ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 95  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 9

1.1. Концептуальные основы развития здравоохранения в Российской Федерации 9

1.2. Понятие и функции управления в учреждениях здравоохранения 17

1.3. Сущность и методы муниципального управления развитием системы здравоохранения 23

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ" В Ленинградской области 29

2.1. Характеристика системы управления здравоохранением Ленинградской области 29

2.2. Анализ демографической ситуации и состояния здоровья населения в Ленинградской области 34

2.3. Современное состояние системы здравоохранения Ленинградской области 40

2.4. Реализация национального проекта "Здоровье" в Ленинградской области 51

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 61

3.1. Приоритетные направления развития здравоохранения Ленинградской области 61

3.2. Развитие скорой медицинской помощи в Ленинградской области 65

3.3. Совершенствование офтальмологической помощи 70

Удовлетворенность качеством офтальмологической помощи 73

3.4. Создание Ленинградского областного клинико-диагностического центра гематологии и химиотерапии опухолевых заболеваний кроветворной и лимфатической ткани 79

Заключение 84

Литература 87

Приложение

Введение

В период реформирования экономики и здравоохранения проблемы сохранения и улучшения здоровья населения становятся всё более актуальными. Этот период характеризуется нарастанием негативных тенденций процессов воспроизводства населения и его здоровья.

С начала 1990-х годов в России наблюдается кризис социальной сферы, общественного здоровья и здравоохранения. Кризис здравоохранения в стране системен и глубок, а все попытки его "реформирования" командно-административными методами были стихийными, хаотичными и несистемными, оставляя врачам роль не активных участников реформ, а слепых исполнителей, которые в результате отсутствия информации были лишены возможности знать конечную цель и пути проводимых в здравоохранении страны преобразований.

За многие годы реформы здравоохранения в России не произошло существенного изменения этой социально значимой сферы. Бездействие Минздрава РФ привело к полной разбалансировке когда-то стройной и единой структуры системы здравоохранения. Каждая служба в этой системе действует самостоятельно, и эффективность всех служб зависит во многом от субъективных факторов, прежде всего от компетентности руководителя каждой определенной службы, от его способности сохранять целостность и соподчиненность всех звеньев службы.

В экономике здравоохранения наблюдался явный диссонанс между бюджетным финансированием и обязательным медицинским страхованием (ОМС), вследствие чего благополучие того или иного лечебно-профилактического учреждения зависит прежде всего от способности его руководителя находить нужные связи и нужные рычаги воздействия на финансовые структуры.

Без сомнения, ответственность за определение государственной политики в области здравоохранения в масштабах страны и выполнение соответствующих обязательств должны лежать на Правительстве страны, которое, в свою очередь, должно быть заинтересовано в более активном участии в их решении широкого круга общественных партнеров, а также содействовать обеспечению гласности и открытости в процессе разработки и реализации национальной политики в этой области. К сожалению, до настоящего времени, несмотря на все новшества по преобразованию прежней, государственно-монопольной системы здравоохранения, так и не удалось сделать основных ее участников - врачей и пациентов - центральным звеном реформ.

Предложенный и принятый для исполнения приоритетный национальный проект "Здоровье" активизировал внимание органов государственной власти субъектов РФ на проблемах здравоохранения.

Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" - это действительно нужный и важный шаг в правильном направлении, основные задачи которого - системная реформа российского здравоохранения в целях реального укрепления здоровья населения России

Приоритетный национальный проект, объявленный Президентом РФ В.В.Путиным, стал сегодня новой социальной идеологией для России, это стержень развития страны, и укреплять его - долг и обязанность властей всех уровней, в том числе и муниципальных.

В национальном проекте "Здоровье", запущенном в январе 2006 года и рассчитанном на три года, есть ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, отрадно то, что проблемы медицины и здоровья нации впервые за долгие годы включены в число приоритетов государственной политики. О том, что отечественную систему здравоохранения, находящуюся в состоянии кризиса, необходимо срочно реформировать, известно. Но конкретные шаги федерального правительства по "оздоровлению" российской медицины были сделаны лишь в 2006 году.

Во-вторых, благодаря национальному проекту российское здравоохранение получило дополнительные денежные средства. Традиционно российские больницы и клиники финансируются по остаточному принципу, объем совокупных государственных расходов на медицину составляет в нашей стране 3?4% ВВП. Это примерно вдвое ниже аналогичного показателя развитых стран и сопоставимо с уровнем расходов в Парагвае, Перу и Бразилии. Сумма средств, выделяемых в рамках национального проекта, довольно существенна, хотя и не может покрыть многолетнее недофинансирование отрасли. За счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регионы смогли увеличить расходы на медицину в среднем на 20%.

Третье достоинство национального проекта в том, что его авторы выявили наиболее болезненные точки российского здравоохранения и настояли на целевом финансировании мероприятий по их ликвидации, защитив тем самым бюджетные деньги от "размывания". В "Здоровье" выделено четыре ключевых направления: укрепление первичного звена медицинской помощи, повышение доступности высокотехнологичного лечения, профилактика заболеваемости населения, а также особое внимание материнству и детству. Выбор закономерен: именно эти звенья системы здравоохранения нуждаются в немедленном ремонте и от их состояния в конечном итоге зависит здоровье нации.

Инициативы, исходящие от Президента РФ, заставили органы федеральной власти и органы государственной власти субъектов РФ сосредоточиться на реализации положений проекта и предпринять серьёзные усилия в этом направлении, а возможности государства по привлечению в отрасль дополнительных финансовых ресурсов определенно свидетельствуют о том, что государство стало осознавать существующие в этой сфере деятельности проблемы и пытается их решать.

Все это обусловливает значительный общественный интерес к здравоохранению, что следует расценивать как положительный во всех отношениях общественный процесс.Однако, несмотря на ряд позитивных начинаний, национальный проект "Здоровье" до сих пор не смог кардинально улучшить состояние системы российского здравоохранения.

Тактические шаги, предпринятые в ходе первого года реализации НП "Здоровье", не привели к повышению доступности и качества медицинской помощи населению. Если дополнительные государственные денежные вливания не будут сопровождаться соответствующими реформами системы здравоохранения, основные блага от реализации национального проекта получат не пациенты, а отдельные категории медицинских работников, и сама "индустрия здоровья" будет обходиться государству еще дороже.

Значительная часть связанных с национальным проектом проблем порождена "прорехами" в правовом пространстве. Многие вопросы, в том числе финансового характера, регулируются письмами Минздрава, которые, кстати, не имеют соответствующего юридического статуса, не предусматривают всех нюансов и подчас противоречат друг другу.

К числу наименее урегулированных и наиболее болезненных вопросов относится порядок финансирования повышения заработной платы. Источник выплат отпускных с повышенной зарплаты докторов и медсестер не определен до сих пор - они начисляются с прежних, маленьких окладов.

Не меньшее недовольство в регионах порождает плохо отлаженный механизм централизованных закупок медицинского оборудования. Оптовые закупки, безусловно, позволяют экономить бюджетные деньги. Но отсутствие четкой координации между региональными комитетами по здравоохранению и уполномоченным органом (Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию) приводит к тому, что экономия оборачивается перерасходом средств.

Решение данных проблем требует более детального изучения и разработки эффективных направлений развития системы здравоохранения. В современных условиях задачами первостепенной важности является разработка механизмов реализации стратегии улучшения здоровья и обуславливает необходимость изучения основных факторов, определяющих дальнейшее развитие здравоохранения. Решение этих проблем обуславливает актуальность данного исследования.

Целью данного исследования является рассмотрение приоритетных направлений и мер, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения в результате реализации национального проекта "Здоровье".

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи исследования:

- рассмотреть теоретические подходы к формированию системы здравоохранения, выявить тенденции, закономерности развития сферы медицинских услуг;

- осветить цель, задачи и основные направления национального проекта "Здоровье" в России

- провести анализ современного состояния системы здравоохранения в Ленинградской области и основных показателей реализации национального проекта "Здоровье" на муниципальном уровне;

- определить дальнейшие направления повышения эффективности системы здравоохранения Ленинградской области.

Объектом исследования является стратегия развития здравоохранения Ленинградской области. Предметом исследования выступает механизм повышения социально-экономической эффективности системы здравоохранения на современном этапе развития.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность лечебно-профилактических учреждений, материалы Росстата, Минздравсоцразвития России, аналитические материалы органов управления, отечественные публикации, материалы научно-практических конференций по исследуемой проблеме, а также фактические материалы Департамента здравоохранения Ленинградской области.

Способами исследования послужили: способ сравнения фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов; методы экспертных оценок, экономико-статистического анализа, графический и табличный способы.

Методологической базой исследования является системный подход к изучению функционирования здравоохранения, к управлению его муниципальной системой. При решении конкретных задач использовались метод сравнительного анализа и метод экстраполяции.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования в практике управления муниципальной системой здравоохранения.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год"

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи"

5. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.02.2006 n 676-рх "об осуществлении денежных выплат медицинским работникам в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения";

6. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 60 от 19.01.1983 г. О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах";

Литература

1. Баранова Э. Руководство по амбулоторно-поликлинической педиатрии с приложением

2. Ваганов, Н. Н. Высокотехнологичная помощь детям в федеральных специализированных медицинских учреждениях и национальный проект "Здоровье" / Н. Н. Ваганов // Дет. Больницас 2006. - № 4, с. 3-6.

3. Великая Н.М. Менеджериализм и местное самоуправление: Зарубежный опыт. Вестник ПАГС № 6, 2004 г

4. Виноградов, К. А. Ответы на вопросы, касающиеся порядка использования средств, которые поступают в учреждения здравоохранения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения / К. А. Виноградов // Менеджер здравоохранения. 2007. - № 1, с. 68-72.

5. Власенко, Т. Я. Актуальные вопросы организации оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов / Т. Я. Власенко // Здравоохранение. 2007. - № 1., с. 157-161.

6. Власенко, Т. Я. Надбавки за стаж непрерывной работы. Тарификация биологов. Дополнительная оплата за "родовой сертификат" / Т. Я. Власенко // Справочник зав. КДЛ. 2006. - № 12, с. 37-39.

7. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. Издательство: Омега-Л, 2004

8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебное издание 2-е дополненное и переработанное. - М.: Банки и биржи, издательское объединение ЮНИТИ, 2004

9. Дегтярева, М. И. Отчетность в рамках реализации национального проекта "Здоровье" / М. И. Дегтярева, Г. В. Шаталова // Менеджер здравоохранения. 2006. - № 12, с. 31-39.

10. Долгов, В. В. Лабораторная техника для клинико-диагностических лабораторий амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения. Поставки за счет средств федерального бюджета / В. В. Долгов // Клиническая лабораторная диагностика. 2006. - № 12, с. 25-32.

11. Дорошенко Г. В., Литвинова Н. И., Пронина Н. А. Менеджмент в здравоохранении. М.: Форум, 2006г.

12. Закиpова С.А. Маркетинг в здравоохранении // Здравоохранение РФ. 2000. № 4. с. 26.

13. Зурабов, М. Необходимо двигаться дальше : [итоги реализации нацпроекта "Здоровье" в 2006 г.] / М. Зурабов // Мед. вестник. 2007, №1. с. 4.

14. Зыятдинов, К. Ш. О ходе реализации в Республике Татарстан приоритетного национального проекта "Здоровье" / К. Ш. Зыятдтнов, Р. Ф. Батыршин // Общественное здоровье и здравоохранение. 2006. - № 4, с. 6-11.

15. Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.:ИД "Менеджер здравоохранения", 2007

16. Кадыров, Ф. Н. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Здоровье": обзор публикаций СМИ и экспертные оценки. Часть 2 / Ф. Н. Кадыров // Менеджер здравоохранения. 2006. - № 11, с. 30-39.

17. Кудрявцев А.А Менеджмент в здравоохранении: Медико-экономические стандарты и методы их анализа. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004

18. Кудрявцев А.А. Менеджмент в здравоохранении: Медико-экономические стандарты и методы их анализа. СПб: Издательство СПб, 2004

19. М: Гэотар Медицина, 2006

20. Мероприятия по увеличению рождаемости в Российской Федерации // Справочник фельдшера и акушерки. 2007. - № 1, с. 7-11.

21. Модернизация здравоохранения: 100 ответов на актуальные вопросы. Под редакцией д.э.н., профессора Ф.Н.Кадырова. М.:ИД "Менеджер здравоохранения", 2007

22. Носырев С.П., Носырева О.М. От менеджмента качества медицинской помощи к качеству менеджмента. Менеджер здравоохранения, № 9, 2006

23. О дополнительной диспансеризации : письмо Минздравсоцразвития России от 14.08.06 № 4374-РХ // Здравоохранение. , 2007. - № 1., с. 145-148;

24. О некоторых вопросах реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: письмо Минздравсоцразвития России от 19.07.06 № 3736-РХ // Здравоохранение. 2007. - № 1, с. 135-138.

25. О порядке приема и эксплуатации медицинского оборудования в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: письмо Минздравсоцразвития России от 02.08.06 № 4100-РХ // Здравоохранение. 2007. - № 1, с. 139-144; Норматив. документыдля гл. врача. 2006. - № 11, с. 35-38.

26. Основные стратегические задачи по модернизации отечественной системы здравоохранения в свете реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2006. - № 11, с. 12-13.

27. Переслегина, И. А. Национальный проект "Здоровье" - региональный аспект : [ беседа с первым зам. директора Департамента здравоохранения Нижегородской области И. А. Переслегиной] / И. А. Переслегина; записала С. Думпэ // Педиатрическая фармакология. 2006. - № 5, с. 76-78.

28. Петрова, С. В. Оплата услуг по родовым сертификатам учреждениям здравоохранения / С. В. Петрова // Зам. гл.врача. - 2007. - № 1. - С. 89-94.

29. Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г., Пивоварова Н.А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. СПб., 1997.

30. Президент Российской Федерации В. В. Путин о реализации национального проекта в сфере здравоохранения и программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи // Вопр. экспертизы и качества мед. помощи. 2006. - № 11, с. 16-17.

31. Проблемы реализации национального проекта "Здоровье" в столице // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2006. - № 12, с. 42-44.

32. Руководство для средних медицинских работников с приложением на компакт-диске 2006 / под ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 992 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

33. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии с приложением на компакт-диске. 2007 / под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 608 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

34. Саркисян, А. Г. Приоритетный национальный проект "Здоровье" - важный шаг к реформе здравоохранения / А. Г. Саркисян, А. Л. Пиддэ, Е. Б. Злодеева // Здравоохранение. 2007.- № 2. С. 15-27.

35. Стародубов В.И., Флек В.О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации. М.:ИД "Менеджер здравоохранения", 2006

36. Стародубов, В. И. О реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 г. / Стародубов В. И. // ГлавВрач. 2007. № 1. с. 10-29.

37. Стародубов, В. И. О роли организаторов здравоохранения в развитии регионального и муниципального компонента национального проекта "Здоровье" / В. И. Стародубов, Д. В. Пивень // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 2. - С. 17-21.

38. Тогунов И.А. Сегментация pынка медицинских услуг как степень доступности медицинской помощи // Здравоохранение РФ. 2000. № 3

39. Трушкина Л.Ю. Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Малахова Н.Г. Экономика и управление здравоохранением М.: Феникс, 2005

40. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные решения под редакцией академика РАМН В.И.Стародубова и профессора Д.В.Пивеня. М.:ИД "Менеджер здравоохранения", 2007

41. Чубарова Т. В. Управление медицинскими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции. Кправление здравоохранением. № 1 2000

42. Шпилянский, Э. М. Нацпроект "Здоровье": преимущества, проблемы, решения: на вопросы "КП" отвечает начальник Управления здравоохранения администрации города Кемерово Эдуард Маркович Шпилянский / Э. М. Шпилянский; сост. Э. Вербицкая // Комсомольская правда: Кузбасс. 2007. - № 27-т/8, 22 февр. - 1 марта. Выпуск N 2 2007 г.

Примечания:

Примечаний нет.