СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ-СОЦИОЛОГОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 55  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Оглавление………………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Методологические основания изучения стратегий трудоустройства.

Изучение проблем трудоустройства в рамках социологии труда……………………

§ 1. Концептуализация основных понятий «труд», «рынок труда», «образовательные услуги».

Принципы построения методологических основ социологии труда………………….

§ 2. Теоретические основания изучения стратегий трудоустройства.

Понятие труда в аспекте изучения проблем трудоустройства…………………………

Глава 2. Исследование проблем трудоустройства в российской социологии…………

§ 1. Рынок труда и профессиональное образование …………………………………

§ 2. Послевузовские ожидания студентов в аспекте трудоустройства……………..

Заключение……………………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………………...

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Реалии сегодняшнего дня породили новые требования к экономическому поведению населения. Как молодежь самоопределяется в новых социально-экономических условиях – это вопрос, ответ на который необходим не только ученым. Экономические успехи общества во многом зависят от выраженности у людей мотивации достижения. В этой связи логично предположить, что радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию адекватного отношения к труду, чтобы достичь нового качества жизни. В трудовой этике как доминанте жизненных ценностей и поведенческих приоритетов происходят определенные изменения. Выпускники вузов планируют предложить на рынке труда прежде всего свою будущую высокую квалификацию в качестве “собственноресурсного” дивиденда занятия определенного статуса (старта).

Актуальность исследования. Несмотря на то, что Россия начала рыночные реформы уже более 10 лет назад, многие рынки в рамках ее экономики все еще находятся на стадии формирования. Постепенно формируется понимание необходимости развития иных отраслей, кроме добывающих. Однако современная российская экономика по большей части все еще лишена многих черт, являющихся необходимыми и неотъемлемыми в странах, ушедших по данному пути дальше России.

В частности, значительное число руководителей предприятий и фирм на сегодняшний день в лучшем случае только начали понимать важность той роли, которую может играть в их бизнесе социология в её различных формах. Бизнес сегодня живет под влиянием сиюминутных потребностей, он редко заглядывает в будущее. Социология воспринимается как возможность потратить деньги без получения адекватной отдачи, как дорогостоящая игрушка, которую могут себе позволить только самые успешные. Она не воспринимается как компонент успеха – как один из его атрибутов, возможно, но не более того. Такой подход пусть и не является всеобщим, однако имеет немало сторонников.

В связи с этим многие из тех, кто выбрал в качестве своей профессии именно социологию, сталкиваются с целым рядом очевидных трудностей. Они зачастую вынуждены доказывать, что они нужны, объяснять, почему результаты их труда нельзя ощутить немедленно, как только они были оплачены. Иногда они просто не видят потенциальных заказчиков, укрепляясь во мнении, что российский бизнес пока что настроен пользоваться исключительно «дедовскими» методами.

Описанные проблемы, хотя и в несколько ином воплощении, характерны не только для коммерческой области применения социологии.

В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее, они, выходящие на рынок, а не те, кто уже достаточно давно на нем присутствует и сумел адаптироваться к его реалиям. И то, как они видят рынок, как оценивают собственные возможности, чего ждут от потенциальных работодателей – ответы на все эти вопросы формируют образ социологов «нового времени», тех, кто недавно закончил институт или закончит его в ближайшее время. Что представляет собой их работодатель, какие знания будут действительно нужны, а какие – бесполезный мусор, какими навыками и свойствами должен, по мнению работодателей, обладать соискатель-социолог – каким нужно быть социологу, чтобы наиболее эффективно взаимодействовать с контрагентами на рынке социологических услуг – на все эти вопросы нужно найти ответы.

Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь сторонам (прежде всего соискателям) сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.

Степень разработанности проблемы. В ходе работы над дипломом и при изучении литературы можно сдать следующий вывод: печатных источников (монографий, учебных пособий, статей из периодический изданий) о трудоустройстве социологов недостаточно. Это объясняется не разработанностью темы.

Объектом данного исследования является:

- социологи предыдущих выпусков ФСФ (уже имеющие определенный опыт трудоустройства в качестве дипломированных специалистов);

- студенты пятого курса ФСФ (для изучения мотивации специалистов);

Предметом исследования - трудоустройство выпускников – социологов, студентов пятого курса ФСФ.

Целью данной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускников – социологов, студентов пятого курса ФСФ. В соответствие с заявленной целью в работе разрешаются следующие задачи:

- Определение основных критериев, используемых выпускниками - социологами при выборе места работы;

- Выявление основных требований, предъявляемых работодателями;

- Изучение возможностей трудоустройства выпускников – социологов по своей специальности;

- Выявление альтернативных вариантов трудоустройства выпускников – социологов, предлагаемых местным рынком труда.

- Установление, возникает ли у выпускников - социологов потребность в дополнительном образовании.

Гипотезы исследования:

- Основными критериями при выборе места работы является высокая заработная плата, интерес к данному виду деятельности и т.д.;

- Основными требованиями работодателей является опыт работы и т.д.;

- Все выпускники – социологи трудоустраиваются в течение первого года после окончания обучения;

- Большинство выпускников – социологов трудоустраиваются не по полученной специальности;

Методы исследования. В процессе дипломной работы использовались следующие теоретические методы исследования: анализ социологической литературы, характеризующей основные понятия, такие как труд, рынок труда и образовательные услуги, социальная мобильность, профессиональная мобильность, профессиональные притязания, материальные притязания. В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методы социологического исследования: метод глубинного интервью на первом этапе ( для изучения дипломированных специалистов, уже имеющих определенный опыт трудоустройства) и фокус – группа на втором этапе (для изучения мотивации студентов пятого курса ФСФ).

Новизна исследования??? ( пока не придумала что здесь написать)

Теоретическая значимость и возможности применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты можно будет использовать, в том числе, для оптимизации учебного плана в целях повышения конкурентоспособности выпускников – социологов на местном рынке труда.

Структура работы. Работа представлена Введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением, библиографическим списком, содержащим … наименований, а также Приложениями.

Список литературы

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. – М., 2004.

2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.

3. Атаманова Р. И. “Поиск работы” М,2001

4. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. 2003. №11.

5. Баумгартен Л. И снова о реформе образования // Управление персоналом. 2002. №5

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2002 г.

7. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области – Свердловск: Уральский государственный технический университет, 2003

8. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- №3.- 2004.

9. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин.//Человек и труд. № 11, 2003 г.

10. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- №5.-2005.

11. Дудковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Социс - №7.- 2005.

12. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 2002

13. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. №7.

14. Зерчанинова Т.Е. Выпускники профессиональных образовательных учреждений и рынок труда // Чиновник. 2005. №2(12)

15. Карташов С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. “Трудоустройство. Поиск работы” М, 2002

16. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное

пособие. Москва-Новосибирск, 2002.

17. Мексмер М. “Поиск работы для чайников” М,2004

18. Мирская М.И., Дикарева А.Л. “Социология труда”. М.,2000

19. Молевич Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс. 2001. №6.

20. Оконникова И.М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценка перспектив / Известия Академии труда и занятости - №1-2.-2005.

21. Поляков В.А. Технология карьеры. Практическое руководство. М.: Дело Лтд, 2005 г.

22. Пригожин А. И. “Современная социология организаций”, Москва 1995г.

23. Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце 20 в. Опыт сравнительной характеристики / Социс - №7.- 2001.

24. Резник С.Д. Школьники и студенты в рыночной среде / ЭКО-№9.- 2004.

25. Розенберг А.М. Как стать бизнесменом. Технология успеха. Иж.: Изд-ий дом «Удм-ий университет», 2005 г.

26. Ромашов О. В. Социология труда. М., 1999.

27. Рынок труда / под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 448 с.

28. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 280 с.

29. Серегина И.И. Профессиональная карьера.//Социс. № 4, 2005г.

30. Синягин А., Фролкин П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства / Человеческие Ресурсы. 2001. №3

31. Соломенчук В. “Интернет. Поиск работы. Учеба. Гранты” М,2000

32. Социологическое исследование "Студент-2005" – Екатеринбург, Уральский государственный технический университет, 2005

33. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. 2003. №2.

34. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1984.

35. Федотова Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 2002. №1-2

36. Чужакин А. П., Палажченко П.Р. “Мир перевода -1: Introduction то Interpreting XXI: Протокол, поиск работы, корпоративная культура “ М,2002

37. Щербина А.В. О первоочередных мерах по созданию механизма содействия выпускникам вузов в трудоустройстве // Вестник Московской Городской Думы. 2002. №11

38. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы – М.: Речь, 2004

Примечания:

Примечаний нет.