Народные традиции как фактор социализации личности подростков

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 85  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава I. Социально-педагогическое сопровождение процесса социализации личности подростка

1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогического сопровождения процесса социализации личности подростка

1.2. Социальная адаптация как механизм становления подростка и его социализации

1.3.Сущность и содержание социально-педагогического сопровождения процесса социализации подростков

Глава II. Обоснование модели социально-педагогического сопровождения процесса социализации подростков

2.1.Характеристика модели социально-педагогического сопровождения процесса социализации подростков

2.2. Критерии эффективности реализации социально-педагогической модели и анализ факторов, обеспечивающих эффективность решения проблемы

2.3. Основные мероприятия по реализации социально-педагогической модели сопровождения процесса социализации личности подростка

Глава III. Пути повышения эффективности организации социально-педагогического сопровождения подростков в процессе их социализации

3.1. Диагностика социально-педагогических проблем подростков

3.2.Внедрение инновационных технологий социально-педагогического сопровождения подростков в процесс их социализации

3.3. Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогического сопровождения детей

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение

Взаимоотношения личности и общества зависят от множества факторов и складываются по-разному. Гармоничность этих отношений зависит от эффективности адаптации личности к условиям общественной среды.

Проблемы взаимоотношений личности и общества, адаптации к условиям окружающей среды чрезвычайно актуальны. Они относятся к разряду всемирных, так как значимы не только для отдельных стран, обществ, регионов мира, а для всего населения планеты.

Изучение фактов, влияющих на адаптационные процессы, позволяет использовать результаты этих исследований в разных сферах жизни и науки: педагогике, генетике, спорте, эволюционной морфологии, эмбриологии, археологии, приматологии и других. Эти данные позволяют управлять многими процессами и социальными явлениями.

Общество и живущие в нем люди должны обрести духовность, следовать определенным ценностям, все совершать по совести и по справедливости во имя благополучия страны, общего блага. Мораль, нравственные ценности и идеология должны стать реальными регуляторами общественной жизни. Ценностное отношение человека к действительности связано с определением значимости тех или иных объектов, окружающих человека, для его жизни и дея¬тельности.

Для того, чтобы социализация членов общества осуществлялась в этом направлении, необходимо использовать сложившиеся в народе традиции, опыт, накопленные в течение длительного времени.

«Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, образ действия, обычаи)» .

Традицию, воз¬можно, удобнее всего было бы определить как обыденную символизацию моделей социального порядка и совокупность кодов, контуров, которые определяют пределы устроения культурного порядка, принадлеж¬ность к нему и его границы, которыми очерчиваются связанные с этим порядком цели и поведенческие модели; традицию можно также рассматривать как способ оценивания санкционированности и легитим¬ности культурного и социального порядка, как в целом, так и отдельных его составляющих.

Формированию традиции предшествует формиро¬вание в сознании человека некой новой модели мироз¬дания, включающей представление как о мире в це¬лом, так и о его социальном и культурном устроении в особенности. Установление этих ценностно-космологи¬ческих иерархий, этого порядка бытия оказывает, в свою очередь, влияние на институциональные и пове¬денческие модели, принятые в данном обществе.

Во-первых, это происходит посредством формирования определенной совокупности жизненных целей и средств к их достижению, из числа которых члену общества и приходится делать свой выбор. Ведь цели и стремле¬ния, считающиеся допустимыми в рамках той или иной культурной модели, конечно же, ограничены. То, что поощряется в одних культурах, наказуемо в других. Кроме того, эти цели как бы ранжированы друг по отношению к другу, одни считаются более престиж¬ными, другие - менее.

Во-вторых, указанное выше влияние осуществляется посредством создания опре¬деленных механизмов регулирования распределения ресурсов общества, моделей обмена и взаимодействия, которые относятся к большинству институциональных сфер данного общества.

Как писал С. Эйзенштадт в одной из своих недав¬них работ, «трансформация религиозных и культурных верований в «законы» или «нормы» социального по¬рядка осуществляется через деятельность создателей проектов социального переустройства, которые груп¬пируются в конкурирующие или сотрудничающие друг с другом элиты и деятельность которых не ограничи¬вается лишь сферой власти.

Институциализация ука¬занных культурных представлений, осуществляющая¬ся через социальные процессы и механизмы контроля, равно как и их «воспроизводство» в пространстве и во времени, неизбежно порождают в обществе напряжен¬ность и конфликты, движения протеста и процессы изменений, что создает почву для пересмотра самих исходных посылок. Таким образом, две функции куль¬туры - поддержание порядка и изменение порядка - представляют две стороны одной медали. Но между ними вовсе нет фундаментального противоречия; обе они являются неотъемлемыми частями символической сферы социальной системы.

Потенциал изменений и трансформаций не является чем-то случайным или внешним по отношению к культуре. Он имплицитно присутствует во взаимодействии культуры и социаль¬ной структуры, представляющих собой парный эле¬мент конструирования социального порядка. Именно потому, что символические компоненты включены в процесс конструирования и поддержания социально¬го порядка, они тоже заключают в себе ростки социальных трансформаций.

По мнению С. Эйзенштадта, «традиционное обще¬ство постоянно меняется» , и изменения эти могут быть как малыми, так и глобальными, связанными с трансфор¬мацией всего социального каркаса общества. В традиции присутствуют в двуединстве креативная и консерватив¬ная составляющие. Первая связана с потенцией тради¬ции к экспансии, происходящей как на структурном, так и на символическом уровне социальной жизни. На структурном уровне она (экспансия) выражается в попытке изменить границы групп, организаций и соци¬альных систем, во взаимодействии между этими грани¬цами и в возможности развития новых ресурсов и новых уровней структурной дифференциации. На символичес¬ком уровне она дана в комбинированной возможности расширения, рационализации и развития новых измере¬ний человеческого существования и новых аспектов су¬ществующих измерений». Консервативная составляю¬щая связана с институциализацией традиции.

Итак, С. Эйзенштадт считал, что «в традиции тесно переплетены между собой креативные и стабилизиру¬ющие элементы, и те и другие являются составными частями единой традиции. Порой он отмечал то, что во внутренней структуре традиции консервативные и креативные элементы неразделимо слиты и об их раз¬личии можно говорить только, когда речь заходит о внешних проявлениях традиции. Однако во внешнем своем проявлении они могут даже как бы противосто¬ять друг другу» .

Цель дипломной работы – рассмотреть народные традиции как фактор социализации подростков.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт социально-педагогического сопровождения процесса социализации личности подростка;

- охарактеризовать социальную адаптацию как механизм становления подростка и его социализации;

- раскрыть содержание социально-педагогического сопровождения процесса социализации подростков;

- обоснование модели социально-педагогического сопровождения процесса социализации подростков;

- наметить пути повышения эффективности организации социально-педагогического сопровождения подростков в процессе их социализации.

Объект рассмотрения – процесс социализации подростков.

Предмет исследования – народные традиции как фактор социализации подростков.

Работа состоит из введения, трех частей и заключения. В первой части работы анализируется опыт социально-педагогического сопровождения процесса социализации личности подростка. Вторая часть посвящена обоснованию модели социально-педагогического сопровождения В третьей разрабатываются меры по повышению эффективности организации социально-педагогического сопровождения подростков в процессе их социализации.

Результаты работы могут быть использованы в практике воспитания и обучения детей подросткового возраста.

Список литературы

1. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. – С. 76 – 82

2.Баранова Г. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // Социальная педагогика. – 2006. - № 4. – С. 47- 54

3.Воздвиженский С. Герои Калевалы. Социально-педагогический проект работы с «трудными» подростками // Социальная педагогика. - № 3. – 2006. – С. 53 - 64

4.Горшков М.К. Социальный портрет современной российской молодежи в контексте глобализации // Социальная политика и социология. – 2007. - № 4. – С. 22-26

5.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Социологические .исследования.- 1991. - № 4. – С. 18-24

6.Игнаткина М. Приобщение к культуре народа как основа патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. – 2007. - № 10. – С. 7-9

7.Итиуридзе Л.А. Российское общество как объект политико-социологического проектирования // Социальная политика и социология. – 2007. - № 3. – С. 19-23

8.Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПБ., 1999

9.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003

10.Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 61-75

11.Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: На Воробьевых, 1995

12.Кудрявцев В.Н. Исследовательская проблема - социальные отклонения // Социологические исследования. – 1983. - № 2

13.Луховицкий В. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории. – М.: Чистые пруды, 2008

14.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб., 1997

15.Никитюк Б.А. Интегративные подходы в возрастной и спортивной антропологии. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999

16.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. – М., 2001

17.Приступа Е.Н. Воспитание социально-здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. – 2006. - № 1. – С. 107-112

18.Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.- М., 1993

19.Радынова О.П. Колыбельные русских и зарубежных композиторов. – М.: Гном, 2000

20.Соколова О.В. Концепции социальной адаптации: виды, уровни, этапы // Социальная политика и социология. – 2007. - № 2. – С. 132-141

21.Социально-культурная деятельность как воспитательный процесс // Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. – Орел, 2000

22.Самара Г.Н. Социально-культурная адаптация в современном обществе // Вестник МУ. – Серия 18. – 2006. - № 3. – С. 72-78

23.Степанов П. Подростки // социальная педагогика. – 2006. - № 4. – С. 75-82

24.Степихова В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания // Социальная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 31-36

25.Струк Е.Н. Социальная адаптация к инновационным изменениям в современном обществе // Вестник МУ. – Серия 18. – 2007. - № 2. – С. 119-124

26.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001. – С. 48

27.Тихонова С.В. Социальное пространство: глобализация и отчуждение // Социальная политика и социология. – 2007. - № 4. – С. 33-38

28.Фролов С.С. Социология. – М., 2000

29. Шарабашкина С. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков // Социальная педагогика. – 2006. - № 3. – С. 63-67

30.Щуркова Н. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики асоциального поведения // Социальная педагогика. – 2006. - № 3. – С. 47 - 52

Примечания:

Примечаний нет.