ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ецу42311

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 102  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………...7

1.1. ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………7

1.2. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ И ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ……………………..21

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.…………………………………………………...32

2.1. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ……………………………………...……...32

2.2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………………………………...……...43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...65ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..67

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..71

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г Румянцева), в том числе и рассматривавших особенности делинквентного поведения (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, Н.А. Невский и др.).

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками вычленяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр.

Объект исследования - учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования - агрессивные проявления детей подросткового возраста

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении основных направлений работы с агрессивными проявлениями учащихся подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему агрессивности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить проявления агрессивности в личностных характеристиках подростков.

3. Определить основные направления деятельности психологической службы с агрессивными подростками.

4. Составить программу профилактики и коррекции агрессивных проявлений детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что:

- причины проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее - существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях;

- оптимизация профилактики и коррекции агрессивных проявлений может быть достигнута своевременной диагностикой на начальных этапах развития агрессивности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического, психологического

Список литературы

Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики. - Киев, 1991.

38. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

39. Практикум по играм с детьми и подростками /под ред. М.Р. Битяновой, - СПб, 2002.

40. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1994.

41. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия /сост К.В. Сельченок. - Минск, 2003.

42. Психолого-образовательные практики / под ред. С.В. Недбаевой. - Армавир, 1998. - 377с.

43. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., 1990.

44. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

45. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5.

46. Ремезедова И.Г. Проблема агрессии в человеческой природе. //ВВШ , 1999, №3.

47. Романов Н.Г. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М., 2001.

48. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6.

49. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

50. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и в

Примечания:

Примечаний нет.