Рассмотрение политики ЕС по отношению к Белоруссии и Украине

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 101  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Расширение ЕС в Восточно-европейском регионе. Украина, Белоруссия и ЕС 10

1.1 Логика европейской интеграции 10

1.2 Расширение ЕС в Центральной Европе 16

1.3 Восточное измерение ЕС 25

2 Политика ЕС в отношении Украины 38

2.1 Основные направления внешней политики Украины 38

2.2 Торгово-экономические отношения 47

2.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и Украины 59

3 Политика ЕС в отношении Белоруссии 68

3.1 Основные направления внешней политики Белоруссии 68

3.2 Экономическое взаимодействие Белоруссии и ЕС 78

3.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и Белоруссии 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94

Введение

Восточноевропейский регион постсоветского пространства - самый крупный по всем общественно-хозяйственным показателям. Он включает три славянские республики (Россию, Украину, Белоруссию), а также Молдавию. Эта страна входит в восточноевропейскую группу в результате своего географического расположения, а также из-за чрезвычайно высокого уровня хозяйственной интеграции с другими государствами региона.

На долю восточноевропейского региона приходится не только подавляющая часть всего населения СНГ (в начале 1999 г. около 212,1 млн. человек, то есть 74,8 %), но и ВВП (по последним расчетам ОЭСР - Евростата, в 1999 г. - 1325 млрд. долл., по паритетам покупательной способности национальных валют, то есть 85 %). Даже по размеру ВВП на душу населения (около 6250 долл.) регион значительно превосходит два других: Центральноазиатский (3075 долл.) и Закавказский (4050 долл.) .

Не столь очевидно его лидерство по абсолютным масштабам привлеченных иностранных прямых инвестиций (около 13,5 млрд. долл., то есть немногим больше половины всей суммы - 54,5 %). Однако по важному показателю интенсивности этого процесса - размеру зарубежных капиталовложений на душу населения - восточноевропейский регион (64 долл.) уже существенно уступает двум другим: Центральноазиатскому (133 долл.) и Закавказскому (238 долл.) .

Среди множества причин, объясняющих столь существенное отставание этого региона от других в СНГ, можно выделить несколько важнейших. Прежде всего, отсутствие в течение длительного времени должного уровня общественно-политической стабильности, связанной с тупиковым противостоянием между двумя основными ветвями власти. При этом в России, Украине и Молдавии законодательные органы нередко блокировали принятие многих правовых документов, способствующих притоку иностранных прямых инвестиций. А в Белоруссии властные структуры находятся в постоянном конфликте с нелегальным парламентом. Это приводит к тому, что международные финансовые организации (МВФ, Всемирный банк и др.) нередко прекращают кредитование, что ведет и к резкому ограничению притока частных прямых инвестиций в страну.

Лишь в последнее время после новых парламентских и президентских выборов (1999 - 2000 гг.) в двух странах этого региона (России и Украине) четко обозначились тенденции к упрочению общественно-политической стабильности. Это неизбежно отразится на масштабах притока иностранных прямых капиталовложений. В двух других странах - Белоруссии и Молдавии существенные сдвиги в этой сфере пока не обозначились .

Вторым негативным фактором следует считать отсутствие устойчивого прогресса в трансформации экономики и общества. Это оказывает отрицательное воздействие на темпы формирования благоприятной рыночной инфраструктуры, без которой невозможны эффективная предпринимательская деятельность зарубежных инвесторов и надежный подбор перспективных национальных партнеров для сотрудничества.

Среди стран СНГ, по оценке ряда экспертов, можно условно выделить три основные группы в соответствии с уровнем их продвижения по пути реформ: консервативные, умеренно консервативные и умеренно либеральные. В восточноевропейском регионе представлены все три группы. К первой относится Белоруссия, где максимально сохранен государственный контроль за хозяйственными процессами и по существу законсервирована прежняя административно-плановая система экономики. Во вторую входят Украина и Молдавия, в которых поначалу пытались проводить лишь осторожные реформы. И только в последние два-три года здесь приступили к более решительной трансформации. И, наконец, к третьей группе можно отнести Россию, в которой уже осуществлено достаточно серьезное реформирование экономики и общества .

Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи ОБСЕ С. Оливер в своем "рейтинге реформирования" стран СНГ на первые места поставил Россию и Молдавию . Вероятно, где-то поблизости может оказаться и Украина. Во всяком случае, в этих странах политическая оппозиция имеет большие возможности для самовыражения, чем в других государствах Содружества.

Такие оценки в основном совпадают с показателями "рейтинга благоприятности инвестиционного климата" стран СНГ, составляемого международной группой исследователей "Инвестиционный барометр". Еще в середине 90-х годов (май 1994 г.) был проделан анализ двадцати важнейших критериев продвижения процессов реформирования. На основе этого анализа в зависимости от количества полученных баллов (из 100) страны восточноевропейского региона расположились следующим образом: Россия - 73,17; Белоруссия - 53,09; Украина - 48,22; Молдавия - 40,28 баллов .

К концу столетия (на январь 1998 г.) в рамках очередного инвестиционного рейтинга, составленного указанной международной группой, положение стран заметно изменилось. Две из них несколько улучшили свое положение (Россия - до 77,94 балла. Украина - до 51,26), тогда как в двух других ситуация ухудшилась (в Белоруссии показатели упали до 48,35 баллов, Молдавии - до 33,41) .

Конечно, мировой экономический кризис и особенно российский дефолт в августе 1998 г. существенно ухудшили инвестиционный климат во всех странах восточноевропейского региона. Однако массированного оттока иностранных прямых капиталовложений в этот период не наблюдалось. Более того, они по-прежнему поступали, хотя и на более низком уровне. В целом инвестиционные рейтинги в 2000 г. стали улучшаться в России и Украине, чего явно не произошло с Белоруссией и Молдавией .

И, наконец, третьим наиважнейшим фактором, объясняющим сравнительно небольшой приток иностранных прямых капиталовложений в этот регион СНГ, можно считать отсутствие целенаправленной политики формирования привлекательного имиджа каждой страны за ее пределами. Понятно, что основу для повышения благоприятности инвестиционного климата составляют реальные достижения в этой области, то есть выход на определенный уровень общественно-политической стабильности, закрепление правовых гарантий собственности, совершенствования налогового законодательства, развитие производственной и рыночной инфраструктуры и пр. Но не менее важно постоянное внедрение позитивных результатов этого процесса в международные общественные и деловые отношения.

Отсюда необходимость создания целой системы общественных и частнопредпринимательских объединений, коммерческий успех которых должен напрямую зависеть от степени изменения к лучшему инвестиционного облика страны (на базе мониторинга позитивных и негативных публикаций, опросов общественных и деловых кругов внутри страны и заграницей и пр.). На такой путь встали лишь некоторые страны постсоветского пространства (Эстония, Армения), но именно они постепенно превращаются в наиболее привлекательные объекты для иностранных прямых капиталовложений.

Актуальность данного исследования. Исследованию интеграционных процессов, олицетворяющих особый тип взаимоотношений между суверенными государствами, посвящено немало трудов ученых и специалистов в области международного права, как, впрочем, и других научных дисциплин (мировая экономика, международные отношения и др.). Не стал исключением и европейский региональный интеграционный процесс, послуживший (как оказалось впоследствии) благодатной почвой для появления множества разнообразных интеграционных взглядов и теорий. И это неудивительно, ибо, прежде всего, через анализ теоретических моделей развития можно прогнозировать как непосредственно саму интеграционную динамику, так и конечный результат интеграционного процесса. Знание теоретических основ позволяет не двигаться вслепую, а предусмотрительно оценивать и анализировать каждый последующий шаг. Стоит заметить, что многочисленная критика тех экономических и политико-правовых процессов, которые ныне протекают на просторах бывшего СССР, во многом обусловлена именно отсутствием достаточной теоретической базы, необходимой для их осуществления.

Увеличение числа стран-членов ЕС с неизбежностью ставит вопрос об углублении процесса интеграции, поскольку двадцати, а тем более сорока государствам гораздо труднее договориться, если не приняты специальные жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных органов. Несмотря на не стихающие до сих пор ожесточенные споры между "федералистами" и "националистами" этот процесс продвигается, о чем свидетельствуют Маастрихстские соглашения.

Опыт становления и укрепления интеграционных связей между европейскими государствами, являющимися суверенными и независимыми, приобретает в условиях глобализации особую важность и актуальность. Переход от Европейского экономического сообщества к Европейскому союзу знаменует собой сложный, порой противоречивый процесс отказа государств от своих суверенных прав в различных отраслях и передачи их в ведение наднациональных органов власти. Евросоюз - это межгосударственный союз, основанный не на принуждении и силе, а на осознании европейцами общности их интересов и понимании, что такие интересы наиболее эффективно реализуются путем совместных согласованных действий и координации сил и средств.

Целью данной работы является рассмотрение политики ЕС по отношению к Белоруссии и Украине. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать логику европейской интеграции.

2. Раскрыть особенности политики ЕС по отношению к Украине.

3. Проанализировать политику ЕС по отношению к Белоруссии.

Хронологически работа охватывает период с распада СССР до настоящего времени.

В работе были использованы различные документы с сайтов ЕС на английском языке. Это такие сайты как "European Commission, General Affairs & External Relations Council (GAERC). Extracts from successive General Affairs & External Relations Councils", "European Commission, The EU's relations with Belarus", "The Center for European Policy Studies, Russia, Ukraine, Moldova and Belarus". На них представлены различные документы, отражающие отношения Евросоюза с Украиной и Белоруссией.

Особенности развития отношений ЕС с Украиной раскрываются в трудах таких исследователей как Д. Крапивенко, А. Мошес, Д. Шерр, А. Зверев и многие другие.

Кроме этого были использованы различные монографии, раскрывающие особенности развития Белоруссии в постсоветском пространстве. Здесь, в первую очередь, можно выделить книгу "Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности" под редакцией Ш. Гарнетта . Другая монография, раскрывающая особенности внешнеполитического развития Белоруссии, под редакцией Е.М. Кошкина "Белоруссия: путь к новым горизонтам" .

Особенности внешней и внутренней политик Белоруссии рассматривает в своей книге "Белоруссия: внутренняя и внешняя политика" А.А. Розанов , а принципы европейской интеграции - К. Коктыш .

В работе были также использованы статьи из различных журналов и других периодических изданий.

Список литературы

1. Договоры, учреждающие европейские сообщества / Ю.А. Борко, М.В. Каргалова, Ю.М. Юмашев. - М.: Право, 1994. - 428 с.

2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. - Минск, 1995. - 47 с.

3. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. - М.: ТЕРРА, 1999. - 482 с.

4. Предложения МИД Белоруссии по существу концепции отношений ЕС с будущими государствами-соседями // Центр международных исследований Белорусского государственного университета. - Режим доступа: http://www.centis.bsu.by/rus/y2003/centis_rus_act3_8.php.

5. European Commission, General Affairs & External Relations Council (GAERC). Extracts from successive General Affairs & External Relations Councils: http://www.europa.eu.int/comm/external_relations/we/intro/gac. htm.

6. European Commission, The EU's relations with Belarus. - Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/external_relations/belarus/intro/ index.php.

7. Non-paper with Polish proposals concerning policy towards new Eastern neighbors after EU enlargement. - Режим доступа: http://www.msz.gov.pl.

8. The Center for European Policy Studies, Russia, Ukraine, Moldova and Belarus: http://www.ceps.be/Research/Wider%20Europe/RussiaUMB.

2. Литература

9. 1-й год действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и РФ / В.В. Журкин, В.Г. Шемятенков, Ю.А. Борко. - М.: Интердиалект+, 1999. - 197 с.

10. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 368 с.

11. Антосиев А. Меняющаяся Европа. Исторический шаг. - Режим доступа: http://gazeta-u.narod.ru.

12. Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. - М.: Юристъ, 1989. - 273 с.

13. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1983. - 284 с.

14. Белецкий М.И., Толпыго А.К. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины: По данным социологических опросов // Полис. - М., 1998. - № 4. - С. 74 - 89.

15. Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности / Под ред. Ш. Гарнетта. - М.: Международные отношения, 1998. - 263 с.

16. Белоруссия упрекает ЕС в двойных стандартах. - Режим доступа: http://www.46info.ru/media/ria/?id=19777.

17. Белоруссия: путь к новым горизонтам / Под ред. Кошкина Е.М. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 310 с.

18. Борко Ю.А. Эволюция взглядов на европейскую интеграцию в СССР и России: политический и научный подходы. - Режим доступа: http://edc.spb.ru.

19. Борхардт К.Д. Европейская интеграция. - М.: Международные отношения, 2002. - 219 с.

20. Бот Б. Почему Россия и ЕС нуждаются друг в друге // Европа. - 2004. - № 10. - С. 4 - 5.

21. Восточное измерение Европейского Союза и Россия: Сб. докладов международной конференции, Великий Новгород, 14 ноября 2003 г. / Под ред. Ф. Казина, В. Кузнецова. - СПб.: Университетская книга, 2004. - 285 с.

22. Дубнов В. Украина: История одной независимости // Новое время. - 1997. - № 29. - С. 18 - 27.

23. Европа вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П. Шмелев. - М.: Международные отношения, 2002. - 328 с.

24. Европейская интеграция / Отв. ред. Ю.А. Барко. - М.: Academia, 1996. - 320 с.

25. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под ред. Л.И. Глухарева. - М.: Academia, 1998. - 238 с.

26. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Отв. ред. Ю.А. Борко. - М.: Международные отношения, 2001. - 425 с.

27. ЕС нацелился на Минск, Кишинев и Киев: Инициатива "нового соседства" может обернуться для России потерей Белоруссии, Молдавии и Украины // Независимая газета. - 2002. - 20 ноября. - С. 4.

28. Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество независимых государств / Отв. ред. Ю.А. Борко. - М.: Интердиалект+, 1998. - 382 с.

29. Зиновьев В.П. История стран СНГ и Балтии. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - 419 с.

30. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Дилеммы европейской интеграции // Космополис. - 2002. - № 1. - С. 42 - 64.

31. Интервью С. Миксера ИА "Росбалт", 1 февраля 2003 г. - Режим доступа: www.rosbalt.ru/2003/02/01/83530.php.

32. Караганов С. Россия и ЕС - необходимость нового формата // Российская газета. - 2004. - 19 ноября. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/11/19/karaganov.php.

33. Коктыш К. Белоруссия в европейском контексте. - М.: Логос, 2003. - 284 с.

34. Коротчения И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 328 с.

35. Крапивенко Д. Великая октябрьская европейская интеграция // Украинский деловой еженедельник. - 2002. - № 44. - С. 20 - 35.

36. Кузнецова Л.И., Кузьменко В.П. С позиции осторожного оптимизма // Политика и время. - 1998. - № 9. - С. 12 - 19.

37. Лами П. Россия становится для ЕС приоритетным направлением // Европа. - 2002. - № 1. - С. 18 - 19.

38. Лепешков Ю. Межгосударственная интеграция в рамках европейского союза: некоторые вопросы теории // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2001. - № 1. - С. 10 - 19.

39. Лукьянов Ф. Меняется Союз, меняется Россия // Европа. - 2003. - № 11. - С. 3 - 4.

40. Мазаева О. "Заплатите нам неустойку": Белорусский МИД рассчитывает на компенсации за расширение Евросоюза // Независимая Газета. - 2003. - 27 мая. - № 103. - С. 3.

41. Малиновская Е. Предупреждение межнациональных конфликтов - цель и средство государственного строительства на Украине: законодательная база и административная практика // Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия / Общ. ред. А. Зверев и др. - М.: Весь мир, 1997. - С. 120 - 139.

42. Между Востоком и Западом: Украина и Белоруссия на европейском пространстве / Московский Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003. - 362 с.

43. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 734 с.

44. Мошес А. Геополитические искания Киева: (Центральная и Восточная Европа в политике Украины) // Pro et contra. - М., 1999. - T. 3. - № 2. - С. 95 - 110.

45. Мошес А. Конфликтный потенциал в российско-украинских отношениях. Взгляд из России // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия / Общ. ред. А. Зверев и др. - М.: Весь мир, 1997. - С. 30 - 44.

46. Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: Очерк современной истории. - М.: Логос, 2002. - 88 с.

47. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. - М.: Белые альвы, 1997. - 216 с.

48. Петров С. Россия - ВТО: переговоры не застыли на мертвой точке // Европа. - 2003. - № 10. - С. 10 - 15.

49. Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. - Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

50. Погорельская С.В. Границы политической интеграции? Некоторые проблемы дальнейшего развития совместной политики ЕЭС. - Режим доступа: http://inion.ru.

51. Подготовлен план действий Евросоюза по поддержке демократии в Беларуси. - Режим доступа: www.eurasianhome.ru.

52. Полынин А.Е. Белоруссия и Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений // МЭИМО. - 2004. - № 4. - С. 23 - 31.

53. Президент Польши: Украина станет членом ЕС к 2020 г. - Режим доступа: http://www.rbc.ua/ukr.

54. Приходько С. Сотрудничество Россия - ЕС: необходимость нового импульса // Европа. - 2001. - № 9. - С. 5 - 6.

55. Розанов А.А. Белоруссия: внутренняя и внешняя политика. - М.: Международные отношения, 1999. - 274 с.

56. Стойко Е. Европейская десятка определена. - Режим доступа: http://www.wdi.ru.

57. Страны ЦВЕ на пути в ЕС. - М.: Международные отношения, 2002. - 469 с.

58. Украина: вектор перемен. - М.: Российский институт стратегических исследований, 2004. - 284 с.

59. Украина и Россия: общества и государства (Публикация Музея и общественного центра им. А. Сахарова). - М.: Права человека, 1997. - 374 с.

60. Федоров Г. Концепция "прямого соседства" Евросоюза и российские позиции на Балтике // Региональные проблемы географии. Труды XI Съезда РГО. - Т. 4. - СПб.: РГО, 2000. - С. 77 - 86.

61. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 446 с.

62. Хайнц Т. Отношения Белоруссии и России в общеевропейском контексте. - М.: Комитет "Россия в объединённой Европе", 2003. - 218 с.

63. Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. - 2001. - № 7. - С. 15 - 20.

64. Шапиро Н. Интеграция стран СНГ: Политический и экономико-теоретический аспект // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 7. - С. 81 - 85.

65. Шерр Д. Украина в системе европейской безопасности // Pro et contra. - М., 1998. - T. 3. - № 2. - С. 124 - 140.

66. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. - М.: Международные отношения, 2001. - 402 с.

67. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия / Общ. ред. А. Зверев и др. - М.: Весь мир, 1997. - 224 с.

68. Юданов Ю.И. Восточноевропейский регион СНГ: Поиск новых концепций "Благоприятности инвестиционного климата" // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 10. - С. 61 - 70.

69. Zaccor A.M. Belarus // Instabilities in Post-Communist Europe. - Camberley: RMA Sandhurst, 1994. - Р. 70 - 87.

Примечания:

Примечаний нет.