Правовые основы таможенной деятельности
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 144 |
Формат: doc |
Год: 2003 |
Введение ………………………………………………………… стр. Глава 1. Основы организации таможенного дела …………… стр. § - 1. Понятие, сущность, принципы организации, структура и цели таможенного дела в Российской Федерации ……………………… стр. § - 2. Правовые основы таможенной деятельности в России ………. стр. § - 3. Таможенная территория и таможенная граница Российской Федерации. Товары, транспортные средства в таможенном деле и принципы их перемещения через таможенную границу Российской Федерации ………………………………………….……….. стр. § - 4. Таможенно-тарифные меры регулирования и меры экономической политики в таможенном деле ……………………….. стр. Глава 2. Система таможенных органов России ……………… стр. § - 1. Характеристика таможенных органов РФ как органов ис- полнительной власти. Понятие, структура и общая характеристика единой системы таможенных органов РФ и ее элементов …..…….. стр. § - 2. Функции и формы деятельности таможенных органов Российской Федерации …………………………………………………… стр. § - 3. Сущность и характеристика правоохранительного статуса таможенных органов России ……………………………………………... стр. Заключение……………………………………………….стр. Список использованной литературы …………………………… стр. ВВЕДЕНИЕ «Пока будут государства друг от друга отдельными, с независимыми своими целями, средствами и правительствами - до тех пор будет надобность в таможнях». Д.И.Менделеев Вынесенное в эпиграф суждение замечательного рус¬ского ученого Д.И.Менделеева было высказано более ста лет назад. Но и в наше время оно не утратило своего глубокого смысла и актуальности. При всех колли¬зиях и сложностях исторических судеб современных го¬сударств таможня была и остается их неотъемлемым ат¬рибутом. Ее особое место и заслуги в создании барьера для защиты интересов национальных производителей от негативного воздействия иностранной конкуренции, обеспечении доходов государ¬ственной казне, устройстве внешней торговли, регулиро¬вании экономического климата в стране, борьбе с контрабандой общепризнаны во всем мире. Поэтому «… задачи изучения, осмысления предназначе¬ния и роли таможни службы, всех аспектов ее деятельности име¬ют универсальный характер и непреходящее значение». В современной России они диктуются прежде всего необхо¬димостью завершения процесса становления таможенной службы, ее модернизации в соответствии с потребностями содействия переходу экономики на рыночные отношения, укрепления мирохозяйственных связей, адаптации нацио¬нального таможенного дела к международным таможен¬ным стандартам. «Глубокие и коренные по своей сущности политические и социально-эко¬номические преобразования, осуществляемые в современной России, обусло¬вили серьезное изменение роли и значение многих областей деятельности и сфер управления, составляющих фундамент жизни российского общества. Среди таких областей, значение которых особенно за последние годы пос¬тоянно возрастает, следует назвать таможенное дело и таможенную полити¬ку, являющуюся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации» согласно терминологии Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 года. Взаимосвязь таможенного дела и таможенной политики с внутренней и внешней политикой российского государства в целом очевидна. Однако в эпоху коренного реформирования экономических отношений, социальной инф¬раструктуры и важнейших политико-государственных институтов и структур эта взаимосвязь, приобрела особое значение. «Поскольку единая таможенная политика является частью внешней и внутренней политики государства согласно ст.2 ТК РФ, а сердцевину, стержень последней составляют экономика, экономические отношения в целом, - пос¬тольку таможенное дело и таможенная политика становятся важными актив¬ными факторами формирования нового экономического уклада, инструментами созидания новых прогрессивных форм экономической жизни, адекватных ры¬ночным отношениям и коренным образом отличающихся от нединамичных, закоренелых форм, соответствующих характеру жестко централизованной пла¬новой экономики». Таким образом, таможенное дело и таможенная политика в новых усло¬виях не только выступают в качестве инструмента и проводника внешнеэ¬кономической деятельности, но и приобретают качественно иное, более важное значе¬ние, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономичес¬ких отношений и связей. Объективно возросшая роль таможенного дела и таможенной политики во внутриэкономических процессах и расширение диа¬пазона их влияния на фоне демократизации и либерализации внешнеэконо¬мической деятельности обусловили, в свою очередь, необходимость нового подхода к регулированию всего сложного и неоднородного комп¬лекса отношений, связанных непосредственно с реализацией таможенного дела. «С началом реформиро¬вания в России экономических и политических отноше¬ний, переходом к ры¬ночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократи¬ческая концепция таможенного дела. Постепенно начи¬нает формироваться новое видение таможенного дела, учитывающее новые прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений страны, и мировой цивилизованный опыт таможенного права и соответст¬вующее ему российское та¬моженное законодательство». При этом отверга¬ется устаревший подход, прис¬пособленный к потребностям администра¬тивно-командной системы управле¬ния экономикой. Учитывая важную роль таможенного дела и законодательства о нем в социально-экономической жизни страны, сегодня можно констатировать на¬растающий интерес к вопросам организации таможенного дела, переспективам и разработке новых направлений таможенной политики государства, а также к совершенствованию деятельности таможенных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело, - со стороны работни¬ков таможенных органов, других государственных структур, координирующих и регламентирующих внешнеторговую деятельность в РФ, хозяйственных руково¬дителей, предпринимателей, бизнесменов, а также преподавателей, аспирантов и студентов. Вышеизложенное, по моему мнению, в достаточной степени обусловливает актуальность и значимость темы моей дипломной работы. В своей дипломной работе я хотел бы рассмотреть понятие, сущность, принципы организации, структуру и цели таможенного дела и таможенной политики в России, ее правовые основы. Также в работе я намерен подробно исследовать вопросы организации и управления деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации, непосредственно осуществляющих таможенное дело, охарактеризовать их статус, функции и формы их деятельности. Особое внимание я хотел бы уделить основным инструментам таможенного регулирования, главным образом формирующим и осуществляющим таможенную политику в России – мерам таможенно-тарифного регулирования и мерам экономической политики. Принимая во внимание установленные требования, ограничивающие обьем дипломной работы, мною не будут рассмотрены вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля, сущность и специфика таможенных режимов, валютный контроль, осуществляемый таможенными органами и некоторые другие компоненты структуры таможенного дела, являющиеся средствами реализации таможенной политики государства. Но тем не менее, это не означает, что данные аспекты таможенной деятельности не нуждаются в глубоком исследовании. В работе мною будет отмечен ряд проблем практического характера, прежде всего имеющих место в механизме таможенно-тарифного регулирования и применения мер экономической политики, будут рассмотрены некоторые другие проблемы повышения эффективности деятельности таможенной службы в Российской Федерации и предложены некоторые направления (рекомендации), которые, на мой взгляд, будут способствовать их разрешению. В связи с тем, что основы современной организации таможенного дела в России были заложены сравнительно недавно – в 1993 году с принятием Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года , в настоящее время круг вопросов, рассматриваемых в моей дипломной работе еще не в полной мере научно разработан, источники соответствующей монографической и учебной литературы малочисленны, тенденции развития таких сфер государственной деятельности, как таможенное дело и таможенная политика, достаточно динамичны, исследование ряда вопросов и аспектов в рамках темы моей дипломной работы будет проводится в основном на базе анализа нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела и других источников законодательства Российской Федерации. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативный материал 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237. 2. Соглашение стран СНГ «О порядке таможенного оформления транзитных грузов» от 2 апреля 1992 года. // Экономика и жизнь. 1992. № 16. 3. Соглашение «О таможенном союзе между Россией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 10. 4. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (вступила в силу для России 13 марта 1995 года). //Таможенные ведомости. 1996. № 11. 5. Соглашение стран СНГо единой ТН ВЭД Содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ). //Бюллетень международных договоров. 1996. № 3. 6. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (вступила в силу для России 1 января 1997 года). //Таможенные ведомости. 1996. № 8. 7. Таможенный кодекс СССР от 1928 г. // СЗ СССР. 1929. № 1. Ст.2. 8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года. // ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. 9. Таможенный кодекс СССР от 5 мая 1964 г. // ВВС СССР. 1964. № 20. Ст. 242. 10. Таможенный кодекс СССР от 1 июля 1991 г. // ВВС СССР. 1991. № 17. Ст.484. 11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года. //ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224. 12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 26 января 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410 , № 34. Ст.4025. 13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 14. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года. // ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871. 15. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года. // ВВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542. 16. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 года. // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594. 17. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года. // ВВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718 18. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года. // ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821 19. Федеральный Закон РФ № 31-ФЗ от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической детельности». // Собрание законодательства РФ. 1995. № 11. Ст. 942. 20. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст.3349. 21. Федеральный Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 года. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923. 22. Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининград¬ской области». // Российская газета. 1996. 31 января. 23. Федеральный закон « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах» от 7 марта 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 11. Ст. 1016. 24. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681. 25. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586. 26. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 630 «О введении временного импортного тамо¬женного тарифа». // Российская газета. 1992. 19 июня. № 139. 27. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 года «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете РФ». // Собрание законодательства РФ. 1994. № 27. Ст. 2855. 28. Указ Президента Российской Федерации от 30 но¬ября 1995 года № 1199 «О таможенных льготах». //Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст.4771. 29. Указ Президента РФ от 18 января 1996 года № 62 «О приостановлении действия Указа Президента Республики Башкортостан от 16 мая 1995 года «О мерах по совершенствованию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг предприятиями, учреждениями и организациями Республики Башкортостан в порядке предоплаты». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 262. 30. Ука¬з Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре фе¬деральных органов исполнительной власти». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4082. 31. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 года «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4141. 32. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О структуре фе¬деральных органов исполнительной власти». // Собрание законодательства РФ. 1997. № 28. Ст. 3422. 33. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 года «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации». // Российская газета. 1998. 25 ноября. № 224. С. 4. 34. Постановление Правительства РФ № 1322 от 23 декабря 1993 года «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности». // Российская газета. 1994. 15 января. № 9. 35. Постановление Правительства Российской Федерации "О принципах рационального импортного та¬моженного тарифа" №190 от 28 февраля 1995 го¬да. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1531. 36. Постановление Правительства РФ № 879 от 04.09.95 г. в редакции от 03.03.97 г. года «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения». // Собрание законодательства РФ. 1995. № 37.Ст. 3626. 37. Постановление Правительства РФ 8 февраля 1996 года «Об утверждении Федеральной целевой программы раз¬вития экспорта в Российской Федерации». // Российская газета. 1996. 24 февраля. 38. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года «Об утверждении Положения о таможенном брокере». // Собрание законодательства РФ.1996. № 31. Ст. 3737. 39. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 года «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 30. Ст. 3660. 40. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 1996 года «Об утверждении Федеральной целевой программы развития таможенной службы на период до 2000 года». // Российская газета. 1996. 2 октября. 41. Постановление Правительства РФ № 1560 от 27 декабря 1996 года «Об утверждении таможенного тарифа Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 1997. № 8. Ст.943. 42. Постановление Правительства РФ от 8 января 1998 года «О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней». // Собрание законодательства РФ. 1998. № 3. Ст. 350. 43. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» от 04.01.99 г. // Российская газета. 1999. 14 января. № 5-6. 44. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» от 11.01.99 г. // Российская газета. 1999. 16 января. № 8. 45. Постановление Правительства РФ № 68 от 18 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации». // Российская газета. 1999. 26 января. № 14. 46. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» от 23.01.99 г. // Российская газета. 1999. 27 января. № 15. 47. Совместная Инструкция ГТК РФ и ЦБ РФ от 12 октября 1993 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». // Экономика и жизнь. 1993. № 45 – 48. 48. Приказ ГТК РФ № 408 от 15.08.94 г. «Об утверждении Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ». // Российские вести. 1994. 6 октября. № 189. 49. Приказ ГТК РФ от 14 ноября 1994 года «Об утверждении Положения об акцизном таможенном посте». // Экономика и жизнь. 1994. № 52. С. 5. 50. Приказ ГТК РФ № 380 от 14.06.95 г. «О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК РФ № 408 от 15.08.94 г. «Об утверждении Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ». // Таможенные ведомости. 1995. № 8. 51. Приказ ГТК России от 14 августа 1995 г. «О применении пере¬чней товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию РФ». // Таможенные ведомости. 1996. № 10. 52. Приказ ГТК России № 12 от 10 января 1996 года «Об утверждении Общих положений о таможенных органах РФ». // Российские вести. 1996. 18 апреля. № 73, 1996. 25 апреля. № 78, 1996. 16 мая. № 89. 53. Приказ ГТК РФ № 645 от 18.10.96 г. «О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК РФ № 408 от 15.08.94 г. «Об утверждении Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ». // Российские вести. 1997. 13 марта. № 47. 54. Указание ГТК РФ от 10 декабря 1996 года «Об уплате таможенных платежей». // Российские вести. 1997. 6 февраля. № 23. 55. Приказ ГТК РФ от 30 января 1997 года об утверждении новой редакции Общих правил перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами. // Российские вести. 1997. 13 марта. № 47. 56. Приказ ГТК РФ № 150 от 27 марта 1997 года «Об упорядочении нормативной базы по таможенному делу, регулирующей порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств физическими лицами». // Таможенный вестник. 1997. № 8. Исследования, пособия. 57. Введение в таможенное дело./ Н.М.Блинов, П.В.Дзюбенко. М., РТА ГТК РФ, 1997. 58. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса РФ. М., 1998. 59. Драганов В.Г. Особенности таможенной политики России в современных условиях. // Таможенная политика России в новых условиях. / Материалы научно-практической конференции 24 ноября 1998 года. М., РТА ГТК РФ. 1999. 60. Драганов В.Г. Таможенная политика : совмещать несовместимое. // Экономика и жизнь. 1999. Февраль. № 8. 61. Ключевский В.0. Курс русской истории. Собр.соч. в 9-ти т. Т.1. М., 1987. 62. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. / Под ред. А.Н.Козырина. М.,1996. 63. Кудряшев. А.О. Роль и место таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности. // Таможенная политика России в новых условиях. / Материалы научно-практической конференции 24 ноября 1998 года. М., РТА ГТК РФ. 1999. 64. Ладыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. С-Пб., 1886. 65. Основы таможенного дела. Учебное пособие. /Под ред. П.В.Дзюбенко. М., РТА ГТК РФ. 1996. /Развитие таможенного дела в России. Вып.1. 66. Основы таможенного дела. Учебное пособие. / Под. Ред. В.Г. Драганова. М., 1998. 67. Палкина Н. Н. Работать по-новому ? Это так : «Ни сапожник, ни олигарх теперь не будут зависеть от таможни». // Экономика и жизнь. 1998. № 24. 68. Правоохранительные органы. Учебник. / Под ред. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалева М., 1995. 69. Пресняков. В.Ю. Меры по повышению эффективности деятельности таможенной службы и таможенного регулирования в России. //Таможенная политика России в новых условиях. / Материалы научно-практической конференции 24 ноября 1998 года. М., РТА ГТК РФ. 1999. 70. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Под ред. Б.Н.Габричидзе. М., 1997. 71. Смит. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1993. 72. Таможенное законодательство. Практический комментарий. /А.А.Гравина, Л.К.Терещенко, М.П.Шестакова. М., 1997. 73. Таможенное право. Учебник./ Под ред.Б.Н.Габричидзе.М.,1995. 74. Таможенное право. Учебник. / Под ред. А.Ф.Ноздрачева. М., 1998. 75. Фаминский И.Е. Внешнеэкономические связи России: концепция пока не определена.// Экономика и жизнь. 1997. 18 января. № 2. 76. Хомяков Л.Л. Содействие таможенных органов обеспечению государственной безопасности Российской Федерации. Лекция. М., РТА ГТК РФ. 1997. 77. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М.-Л., 1924. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: