Современное состояние отношений России и ЕС

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 80  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. История развития отношении России и ЕС в торговле энергоносителями 8

1.1. Инвестиции в развитие российскую экономику в 90-х годах 8

1.1.1. Российский рынок энергоносителей. 8

1.1.2. Первые шаги в новой России 19

1.2. Основные вехи в истории развития внешних отношений России и ЕС 32

Глава 2. Современное состояние отношений России и ЕС 44

2.1. Статистика мирового рынка, место ЕС и роль России в поставках 44

2.2. Влияние политики на внешнеэкономические отношения в сфере торговли энергоносителями 58

Заключение 70

Литература 72

Приложения 79

Введение

Актуальность исследования проблем и направлений инвестирования ЕС в российскую экономику обусловлена тем, что посредством объективных обстоятельств Европе суждено оставаться главным направлением реализации интересов России во внешнем мире, и основной путь осуществления этих интересов пролегает через Европейский Союз. На ЕС сегодня приходится 40 % российского внешнеторгового оборота. На страны Европейского Союза приходится треть иностранных инвестиций в российскую экономику. Предполагаемое расширение ЕС за счет центральноевропейских и прибалтийских стран может привести к увеличению доли ЕС по этим показателям до 50 и 40 % соответственно. Стало быть, половина внешнеэкономических связей нашей страны окажется в недалеком будущем связанной с европейским направлением, с Европой.

Европейский союз создал и стремится расширять зону стабильности, власти закона, разумного управления и демократии в Европе и вокруг нее. Усилия сосредоточены прежде всего на интеграции стран - членов самого Евросоюза (по мере расширения ЕС задача осложняется). Но больше внимания мы будем уделять и вопросам разумного управления, стабильности и власти закона в "широкой Европе", то есть за пределами непосредственных границ ЕС.

Очевидно, что в интересах Европейского союза развивать партнерство с Российской Федерацией, а также стремиться к тому, чтобы Соединенные Штаты играли активную роль там, где это приносит пользу. Такое партнерство действенно лишь при наличии достаточной общности интересов и ценностей. И при взаимном признании того, что к стабильным решениям можно прийти только путем совместных действий.

Именно в свете этого для нас исключительную значимость представляет позиция центральных органов интегрирующегося западноевропейского центра. Европейский совет на Кельнском саммите ЕС в июне 1999 г. утвердил Коллективную стратегию ЕС по отношению к России. В общем и целом эта стратегия является сигналом доброй воли со стороны ЕС, показателем желания развивать отношения с Россией на самых разных направлениях. При этом следует отметить наличие в ней сугубо общих пожеланий (типа суесловия о "стабильной, демократической, процветающей России как неотъемлемой части объединенной Европы"). В формулировках политики ЕС нет гарантий того, что определенные ее положения не вступят в противоречие с курсом Российской Федерации. На фоне этой зыбкой позиции встает важнейший вопрос, не будет ли расширение ЕС (при сохраняющемся и даже углубляющемся экономическом разрыве между Европой и Россией) способствовать появлению новых разделительных линий (таможенных, визовых), не приведет ли оно к сужению рынка сбыта некоторых видов российской продукции, не будет ли способствовать усилению сырьевого характера российского экспорта на европейский Запад?

Стремление ЕС опекать Россию в процессе создания институтов гражданского общества и рыночной экономики, проходящее лейтмотивом через весь текст декларируемой Стратегии, не учитывает, того, что Россия во многих отношениях находится в иной исторической эпохе, нежели Европа. Эта почти сознательная "слепота" и жесткость говорит о том, что Европе отдача от ее усилий нужна уже сейчас - конкретно и видимо. Поэтому неудивительно, что любые проявления российской самостоятельности воспринимаются западноевропейскими правительствами так болезненно. Чеченские события - весьма убедительный пример подобной задействованности Западной Европы. В Западной Европе растут опасения, что действия федеральных властей в Чечне, идущие наперекор советам и пожеланиям европейских лидеров, могут дискредитировать ту направляющую и координирующую роль, которую ЕС взял на себя в трансформации посткоммунистического мира. Превратить ее лидерство в пустую говорильню. В этом смысле Европейскому Союзу уже достаточно его провалов на Балканах.

Следует предположить, что содержащийся в Коллективной стратегии набор приоритетов будет реализовываться в неком "рваном" темпе. Обособленность России от Европы (сравнительно с другими посткоммунистическими странами) неизбежно сохранится в обозримый исторический период. Барьеры между РФ и ЕС, как видится, отнюдь не снижаются.

До недавнего времени в российском законодательстве отсутствовало четкое определение прямых инвестиций, и в хозяйственной деятельности приходилось руководствоваться различными инструкциями и подзаконными актами. С юридической точки зрения впервые этот термин был введен в 1999 году Федеральным Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

В нем была дана расширенная трактовка прямых иностранных инвестиций, в состав которых были включены и лизинговые операции и 10 % размер доли инвесторов в Уставном капитале коммерческой организации. В соответствии с западными стандартами распределения акционерного капитала в публичных акционерных обществах 10 % пакет акций в большинстве случаев является либо контрольным, либо близким к контрольному, дающим его владельцу реальные возможности воздействия на процесс принятия решений данным обществом.

В России пакет в 10 % акций при недостаточно развитом фондовом рынке в подавляющем большинстве случаев не является контрольным или даже обеспечивающим существенное влияние на принимаемые решения. В соответствии с Гражданским Кодексом в Российской Федерации, Федеральными Законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" реальной возможностью получить контроль над предприятием (или право блокировать те или иные решения) имеют только инвесторы, обладающие долее 25 % акций .

В связи с этим целесообразно относить к прямым тех инвесторов, доля которых в общем объеме голосующих акций не менее 25 %, если предприятие является акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью и закрытым акционерным обществом, и не менее 10 % акций во всех иных случаях. В дальнейшем, с развитием фондового рынка количественная характеристика инвестиционного участия должна будет корректироваться.

Объект исследования - сотрудничество ЕС и России.

Предмет исследования - развитие сотрудничества ЕС и России в области энергоносителей.

Цель работы - охарактеризовать особенности сотрудничества ЕС ми России в области энергоносителей.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены истоки формирования экономических отношений между Россией и Евросоюзом в области энергоносителей, исследованы особенности инвестирования в экономику России, проанализировано современное состояние развития взаимоотношений.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют аналитические обзоры и положения, раскрывающие генезис, сущность, содержание функционирования взаимоотношений Объединенной Европы и Российской Федерации.

Использованные методы исследования: анализ публикаций в СМИ; метод экспертных оценок и прогнозирования; методы структурно-функционального анализа, сравнительного исторического и политологического анализа, конкретно-исторический подход.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Список литературы

1. ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" № 164 от 08.12.03

2. ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" № 160-ФЗ от 09.07.99.

3. ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 29.12.2004) (принят ГД ФС РФ 06.12.1995)

4. ФЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

5. ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

6. ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173 от 10.12.2003

7. ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.07.2006)

8. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" № 948-1 от 22.03.1991

9. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"

10. Закон РФ "О недрах" № 2395-1от 21.02.1992.

11. Закон. Президент РФ "О естественных монополиях" № 147 от 17.08.95.

12. Гражданский Кодекс Российской Федерации

13. Указ Президента РФ "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" N 2284 от 24.12.1993 (ред. от 16.08.2004)

14. Указ Президента РФ. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ" № 1482 от 08.07.94

15. Абалкин Л. Стратегия: выбор курса / РАН. Ин-т экономики. - М., 2003. - 210 с.

16. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие; М., 1996. - 196с.

17. Афонцев С. А. Присоединение к ВТО: Экономико-политические перспективы // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 2. С. 7-26.

18. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: На пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10.

19. Балацкий Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 1999. - N 11. - С. 83-89.

20. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2002. - N 1. - С. 52-64.

21. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - К.: Эльнв - Н, Ника-Центр, 2001. - 448 с.

22. Бордачёв Т., Романова Т. Модель на вырост // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 2. С. 49-62.

23. Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. - М., 2004. - С. 12.

24. Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора: Теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 29.

25. Водянов А., Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации // Российский экономический журнал, № 11-12 - 2000. С. 10-22.

26. Дубянская Г. Заработная плата как зеркало социально-экономических преобразований в России // Вестник Московского университета. 2005. Серия 6: Экономика. № 2. С. 79 - 102.

27. Загородников С.А. Регулирование прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы // Банковское дело. Москва. 2004. N 004. С. 38 - 43.

28. Зуев В. Отношения между Россией и ЕС. М.: ИМЭМО РАН, 2001.

29. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. Т. 1. М.: Прогресс, 1982

30. Калашников В.Д. Проблемы формирования и развития регионального топливно-энергетического комплекса (на примере Дальнего Востока) // Аторев. диссерт. на соик.уч. степени доктора эконом. наук. - Хабаровск, 2006.

31. Кивикари У. Расширение Европейского Союза и Россия - ситуация взаимной выгоды // Обзор экономики России. 2000. № 4. C. 25-31.

32. Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России / Европейский совет. Кёльн, 3-4 июня 1999 г.

33. Крылов В.И. Прямые иностранные инвестиции: мотивы и препятствия // Финансы, № 2 - 2001. С. 64-67.

34. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал, №5. С. 69, №6. С.79

35. Лысенко М.В. Экономические последствия расширения Европейского Союза на восток для России. // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. Сборник статей.- М.: ГНО Издательство "Прометей" МПГУ. 2005. С.426-429.

36. Мау В., Новиков В. Отношения России и ЕС: Пространство выбора или выбор пространства // Вопросы экономики. 2002. № 6.

37. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. - М., 1991.

38. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.-М., 1997.-384 с.

39. Морозова Т.Г. Экономическая география России. - М.: Юнити, 1999.

40. Новая стратегия Европейского Союза и экономические интересы России/Р. К. Щенин ;Р. К. Щенин. // Вестн. ун-та / Гос. ун-т упр. Сер.: Нац. и мировая экономика. 2001 . N 1. - С. 123-141.

41. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М., 1995. - 152 с.

42. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., 1995. - 103 с.

43. Общее экономическое пространство: Перспективы взаимоотношений России и ЕС: Белая книга. М.: РЕЦЕП, 2002.

44. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-июле 2005 г. и оценках до конца года. - М., 2005.

45. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. / Под общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М., 1994. - 496 с.

46. Романова Т. Общее европейское экономическое пространство: стратегия участия России // Pro et Contra. Том 8, 2003 год, №1. С. 63 - 76

47. Самарина Т.П. Проблемы модернизациии экономики и создания благоприятного инвестиционного климата // Аналитический Вестник Совета Федерации №2 (319). 2007. - С. 30 - 41.

48. Самарина Т.П. Стратегия досрочного развития и роль государства в переходной экономике: российские подходы и мировой опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001. N 11 (142). С. 30 - 35.

49. Семенов К..А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М., 1998. - 336 с.

50. Сергеев И.В. Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.

51. Смирнов А.А. Государственная концепция в инвестиционных вопросах // Законодательство и экономика. 2003. N 4. С. 25 - 27.

52. Соглашение, учреждающее Европейское экономическое пространство, подписанное в мае 1992 г.

53. Сорокин Д. Воспроизводственная динамика и ее качество // Экономист. 2006. № 3. С. 3 - 13.

54. Стратегия досрочного развития и роль государства в переходной экономике: российские подходы и мировой опыт /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №11 (202)- 2006. - стр. 30-35

55. Уткин А. О перспективах отношений между Россией и ЕС: Некоторые проблемы экономических взаимоотношений // Новая политика. 25 ноября 2005. - С. 3 - 4.

56. Центр образован Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 "О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2683.

57. Четвертый Круглый стол промышленников России и Европейского союза. Турин, 15-16 февр. 2002 г.: Совместные выводы // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 147.

58. Шаймухамбетов К. Основные стратегические направления управления процессом инвестирования структурных преобразований в регионах // Сб. науч. тр. / С.-Петерб. ун-т кино и телевидения, С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. 2001 . Вып. 8. - С. 145-148.

59. Эдди де Смайтер. Россия и Европейский Союз: история и перспективы сотрудничества (заметки европейского эксперта). - М., 2000.

60. Church C. Switzerland: An Overlooked Case of Europeanization / Queen's Papers on Europeanization. Kent, 2000. № 3.

Интернет-ресурсы:

Доклад Группы высокого уровня по Общему европейскому экономическому пространству саммиту Россия - ЕС (11 нояб. 2002 года) / http://www.eur.ru/neweur/summits/sum65_rus.doc

Официальный сайт Госкомстата РФ / www.gks.ru

Сайт Бюджетная система России / http://www.budgetrf.ru

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве / http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=apage&id=17

Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 ГГ.)" (Хельсинки 22.10.1999) / http://www.spbpravo.ru/abro.php?id=4778

Энергетическая безопасность / http://www.iicas.org/libr_rus/enbz/11_11_06_bz.php

http://www.riatec.ru/shownews.php?id=32846&sha=1&sfa=1&RiatecSess=6dd977aaa677a86b659a76203347935c

Примечания:

Примечаний нет.