Теоретические основы страхования и перестрахования судов
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 84 |
Формат: doc |
Год: 2000 |
Введение 1. История развития морского страхования 2. Теоретические основы страхования и перестрахования судов: 2.1. Классификация и основные технические характеристики судов 2.2. Объекты и субъекты страхования 2.3. Страховая сумма и страховое обеспечение 2.4. Объем страховой ответственности: 2.4.1. Оговорки Института Лондонских страховщиков 2.4.2. Условия, предлагаемые российским страховым рынком 2.5. Страховая премия 2.6. Сроки страхования 2.7. Заключение договора страхования 2.8. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая 2.9. Особенности перестрахование судов 3. Рынок страхования морских судов 3.1. Мировой рынок страхования морских судов: современное состояние, проблемы развития и пути их преодоления 3.2. Современный российский рынок морского страхования: трудности становления и развития, методы их преодоления Заключение Список использованной литературы Нет необходимости доказывать, что сегодня жизнь здравомыслящего человека и нормальная деятельность хозяйственной или иной организации невозможны без страхования. Любому физическому и юридическому лицу, их имуществу или имущественным интересам может быть нанесен настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу. Несмотря на достижения технического прогресса, благодаря которым используются современные средства безопасности в различных сферах народного хозяйства, по-прежнему происходят катастрофы и аварии на транспорте, в результате которых гибнут и получают повреждения люди и материальные ценности. Огромные убытки наносятся стихийными бедствиями, землетрясениями, наводнениями, ураганами, оползнями и т.п. Экономические выгоды страхования очевидны, т.к. только страхование является наиболее совершенным и гибким инструментом для полного и быстрого возмещения ущерба и потерь как от природных явлений, так и от человеческой деятельности. Вызванное к жизни развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки. Практически все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием; варьируется в зависимости от условий каждого контракта лишь то, на ком лежит обязанность заключить договор страхования: на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки эта обязанность не оговорена, то сторона, которая может понести материальные потери от случайной гибели товара в период его транспортировки заинтересована в страховании в первую очередь. Страхованием объектов внешнеторговых сделок от различного рода опасностей и случайностей обеспечиваются выполнение обязательств хозяйственных организаций по экспорту товаров и защита их имущественных интересов при импорте. Вместе с тем страхование как коммерческая деятельность специализированных страховых организаций не только служит экономии, но и является дополнительным источником поступления в страну иностранной валюты от продажи услуг. Несмотря на сравнительно невысокие размеры платежей за страхование, составляющие, как правило, доли процента от стоимости товара, валютные поступления от страхования объектов внешнеторгового оборота выражаются в весьма значительных суммах. Представляя, таким образом, интерес для страхователя, страхование небезынтересно и для страховщика. Вот почему цивилизованные страны всегда поддерживали и поддерживают развитие страхового дела в стране и своих страховщиков. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страховой фонд неразрывно связан с общественным производством в различных общественно-экономических формациях и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный элемент общественного воспроизводства в любом обществе. Заключение добровольного договора страхования может быть выполнено только при наличии определенных условий, которые именуются элементами страхуемости. Этих элементов четыре: 1. Наступление события, предусматриваемого договором страхования, должно быть возможным, иначе отпадает необходимость в страховании. 2 Событие должно носить случайный, неожиданный характер, т.е. необходимо, чтобы ни страхуемому, ни страховому обществу, не были заранее известны ни обязательность наступления предполагаемого события, ни время его наступления, ни сила его действия. 3. Опасность случайная для данного объекта, должна быть доступна статистическому учету, применительно к массе однородных объектов. Страховые взносы находятся в определенном соответствии с обязательствами страховой компании по выплате страхового возмещения. Размер этих взносов нельзя установить, без статистических данных, определяющих частоту возникновения опасностей, силу их действия и размер причиняемого ущерба. 4. Опасность наступления события, гибели или повреждения страхуемого объекта не должна зависеть от воли страхуемого или другого заинтересованного лица. В договоре страхования участвуют, как минимум, две стороны: страховщик или страхователь. Согласно статье 6 "Страховщики" Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" "Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность". Согласно статье 5 "Страхователи" Закона "Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая". Морское страхование является комплексным страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные группы: " страхование каско судов (страхование морских транспортных и вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования); " страхование карго (страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта); " страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств. В первой главе рассматривается история возникновения морского страхования. Во второй главе раскрываются общие условия страхования судов, выработанные мировой практикой и применяемые российскими страховыми компаниями, а именно: правила страхования, объем страховой ответственности, взаимоотношения сторон при заключении договора страхования и при наступлении страхового случая. Т.к. страхование судов связано с огромными страховыми выплатами, то было бы неполным рассмотрение данной темы без характеристики механизма перестрахования. Поэтому 2 глава работы также раскрывает основные принципы перестрахования данных рисков. Третья глава работы дает, во-первых, обзорную характеристику современного состояния международного рынка страхования морских судов, а, во-вторых, раскрывает основные проблемы, мешающие развитию данного вида страхования, и, что важно, показывает конкретные пути решения этих проблем. Содержание Третьей главы основано, главным образом, на публикациях в зарубежной печати: обзорных отчетах о развитии страхования морских рисков, публикуемых ежегодно в английском журнале "Reinsurance". Приложении к журналу "Lloyd's List", газете "Insurance Day", а также на основе материалов, издаваемых "Институтом Лондонских страховщиков". Третья глава также представляет собой попытку осветить основные проблемы современного российского рынка страхования судов и предложить конкретные пути их преодоления. Написание данного материала было особенно трудным из-за отсутствия информации, статистических данных вследствие молодости и неразвитости отечественного рынка морского страхования. Поэтому в основе содержания обзора о страховании морских судов в России лежат частные взгляды и исследования практиков страховщиков морских рисков некоторых ведущих страховых специалистов САО "Ингосстрах", а также систематизация некоторых публикаций в отечественных газетах "Морские вести России", "КоммерсантЪ DAILY", "Сегодня" и "Капитал". Завершает работу Заключение, обобщающее основные идеи, выводы и предложения по исследуемой теме. 1. ГК РФ Глава 48 "Страхование" 2. Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" от 27 ноября 1992 г. №4015-1 3. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР 4. Васильев В.А., Мусин В.А., Федоров Л.М. "Морское страхование", Москва, издательство "Транспорт", 1972 5. Федоров В.П. "Экономические проблемы страхования на морском флоте", Москва, издательство "Транспорт", 1981 6. Журавлев Ю.М., Секерж И.Г. "Страхование и перестрахование" (Теория и практика), Москва, СО "АНКИЛ", 1993. 7. Журавлев Ю.М. "Страхование во внешнеэкономических.связях", Москва, СО "АНКИЛ", 1993. 8. Журавлев Ю.М. "Формы и методы проведения перестраховочных операций. Основные виды перестраховочных договоров", Москва, НИВФ "ЮКИС", 1993 9. "Ингосстрах: опыт практической деятельности / Сборник материалов по вопросам практики страхования" Учебное пособие под ред. В.П. Кругляка. - Москва: Издательский Дом Русанова, 1996 10. "Страхование от А до Я" / Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е. Турбиной. - Москва: ИНФРА-М, 1996. 11. А.Б. Эпов "Аварии, катастрофы и стихийные бедствия в России. Факты и прогнозы" Москва: Издательская компания "Финиздат", 1994 12. Журнал "Re Magazine" Издатель: Перестраховочное общество "Находка Ре" Октябрь-ноябрь №2, 1995 год Статья "Черный список стихии" автор Л. Яценко Сентябрь №6, 1996 год Статья "Вокруг оговорки (Зарубежная теория и практика страхования строительства судов)" автор А.П. Артамонов 13. Газета "Морские вести России" Союза Российских судовладельцев №7-8, 9-11, 1996 год Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: