Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО Молочные продукты"

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 2

Глава 1. Современное состояние молочной промышленности Российской Федерации 5

1.1. Развитие молочной промышленности России 5

1.2. Перспективы развития молочной промышленности 15

Глава 2. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО Молочные продукты" 21

2.1. Стратегический анализ внешней среды предприятия 21

2.2. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 32

2.3. Выявление стратегических проблем и возможные пути их развития 46

2.4. Выявление стратегических альтернатив 47

Глава 3. Проектирование стратегической программы развития ООО Молочные продукты" 52

3.1. Определение миссии и целей предприятия 52

3.2. Проектирование стратегической программы развития 57

3.3. Экономическое обоснование проектных решений 64

Заключение 67

Список использованной литературы 71

Приложения 74

Введение

Основными показателями эффективного функционирования рынка являются: гарантированное обеспечение населения молоком и молочной продукцией; отлаженность рыночной инфраструктуры; стабилизация рынка и развитие конкуренции; устранение резких колебаний цен на рынке.

Устойчивое обеспечение населения продовольствием является одним из важнейших условий стабильности государства. В России проблема производства основных видов животноводческой продукции, в том числе молока, всегда была актуальна. В начале 90-х годов наблюдалась тенденция отставания объемов производства молока и молочной продукции от возрастающей потребности населения. Сокращалась эффективность инвестиций в отрасль и их окупаемость.

С 1992 года началось реформирование аграрного производства и изменения формы хозяйствования сельхозпредприятий и их взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, развитие рыночной инфраструктуры. Однако поспешность и непродуманность реформ привели к спаду производства. Так, объем производства валовой продукции сельского хозяйства в стране за 1992-2004 годы снизился на 40 %. Более чем на треть сократилось производство и потребление молока и молочных продуктов. Численность крупного рогатого скота за 1992-2004 годы сократилась на 44 %, в том числе коров на 28,8 %. На долю сельхозпредприятий в 2004 году приходилось лишь 51,3 % общего объема молока. Проводимые преобразования существенно снизили другие показатели эффективности молочного скотоводства. Надой молока на корову в общественном секторе за сравниваемые годы уменьшился на 6 %, выход телят на 100 коров - на 11 %. Одновременно расход кормов на производство 1 центнера молока увеличился на 8,7 %. Средняя себестоимость молока за 1992- 2004 годы возросла в 3780 раз, закупочные цены - в 1836 раз, которые на одну треть не покрывают затрат на его производство.

К 2004 году в 5,8 раза увеличился импорт молочной продукции, которая продается по демпинговым ценам, снижая спрос на отечественную продукцию. В 2004 году по сравнению с 1992 годом производство цельномолочной продукции сократилось на 60%, детских молочных продуктов - на 90%, сыров твердых - на 41% и масла животного - на 27%. Потребление молочных продуктов в России на 14% процентов ниже медицинских норм. Одновременно резко снизился покупательский спрос населения, являющийся одним из основных факторов формирования рынка.

С 2004 года благодаря более продуманной стратегии развития, использованию заемных ресурсов и повышению платежеспособного спроса населения происходит улучшение показателей в отрасли и к 2009 году.

В связи с этим, а также под влиянием мирового финансового кризиса возрастает актуальность разработки четкой стратегии развития предприятий молочной промышленности с целью повышения конкурентоспособности и увеличения зоны охвата сбытом собственной продукции.

Раскрытию тенденций и особенностей формирования рынка молока и молочной продукции, выработке рекомендаций по совершенствованию механизма его регулирования на основе стратегического менеджмента обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Проблема регулирования рынка молока и молочных продуктов освещена в работах Брянских Е.П., Василенко В.П., Котова Г.Г., Добрынина В.А., Милосердова В.В., Мумладзе Р.Г., Прийдака Т.А., Серкова А.Ф., Стрекозова Н.И., Чернякова Б.А., Шакирова Ф. К., Яковлева В.Б., и других ученых. В них достаточно широко в теоретическом и практическом плане рассмотрена специфика развития отрасли. Однако, современная экономическая ситуация в стране и мире требует поиска новых методов решения проблемы повышения эффективности управления предприятиями молочной промышленности.

Целью дипломной работы является разработка стратегии развития предприятия молочной промышленности и обоснование проектных решений.

В соответствии с целью дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:

" проведен анализ состояния рынка молока и молочных продукции;

" рассмотрены перспективы развития;

Объектами исследования являются участники рынка молока и молочной продукции, производители цельномолочной продукции, а также молокоперерабатывающие предприятия.

Предметом исследования является стратегия развития предприятия производителя молочной продукции.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы классиков экономической науки, научные работы экономистов-аграрников, разработки исследовательских институтов и других организаций.

Исходными материалами послужили материалы Федеральной службы статистики, данные годовых отчетов сельхозпредприятий, отчеты Счетной Палаты РФ, данные Министерства сельского хозяйства РФ, личные наблюдения автора.

Список литературы

1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /Б. В. Артамонов. - М. Ч. 2: Типовые стратегии и организационное проектирование. - 2006

2. Альбеков М.А. Тенденции развития молочной промышленности, или чего ждать молочникам при вступлении России в ВТО // Молочная промышленность, 2008. - №7. - С. 10 - 11.

3. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие для заоч. обучения по всем спец. /О.В. Аристов; Гос. ун-т упр., Ин-т заоч. обучения. - М.: Финстатинформ, 2007.- 142 с.

4. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: [учеб. пособие] /Р. И. Акмаева; Астрах. гос. техн. ун-т. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 206, с.

5. Буканова В.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для 08050765, 08050265 /В. И. Буканова. - Саратов, 2007

6. Брянцева Е.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /Е. Н. Брянцева. - Омск, 2007

7. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 283, с.

8. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /О. Д. Волкогонова. - М., 2007

9. Горностаева А.Н. Стратегический менеджмент: теория и практика /А. Н. Горностаева, И. Н. Горностаева, Н. С. Горностаев; Федер. агентство по образованию, Брян. гос. техн. ун-т. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2006.- 212 с.

10. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум: [учеб. пособие по специальности 080507 "Менеджмент орг."] /В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Н. И. Малышев. - М.: Вуз. учеб., 2006.- 185, с.

11. Дегтярева Н.М. Управление качеством в условиях конкуренции /Н.М. Дегтярева, Е.Г. Пипко; Гос. акад. сферы быта и услуг. Поволж. технол. ин-т сервиса. - Тольятти: ПТИС, 2008.- 128 с.

12. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учеб. модуль /Л. Г. Зайцев. - М., 2007

13. Кузнецов А.Л. Стратегический менеджмент: учеб. пособие по специальности 080507, 080501 /А. Л. Кузнецов. - Ижевск, 2006

14. Кузнецова И.Д. Стратегический менеджмент: лекции, задачи, контрол. вопросы /И. Д. Кузнецова. - Иваново, 2006

15. Кулешева П.Н. Основные меры по государственной поддержке производства и реализации молока и молочной продукции / Р.Г. Родионов // Научное наследие П.Н. Кулешева и современное развитие зоотехнической науки и практики животноводства. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения профессора П.Н. Кулешева, 26-29 октября 2004г. - М.: Изд-во МСХА, 2008. - С.64-67.

16. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие: [по специальности "Менеджмент орг."] /Ю. Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 234, с.

17. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс. лекций: [учеб. пособие] /В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М.; Новосибирск: ИНФРА-М; Сиб. соглашение, 2006.- 287 с.

18. Морозова И.А. Методы стратегического менеджмента: учеб.-метод. пособие /И. А. Морозова. - Волгоград, 2006

19. Панов А.И. Стратегический менеджмент: [учеб. пособие для вузов по направлению 080100 "Экономика и упр."] /А. И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 301, с.

20. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: [учеб. по специальности "Менеджмент орг."] /В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Изд. 2-е, стер.. - М.: КноРус, 2006.- 494, с.

21. Романов А.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /А. П. Романов. - Тамбов, 2006

22. Родионов Р.Г. Государственное регулирование рынка молочной продукции и его региональные особенности / Р.Г. Родионов // Доклады ТСХА. Выпуск 276. - М.: Изд-во МСХА, 2007. - С.721-727.

23. Родионов Р.Г. Совершенствование государственного регулирования производства молока и молочной продукции / Р.Г. Родионов // Вестник РГАЗУ. Актуальные экономические проблемы развития АПК. В двух частях. Часть 2. - М.: Изд-во РГАЗУ, 2008. - С.42-47.

24. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М., 2007

25. Стратегический менеджмент инновационной организации: учеб. пособие для специальности 220601. - М., 2006

26. Серёгин С.Н., Ишевская А.А. Молочная промышленность 2008 г. - от стабилизации к росту через инновационные технологии // Молочная промышленность, 2008. - №3. - С. 5 - 8.

27. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: [учеб. пособие для вузов по специальности и направлению "Менеджмент"] /М. Б. Шифрин. - СПб.; СПб.: Питер; Питер Пресс, 2007.- 240 с.

28. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - Изд. "Дело". - 2005.- 447 с.

29. Хасанов Р. Стратегии конкуренции: Анализ и практика /Р. Хасанов. - Омск: ОмГТУ, 2008.- 118 с.

30. Щербаковский Г.З. Конкуренция и стабильность фирмы /Г.З. Щербаковский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2008.- 157 с.

31. Яблокова С.А. Стратегический менеджмент: конспект лекций /С. А. Яблокова. - М., 2007

Примечания:

Примечаний нет.