Совершенствование системы управления качеством на современном предприятии 52421131

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 175  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Современное состояние теории и практики управления качеством продукции ……………………………………10

1.1 Экономическая сущность категории качества продукции и ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия……10

1.2 Показатели и оценка качества продукции в современных условиях хозяйствования………………………………………………….24

1.3 Состояние управления качеством продукции на современных предприятиях ………………………………………………………………38

Глава 2. Методологические подходы к формированию организационно-экономического механизма управления

качеством………………………………………………………….………65

2.1 Исследование принципов управления качеством………………………………………………………..….………65

2.2 Методы планирования и стимулирования повышения качества продукции………………………………………………………….………95

2.3 Система управления качеством как результат совершенствования принципов и методов управления ………………..115

Глава 3. Совершенствование системы управления качеством на современном предприятии ………………………..………………..125

3.1. Московский Тормозной Завод ТРАНСМАШ как объект управления качеством продукции.……………………………….……...125

3.2. Развитие системы управления качеством на МТЗ ТРАНСМАШЕ …………………………………………………………...133

Заключение…………………………………………………………145

Список литературы…………………………………………….......149

Приложения……………………………….………………………..160

Введение

Введение

Актуальность исследования. Исследование проблем качества находится в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что качество в настоящее время является важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровне экономики. Активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований в стране. Развитие науки, техники и технологий предоставляет человечеству принципиально новые возможности в достижении высокого уровня качества продукции и услуг, в улучшении на этой основе материальных, социальных и культурных условий жизни человечества.

Для российского общества, с присущей ему нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих дальнейшего проведения структурных преобразований при одновременном обеспечении конкурентоспособности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и национальной экономики в целом, необходимость разработки и реализации концепции управления качеством приобретает особую значимость. Внедрение систем качества на соответствие современным международным стандартам существенно улучшает соотношение "качество-цена", позволяет разрабатывать и внедрять качественно новые методики и подходы в теории и практике управления, среди которых - оптимизация и инжиниринг бизнес-процессов, комплексная диагностика и совершенствование системы управления, система мотивирования персонала, управление операционными рисками, целый ряд IT-технологий и др. Формирование системы менеджмента качества (СМК) на российских промышленных предприятиях выступает фактором четкого определения организационно-экономических процессов с целью их оптимизации и повышения экономичности; минимизации затрат при производстве продукции (услуг) и т.д.

В основе современной концепции управления предприятием лежит принцип управление посредством качества, который выдвигает на первое место потребности покупателя и позволяет добиться предприятию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности. По некоторым оценкам, отставание по управленческому уровню российских предприятий реального сектора экономики от аналогичных показателей развития зарубежных предприятий значительно сильнее, чем по технологическому оснащению и составляет 50-60 лет1. При этом противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства, выступающее основной причиной неуспеха при внедрении систем менеджмента качества на российских предприятиях, может быть разрешено только путем управления качеством, которое носит системный характер и охватывает весь жизненный цикл продукции (услуги). Таким образом, разработка и внедрение системы менеджмента качества предприятия помогает внедрить в организации современную и эффективную систему управления производством.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на неослабевающее внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к проблемам создания эффективных систем менеджмента качества сохраняются проблемы их постоянного развития и обеспечения требованиям документированности, имеются трудности понимания самой природы добровольных стандартов, их соотношения с методами государственного регулирования, наблюдается противодействие части персонала предприятия новациям в системе управления и др. Все это определяет актуальность исследования принципов формирования и оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества на российских предприятиях, ориентированных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей на национальном и мировом рынках.

Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно - хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий и государственных органов.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране, несмотря на экономический кризис, расслоение общества, потерю многих ценностных ориентиров, интерес к проблемам управления качеством постоянно возрастает. В условиях глобализации и интернационализации опыта управления качеством открываются новые грани и перспективы развития данного процесса на различных уровнях.

Актуальность указанных проблем определила направление диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Изучение теории системы качества показывает, что проблема достижения качества чаще всего понимается как техническая задача и решается, в основном, техническими, технологическими, организационными методами. Большой вклад в разработку таких методов внесли зарубежные ученые Э. Деминг, Х. Додж, Р. Джонс, К. Исикава, Н. Кано, Ф. Кросби, Г. Тагучи, Ф.Тейлор, А. Файоль, А. Фейгенбаум, В. Шухарт, Д. Этингер. Из отечественных ученых проблемами достижения качества занимались: Ю.П. Адлер, И. З. Аронов, А. В. Гличев, Б. В. Бойцов, Д. С. Львов, В. Ю. Огвоздин, И. И. Чайка и другие.

Отдельный вклад в повышение эффективности систем управления качеством внесли такие ученые, как: П. Друкер, М. Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Каплан, К. Кернс, Д. Нортон, Т. Саати, М. Хаммер, Д. Чампи.

В то же время, вопросы формирования эффективных систем качества еще не достаточно изучены как в России, так и за рубежом.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методических подходов совершенствования управления качеством продукции как основы повышения эффективности системы менеджмента качества.

Поставленная цель исследования обусловила решение следующих задач:

Уточнить применительно к условиям рынка основополагающие понятия в области управления качеством и конкурентоспособностью промышленной продукции;

выявить основные тенденции и направления развития управления качеством и обеспечения на этой основе конкурентоспособности промышленной продукции;

разработать методологические положения и принципы системного управления качества и формирования системы качества, обеспечивающих необходимый уровень качества промышленной продукции в условиях рыночных отношений;

сформировать принципы системы управления качества, обеспечивающие формирование эффективной системы менеджмента качества в современных условиях хозяйствования.

Объект исследования. Отечественные и зарубежные организации и предприятия, осуществляющие управление качеством промышленной продукции.

Предметом исследования являются методологические положения системного управления качества и формирование системы качества в современных условиях хозяйствования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента качества, использование системного подхода, принципы диалектного развития отношений и связей, важнейших положений и категорий экономики и управления. В процессе выполнения исследования применялись как общие методы и приемы научного познания, так и специфические методы анализа и синтеза, абстрактно-логического, системного анализа, а также методы теории принятия решений, информации, оценивания.

При разработке основных вопросов экономического прогноза в системе управления качеством осуществлен системный подход к исследуемой проблеме, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности ресурсосберегающего направления интенсификации, как на уровне конкретных предприятий, так и на уровне их иерархической подчиненности.

Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также собственные расчеты автора. В ходе подготовки диссертации были использованы результаты прикладных исследований механизма формирования и функционирования систем управления качеством промышленных предприятий, проведенные с участием автора.

В работе представлены нормативная и законодательная база Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Всероссийской организации качества, Межрегиональной общественной организации "Академия проблем качества", другие справочные и нормативные материалы, официальная отчетность отдельных российских компаний.

Научная новизна диссертационного исследования в общем плане определяется уточнением, дополнением и развитием применительно к условиям рыночных отношений методологических и организационно-методических положений управления качеством как основы обеспечения конкурентоспособности в современных условиях хозяйствования.

В процессе проведенного исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну:

- тенденции и направления управления качеством в современных условиях хозяйствования и обеспечения на этой основе конкурентоспособности продукции;

- уточненные понятия основополагающих терминов в области управления качеством ("качество продукции", "уровень качества продукции", "управление качеством продукции", и некоторые другие), в которых более глубоко отражены их взаимосвязи и учтены особенности отношений субъектов рынка. Для условий рыночных отношений обоснована целесообразность адекватного понимания терминов "управление качеством продукции" и " менеджмент качества". На основе обобщения получила развитие структура, состав стадий и этапы жизненного цикла продукции, учитывающих особенности ее создания, товарооборота и использования в условиях рыночных отношений;

- комплекс принципов управления качеством продукции и построения системы качества, основой для разработки которой послужил современный подход к управлению. Он же позволил уточнить и развить, по сравнению с ранее известными, состав, назначение и содержание производственной и управляющей подсистем системы качества, их элементов и компонентов, а также более подробно определить характер их взаимосвязи в системе качества как целостной социально-

Список литературы

. А. Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс в динамизации экономики России. - Томск: Изд-во ТГУ, 2001

17. Белейчева А.С., Гаффорова Е.Б. Экспертная оценка продукции - инструмент определения удовлетворенности потребителей// Методы менеджмента качества .-2002-№6

18. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пос.М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

19. Бенделл Т. Наставники по качеству. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2000.

20. Бовин А. А., Чередникова Л. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации. Учебное пособие. - М., Омега-Л, 2006.

21. Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема "качество"// Стандарты и качество. 1996. № 8. С. 49-51.

22. Бузов Б. А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

23. Василевская И.В. Управление качеством: Учебное пособие. М.: РИОР, 2005. - 79с.

24. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип "постоянного улучшения" в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.

25. Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Новые возможности М.: Изд-во стандартов, 1994.

26. Владимирцев А.В., Марцынковский О.А., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход. // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 2. -с. 8-12

27. Внутренний аудит. Серия "Все о качестве. Отечественные разработки". Вып. 2. 2002. М.: НТК "Трек", 2001. 32 с.

28. Воробьев В.П. оптимизация здравого смысла // Методы менеджмента качества.-2001-№11.

29. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2001.200 с.

30. Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Берстенева О.Г., Берстенева Е.Г., Зайцев Е.В., Смагин М.В. Качество, эффективность и потребительская оценка системы технических изделий Монография. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2003

31. Гиссин В. И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

32. Глазунов А. В. Статистические методы при производстве продукции. Практическое руководство для мастеров и рабочих. - Н. Новгород: СМЦ "Приоритет", 2003.

33. Голубев А.Е. Новые элементы механизма управления качеством / Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы: сб. науч. ст. I Междунар. науч.-практич. конф. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. технич. универ. - 2005

34. Голубев А.Е. Организационные подходы к совершенствованию системы менеджмента качества // Вестник СГСЭУ. - 200

Примечания:

Примечаний нет.