Формирование программы реализации стратегии предприятия
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 73 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Введение 3 Глава 1. Основы разработки программы реализации стратегии предприятия 7 1.1. Реализация стратегии как фактор развития предприятия 7 1.2. Специфика деятельности предприятия 15 1.3. Анализ проблем реализации стратегии предприятия 19 Глава 2. Формирование программы реализации стратегии предприятия. 29 2.1. Характеристика исследуемого предприятия 29 2.2. Определение Возможностей и Угроз реализации стратегии предприятия.(SWOT) 35 2.3. Построение концепции реализации стратегии. Программа внедрения. Матрица решений 42 2.4. Определение содержания реализации стратегии 45 Заключение 64 Литература 66 Приложение……………………………………………………………………………69 В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек. Объем производства хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. За период с 2000 по 2007 гг. объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в России снизились на 24,6%. Среди основных причин сокращения рынка хлебобулочных издел следует отметить снижение численности населения, а также изменение в структуре потребления: происходит уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов. За последние годы развитие московского рынка хлебобулочных изделий набрало значительные обороты, несмотря на падение общероссийских показателей. Производственные тенденции на рынке хлеба г Москвы отличаются от общероссийских, за последние 5 лет объемы выпечки хлеба в городе выросли на 10%. Годовое производство хлеба и хлебобулочных изделий на московском рынке составляет 657 тыс. тонн. Годовой объем рынка хлебобулочной продукции города Москвы в денежном выражении равен примерно $230 млн . Динамика объема рынка хлеба и хлебобулочной продукции в Московском регионе в натуральном выражении представлена в приложении 1. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий характеризуется сезонными колебаниями объемов производства. Это связано с тем, что спрос на хлеб очень неравномерен, он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания. Летом потребление хлеба снижается, пиковый спрос наблюдается в сентябре-декабре, затем наступает новогоднее затишье, а с конца января и до мая сбыт снова активизируется Промышленное производство хлеба на душу населения с 1996 по 2005 г. по России снизилось на 18%, в Московском регионе - на 15%. Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг. Таким образом, культура потребления хлеба в Москве аналогична западной: по данным экспертов, в европейских странах уровень потребления хлеба составляет 70-80 кг на душу населения в год . Среднесуточный объем московского рынка хлебобулочных изделий составляет 1,8 тыс. тонн . Но, несмотря на незначительное снижение среднедушевого потребления хлеба в России, этот продукт по-прежнему остается основным в стране, а рынок хлебобулочной продукции продолжает оставаться весьма привлекательной сферой деятельности. Хлебопечение в г. Москве и ближайшем Подмосковье является одной из наиболее развитых и продвинутых отраслей пищевой промышленности. Развитие предпринимательства в стране в условиях экономических реформ дало толчок к появлению новых форм производства кондитерской продукции и выпечки хлебобулочных изделий. Так, в г. Москве работает 28 хлебозаводов и хлебокомбинатов объединения ОАО "Мосхлеб", производственной мощностью 2000 т/сут., более 300 пекарен малой мощности, входящих в Гильдию Пекарей и около 200 пекарен, ведущих самостоятельный бизнес. В Московской области - 37 хлебозаводов объединения ОАО "Мособлхлеб", производственной мощностью более 2050 т/сут., большое количество пекарен малой мощности, в основном занятых производством выпечки мелкоштучных и кондитерских изделий. Кроме того, на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Москвы и Московской области присутствует продукция предприятий Тверской, Тульской, Ярославской, Смоленской, Рязанской областей и др. В Московской области доля местных, т.е. региональных производителей в среднем составляет 81,8%, доля московских предприятий находится на уровне 11%, а доля продукции неизвестных производителей в среднем равна 7,3%. Структура московского рынка - на 20 крупнейших московских хлебозаводов, в числе которых МБКК "Коломенское", АОЗТ "Пеко", ОАО "Пролетарец", "Черемушки", Хлебозавод №22, Хлебозавод №27, приходится около 85% рынка, около 15% занимают 300 пекарен. В сложившихся рыночных условиях у крупных комбинатов выше рентабельность и шансы сохранить рецепты традиционного хлебопечения. На московском рынке хлебобулочных изделий ЗАО "Клинский пищекомбинат" занимает рыночную долю 2,2% (следующий по объему производитель обладает 1,8%). В настоящее время на рынке хлеба начались серьезные объединения и на сегодняшний день выявлено четыре крупных холдинга: комбинат "Черемушки", "Настюша", компания Fazer и "Грейн Холдинг". Каждая из этих компаний объявляла о своих планах в ближайшем будущем занять от 25% до 40% Московского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Изучение потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Москвы и Московской области показывает, что потребность в продукте удовлетворена и конкуренция на рынке достаточно жесткая, в связи с чем, большинство предприятий хлебопекарной отрасли используют установленные производственные мощности на 40-50 %. Основным критерием выбора для потребителей Московского региона при покупке хлебобулочных изделий стала свежесть изделия и его цена. Также немаловажны для потребителей упаковка и внешний вид. Потребители, при совершении покупки, на известность производителя не ориентируется. Также для них не важно наличие ТМ, но покупатель, хочет быть осведомлен о производителе покупаемой продукции. Ожидается дальнейшая консолидация рынка, при этом в силу его локального характера (эффективная зона доставки хлеба - 100 - 150 км.) конкуренция будет носить локальный характер. Основными объектами для консолидации будут активы, расположенные в Москве, Санкт - Петербурге, и прилегающих к ним регионах. Для российского рынка хлеба и ХБИ до 2011 г. будет характерна стабильность: в натуральном выражении объем рынка будет сокращаться на 1% в год, а в денежном - расти на 1% в год в реальном выражении. Несмотря на общее снижение объемов выпуска хлебобулочных изделий значительными темпами будет расти выпуск более рентабельных видов продукции - сдобы и хлебных продуктов длительного хранения. Что касается рынка кондитерских изделий, то он в настоящее время находится на стадии роста. С 1996 года на рынке кондитерских изделий наблюдался стабильный рост, который составлял не менее 4-6% в год в натуральном выражении, рост в стоимостном выражении по различным оценкам составлял от 6% до 15%. Однако, активно развивавшийся российский рынок кондитерских изделий с 2007 году по настоящее время перешел в стадию насыщения и продолжает насыщаться. В последнее время в пищевой промышленности появляются предприятия, которые в условиях конкурентной среды за счет улучшения менеджмента и модернизации производств, с ориентацией на передовые технологии, наращивают производство. Отрадно, что многие российские компании и предприятия пищевой отрасли увеличивают свое присутствие на внутреннем рынке и всё увереннее конкурируют с зарубежными производителями. Одним из важнейших факторов, влияющих на процессы развития, является состояние основных фондов предприятий пищевой промышленности. К сожалению, в настоящее время средний уровень износа оборудования в отрасли достигает 65%, что выше среднего показателя по российским перерабатывающим отраслям. Повышение уровня конкурентоспособности, укрепление экспортного потенциала пищевой и перерабатывающей промышленности тесно связано с осуществлением ряда мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства. Необходимость такой модернизации, направленной на интенсивный рост предприятий пищевой отрасли с целью создания солидной базы для производства продуктов питания для внутреннего и внешнего рынка., давно осознана как в системе государственного управления, так и самими промышленными предприятиями. Стратегическое управление на предприятиях пищевой промышленности стало важным и неотъемлемым от основной деятельности процессом. Однако, как показывает практика, только в 67% компаний стратегия представлена в виде формализованного документа. Опыт общения с руководителями пищевых предприятий показывает, что представления о стратегическом управлении у них весьма расплывчатое и сильно различается. Более того, у отечественного менеджмента еще не сложилось четкого понимания процедуры стратегического планирования и его места в системе управления. Стратегическое управление осуществляется в большинстве случаев интуитивно и далеко не всегда увязывается с устойчивым конкурентным преимуществом предприятия и его динамическим развитием. Практическое использование ключевых показателей достижения стратегических целей находится на низком уровне. То есть в компаниях со сформированой стратегией развития и сформулированными целями не разработаны ключевые показатели деятельности, индикаторы степени реализации стратегии и достижения поставленных целей. Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения уровня конкурентоспособности и укрепления экспортного потенциала за счет постоянного устойчивого совершенствования стратегического управления на современных промышленных предприятиях. Целью данной работы является разработка научно обоснованной концепции и определение содержания реализации стратегии ЗАО "Клинский пищекомбинат". Для решения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. исследовать теоретические основы реализации стратегии пищевого предприятия в рыночных условиях 2. рассмотреть специфику деятельности пищевых предприятий 3. выявить основные проблемы реализации стратегии пищевого предприятия; 4. дать характеристику ЗАО "Клинский пищекомбинат" 5. определить возможности и угрозы реализации стратегии развития комбината 6. построить концепцию реализации стратегии комбината и разработать программу ее внедрения; 7. определить содержание реализации стратегии В основу написания выпускной работы положены труды российский и зарубежных авторов, посвященные проблемам стратегического управления промышленностью в странах, имеющих многовековой опыт в данной области, а также научные статьи и аналитические данные по исследуемому объекту и статистический материалы Госкомстата России. 1. Аллен Дж., Зук Крис. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. М.: Вильямс, 2007 2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий.М.: Юнити, 2005 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004 4. Берман Б., Эванс Дж.Розничная торговля: стратегический подход. Retail Management. A Strategic Apprpoach. Издательство: Вильямс, 2003 г 5. Бланшар К и др. 3 ключа к созданию новой структуры управления, Попурри, 2004. 6. Васконселлос-и-Са Жоржи, Стратегические ходы: 14 наступательных и оборонительных стратегий, Баланс Бизнес Букс, 2007 7. Герберт Дж. Эддисон, Джейсон Магидсон, Рассел Л.Акофф, Расселл Л. Акофф. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007 8. Грант Роберт. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2008 9. Джестон, Нелис "Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов" М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 10. Джим Коллинз. От хорошего к великому. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2006. 11. Друкер Энциклопедия менеджмента 2004 12. Дэвид А. Аакер, Стратегическое рыночное управление. СПб: Питер 2002. 13. Егорова В.Н. "Управление временем" М.: 2008 14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Юристъ; 2007 15. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2007 16. Ким У., Моборн Р., Стратегия голубого океана, ГИППО, 2005 17. Кныш М.И. , ПучковВ.В., Тютиков Ю.П., Стратегическое управление корпорациями. СПб: Куль-ИнформПресс, 2002. 18. Ковалев С.М.., Ковалев В.М.. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура., М.: Бизнес - инжиниринговые технологии, 2004 19. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией. М.: Управление персоналом, 2006 20. Майкл Портер, Джефри Самплер, С.К.Прахалад, Курс МВА по стратегическому менеджменту, Альпина Паблишер, 2002. 21. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 22. Олехнович Г. И. Конкурентные стратегии на мировых рынках. Курс лекций. М.: Деловая и учебная литература, 2005 23. Пер Дженестер, Дэвид Хасси, Анализ сильных и слабых сторон компании. М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. 24. Питер Друкер, Эффективное управление, Издательско-торговый дом "Гранд", Москва, 2003 25. Пол Р.Нивен, Сбалансированная система показателей. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003 26. Ричард Кох, Как использовать и создавать эффективную стратегию, СПб.: Питер, 2003. 27. Роберт Каплан, Дейвид Нортон, Стратегические карты, М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005. 28. Роберт Каплан, Дейвид Нортон. Сбалансированная система показателей. ЗАО "Олимп-Бизнес". 2003. 29. Томпсон А.А., мл., А.Дж.Стрикленд III, Стратегический менеджмент. ИНФРА-М. 2003. 30. Харро фон Зегнер, Стратагемы, Москва, ЭКСМО, 2004 31. Хемингуэй Коллинз, Рубинфельд Артур, Коллинз Хемингуэй. Созданные для роста. Локальные и глобальные стратегии развития вашего бизнеса. М.: Баланс Бизнес Букс, 2006 32. Хьюберт К. Рамперсад, Универсальная система показателей деятельности, М,: Альпина Бизнес Букс, 2004 33. Чаран Р., Боссиди Л. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде. М.: Вильямс, 2007 Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: