на Дону., 2001. С. 56-58

7. ВоловикА.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. / Моск. гос. псих.-пед. ин –т.-М.: Изд-во “Флинта”, 2002. с.86

8. Есаков В.А. Мегаполис и его культура. М.: Альфа-М, 2008. С. 78-79.

9. Захарченко, А.Е. Досуг студенческой молодежи как социально - культурная деятельность (на материале игры в КВН). / А.Е. Захарченко // Гуманизация образования. Сочи – №4 - 2007

10. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001.- С. 678.

11. Информационно-аналитический сборник Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы «Молодежь Москвы: история и современность (по материалам социологических исследований).- М., 2003

12. Как делается КВН/С. Осташко, 2-е изд., Одесса – 2001. – 65с.

13. КВН для самоваров: Практическое пособие / Составитель А. Шемет - Житомир, 2000. – 115с.

14. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999. – 196 с.

15. Кузнецова И.Ю. Молодежная политика и молодежная культура: социализация молодежи на рубеже веков. – Краснодар, 2000. С. 78.

16. Культура досуга / В. М. Пич и др. – К. : Изд-во КГУ, 2006. – 239 с.

17. Маршак А.Л. Социология. М.: Высшая школа, 2002. – 318 с.

18. Молодёжь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. М., 2004. – 318 с.

19. Марфин М. и Чивурин А. Что такое КВН / 3-е изд., Симферополь, 2003. – 195с.

20. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. 2007 г. // Аналитический доклад, подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: 2008. – 26 с.

21. Молодежь России: тенденции, перспективы.- М.: Молодая гвардия, 2003

22. Молодежь. Образование. Карьера: материалы Междуна¬родной научной конференции. Красноярск, 27–29 октября 2008 года / отв. ред. Л.В. Шкерина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 284 с.

23. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие.- М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. – с. 148

24. Муханова М.Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи/ Модернизация социальной структуры российского общества // Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 271

25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // Изд.-во Оникс, Мир и Образование, 2008 г.

26. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды : Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.

27. Положение молодёжи в Российской Федерации и государственная молодёжная политика. Государственный доклад. М„ 2008.

28. Пелевин В. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000. С. 156-190.

29. Приоритетный национальный проект "Образование" / Талантливая молодежь – 2009.

30. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 57.

31. Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: Автореф. дисс. … кандид. филос. наук. – М., 2006

32. Социология молодёжи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С. – Петербургского университет, 2004. — 460 с.

33. Стивенсон С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический журнал, 2000, № 3/4. С. 45.

34. Трегубов Б. А. Свободное время молодёжи: сущность, типология, управление / Калининградский ун-т – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. – 154 с.

35. Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40-44

36. Хазанов В. Е. Социально-психологический портрет современного студента. - М. 2008. – С. 54.

37. Шепель В.М. Воспитание личности. - М. 2005. – С. 36

38. Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха: СТЭМ и КВН. – М. : Гос. ин-т искусствознания, 2005. – 176 с

Журналы

39. Азарова Р. Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. - 2003. - N 10. - С. 19-21

40. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Культура: молодежь и современность // Теория и практика молодежной культуры. 2005, №5.

41. Ватормин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования.- 2000.- № 6;

42. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 2004, Т. 68, № 6. С. 56-69.

43. Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи / В.И.Добрынина, Т.Н.Кухтевич // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2003. - N 4. - С.166-177

44. Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи // Социол. исслед. - 2002. - N 9. - С.128-131

45. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс: Социол. исслед. - 2003. - N 4. - С.42-51

46. Карпухин О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования.- 2004.- № 12

47. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс, 2003, № 1. С. 32-39.

48. Куприянов Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Аналитический вестник № 15. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества.- М., 2004.

49. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. 2000. - Т.П. - Вып.1(2).

50. Мандрика А., Тютюнников Б.Я. Формирование культуры общения молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. –Краснодар, 2000. Вып. 5. С. 135-146.

51. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социс. - 2002. — № 10. - С. 90.

52. Писковый В. Страна — КВН // Зеркало недели. – 2005. – 18–24 янв. (№ 2).

53. Пыжиков А. Социально-психологические аспекты общественной жизни в годы «оттепели» // Свободная мысль–ХХІ. – 2003. – № 6. – С. 103-110.

54. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 1

55. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс, 2002, № 1. С. 67-73.

56. Сунгатуллина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2002. - N 3. - С.158-163

57. Тютюнников Б.Я., Цыбулина О.А. Современная проблематика молодежного досуга // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. – Краснодар, 2005. Вып.2. С. 159.

58. Щуплов А. Как стать КВН-гуру (Очаровательные игры для постсоветской буржуазии) // Независимая газета. – 2001

Интернет-источники

59. Бавильский Д. Прохождение тени или вскрытие приёма // www.russ.ru [«Русский Журнал» – ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе]. – 2001.

60. Сезон + Турнир десяти // www.amik.ru [веб-сайт МС КВН].

61. Федеральная программа развития школьного КВН // www.kvn-tv.ru [Образовательный сервер КВН-ТВ и Международной школьной лиги КВН].

Примечания:

Примечаний нет.