молодежь в социальной структуре общества

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1: Социальная сущность понятия “молодежь” 6

1.1. Определение понятия “молодежь” 6

1.2. Молодежь как социальное явление 10

Глава 2. Оценка положения молодежи в социальной структуре общества 13

2.1. Молодежь и современное общество 13

2.2. Жизненные стратегии молодежи 15

2.3. Проблемы социализации молодежи 21

2.4. Социологические исследования взаимодействия молодежи и общества 29

Глава 3. Социальное обследование Российской молодежи 39

Список литературы 63

Введение

Введение

Кризисные явления, возникшие в российском обществе в 90-х годах, побудили общественное сознание к поиску эффективных путей их преодоления. Перед обществом в целом и перед каждым человеком в отдельности встают задачи оценки предшествующей эпохи, определения путей дальнейшего развития. В этих условиях приобретает особое значение процесс согласования и сбалансированности интересов всех социальных групп российского общества, который, конечно, не может происходить однозначным образом, прежде всего, по причине многообразия спектра социальных интересов: политических, экономических, духовных, культурных и т.д. Другой причиной, обусловливающей высоту согласования интересов граждан России, является уровень их культуры (политической, экономической, духовной и т.д.), без которой найти приемлемый консенсус интересов социальных групп представляется невозможным.

Исходя из этого к числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относятся проблемы молодежной политики в стране и социальной поддержки молодежи. Изменения социального положения различных групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись и тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе и молодежи. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Социальная работа с молодежью в России, как во всех развитых странах мира, является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики оформилась на рубеже 80 - 90 -х гг. В настоящее время курс проводится с учетом современных тенденций и реалий.

Для достижения целей государственной молодежной политики (например, таких как содействие социальному, культурному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодежи и т.д.) проводится поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих сферах - правовой, в сфере труда и занятости, в сфере социальных услуг и поддержки семьи, в сфере развития молодежи и поддержке талантов, международных обменов и других. В социальной работе с молодежью ведущими проблемами следует признать: проблему молодежной безработицы и занятости, молодежной девиантности, досуга, молодежной миграции, поддержки молодой семьи, переживание кризисной ситуации в юности и ряд других острых вопросов. Социальная работа с молодежью направлена, прежде всего, на решение обозначенных проблем.

Именно данный факт обуславливает актуальность рассматриваемой темы, так для проведения эффективной работы с молодежью просто необходимо исследовать социальное самочувствие молодежи на современном этапе.

Стоит отметить, что тема получила достаточную разработанность как в теоретических исследованиях, так и практических социологических обследованиях молодежи.

Цель написания дипломной работы- как закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, так и овладение практическими навыками анализа литературы, сопоставления фактов, а также формулирования выводов по итогам исследования.

Объект исследования- молодежь России как социальная группа.

Задачи данного исследования- во-первых, определить теоретическую сущность понятия “молодежь”, социальный смысл данного понятия. Во-вторых, на основе анализа показать роль современной молодежи в обществе, и, наконец, в-третьих, проанализировать социальное самочувствие молодежи на основе проведенных социологических исследований. В соответствии с задачами сформирована и структура данной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях, так и в практической социальной работе с молодежью.

Список литературы

Список литературы

1.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П. Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие./ Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-дону.: Феникс, 2001. - 576 с.

2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации//Социс. - 2002. - № 10.

3. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. - М., 1999.

4. Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи Севера// Социс. - 2002. - № 9.

5. Камышанова И.В. Социально-психологическое сопровождение поло ролевой социализации молодежи// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 57 - 66.

6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальная траектория// Социс. - 2003. - № 1. С. 109.

7. Ковалева А.И., Луков В.А. Социализация молодежи: теоретические вопросы. - М.: 1999.

8. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. - М.: 1999.

9. Лисовский В.Т. "Отцы" и "дети": за диалог в отношениях// Социс. - 2002. - № 7.

10. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социс. - 2002. - № 10.

11. Морозова Е.Н. Городские подростки - мойщики машин (теневой труд как фактор социализации)// Социс. - 2003. - № 4. С. 138.

12. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан// Социс. - 2002. - № 10.

13.Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация)// Социс. - 2002. - № 1.

14. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи// Социс. - 2002. - № 5.

15.Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи// Социс. - 2002. - № 1.

16.Соколов А.В., Щербаков И.О. Ценностные ориентации постсоветского студенчества// Социс. - 2003. - № 1.

17. Социальная работа: Учеб. Пособие. - 2-е изд. – Ростов-на-дону.: Феникс, 2003. - 480 с.

18. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. - М., 1995.

19. Технологии социальной работы/ Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2001.

20.Щеглова С.Н "Своя" комната как артефакт молодежной субкультуры//Социс. - 2003. - № 3. С. 119.

21. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато АСТ, 1996. - 592 с.

22. Эриксон Э Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. Гр. "Прогресс". – 1996

Примечания:

Примечаний нет.