Роль пресс-службы законодательной думы Хабаровского края во взаимодействии со средствами массовой информации 354

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

Введение

1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти

1.1. Сущность и функции средств массовой информации

1.2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти

1.3. Государственные программы содействия средствам массовой информации

1.4. Нормативные и правовые основы взаимодействия органов власти и средств массовой информации

2. Роль пресс-службы законодательной думы Хабаровского края во взаимодействии со средствами массовой информации

2.1. Состояние информационной сферы Хабаровского края

2.2. Структура, функции и деятельность пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края

2.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края

Введение

Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти.

В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.

Долгое время средства массовой информации находились под полным контролем государства и являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона "О средствах массовой информации" и других законодательных актов, они получили относительную независимость.

Однако, специфика развития России, в частности, отсутствие опыта жизнедеятельности в условиях демократии, слабая партийная идентификация и культурно-духовные особенности, очень часто приводит к тому, что средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп.

Во-вторых, актуальность темы связана с тем, что в настоящее время практически отсутствуют научные работы, в которых бы анализировались не только роль средств массовой информации в условиях переходного периода, но и формы взаимодействия средств массовой информации и власти. Достаточно заметить, что средства массовой информации в период с 1988 по 1991 года сыграли не последнюю роль в изменении характера власти в России. Именно средства массовой информации в "горбачевский период" сыграли мобилизующую роль в активизации борьбы против коммунистической идеологии.

Средства массовой информации на стороне "демократии" против политики, проводимой М.С. Горбачевым, фактически привели к власти Б.Н. Ельцина как в 1991 году, так и в 1996 году.

В-третьих, сегодня органы власти совершенно четко осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе. Следует заметить, что в период с 1991 по 1992 годы на уровне государственных органов власти активно создаются пресс-службы, в задачи которых входят не только обеспечение взаимодействия между средствами массовой информации и властью, но и упорядочение этого взаимодействия через возрождение взаимного доверия.

Цель работы - на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений на примере работы пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

" Изучить черты и функции средств массовой информации;

" Рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом;

" Рассмотреть состояние информационной сферы Хабаровского края;

" Рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы Краевой Думы органа, занимающегося взаимодействием;

" Оценить эффективность взаимодействия Законодательной думы Хабаровского края со средствами массовой информации.

Объект исследования - формы взаимодействия средств массовой информации и власти на примере деятельности пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.

Предмет исследования - отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия.

Методологическую основу исследования составил системный подход, согласно которому коммуникационная подсистема и ее составляющие (телевидение, пресса, радио и другие) рассматриваются не как изолированная подсистема, а во взаимном влиянии на нее других подсистем или факторов. В частности, институциональной (органы власти), нормативной (регулирование деятельности средств массовой информации органами законодательной и исполнительной власти) и другой.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.

В ходе работы над дипломом были изучены разные источники: законы, Указы Президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Теоретической основой исследования стали труды как российских, так и зарубежных авторов. Среди которых можно назвать: В.М. Горохова, который рассматривает средства массовой информации как орган государственной власти; Гаджиева В.С. - раскрывающего основные функции средств массовой информации как института гражданского общества; А.А. Чичановского

рассматривающего основные модели взаимодействия средств массовой информации и властных структур; Эдмунд Б. Ламбет - описывающего механизмы регулирования деятельности средств массовой информации в США и другие.

Огромную помощь автору работы оказали труда советских авторов: Горничой Г.И., Федотова М.А. и других.

При написании работы автор использовал следующие методы исследования:

" Метод совместного анализа;

" Формально-правовой метод;

" Метод сравнительного анализа;

" Метод традиционного анализа документов;

" Метод наблюдения;

" Контент-анализ прессы.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровня, данные архива пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края; аналитические и статистические материалы; обзоры публикаций хабаровских средств массовой информации и методические материалы.

Большую помощь автору дипломной работы оказали публикации в периодической печати, в частности, в таких журналах как: "Журналист", "Социально-политический журнал", "Вестник Московского Университета. Серия Журналистика", "Четвертая власть". Были использованы материалы газет: Независимой газеты, Известия, Российской газеты, Тихоокеанская звезда, Приамурские ведомости.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что в ней обобщены различные формы взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации в России и за рубежом, показана роль конкретного структурного подразделения пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края в работе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 38 с.

2. О государственной поддержке средств массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 18.10.95. Консультант Плюс.

3. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.95. Консультант Плюс.

4. О праве на информацию: Федеральный закон Российской Федерации от 15.03.99. Консультант Плюс.

5. О средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.95. Консультант Плюс.

6. Об информатизации, информации и защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 22.02.95. Консультант Плюс.

7. Устав Хабаровского края. Архив пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края, 1995.

8. Положение о пресс-службе Законодательной думы Хабаровского края от 26.02.98. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

9. Должностная инструкция главного специалиста пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

10. Должностная инструкция руководителя пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

11. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 1996. №4. С. 32 - 40.

12. Бетанели Н. Общественное мнение и средства массовой информации: что мешает взаимодействию // Журналист. 1996. №11 - 12. С. 34-43.

13. Винентьев Я.Л. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнс. - СПб.: Триз-Шанс, 1995. - 346 с.

14. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: Высшая школа, 1997. - 544с.

15. Горбунов Н.М. Региональные органы власти и демократии. Демократия и выборы: генезис, состояние и проблемы (материалы краевой научно-практической конференции). - Хабаровск: ДВАГС, 1995. - 85 с.

16. Горничой Г.И. Совершенствование руководства журналистикой. - М.: Наука, 1997. - 187 с.

17. Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации. - М.: Спартак, 1993. - 285 с.

18. Грушин Б. Массовое сознание. - М.: Мысль, 1987. - 219 с.

19. Двадцать седьмой съезд КПСС 25 февраля - 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. - М.: Политиздат, 1986. - 789 с.

20. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. - М.: Юнити, 1997. - 235 с.

21. Законы и практика в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). - М.: Наука, 1995. - 340 с.

22. Карпухин О.И. "Паблик Рилейшнз" как информационный менеджмент // Социально-политический журнал. 1998. №1. С. 139 - 150.

23. Коробейников В.С. Пресса и общественное мнение - М.: Наука, 1986. - 303с.

24. Краевая дума // Информационная справка. 2000. С. 38.

25. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: СГУ, 1995. - 234 с.

26. Люшер М. Магия цвета. - Харьков: Сфера, 1996. - 232 с.

27. Массовая коммуникация в современном мире. - М.: МГиМО, 1991. - 177 с.

28. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс, 1996. - 221 с.

29. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. - М.: Юнити, 1995. - 211 с.

30. Партийное руководство средствами массовой информации и пропаганды. - М.: Мысль, 1987. - 176 с.

31. Печатные СМИ Хабаровского края: справочник. - Хабаровск: РИОТИП, 2001. - 121 с.

32. Печать в Российской Федерации. - М.: Журналист, 1997. - 138 с.

33. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз. - М.: 2000. - 238 с.

34. Пресса: опыт, проблемы. - М.: Луч, 1997. - 228 с.

35. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Юрист, 1995. - 352 с.

36. СМИ Дальнего Востока: справочник. - Хабаровск: РИОТИП, 2001. - 133 с.

37. СМИ в Хабаровском крае. - Хабаровск: РИОТИП, 2000. - 116 с.

38. Соколов А.Л. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: Мысль, 1996. - 315 с.

39. Средства массовой информации в современном мире. - М.: МГУ, 2001. - 168 с.

40. Тюников Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. - М.: МГУ, 1990. - 137 с.

41. Федоров М.А. Советы и пресса. - М.: Политическая литература, 1987. - 176 с.

42. Чаплинская С.О. Власть и пресса: эволюция отношений и типы взаимодействий на современном этапе. - М.: МГУ, 2001. - 127 с.

43. Чичановский А.А. В тени свободы: политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. - М.: Юристъ, 1995. - 303 с.

44. Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог. 1995. №5 - 6. С. 27 - 38.

45. Шейко Э.М. Гражданское общество партии, власть: зарубежный опыт. Избирательный процесс: теория и практика (материалы краевой научно-практической конференции). - Хабаровск: ДВАГС, 1999. - 104 с.

46. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль, 1973. - 336 с.

47. Шерковин Ю.А. Стихийные процессы передачи информации. - М.: Мысль, 1975. - 328 с.

48. Эдмунд Б. Ламберт Приверженность журналистскому долгу. - М.: Мысль, 1998. - 320 с.

49. Янарелла Е., Сигельман Л. Паблик рилейшнс и американская культура, 2001. - 238 с.

Примечания:

Примечаний нет.