Цели, задачи и основные средства исправления осужденных связанных в местах лишения свободы

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 102  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

Введение 3-7 Глава 1. Состояние уголовно-исполнительной системы России. 8-27 §1. Становление и развитие пенитенциарной системы. 8-17 §2. Современное состояние и перспектива развития

(реорганизация) уголовно-исполнительной системы. 18-27

Глава 2. Правовая регламентация деятельности сотрудников 28-89

УИС направленной на исправление осужденных.

§1. Особенности режима исполнения и отбывания

наказания в виде лишения свободы. 28-58

§2. Воспитательное воздействие на осужденных

к лишению свободы. 59-75

§3. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы. 76-80

§4. Общеобразовательное обучение осужденных

как составная часть социальной работы. 81-85

§5. Общественное воздействие как средства

исправления осужденных и социальная адаптация. 86-89

Заключение 90-95

Список литературы 96-99

Приложение 100-101

Введение

Введение

Целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совер¬шения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Понятие "исправление осужденных: цели, задачи, основные сред¬ства" очень широкое. В настоящей работе исследуются особенности це¬лей и задач, основные средства исправления осужденных связанных в местах лишения свободы.

В уголовно-исполнительной системе России - 731 исправительная колония, 178 следственных изоляторов и 13 тюрем, 63 воспитательные колонии. В них содержатся 999830 человек. В том числе 255,4 тысячи подозреваемых и обвиняемых, 20,3 тысячи несовершеннолетних, 39,9 тысячи женщин. На учете в уголовно-исправительных инспекциях состоит 600 тысяч осужденных к исправительным работам. 255 человек пригово¬рены к пожизненному заключению. Если мораторий на смертную казнь продлится, то число лиц, отбывающих пожизненное заклю¬чение, достигнет 5 тысяч.

Каждый пятый, отбывающий наказание, осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; каждый четвертый - за разбой, грабеж или изнасилование; более половины - судимы неодно¬кратно. Почти треть осужденных моложе 25 лет.1

45 тысяч осужденных признаны особо опасными рецидивистами. Растет число рэкетиров, лиц, осужденных за участие в вооруженных бандгруппах, других организованных формированиях преступного мира.2

Одним из наиболее опасных видов преступности была и остается рецидивная преступность. Особенно высокая интенсивность рецидива

1 Кутепова И. И. На страже закона. //Лабиринт №5. 1999. С.1.

2 Хитрук В. В. Зона вчера, сегодня, завтра. //Лабиринт №1. 1999. С.3-4.

отмечается у корыстных преступников: около 70% повторных преступле¬ний совершается ими в первый год после освобождения из исправитель¬ных учреждений.

Анализ структуры рецидивной преступности с учетом вида и разме¬ра последовавшего за ним наказания свидетельствует, что уровень ре¬цидива выше среди осужденных к лишению свободы, особенно на корот¬кий (до 1 года включительно) или особо длительный (свыше 10 лет) сро¬ки.

Причинами, вызывающими рецидивную преступность являются: вы¬ключение осужденного из условий обычной жизни общества; ослабление или разрушение социально-полезных связей; формирование антисоци¬альных связей; своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы, связанные с этим трудности социальной адаптации после лишения свободы, вызванные длительным заключением психиче¬ские нарушения; распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев, традиций, бытующих в преступной среде-

К существенным обстоятельствам, способствующим рецидиву пре¬ступлений, относятся недостатки деятельности не только ИУ, но и других государственных органов по обеспечению трудового и бытового устрой¬ства лиц, освобождаемых от наказания. Государственные и обществен¬ные органы и организации трудоустройством бывших заключенных прак¬тически не занимаются. И если раньше это было одно из самых узких мест в социальной политике, то ныне (в связи с переходом на хозрасчет, самофинансирование и т.п.) трудоустройство осужденных из мест лише¬ния свободы выросло в огромную проблему.1

Согласно положениям пункта "о" ст. 71 Конституции РФ законода¬тельство в области исполнения уголовных наказаний стало называться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обуслов-

1 Кудрявцев В.Н. Криминология, М., 1997. С.225-226.

лено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной

деятельности. Указанная отрасль законодательства сегодня регулирует исполнение всех видов наказаний, а не только связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия (трудом, воспитательной ра¬ботой, обучением и т.д.). К тому же исполнение многих наказаний вообще не связано с трудовым воздействием на осужденного.

Вместе с тем исправление осужденных на основе общественно-полезного труда не исключается. Эта мера остается в системе всех вос¬питательных воздействий, но не превалирующей, как было раньше.

Уголовный кодекс РФ определяет, что целью наказания прежде яв¬ляется восстановление социальной справедливости и лишь затем ис¬правление осужденных и предупреждение совершения новых преступле¬ний (ст. 43 УК РФ). Это не означает, что уголовно-исполнительное зако-

нодательство игнорирует цель восстановления социальной справедли¬вости.

Цель восстановления социальной справедливости в большей мере относится к применению наказания на стадии его назначения либо от¬срочки, например, в отношении беременных или имеющих малолетних детей женщин (ст. 82 УК РФ). Именно на этих стадиях речь идет о выбо¬ре вида наказания, его размера либо применении гуманного акта (от¬срочки), раскрывающих сущность понятия социальной справедливости.

Исправление осужденных есть генеральная линия законодательст¬ва об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является не¬посредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Степень исправленности поведения осужденного может быть раз¬личной, но из закона сейчас исключены такие понятия, как "встал на путь исправления", "доказал свое исправление". Уголовный кодекс Россий-

ской Федерации применение, например, условно-досрочного освобожде¬ния от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) или замены его не отбытой части более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ) связывает с убеж¬денностью суда в целесообразности таких решений, принимаемых с уче¬том личности и поведения осужденного в период отбывания им наказа¬ния. Следовательно, речь идет об оценочных понятиях. Их содержание будет зависеть от степени исправленности поведения осужденных, опре¬делять которую будут, в конечном счете, учреждения и органы, испол¬няющие наказание.

Цель предупреждения преступлений достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осуж¬денных во время отбывания ими наказания. Для этого осуществляется система специальных мероприятий. Они особенно разнообразны при ор¬ганизации исполнения таких видов наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль и другие меры по обеспе¬чению режима). При исполнении прочих наказаний здесь применяется иная система профилактических мероприятий, в ряде случаев вообще не связанных с использованием специальных средств и методов.

Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужден¬ных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лица¬ми новых преступлений. Что касается предупреждения совершения пре¬ступлений со стороны иных лиц (так называемое общее предупреждение, общая превенция), то механизм, инструментарий выявления и определе¬ния степени эффективности практически отсутствует, научные рекомен¬дации в этом отношении еще весьма несовершенны. Общественное мнение нередко исходит из суждения, состоящего в том, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Многовековая прак-

тика постоянно опровергает подобную установку, но она и сегодня актив¬но проявляется в сознании значительной части населения.

Поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством РФ цели достигаются путем решения конкретных задач. Ими являются;

регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адап¬тации (ст. 1 УИК РФ). Более частные задачи указываются в ряде других норм УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения или отдельные правовые институты (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, функционирование самодея¬тельных организаций осужденных к лишению свободы и т.д.).

Решение данных задач обеспечивается социально-экономической базой и всем правовым механизмом государства, соответствующей це¬ленаправленной деятельностью его органов, а также активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Успешное выполнение большинства этих задач усилиями толь¬ко правоохранительных структур, в том числе учреждений и органов, ис¬полняющих наказания, невозможно. Они требуют комплексного реше¬ния.1

Целью исследования данной работы является раскрытие влияния установленного порядка исполнения и отбывания наказания, воспита¬тельной работы, общественно полезного труда, получения общего обра¬зования, профессиональной подготовки и общественного воздействия на исправление осужденных, как факторов направленных на искоренение рецидивной преступности.

1 Зубков А. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Феде¬рации. М.,1997.

Список литературы

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2002.

3. Уголовный кодекс РФ, 1996. (с изменениями на 17 Ноября 2001 года)

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ, 1997. (с изменениями на 16 Марта 1999 года)

5. Кодекс законов о труде РФ, 2001.

6. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные нака¬зания в виде лишения свободы» от 21.07.93 №5473-1.

7. Приказ МЮ РФ №224 от 30.07.2001 «Об утверждении правил внутрен¬него распорядка исправительных учреждений».

8. Приказ МВД №207 от 07.04.97 «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказа¬ния и их перевода из одного ИУ в другое».

9. Приказ МЮ РФ №83 от 07.03.2000 «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колони¬ях».

10. Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Рос¬сийской Федерации. М., 1997.

11. Положение об отделе воспитательной работы со спецконтингентом учреждения ОМ-216/5 УИН МЮ РФ по Калининградской области.

12. Ботенков С.П. Психологические аспекты воспитательного воздейст¬вия на осужденных. //Преступление и наказание №10-12,1998.

13. Ветошкин С.И. Оптимизация воспитательного процесса в исправи¬тельной колонии. //Преступление и наказание №8, 2000.

14. Гайнетдинов Б.В. Реформа пенитенциарной системы и гражданское

законодательство. //Преступление и наказание №11, 2001.

15. Гернет М.И. История царской тюрьмы. М., 1941.

16. Детков М.Г. Наказание в царской России, Система его исполнения. М., 1994.

17. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России. М., 1997.

18. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года), 1996.

19. Канев А.В. Из истории уголовно-исполнительной системы России. //Лабиринт №3, 2000.

20. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.

21. Кутепова И.И. На страже закона. //Лабиринт №5, 1999.

22. Кудрявцев В.Н. Криминология. М. 1997.

23. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. Т.2 М., 1988.

24. Колчанов Р.П. Не прорыв, но шаг вперед. //Труд №18, 2000.

25. Круглов В.А. Противоречия в УИК. Что делать практикам? //Преступление и наказание №5-6, 1999.

26. Кропачев А.Н. Проблемы в уголовно-исполнительном кодексе порож¬дают противоречия. //Преступление и наказание №7, 1999.

27. Калинин М.И. О воспитании и обучении. М , 1957.

28. Кузнецов Ю.С. Ради блага людей. //Преступление и наказание №7, 2001.

29. Лихачев С.А. Несколько замечаний по поводу... //Преступление и на¬казание №2,1999.

30. Ласточкин В.А. Особенности исправления и перевоспитания впервые осужденных к лишению свободы. М., 1986.

31. Маркс К. Смертная казнь. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., Т.8.

32. Макаренко Ф.Ф. Сборник методических материалов. М., 1991.

33. Меркуров Г.С. Труд на благо общества - священная обязанность каж¬дого человека М., 1993.

34. Передовой опыт Уголовно-исполнительной системы. Выпуск 18. М., 1999.

35. Прокофьев Н.А. Психологи делятся опытом. //Преступление и наказа¬ние №1,2001.

36. Пищелко Л.В. Социально-педагогические основы нравственного пе¬ревоспитания осужденных. М., 1992.

37. Полозюк В.В. Общеобразовательное обучение осужденных как со¬ставная часть социальной работы. //Преступление и наказание №3-4, 1999.

38. Петровский В.И. Урок человечности. //Преступление и наказание №8, 2000.

39. Судебник 1497 года. //Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т.2.

40. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн.ХI. Т.22.

41. Сергевнин В.Г. Новое развитие пенитенциарных систем. //Преступление и наказание №10-12, 1998.

42. Смолин С.А. Самодеятельные организации осужденных в колониях:

проблемы и пути их решения. //Преступление и наказание №3-4, 2000.

43. Суханова О.И. В условиях рынка. //Преступление и наказание №1, 1999.

44. Солопанов Ю.В. Проблемы деятельности ИУ по борьбе с рецидивной преступностью. Рязань, 1994.

45. Хитрук В.В. Зона вчера, сегодня, завтра. //Лабиринт №1, 1999.

46. Храбрых И.Е. Законодательство нуждается в поправках. //Преступле¬ние и наказание №10-12, 1998.

47. Черевко И.М. Психолого-педагогическое воздействие на осужденных. //Преступление и наказание №7, 2000.

Примечания:

Примечаний нет.