Проблемы обучения дошкольников с отставанием интеллектуального развития е353222

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 95  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с отставанием интеллектуального развития 5

1.2. Проблемы обучения дошкольников с отставанием интеллектуального развития 19

1.3. Основные принципы обучения 25

1.4. Методы обучения 39

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 51

2.1.Учебная деятельность, её значение и место в работе с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития 51

2.2. Уровни развития учебной деятельности 53

2.2.1. Обучение письму 54

2.2.2. Обучение решению некоторых видов простых задач 56

2.3. Особенности учебной деятельности дошкольников с отставанием интеллектуального развития и пути её нормализации 65

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ VIII ВИДА 73

3.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике готовности к обучению в школе VIII вида 73

3.2.Цели, задачи и актуальность исследования интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида 76

3.3. Ход исследования и анализ результатов 78

3.4. Выводы по исследованию и рекомендации, направленные на развитие мышления 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Список литературы 90

Приложение №1. 94

Приложение №2 96

Введение

Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:

" Значимостью процесса коррекционно - педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида для всей их дальнейшей жизнедеятельности.

" Недостаточным рассмотрением вопроса о коррекционно - педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида в современной психолого - педагогической литературе.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно - педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида.

Задачи данной дипломной работы:

1. Произвести литературный обзор специфики коррекционно - педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.

2. Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно - педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.

3. Провести экспериментальное исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.

Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы процесса коррекционно - педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида и в проведении практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида..

Основная цель нашего исследования - выявление уровня готовности мышления дошкольника к обучению в школе VIII вида.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: степень готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида будет существенно выше, чем у детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.

В своей экспериментальной части мы ставим следующие задачи:

1. Изучение и анализ психологической литературы по данной тематике.

2. Подбор методик.

3. Разработка рекомендаций, направленных на развитие мышления необходимого для успешного усвоения учебного материала в специальной школе.

Объектом исследования явились дети подготовительной группы в детском саде VIII вида.

Предмет исследования - различие между степенью готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида и детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.

Методы исследования:

" обзорно-аналитический.

" математико-статистический.

" тестирование.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности олигофренопедагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.

Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения.

Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы.

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с отставанием интеллектуального развития

В данном разделе мы рассмотрим вопрос о психолого-педагогической характеристике дошкольников с отставанием интеллектуального развития. Следует отметить, что систематическое психолого- педагогическое изучение детей с задержкой интеллектуального развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы.

Было установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявление. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия. [21, с. 16].

У всех детей с задержкой интеллектуального разви

Список литературы

20. Замский X. С. Интеллектуально отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е.К.Грачевой. - М., 1995.

21. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998 (Серия "Психологи отечества").

22. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. - М., 1998.

23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.

25. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, под ред. Данилкина, Л., 1974 г.

26. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях, Л., 1985 г.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.

30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2003.

32. Леонтьев А.Н. Принципы интеллектуального развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. - М., 1997.

33. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак.

Примечания:

Примечаний нет.