Регулирование и организация перевозок груза на железнодорожном транспорте

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 84  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общие положения о перевозках 7

1.1. Понятие перевозки 7

1.2. История становления института договора перевозки 9

1.3. Роль Российских железных дорог в грузоперевозках 12

2. Регулирование и организация перевозок груза на железнодорожном транспорте 18

2.1. Понятие и форма договора грузоперевозок на железнодорожном транспорте 18

2.2. Подача заявки на перевозку грузов 27

2.3. Прием грузов к перевозке железнодорожным транспортом 31

2.4. Основные характеристики грузов. Их тара, упаковка, маркировка 38

2.5. Технология доставки грузов 49

3. Порядок предъявления претензий и исков по спорам, связанным с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте 67

3.1. Претензии 67

3.2. Иски 69

3.3. Сроки предъявления претензий и исков по договору перевозки грузов 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Введение

В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных и пакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; на промышленном транспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологических процессов; применяются методы ускоренного обслуживания грузовых фронтов, централизованные расчеты за перевозку грузов, концентрирования грузовой работы на меньшем числе станций, маршрутизация перевозок и др.

Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций и подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежных средств .

В целях достижения поставленной цели с 20 мая 2003 г. вступил в силу новый Устав железнодорожного транспорта РФ . Устав входит в правительственный пакет по реформированию железнодорожного транспорта и представляет собой переработанную редакцию прежнего Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ, с изменениями от 6 июля 2001 г. ). Новый Устав направлен на правовое обеспечение структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с "Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте" (утверждена постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 ).

Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок. Согласно Программе реформирование железнодорожного транспорта будет осуществляться в три этапа до 2010 г.

На первом этапе (2001-2002 гг.) предусматривалось создание акционерного общества "Российские железные дороги" ("РЖД"), 100% акций которого будут принадлежать государству. К нему должны перейти функции хозяйствующего субъекта. За Министерством путей сообщения Российской Федерации сохранится лишь государственное управление отраслью. Кроме того, на этом этапе осуществлялось развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе разделение компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры железных дорог, соответственно, создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом.

На втором этапе (2003-2005 гг.) с целью создания реальной конкурентной среды планируется выделение из ОАО "Российские железные дороги" его дочерних структур - акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг. При этом будет осуществлен переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах.

Цель третьего этапа реформы (2006-2010 гг.) - создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Будет продолжено привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Устав определяет правовые условия функционирования принципиально новой системы организации и осуществления перевозок на железнодорожном транспорте, предусмотренной Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" .

Основными особенностями этой системы являются:

во-первых, разделение перевозочного процесса на два самостоятельных вида правоотношений - услуги инфраструктуры и собственно перевозка, и,

во-вторых, предоставление в целях развития конкуренции правовых возможностей для функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте .

Устав определил права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. При этом регулируются отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается рост объемов торговых операций, связанных с перемещением грузов, и Российские железные дороги, во многом обеспечивают этот рост. Тем не менее, Российские железные дороги далеко не на все сто процентов используют свой потенциал, а дальнейшая интеграция в мировую транспортную сеть приведет, вероятно, к еще большему росту объемов внутренних и международных железнодорожных перевозок грузов.

Безусловно, подробно охватить в дипломном проекте всю работу Российских железных дорог в области грузовых перевозок, учитывая обширную номенклатуру экспортных, импортных и транзитных грузов, а также протяженность отечественной железнодорожной сети, многочисленную клиентуру ОАО «РЖД», невозможно. Поэтому остановимся на основных проблемах в этой области, заинтересовавших автора.

В первой части работы будет дано понятие перевозки, как вида хозяйственной (предпринимательской) деятельности, вкратце рассказано о роли Российских железных дорог в транспортной системе страны, значении их в обеспечении как грузовых перевозок в целом, так и международных грузовых перевозок.

В первой главе работы автор попытается отразить основные проблемы регулирования и организации грузоперевозок на железнодорожном транспорте, особенности договора перевозки грузов и документального оформления этих процессов.

Третья глава посвящена исследованию вопросов сроков и порядку предъявления претензий и исков при возникновении споров между грузоотправителем и перевозчиком.

В работе использованы нормативно-правовые акты, комментарии к ним, мнение ученых – правоведов по исследуемой проблеме, публикации в периодических изданиях, статистические данные об объемах и ассортименте перевозимых грузов железнодорожном транспорте, материалы судебной практики.

Список литературы

Нормативно – правовые акты

1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская Конвенция, измененная в Гааге в 1955 г.) // Закон. - 2000. - N 6. – С. 5.

2. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.). Конвенция вступила в силу 2 июля 1961 г. СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-Х (с заявлением и оговоркой) // Сборник нормативных актов "Международное частное право". - М., 1994.. – М. 477.

3. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (Афины, 13 декабря 1974 г.).Конвенция принята 13 декабря 1974 г. в Афинах на Международной юридической конференции по вопросам перевозки на судах пассажиров и их багажа // Многосторонние международные соглашения о морском транспорте. - М., 1983. - С. 111.

4. Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (1 ноября 1951 г.) // Сборник нормативных актов "Международное частное право". - М., 1994.. – М. 533.

5. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1991. - N 26. - Ст. 733.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 3301.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 5. - Ст. 410.

8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 30. - Ст. 3012.

9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 2. - Ст. 169.

10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 2. - Ст. 170.

11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 2. - Ст. 218.

12. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 23. - Ст.2366.

13. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - N 32. - Ст. 3342.

14. Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом" // Российская газета. – 2003. - 20 июня. - N 119/2 (специальный выпуск).

15. Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 21 "Об утверждении Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" // Российская газета. - 2003. – 20 июня. - N 119/2 (специальный выпуск).

16. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 28 "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" // Российская газета. – 2003. - 20 июня. - N 119/2 (специальный выпуск).

17. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. - N 5.

18. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" // Российская газета. – 2003. - 30 декабря. - N 262.

Специальная литература

1. Антошин А.Н. Материалы к курсу коммерческой эксплуатации (Основные положения Устава железных дорог). - М., 1977. – 450 с.

2. Белякова А.М. Ответственность железных дорог за срочность доставки и сохранность перевозимых грузов по советскому праву. - М., 1948. - 313 с.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. - М.: Статут, 2003. – 448 с.

4. Вайнап В.А.. Гладких С.Р., Любимов А.П., Щербинин С.С. Новый устав железнодорожного транспорта // Право и экономика. – 2003.- N 2.

5. Горюнов А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза // Гражданское право. – 2006. - N 3. .

6. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / Под ред. Е.А.Суханова – М.: БЕК, 2003. – 670 с.

7. Гринберг Л.М. Право на иск из договора железнодорожной перевозки грузов // Вопросы советского транспортного права. - М., 1957. - 270 с.

8. Дозорцев А.В. Некоторые вопросы договорного регулирования отношений по поставке // Научные записки Института внешней торговли МВТ СССР. - 1955. - 725 с.

9. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учебник. - Т.2 ( 6-е изд., перераб. и доп.) / Отв.ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 712 с.

10. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 558 с.

11. Журнал «Российские железные дороги». – 2005. - №2.

12. Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. - М., 1951. - 417 с.

13. Кейлин А.Д. Транспортное право СССР и капиталистических стран. - М., 1938. - 492 с.

14. Комментарий к Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" / Под ред. Галенской Л.Н. – Система «ГАРАНТ», 2007.

15. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. - М., 1998. - 577 с.

16. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / Под ред. Вайпана В.А. – М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005. – 490 с.

17. Коммерческое право: Учебник. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1997. - 649 с.

18. Кулагин Е.С., Шамаев М.Ф. Организация коммерческой работы на железных дорогах СССР. - М., 1950. – 330 с.

19. Моргунова Г.А. Проблемы заключения договора перевозки груза в контейнерах железнодорожным транспортом // Юридический консультант.- 2003. - N 1.

20. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Под ред. В.П. Мозолина и М.Н. Малеиной. - М., 2004. – 805 с.

21. Новицкий И.Б. История советского гражданского права. - М., 1948. - 354с.

22. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. - М., 2003. - 405 с.

23. Пугинский Б.И. Коммерческое право. – М.: Зерцало, 2005. –602 с.

24. Расулов А.В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки груза в период перехода к рыночной экономике: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. – 204 с.

25. Семёнов В. М., Кустов В. Н., Тертеров М. Н., Романова И. И. Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте. – СПб., 2003. – 388 с.

26. Тарасов М.А. Договор перевозки грузов по советскому гражданскому праву. - Ростов-на-Дону, 1954. – 217 с .

27. Теплинская Н. Железнодорожные перевозки грузов по России: взгляд юриста // Логистик & система. - 2005. - N 5.

28. Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта. - М: 2004. – 418 с.

29. Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. - М: Центр стратегических программ, 2003. – 690 с.

30. Тютрина Н.Н.Понятие договора перевозки грузов. // Транспортное право. - 2005. - N 2.

31. Фалькович М.С. Претензии и иски к железнодорожному перевозчику // Эж-ЮРИСТ. – 2006. - N 31.

32. Холопов К. Основной закон железных дорог России // Закон. - 2000. - N 9.

33. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. - М., 2001. - 97с.

34. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - Т. 2. - М., 2003. – 575с.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. – 1996. - N 9.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 34/15 "О внесении дополнения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - N 3.

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2006. - N1.

Примечания:

Примечаний нет.