КИТАЙСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон 5

1.1 Свободные экономические зоны - сущность, основные понятия 5

1.2 Мировой опыт формирования свободных экономических зон 8

1.3 Основные достоинства и недостатки свободных экономических зон 12

2 Китайский опыт формирования свободных экономических зон 16

2.1 Формирование свободных экономических зон в Китае 16

2.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон 27

3 Возможность формирования свободных экономических зон в России 36

3.1 Российский опыт формирования свободных экономических зон 36

3.2 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон 46

3.3 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в России 53

3.4 Анализ возможностей формирования свободных экономических зон в России 55

Заключение 59

Список использованной литературы 63

Приложения 65

Введение

Успешное рыночное реформирование отечественного народного хозяйства связано, в первую очередь, с жестким учетом региональных факторов, их спецификой и многообразием. Оно требует новых подходов к разработке и реализации системной и комплексной региональной политики и, в частности, к созданию и устойчивой динамике свободных экономических зон (СЭЗ). Ведь именно они, как показывает зарубежный опыт, выступают в качестве важнейшего инструмента и мощного подспорья госрегулирования различных аспектов экономики, в том числе и развития отдельных территорий.

Благотворное воздействие умело организованных СЭЗ способствует росту региональных экономик сообразно их внутренним целям. Кроме того, зоны эффективно интегрируют страну в мировую экономику, расширяя международное сотрудничество.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон. В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в начале 90-х гг. в мире функционировало более 1 тыс. таких зон, причем их число неуклонно растет. Совокупный объем экспорта товаров только из производственных зон в период с 1990 по 2001 г. возрос с 17 до 32 млрд. дол. США. За этот же период общее число занятых в них увеличилось с 2 до 4,5 млн. человек.

Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

В силу общепризнанной эффективности функционирования ОЭЗ, в государственную экономическую политику были включены направления по созданию и развитию особых экономических зон. На практике это представляет собой принятие комплекса правовых, экономических, организационных, социальных мер, посредством которых государство и местное самоуправление создают благоприятные условия для функционирования особых экономических зон. Это позволит рационально использовать способности такого рода зон содействовать в привлечении иностранных и в стимулировании национальных инвестиций, положительно влияя на развитие предпринимательской деятельности, раскрывая научный потенциал страны, обеспечивая занятость населения, увеличивая в соответствии с этим бюджетные поступления и т.д.

Развертывание свободных экономических зон - задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.

Целью данной дипломной работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. раскрыта сущность и основные понятия свободных экономических зон;

2. показан мировой опыт формирования свободных экономических зон;

3. проанализированы основные достоинства и недостатки, присущие свободным экономическим зонам;

4. рассмотрены особенности формирования свободных экономических зон в Китае;

5. охарактеризованы достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон;

6. показан российский опыт формирования свободных экономических зон;

7. раскрыты достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон;

8. проанализированы причины неудачного формирования свободных экономических зон в России;

9. проведен анализ возможностей и перспектив формирования свободных экономических зон в России.

Дипломная работа написана на 60 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // РГ. 2003. 18 дек.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Российская газета, №162, 27.07.2005.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 №117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Российская газета, №162, 27.07.2005.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 №564 "Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2006 №471) // Собрание законодательства РФ, 19.09.2005, №38, ст. 3822.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 №563 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон" (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2006 №471) // Собрание законодательства РФ, 19.09.2005, №38, ст. 3821.

6. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 2005.

7. Барзыкина Е.Ю., Силагадзе И.Р. Административно-правовое регулирование создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон в Российской Федерации // Туризм: право и экономика, 2006, №3.

8. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. - Серия "учебники для вузов. Специальная литература". - СПб.: Издательство "Лань", 2000

9. Богуславский М.М. Международное частное право. Изд. 5-е. М.: Юрист, 2004.

10. Васильев С. Особые экономические зоны по китайскому образцу // Бизнес-адвокат, 2006, №8.

11. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России.-С-Пб.1909г.

12. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. №1

13. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. - - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996

14. Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Учебно-практическое пособие. Библиотека журнала "Внешнеэкономический бюллетень" - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000

15. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001

16. Давлеткильдинова Р.С., Былынь В.Р., Целыковская Н.П. Международные отношения: Текст лекций/СПбГУАП. СПб., 2001

17. Ден В.Э. Положение России в мировом хозяйстве. Петроград 1922 г.

18. Доронина Н.Г. Особые экономические зоны" во внешнеэкономической деятельности // "Журнал российского права", №6, 2004

19. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2003. №4

20. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. - М.: "Дело ЛТД", 1994

21. Егиазарова В.В. Изменения, внесенные в Таможенный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 11.11.2004 №139-ФЗ

22. Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 167 с.

23. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России 1877-1913 гг. Учебное пособие/С. Д. Калашников, М.

24. Киреев А. Международная экономика. Ч. первая. - М.: Международные отношения, 1999

25. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М. 1995.

26. Князева Н.В. Перспективный экономический проект // Человек и труд, 2006, №3.

27. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ. - М.: Юнити, 1997

28. Ледяева С.В. Движение иностранных инвестиций. Хабаровск, 2000

29. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск. 1987 г.

30. Мисаревич Н.В. Правовое регулирование экономического сотрудничества государств. Гродно: ГрГУ, 2006.

31. О социально-экономическом развитии и торгово-экономических отношениях государств - участников Содружества в I полугодии 2004 года. Доклад исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Москва - 2004 г

32. Плотников А.Ю. Международные посреднические операции // Практика международного бизнеса. №7 - 2003

33. Пшеничнов В.А. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело в России В начале 20 века// Теория , методология и практика таможенного дела : сборник научных трудов / под ред. М.Н. Блинова ч.1 1996 г.

34. Пшеничнов В.А. Внешнеэкономическая деятельность и развитие таможенного дела в период НЭПа (1921 -1928 г.г.).

35. Российское таможенное право . Учебник для вузов Под ред. Б.Н. Габричидзе. М.1997.

36. Рубченко М.В. Точки роста или черные дыры // Эксперт, 2000, №28.

37. Савин В.А. Нужны ли в России свободные экономические зоны // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2000, №3.

38. Сидоренко В.И. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России // Международный сельскохозяйственный журнал, 2005, №5.

39. Соболев М. Международный лизинг и налоговое планирование // "Директор-инфо" № 23'2002

40. Фомичёв В.И. Международная торговля: Учебник. М.: ИНФРА - М, 1998

Примечания:

Примечаний нет.