Методика формирования геометрических представлений у дошкольников е353222

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 73  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Старший дошкольный возраст: индивидуальность и ее развитие 6

1.1. Сознание как психолого-педагогическая категория. 6

Возрастные особенности дошкольников старшего возраста 9

1.3 Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия 20

1.4 Развитие индивидуальности дошкольника при формировании геометрических представлений 21

Глава 2. Методика формирования геометрических представлений у дошкольников 26

2.1. Роль и место геометрических знаний 26

2.2. Цели и задачи формирования геометрических представлений у дошкольников 28

2.3. Условия формирования геометрических представлений 37

2.4. Формирование геометрических представлений в процессе общения с дошкольниками 45

2.5. Роль игры в формировании геометрических представлений 51

Глава 3. Экспериментальное исследование формирования геометрических представлений. 56

3.1. Организация и результаты педагогического эксперимента. 56

Заключение 68

Литература 72

Введение

Наш век - век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит ко все большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непростую задачу организации передачи этого массива накопленного цивилизацией. По-видимому, решить ее удастся лишь одновременно и количественно (удлинение сроков обучения), так и качественно (переструктурирование учебного материала) изменяя сложившуюся систему образования. Необходимы не только усиление межпредметных связей, усиление логической структуры учебной программы, но и грамотное, не в ущерб личности и физическому здоровью ребенка. Образование должно начинаться теперь много раньше традиционного школьного возраста, что и происходит. Очевидно, что сдвиг нижней границы в образовании требует принципиально новых подходов, методик обучения, которые были бы эффективны для детей 5 -7 лет, и педагогическая практика откликается на такую необходимость, в то время как педагогическая теория более инертна. Требуется осмысление накопленных в практике знаний и формирование специфической области педагогики, посвященной обучению, образованию детей от трех лет.

Ряд исследований показывает, что использование геометрической интерпретации многих математических задач облегчает их понимание и решение [1, 6, 16, 17, 18, 25], а так же то, что база для навыков геометрического подхода в математике закладывается очень рано [1, 2, 4, 5, 18, 30]. Следовательно, обучение началам геометрии старших дошкольников необходимая база для дальнейшего обучения. Между тем именно ей уделяется недостаточное внимание. Геометрию как предмет начинают изучать очень поздно, в старших классах, и чаще всего - по "остаточному" принципу, когда основные ресурсы времени, сил тратятся на алгебру, а на геометрию не только изначально отводится меньше времени, но при необходимости за ее счет увеличивается количество часов для алгебры. До введения геометрии как предмета использование элементов геометрии в значительной степени зависит от инициативы учителя. Чаще всего она минимальна, поэтому, как нам кажется, среди школьных предметов геометрия в глазах учащихся стоит особняком и имеет репутацию сложного предмета. Все вышесказанное приводит нас к мысли о теоретической и практической актуальности исследования процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

Объектом нашего исследования выступают процесс формирования геометрических представлений у детей. Предметом же выступают особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования является изучить в теории и на практике особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что, выбрав адекватные возрасту методические приемы, можно целенаправленно формировать у старших дошкольников систему геометрических представлений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. изучение и анализ литературы по проблеме развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

2. разработка программы исследования и развития системы геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

3. экспериментальное изучение указанной системы и проведение развивающих занятий;

4. анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по обучению дошкольников понятию сохранения.

Основным методом исследования бы

Список литературы

20. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1939.

21. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. - М.,1988.

22. Леушина А.. М. Обучение счёту в детском саду. - М. 1961.

23. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л., 1964.

24. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.

25. Малахова Л.Н Интерактивное значение психогимнастики в онтогенезе человека. / Под ред. О. П. Елисеева. - СПб., 2000.- 100 с.

26. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике, 1955. - М.

27. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984.

28. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М., 1920.

29. Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М. - Л., 1990.

30. Непомнящая Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М., 1983.

31. Носова Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л. : 1990.

32. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления- М., 1972.

33. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. А. Вегнер. - М., 1988.

34. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М., 1981.

Примечания:

Примечаний нет.