Выпускники московских вузов на рынке труда
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 85 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6 1.1. Анализ подходов к специфике высшего образования 6 1.2. Исторический обзор подходов к профессиональному обучению 16 1.3. Индивидуальные особенности формирования профессиональной направленности получения высшего образования 30 1.4. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов в современных условиях 39 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 51 2.1. Описание выборки и методов исследования 51 2.2. Описание результатов исследования 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80 ПРИЛОЖЕНИЕ 83 Актуальность исследования. Востребованность специальности, полученной в ходе обучения студента в ВУЗе в современной социокультурной ситуации России является ответом на социальный заказ, связанный с развитием и максимальным использованием ресурсов человека в различных видах общественной практики. Множество сложнейших проблем в области экономики, бизнеса, политики, образования, медицины и социальной сферы сегодня невозможно решить без системной подготовки специалистов в ВУЗе, обладающих глубокой теоретической подготовкой, широкой профессиональной эрудицией и свободно владеющих практическими умениями и навыками. Начало карьеры для выпускников вузов становится первой проверкой – насколько они и выпустившие их учебные заведения конкурентоспособны на рынке труда. В настоящее время потребность в профессиональных кадрах усилилась в виду двух основных факторов – демографический кризис 90-х годов 20 века (снижение количества выпускников ВУЗов в настоящее время) и социально-экономический рост в современных российских условиях. Усилившаяся потребность в кадрах спровоцировала резкое увеличение количества в высших учебных заведений. Но это, в свою очередь, порождает различные проблемы, связанные с качеством обучения специалистов. Быстрая и повсеместная коммерциализация высшего образования, отсутствие моделей образования, охватывающих общетеоретическую и прикладную подготовку, неадекватность представлений о будущей профессии абитуриентов, студентов и выпускников ВУЗов привели к «девальвации» качественного уровня выпускника ВУЗа и настороженное отношение работодателей к качеству высшего образования. Серьезной проблемой для сегодняшних выпускников ВУЗов является трудоустройство и адаптация к труду на конкретном рабочем месте. Эта ситуация вызвана неопределенностью представлений выпускников о своем профессиональном будущем. Кроме того, недостаточная мотивация будущей профессиональной деятельности может способствовать снижению мотивации получения знания и результативности учебы. Таким образом, актуальной проблемой является изучение профессионального положения выпускников ВУЗов на рынке труда, анализ специфики и мотивов получения ими высшего образования. Объектом исследования является структура образовательных мотивов и статус выпускников московских ВУЗов на рынке труда (на примере выпускников РГСУ). Предметом исследования является специфика высшего образования и структура формирования профессиональных мотивов выпускников ВУЗов. Целью данной работы является изучение статуса выпускников московских ВУЗов на рынке труда (на примере выпускников РГСУ). Задачи: 1. Анализ специфики мотивации получения высшего образования. 2. Изучение процесса профессионализации личности выпускника ВУЗа. 3. Эмпирическое исследование особенностей профессионального и образовательного статуса выпускников московских ВУЗов на рынке труда. Используемые методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме), практические (анкетирование, статистическая обработка полученных данных. Гипотезой исследования является предположения о том, что: 1) Профессиональные мотивы получения высшего образования у выпускников ВУЗов (на примере выпускников РГСУ) выражены в сравнительно невысокой степени, но у студентов-заочников профессиональный мотив выражен в большей степени, чем у студентов дневного отделения. 2) Направленность на получение знаний у студентов дневной и заочной форм обучения – различается и зависит от потребности применять полученные знания на практике; 3) Востребованность студентов дневной формы обучения на рынке труда выше, чем студентов заочной формы обучения. 1. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. Н.Н.Кузьмин. - М.; Высш. шк. 1989. 2. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз. // Педагогика. №3, 1995. 3. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. // Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1987, №2. 4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки//Педагогика, № 1, 2004. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.; Питер Ком, 1999. 6. Введение в мир труда и профессий. Методическое руководство. Сост. Исламова О.Г. Ижевск, 1997. 7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. 8. Володарская И. А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике // Современная высшая школа. - 1988. - № 2. 9. Диагностика профессионального сознания: Методическая разработка диагностической анкеты профессионального сознания студентов. / Куйбышевский пед инст., Куйбышев, 1989. 10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.; ИНФРА-М, 1997. 11. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987, №4. 12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. Том 18, №6, 1997. 13. Иванов В.Ф. Воспитание мотивов учебной деятельности и самосовершенствования интеллекта у студентов. // В сб. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Чебоксары, 1983. 14. Климов Е.А. Педагогические проблемы профессионального консультирования. М., Знание. 1988. 15. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение. 1977. 16. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования /Доклады 4-1 Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 авг. - 10 сент. 2002 г.). http:www.eidos.ru/cond/2002. 17. Красноженова Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения ин интеллектуального потенциала),1998. 18. Лабунская Н.А. Педагогическое исследование современного студента. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 76 с. 19. Лисовский В.Т. Советское студенчество. М.: высшая школа, 1990. – 304 с. 20. Никонова Н.Н. Влияние социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей на профессиональные намерения учащихся выпускных классов на современном этапе развития общества. Дипломная работа. Ижевск, 1996. 21. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. М., 1991. 22. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических ВУЗов. // Вопросы психологии. №6. 1994. 23. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.; Политиздат, 1990. 24. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. №1, 1988. 25. Социология молодежи. Учебник. /Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., Изд-во СПб. Ун-та, 1996. – 460 с. 26. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. №4, 1990. 27. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с. 28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс. 1990. 29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, Питер, 1999. 30. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: