СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 110  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8

1.1. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8

1.2. МЕТОДОЛОГИЯ И ЛОГИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 14

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО–ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24

2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 32

2.1. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 32

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ 44

2.3. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 55

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 73

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 73

3.2. ПРОЦЕДУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94

ПРИЛОЖЕНИЯ 110

Введение

Стратегическое планирование в регионе – это разработка целевых ориентиров развития региона на перспективу, оценка необходимых экономи-ческих и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирова-ние политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.

Стратегическое планирование по своим задачам и методам их реше-ния существенно отличается от текущего и, в известной мере, противопо-ложно ему, поскольку решение стратегических задач требует отвлечения части ресурсов от задач текущих. Поэтому в условиях финансового кризиса большинство руководителей всех уровней управления полностью занято ре-шением неотложных текущих задач и не ориентировано на перспективу.

В СССР существовала четкая система пятилетних планов и долго-срочных прогнозов социально–экономического развития страны в целом и для каждой территории. Эти планы и прогнозы выполнялись не полностью, но все же служили ориентирами при принятии текущих решений. В ряде раз-витых зарубежных стран с рыночной экономикой разрабатываются государ-ственные программы перспективного развития, в том числе на региональном и местном уровнях. В России в настоящее время обязательная разработка стратегических планов развития ни для страны, ни для регионов не преду-смотрена какими–либо нормативными документами. Наличие таких планов у скорее исключение, чем правило.

Вместе с тем, недоучет стратегических факторов может привести к серьезным негативным последствиям для региона, особенно в тех случаях, когда требуется структурная перестройка экономики территории в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в про-дукции отраслеобразующих предприятий или превращения их в неконкурен-тоспособные в результате старения технологий и оборудования, сокращени-ем государственного заказа на оборонную продукцию и др. Следствием та-ких событий являются массовая безработица, резкое снижение жизненного уровня населения и рост социальной напряженности. Отсюда одна из важ-нейших задач стратегического планирования – предвидение грядущих пере-мен и своевременное принятие необходимых упреждающих мер.

С конца восьмидесятых годов в России происходило разрушение сис-темы жесткого директивного планирования. В противовес, в развитых зару-бежных странах, напротив, усилился интерес к стратегическому планирова-нию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития.

План фиксирует главную цель – стабильное улучшение качества жиз-ни всех слоев населения – и намечает действия по четырем направлениям:

? совершенствование хозяйственного климата,

? интеграция в мировую экономику,

? создание благоприятного социального климата.

Теме государственного регулирования расходов бюджета посвящено множество научных работ и монографий известных ученых: В.А. Агафонова «Анализ стратегий и разработка комплексных программ», В.В. Баранчеева «Стратегический анализ: технология, инструменты, организация», А.И. Винокурова «Методические подходы к формированию стратегического планирования в социально–экономических системах», М.И. Закса «Стратеги-ческое управление и планирование: основные стили и подходы», Г.П. Парсаданова «Каким должно быть государственное планирование», Е.А. Черныш «Прогнозирование и планирование» и др.

Но несмотря на накопленный в последнее время научно–экономическим потенциалом России теоретический материал, эта проблема остается недостаточно изученной, так как многие годы блокировались науч-ные исследования в этой области в силу своей неактуальности и противоре-чивости идеологии.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей диплом-ной работы: «Стратегическое планирование социально–экономического раз-вития региона».

Подготовка работы основывалась на изучении и анализе монографий отечественных и зарубежных ученых–экономистов по данной теме, исследо-вании важнейших аспектов процесса стратегического планирования в Рес-публике Мордовия.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следую-щие методы экономических исследований: абстрактно–логический, моно-графический, экономико–статистический, расчетно–конструктивный, ис-пользовались основные приемы анализа.

Целью работы является изучение теоретических концепций стратеги-ческого планирования на макроуровне и анализ практики стратегического планирования и его нормативного обеспечения в регионе (на примере Рес-публики Мордовия).

Поставленная цель настоящей дипломной работы реализуется реше-нием следующих задач:

1. Дать теоретическое понятие макроэкономического планирования;

2. Рассмотреть принципы и методологию стратегического планиро-вания на макроуровне.

3. Проанализировать существующую систему стратегического пла-нирования в Республике Мордовия.

4. Дать оценку реализации плановых мероприятий в Республике Мордовия.

5. Выявить проблемы системы стратегического планирования в РМ и дать рекомендации по ее совершенствованию.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Поворот к экономическому росту: реальность, надежды // Российская Федерация . – 2001. – № 1. – С. 10–16.

2. Абалкин Л.И. Производству необходимы ориентиры индикативного плана // Экономист. – 2001. – № 11. – С. 23–45.

3. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука, 1990. – 216 с.

4. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического ме-неджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 4. – С. 112–115.

5. Алиев В.Г. Основы эффективной экономики. – Махачкала, 2000. – 300 с.

6. Андреев В.Д. Практический аудит. М: Экономика, 2001. – 336 с.

7. Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Местное самоуправление: история и со-временность. – Екатеринбург, 1998. – 222 с.

8. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

9. Ахмадеев М. Региональные особенности развития рыночных отношений // АПК: экономика, управление. – 2000. – № 9. – С. 48–55.

10. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организа-ция // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 5. – С. 85–90.

11. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА–М, 1999. – 259 с.

12. Боумен К. Основы стратегического менеджмента /Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2001. – 175 с.

13. Ветров А. Рынок и план в переходный период // Профсоюзы. – 1999. – № 9. – С. 6–7.

14. Винокурова А.И. Методические подходы к формированию стратегическо-го планирования в социально–экономических системах . – СПб.: СПбУ-ЭФ, 1999. – 18 с.

15. Винтин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций. // Вопро-сы экономики. – 1999. – № 7. – № 2. – С. 21–23.

16. Виханский О. С. , Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для экон. спец. ву-зов. – М.: – Высшая школа, 1999. – 224 с.

17. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учеб. – М.: Изд–во МГУ, 2000. – 252 с.

18. Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Методология и практика городского стра-тегического планирования. – СПб.: ИРЭ РАН, 2000. – 88 с.

19. Гусева К. Инвестиционная деятельность в регионе // Экономист. – 1999. – № 3. – С. 28–33.

20. Гуськова Н.Д., Коваленко Е.Г., Кормишкина Л.А., Макаркин Н.П., Нере-тина Е.А., Филиппова Н.А. Программно–целевое регулирование социаль-но–экономического развития регионов. – Саранск: Красный Октябрь, 1999. – 140 с.

21. Демченков В.С., Милета В.И. Системный анализ деятельности предпри-ятий. М.: Финансы и статистика, – 2000. – 365 с.

22. Дудкин В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии // Российский экономический журнал. – 2001. – № 4. – С. 104–106.

23. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование – механизм координа-ции деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. – 1998. – № 6. – С. 38–67.

24. Евграшин А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. – 1998. – № 2. – С. 84–85.

25. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие: – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 1998 – 195 с.

26. Закон Республики Мордовия от 10 января 1999 года № 5–3 «О республи-канском бюджете Республики Мордовия на 1999 год». // Известия Мордо-вии. – 11.1.1999.

27. Закон Республики Мордовия от 12 января 2000 года № 5–34 «О республи-канском бюджете Республики Мордовия на 2000 год». // Известия Мордо-вии. – 13.1.2000.

28. Закон Республики Мордовия от 14 июля 1998 года № 22–3 «Об исполне-нии республиканского бюджета Республики Мордовия за 1997 год». // Из-вестия Мордовии. – 14.6.1998.

29. Закон Республики Мордовия от 14 июля 1998 года № 23–3 «О внесении дополнения в Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 1998 год». // Известия Мордовии. – 15.6.1998.

30. Закон Республики Мордовия от 14 июля 1998 года № 26–3 «О внесении изменения в Закон Республики Мордовия «О местном самоуправлении в Республике Мордовия». // Известия Мордовии. – 15.6.1998.

31. Закон Республики Мордовия от 14 июля 1998 года № 27–3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Мордовия «Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия». // Известия Мордовии. – 15.61.1998.

32. Закон Республики Мордовия от 14 июля 1998 года № 33–3 «О сохранении процедуры внесения, рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете Республики Мордовия на 1999 год, установленной Законом Рес-публики Мордовия «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордо-вия на 1998 год». // Известия Мордовии. – 15.6.1998.

33. Закон Республики Мордовия от 25 ноября 1998 года № 40–3 «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Мордовия «О республикан-ском бюджете Республики Мордовия на 1998 год». // Известия Мордовии. – 26.11.1998.

34. Закон Республики Мордовия от 25 ноября 1998 года № 41–3 «О государ-ственном прогнозировании и программах социально–экономического раз-вития Республики Мордовия». // Известия Мордовии. – 26.11.1998.

35. Закон Российской Федерации от 10 июня 1999 г. №5151–I «О сертифика-ции продукции и услуг». // Известия Мордовии. – 11.5.1999.

36. Закон Российской Федерации от 19 июня 2000 г. №89–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». // Экономика и жизнь. – 2000. – №6. – С. 15-16.

37. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. №4524–I «О феде-ральных органах правительственной связи и информации». // Экономика и жизнь. – 1999. – №3. – С. 5-7.

38. Закон Российской Федерации от 20 февраля 2000 г. №24–ФЗ «Об инфор-мации, информатизации и защите информации». // Экономика и жизнь. – 2000. – №3. – С. 7-8.

39. Закс М. Стратегическое управление и планирование: основные стили и подходы // Эко. – 1999. – № 6. – С. 173–181.

40. Земляков Д. Макропрограммирование в рыночной экономике (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. – 2000. – № 11–12. – С. 86–110.

41. Иванченко В. Оценка некоторых теоретических подходов к экономике, планологии и управлению // Экономист. – 1998. – № 11. – C. 6–18.

42. Калинина Е.А. Практические вопросы формирования финансовых резуль-татов в 2000г // Экономика и жизнь. – 2000. – № 7. – C. 29–30.

43. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1999. – 239 c.

44. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуще-ствления // Экономист. – 1998. – № 1. – C. 15–37.

45. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века / В.В. Трейер, А.И. Каширин, Ю.М. Швырков. – М.: Диалог–МГУ, 2000. – 122 c.

46. Кравченко Н.А., Маркова В.Д. Инвестиционная политика предприятий // ЭКО. – 1999. – № 7. – C. 12–15.

47. Ламбаев Т.П. Стратегическое планирование // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса / Роc. акад. гоc. службы при Прези-денте РФ. – М., 1999. – Ч.2. – C. 264–282.

48. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыноч-ной экономики: Учеб.пособие / НГАЭ и У – М.: Экономика, 1998. – 172 c.

49. Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учеб. пособие. – М.: Мир, 1999. – 294 c.

50. Методические рекомендации по разработке схем экономического и соци-ального развития и финансового состояния регионов // Регионология. – 2001. – № 1. – С. 181–219.

51. Методические рекомендации по формированию концепции социально–экономического развития /В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская, Е.В. Тишин. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. – 487 с.

52. Научные основы регионального социально–экономического мониторинга /Под ред. Л.В. Ивановского, В.Е. Рохчина. – СПб: ИСЭП, 1998. – 434 с.

53. Новодворский В.Д. О положении «Финансовая отчетность предприятий» // Бухгалтерский учет. – 2000. – № 7. – С. 20–26.

54. Ольсевич Ю., Грегори П. Плановая система в ретроспективе: Анализ и ин-тервью с руководителями планирования СССР. – М.: ТЭИС, 2000. – 159 с.

55. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 122 с.

56. Особенности стратегического планирования развития городов в постсо-ветских странах. Сборник статей. – СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. – 123 с.

57. Парсаданов Г. Каким должно быть государственное планирование // Про-блемы теории и практики управления. – 2000. – № 2. – С. 36–41.

58. Планирование в условиях перехода к рынку / В.Ф. Беседин, С.Ю. Михайличенко, Б.Я. Панасюк, Н.Л. Федоренко. – К.: Тэхника, 1990. – 262 с.

59. Попов А.И. Рыночные процессы в микро– и макроэкономике: Учебное по-собие. Ч. 1. – СПб.: СПбУЭФ, 1999. – 170 с.

60. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. № 4525–I «О введении в действие Закона Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». // Экономика и жизнь. –1999. –№3. – С. 7-8.

61. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 17 ноября 1998 года № 1415–I «Об исполнении Закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 1998 год» за де-вять месяцев текущего года, о концепции прогноза социально–экономического развития и бюджета Республики Мордовия на 1999 год». // Известия Мордовии. – 18.11.1998.

62. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 27 декабря 1999 года № 1434–I «О прогнозе социально–экономического раз-вития Республики Мордовия на 2000 год». // Известия Мордовии. – 28.11.1998.

63. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 29 декабря 1998 года № 1463–I «О Законе Республики Мордовия «О респуб-ликанском бюджете Республики Мордовия на 1999 год». // Известия Мор-довии. – 30.12.1998.

64. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 29 декабря 1998 года № 1463–I «О Законе Республики Мордовия «О респуб-ликанском бюджете Республики Мордовия на 1999 год». // Известия Мор-довии. – 30.12.1998.

65. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 3 июля 1998 года № 1279–1 «О Законе Республики Мордовия «Об исполне-нии республиканского бюджета Республики Мордовия за 1997 год». // Из-вестия Мордовии. – 4.6.1998.

66. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 4 октября 1999 г. N 1766–I «Об основных направлениях социально–экономического развития Республики Мордовия на 2000–2002 гг.» // Из-вестия Мордовии. – 5.10.1999.

67. Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 октября 1999 г. N 534 «О проекте Федеральной программы развития Республики Мордовия на 2001–2005 гг.» // Известия Мордовии. – 26.10.1999.

68. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. № 87–4 «О реализации федеральной целевой программы создания инфор-мационно–телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти». // Экономика и жизнь. –2000. –№3. – С. 6-7.

69. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков дан-ных». // Экономика и жизнь. –2000. –№3. – С. 7-8.

70. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1394 «О Феде-ральной целевой программе государственной поддержки развития муни-ципальных образований и создания условий для реализации конституци-онных полномочий местного самоуправления». // Экономика и жизнь. –2000. –№1. – С. 3-4.

71. Розанова Н.М. Место и роль государственной промышленной политики как регулятора взаимодействий фирм // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 6, Эко-номика. – 1999. – № 3. – С. 19–39.

72. Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Стратегическое территориальное планиро-вание в современной России: состояние, проблемы и первоочередные за-дачи научного обеспечения. Препринт научного доклада для обсуждения на семинаре в ИРЭ РАН. – СПб.: ИРЭ РАН, 2000. – 42 с.

73. Рыночная экономика Учебник. Т.2. Ч.1. Основы бизнеса. – М.: Соминтек, 2000. – 160 с.

74. Сафаров Т.А., Муфтиев Г.Г. Государственное регулирование экономики. – Уфа: Башкортостан, 1999. – 199 с.

75. Семашкевич Л. Производству необходимы ориентиры индикативного плана // Экономист. – 2001.– № 11. – С. 23–33.

76. Степанов Ю. Регулирование экономики в переходный период // Эконо-мист. – 2000. – № 11. – С. 76–81.

77. Стратегическое планирование: Учебник. – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998. – 440 с.

78. Стратегическое планирование: Учебник. – М.: ЭКМОС, 1999. – 495 с.

79. Схема экономического и социального развития и финансового состояния Республики Мордовия на период 2000–2005 г. НИИ регионологии при МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 1998. – 650 с.

80. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Герасименко. – М.: ТЕИС, 2001. – 320 с.

81. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия / Составители: Б. С. Жихаревич, Е.Г. Белова, Ж.В. Подоляко. – СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. – 32 с.

82. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России».

83. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации».

84. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по государственной поддерж-ке социально – экономического развития МССР» № 1554 от 1 декабря 1999 г.

85. Урусов В.Ф. Региональные аспекты прогнозирования и регулирования спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, сырье и про-довольствие // Достижения науки и техники АПК. – 1999. – № 4. – С. 5–8.

86. Федеральная программа экономического и социального развития Респуб-лики Мордовия на 2000–2005 годы. Постановление Правительства РФ № 1257 от 26.12.95 г.

87. Федоров Н.В., Краков Л.П. Прогнозирование социально –экономического развития регионов Российской Федерации. – М.: Пресс– сервис, 1998. – 688 с.

88. Федченко А. Концепция государственной инвестиционной политики на 2000г // Экономист. – 1999. – № 10. – С. 26–33.

89. Целевая программа Российской Федерации создания и развития информа-ционно–телекоммуникационной системы для управления страной в мир-ное и военное время в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. – М.: Мир, 2000г. – 312 с.

90. Черныш Е.А. прогнозирование и планирование: Учебное пособие / Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Изда-тельство ПРИОР, 1999. – 176 с.

91. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Финансовый анализ // Аудит и финансовый анализ. – 2000. – № 4. – С. 46–60.

92. Шумейко В. Соотношение плана и рынка в перспективе углубления эко-номической реформы // Российский экономический журнал. – 2000. – № 10. – С. 11–12.

93. Экономика /Под ред. А. С. Булатова – М.: Изд–во МГТУ им. Баумана. 1999. – 465 с.

94. Экономика и ее государственное регулирование: Особенности и законо-мерности переходной экономики. Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2001. – 624 с.

95. Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия // О–во и экономика. – 1999. – № 12. – С. 148–174.

96. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономи-ки. – 2001. – № 6. – С. 20–60.

Примечания:

Примечаний нет.