Управление земельными ресурсами

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

1. Введение. Очерки истории о земле и правах на неё……………2

2. Глава 1. Система государственных органов управления земель-ными ресурсами……………………………………………. ………...8

2.1 часть 1.1 Цели задачи управления земельными ресурсами.8

2.2 часть 1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности на земельные ресурсы………..……………….15

2.3 часть 1.3 Разграничение компетенции государственных и му-ниципальных органов в разграничении земельных споров .18

3. Глава 2 Система муниципальных органов управления земельны-ми ресурсами………………………………….……………………….27

3.1 часть 2.1 Полномочия органов местного самоуправления в об-ласти использования охраны и воспроизводства земельных ресурсов………………………………………………………..……27

3.2 часть 2.2 Задачи муниципального регулирования использова-ния земельных ресурсов……… ……… ……………………..…43

3.3 часть 2.3 Законодательные и правовые акты используемые в урегулировании земельных отношений ……………………….52

4. Заключение…………………………………………………………… 60

5. Список использованной литературы………………………………62

Введение

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят мета-морфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию - законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы от-ветить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.

Земельная собственность в России складывается в 1Х веке в двух основных формах: княжеских домен и вотчинное землевладение. Право-выми основаниями для владения землей становятся: пожалование, на-следование и купля. Помимо этого изначально имел место захват пустую-щих и населенных земель. Позднее отношения по поводу владения зем-лей было частично регламентированы Русской Правдой (1054) Ярослава Мудрого через обозначение сделок недвижимостью - наследование, купля - продажа и порядок обращения по обязательствам.

Боле детальное рассмотрение этого вопроса мы видим в Соборном Уложении 1649 г. Субъектом собственности на землю являлось государст-во, кроме случаев вотчинного землевладения - фактической собственно-сти. Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком право пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев имела место приобретенная давность, которая устанавливалась в 40 лет. Применительно к теме, автор считает нужным указать на то обстоятельст-во, что свидетельские показания по земельным спорам (особенно в части доказательства права собственности) по степени приоритетности уступает документальной обоснованности права землевладения. При этом, доку-ментальное оформление прав на землю, представляло собой сложный комплекс юридических действий, так пожалование земли заключалось в выдаче пожалованной грамоты, составление справки, то есть записи в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе на-деляемого землей и заключавшемся в установлении факта действитель-ной на занятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшем-ся в публичном обмере земли, проводимом в присутствии местных жите-лей и сторонних людей.

Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и через договор, выраженный договорной грамотой. Ее подписывали прода-вец и покупатель, но приобретала она законную силу только после заве-рения в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на ней печати. В некоторых случаях и этого было не достаточно. Иногда для обеспечения законности требовались дополнительные юридические дей-ствия, непосредственно не связанные не связанные с содержанием основ-ного обязательства. К ним относились, например, передаточная запись на договоре ("кабале"), переводящая обязательство на третье лицо; состав-ление справки и др.

Далее права на землю то расширялись, то вновь ограничивались; так, указом "О единонаследии" 1714 г. был существенно ограничен оборот земли, запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось право отчуждать землю через продажу, кроме как по "нужде", то есть при чрезвычайных обстоятельствах. Право наследование земли принадлежа-ло сыновьям, при отсутствии завещания землю наследовал старший сын (по принципу майората).

Значительно расширился круг субъектов землепользования в 1861г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем госу-дарственные и удельные включительно. Крестьянин мог после заключения договора с помещиком выкупить полевой надел и стать собственником земли. Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию кате-горий земель; земля в 34 губерниях делилась на три категории - нечерно-земная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько ме-стностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торго-во-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности уста-навливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов.

Пиком детализации, правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906г., её идейным вдохновителем был П.А. Столыпин, а так же его указ "О дополнении некоторых постанов-лений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906г. Оставив в стороне все положения этой реформы, ибо они объемны и существенного интереса для рассмат-риваемой темы не представляют, следует, однако, отметить, основную ее цепь - реформа была направлена против общины и ее общинного владе-ния землей. Крестьянин мог выйти из общины, но без земли. Реформа же устраняла этот пункт и выделяющийся крестьянин сохранял за собой пра-во пользования общинными угодьями. Интересна процессуальная форма выделения крестьянина из общины. Заявление о выделе земли доводи-лось через старосту до сельского общества, которое просты большинст-вом голосов и в месячный срок было обязательно определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении.

В мае 1911 г. был принят закон "О землеустройстве", подробно регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. По этому закону, чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована "по необходимости". Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабрика-ми и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглаше-ния о разверстании вело к выделению "действительно используемых уча-стков", при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица мгла быть устранена и без согласия хозяйств.

Земским начальникам поручалось вести собрания, решающие во-просы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (9 апел-ляция в губернской комиссии). Обжаловать их решения мог Сенат.

Закон " О землеустройстве" фактически подвел черту первому эта-пу становления законодательства о земле и процессуальных формах его осуществления. Вторым этапом была Октябрьская революция 1917г. и ее законы.

Одним из первых законов Советской власти был Декрет "О земле", написанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября(с 8 на 9 ноября). По нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земли конфи-сковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались кресть-янским комитетам и Советам для распределения между крестьянами. Позже конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государст-венную собственность на землю, оставив гражданам право пользования землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государствен-ной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как "генерального" собственника всех ресурсов (земельных включительно).

Помимо конституций, имели место ряд реформ, произведенных со-ветской властью в Средней Азии и Казахстане в 1921-22 и 1925-29 г.г., они отражали положения Декрета "О земле". Что касается нормативных актов число земельной направленности, то среди них следует отметить Земельный кодекс РСФСР 1922 г., по нему всем гражданам предоставля-лось право трудового землепользования. Гражданин имел право хозяйст-венно использовать землю, возводить и использовать на земле хозяйст-венные и жилищные постройки, не нарушающие интересы иных земле-пользователей. Но гражданин не имел право покупки, продажи, залога, за-вещания и дарения земли. А также Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1968 г., и соответствующие земельные кодексы союзных республик. Земельные кодексы подтвержда-ли право собственности на землю за государством, наделяя граждан пра-вом постоянного (бессрочного) пользования или временного пользования землей; регламентируя порядок наделения землей, устанавливали сроки наделения землей, процессуальный порядок, органы, полномочные на осуществление этой деятельности, порядок рассмотрения споров, свя-занных с землей. В целом, они детально регулировали порядок земельных правоотношений, складывающийся в условиях государственной собствен-ности на землю, правда, при этом интересы государства зачастую стави-лись над интересами субъектов прав на землю.

Следует заметить, что развитие системы муниципального управле-ния в России имеет почти те же временные вехи, что и русские земельные реформы. Можно отметить пять этапов развития муниципального управ-ления: от Петра 1 до реформы 1864г.; от 1864 до февраля 1917г.; от фев-раля 1917г. до октября 1917г.; советский период местного самоуправле-ния; самоуправление в РФ. Анализ исторического опыта муниципального самоуправления, накопленный в России за последние три столетия, даёт основания для следующих выводов:

1. осуществление любых крупномасштабных изменений в российском об-ществе сопровождалось реформированием системы муниципального самоуправления. Расширение прав местного самоуправления вело к демократизации общества, тогда как усиление в обществе тоталита-ризма вело к их сокращению.

2. реформы муниципального управления осуществлялись не одномомент-но, а на протяжении достаточно длительных периодов времени. Это связано с тем, что система местного самоуправления обладает высокой степенью инерционности. Поэтому велико значение подготовительного этапа реформ, на котором происходит формирование целей и обосно-вание механизмов реформирования местного самоуправления.

3. Особое теоретическое и практическое значение имеет опыт земской реформы. К числу уроков этой реформы следует отнести:

" разделение функций местного самоуправления на обязательные и не обязательные;

" широкое вовлечение в решение вопросов, касающихся "местных польз и нужд" население;

" оказание органам земского самоуправления содействия в становлении и последующем развитии кооперативного движения.

" организация касс мелкого кредита, что позволило упростить доступ мелким заемщикам к финансовым ресурсам;

" организация статистической службы и проведение ей массовых эконо-мических обследований;

" создание участковой агрономии сети опытных полей и показательных хозяйств, что позволило приблизить научные знания и новые техноло-гии к крестьянским хозяйствам;

" признание невозможности, в большинстве случаев, вписать систему местного самоуправления в границы административно - территориаль-ных единиц, предназначенных для государственного управления;

4. Далеко не бесполезен с точки зрения решения проблем формирования системы местного самоуправления и советский опыт муниципального управления, в частности:

" использование методов экономического районирования для определе-ния границ муниципальных образований;

" разработка планов социально-экономичекого развития низовых рай-онов;

" применение программно-целевых методов решения проблем социаль-но-экономического развития.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Земельный кодекс (действующая часть)

3. Гражданский кодекс (1-ая часть)

4. Закон РФ №4196-1 "О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и инди-видуального жилищного строительства" от 27.12.92г.

5. Закон РФ "О местном самоуправлении" 6.07.91

6. Указ Президента РФ "О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" 11.12.93

7. Постановление №35 Администрации Новгородской области "О региональной целевой программе "Развитие земельной ре-формы в Новгородской области на 2000-2002 годы"". 11.02.2000

8. Доклад "О состоянии и использовании земель в Новгородской области за 1998 год" Государственный комитет по земельным ресурсам и землепользованию Новгородской области

9. Комментарии к земельному законодательству РФ. Юринформ-центр. М. 1998г

10. Волочков М.Г. Справочник по недвижимости - М. 1996

11. Воробьев А.В. Регулирование земельных отношений в России Волгоград, изд. Станица, 1999

12. Волков С.Н. Совершенствование теории и методики землеуст-ройства в условиях земельной реформы. М.: ГУЗ, 1998

13. Иконницкая И.А. Разрешение земельных споров,-М.,1973

14. Романенко Т.А Земельные ресурсы России, Эффективность их использования

Примечания:

Примечаний нет.