Система управления в сфере туристических услуг Кемеровской области

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 100  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Отрасль туризма как объект управления…………………………6

1.1. Экономическая сущность отрасли туризма

и ее роль в экономике…...………………………………………..6

1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих

на развитие туризма……………………………………………...15

1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма………….23

Глава 2 Система управления в сфере туристических услуг

Кемеровской области………………………………………………35

2.1. Анализ системы развития туристических услуг

Кемеровской области…………………………………………….35

2.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления

в сфере туристических услуг Кемеровской области…………..57

Заключение…………………………………………………………………..76

Список литературы………………………………………………………….62

Приложения………………………………………………………………….78

Введение

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития туризма Кемеровской области, методических разработок решения проблем развития туризма, возможности практической реализации мероприятий уже имеющихся программ придают исследованию актуальность.

Объектом исследования является сфера туристических услуг Кемеровской области.

Предметом исследования является система управления в сфере туристических услуг Кемеровской области.

База исследования сфера туристических услуг Кемеровской области.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в сфере туристических услуг Кемеровской области.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть экономическую сущность отрасли туризма и ее роль в экономике.

2. Представить классификацию видов туризма и факторов, влияющих на туризм.

3. Дать характеристику этапам развития и реформирования отрасли туризма.

4. Проанализировать систему развития туристических услуг Кемеровской области.

Разработанность темы в отечественной литературе достаточно невелика. Однако, с каждым годом проблеме управления в сфере туристических услуг начинает уделяться все большее внимание. В своей работе мы ориентировались на публикации таких авторов, как: И.Т. Балабанов (7), Г.Н. Бургонова (9), Н.И. Волощин (12), А.К. Гуляев (15), Е.Н. Ильина (20; 21), В.А. Квартальнов (25-29) и др. В написании второй главы большую помощь оказали материалы, опубликованные в Интернете (51; 52).

Новизна исследования заключается в том, что до сих пор не подвергалась исследованию Программа развития туризма Кемеровской области и не предлагались способы усовершенствования данной Программы.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть применены Департаментом внешних экономических связей и туризма Администрации Кемеровской области в целях совершенствования системы управления в сфере туристических услуг данного региона.

Особенность объекта и предмета исследования обусловили выбор таких методов исследования, как: сравнение, обобщение, контент-анализ документов.

Структура дипломной работы: введение, две главы, включающие в себя пять параграфов, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе дипломной работы раскрываются основные аспекты сферы туризма, как объекта управления: экономическая сущность, классификация видов туризма, этапы развития и реформирования отрасли туризма.

Во второй главе представлен анализ системы развития туристических услуг Кемеровской области, предлагаются рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере туристических услуг Кемеровской области.

В приложении представлена характеристика: средств размещения туристов в Кемеровской области; рекреационных районов Кузбасса.

Список литературы

1. Закон Кемеровской области «О туристской деятельности на территории Кемеровской области» от 27.11.2000 №81-ОЗ.

2. Федеральный Закон «Об основах деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96г. N 132-ФЗ.

3. Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» (с изменениями на 6 апреля 2000 года).

4. Азар В. Почем нынче путешествие: правильная цена // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1999. - №10. – С.35-38.

5. Агеева Н.А. Финансовые проблемы туризма в России // Финансы. -1995. -№12. - С.13-15.

6. Академия рынка. - М.: Изд-во «Просвещение», 1993. – 356с.

7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Финансы статистика», 2001.-173с.

8. Биржанов М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 1999. – 212с.

9. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 344с.

10. Ветитнев А.М. Маркетинг. – М.: Изд-во «РУССИКО», 1997. - 264с.

11. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. - СПб.: Изд-во «Союз», 1994. – 164с.

12. Волощин Н.И. и др. Менеджмент туризма: туризм как объект управления. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 302с.

13. Герасименко В.Г. Основы туристического бизнеса. - Одесса, 1997. – 147с.

14. Голубков Е.П. Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Изд-во «СПАРК»,1998.-118с.

15. Гуляев А.К. Организация туристической деятельности. – М., 1996. – 211с.

16. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.

17. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М.: Изд-во «Экономпресс», 1998. – 473с.

18. Ильина Н.И. Организация туристской работы. – Казань: Изд-во «Школа», 2000. – 56с.

19. Ильина Н.И. Регулирование туризма в регионах и маркетинг в системе туробразования // Сборник научных статей: «Актуальные проблемы образования». – Казань: Изд-во «Школа», 2000. – 43с.

20. Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристической фирмы. Агентский бизнес. – М.: РМАТ, 1998. – 387с.

21. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000. - 256с.

22. Ильина Н.И. Экономические функции туризма на современном этапе // Вестник. - №3-4, - Казань: Изд-во «ТИСБИ», 2000. – 124с.

23. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. - Минск. 2001.-430с.

24. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.: Изд-во «Герда», 1998. –362с.

25. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001. - 320с.

26. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.т.1. - 188с.

27. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.т.2. - 253с.

28. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998. т.3. - 379с.

29. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000. - 368с.

30. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: Изд-во «Прогресс», 1996. – 76с.

31. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Изд-во «Прогресс», 1994.-78с.

32. Купер К. и др. Экономика туризма теория и практика. - СПб.: Изд-во «Омега», 1998. – 403с.

33. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга.- СПб.: Изд-во «Прогресс», 1997.-102с.

34. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. – 1995. - № 31. – С.42.

35. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Изд-во «ЮНИКО», 1996. - 204с.

36. Музеи Кузбасса / Сост. Н.С. Бледнова, С.Г. Васютин,

Р.В. Юматов. - Кемерово, 2000. – 223с.

37. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998. –218с.

38. Природные геологические памятники - наследие Кемеровской

области. Экспедиции и маршруты: Проспект. -М.: АСТШ, 2000.

39. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Изд-во «Экспертное бюро – М», 1997. – 521с.

40. Расторгуева И.А. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять // Бизнес. - 1998.-окт. (№ 9-10).

41. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М.: Изд-во «Ось-89»,1997. –128с.

42. Саченкова Н.И. Воздействие государства на туризм //Сборник статей ТИСБИ. Вып. 1.- Казань, 1998. - С.96 -98.

43. Саченкова Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала. - Казань, 1999.- 222с.

44. Семин В.С., Организация международного туризма. – М., 1999. – 214с.

45. Туризм: Нормативно-правовые акты / Под ред. Н.А. Волошина. - М.: Изд-во «Финансы и статистика»,1998.-430с.

46. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Зорина, Т.П. Каверина. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.-287с.

47. Финансовые отношения в туризме. Туристские фирмы. – СПб.: ОЛБИС, 1998. – 328с.

48. Штогрин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами // Вестник Моск. Университета. - 2000. - №4. - С.128-135.

49. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.,1998. – 412 с.

50. Экономика туризма: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Козырева, И.В. Зорина. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001. - 312с.

51. http: www.ako.ru Официальный сайт Администрации Кемеровской области.

52. http://www.tourism-kuzbass.ru Официальный сайт Департамента внешних экономических связей и туризма Администрации Кемеровской области.

Примечания:

Примечаний нет.