Дипломная работа: Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА

Тема: Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры.

Тарантаева Фагиля Гаязовна

Территория: город Нижневартоск

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2007 год


Содержание

Введение……………………………………………..…………………………….3

Глава 1. Теоретический аспект исследования......................................................8

1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании детей………………………………….………………....................................….…8

1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников………………………………………….…...................................12

Глава 2. Практический аспект исследования......................................................21

2.1 Результаты работы с детьми……….……………………………………......22

Заключение…………………………….………………………………………....35

Библиография…………………………………………………………………….37


Введение

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.

Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительские традиции, народные музыкальные инструменты), то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.

Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми была определена тема настоящей квалификационной работы «Музыкальное воспитание и образование дошкольников на традициях народной инструментальной культуры».

Целью настоящей квалификационной работы является изучение проблемы использования народной инструментальной культуры как средства развития музыкальных способностей дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Изучить особенности развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Определить эффективность системы работы по использованию народной инструментальной культуры в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности процесса развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.

Субъект исследования – дети дошкольного возраста

2005-06 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 81 человек;

МАЙ – 72 человека

Кружок «Клюковки» - 15 человек

2006-07 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 57 человек;

ЯНВАРЬ– 60 человек

Кружок «Клюковки» - 10 человек

Гипотеза исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные изменения в развитии музыкальных способностей (музыкально-сенсорных) у детей дошкольного возраста посредством использования возможностей народной инструментальной культуры, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.

Методы исследования:

Теоретические основы исследования: изучение, анализ научно-методической и специальной литературы; формулирование цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования

Практические: констатирующий и сравнительный анализ результатов изучения музыкально-сенсорного развития детей, собственно развивающая работа, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка».


Глава 1. Теоретический аспект исследования

1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни.

Следует сказать, что задачами музыкального воспитания являются: развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; формирование начала как музыкальной, так и общей духовной культуры.

В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной деятельности и т.п.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы. В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах — протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, систематическое использование в практике работы всех разновидностей (жанров) народного творчества позволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через:

знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;

попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;

интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных), исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

На протяжении двух лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного творчества (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию), воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям: все это происходит в интересной игровой форме, разучиваем народные прибаутки, потешки, колыбельные и народные песни, играем на музыкальных инструментах народную музыку и т.п.

Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению:

фольклорных праздников, следуя национальным традициям: осенней ярмарки, зимних праздников: Новый год, Рождество, весеннего праздника Пасхи, Масленица и т.д.

детских праздников с социально-значимой идеей: Международный женский день – 8 Марта, День защитников отечества – 23 февраля, День трудящихся – 1 Мая, Праздник Великой Победы – 9 Мая, Всемирный День защиты детей – 1 июня, именины, и т.д.

1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Классификация музыкальных инструментов

Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны.

К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.

Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов:

Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

Игрушки - инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;

Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) - органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам:

Группа струнных - цитра, домра, балалайка и т. д.;

Группа духовых - флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;

Группа ударно-клавишных - пианино, рояль и т. д.;

Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.;

Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры - тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора.

Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.

Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Для применения в работе музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать определенным требованиям:

быть хорошо настроенными;

иметь определенный чистый тембр;

быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

обладать простой конструкцией;

быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но стоит отметить, что наибольший интерес у детей вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук – всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).

С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»).

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмент та имитирует перестук лошадиных копыт), Звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (cоставная часть этого инструмента сделана из рога животного),

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда на Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

…В 30-х гг. ХХ века возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний — «играть музыку».

Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей. В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник, рубель и т. д.).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждают прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки: чередование различных тембровых окрасок в каждой части музыкального произведения, которые наиболее соответствуют настроению музыки.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра требуется большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Зная некоторые правила инструментовки, музыкальные руководители могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяется исходя из самой музыки: при исполнении народных мелодий привлекаются народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.); для классической - инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров.

При распределении между детьми партий в оркестре учитывается их интересы и способности.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.


Глава 2. Практический аспект исследования

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по развитию музыкальных способностей детей средствами народной инструментальной культуры следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

В свою очередь, считаю важным именно своевременное проведение мониторинга успехов воспитанников, т.к. он позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога и всех участников коррекционного процесса, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с детьми, педагогами так и с родителями, и при необходимости внесёт коррективы в план этой работы.

Хотелось бы обратить внимание, что в настоящей квалификационной работе результаты будут рассмотрены с двух позиций:

Результаты развития музыкально-сенсорных способностей детей возрастных групп за период – СЕНТЯБРЬ - МАЙ, 2005-06 учебный год, СЕНТЯБРЬ - ЯНВАРЬ 2006-07 учебный.

Результаты развития восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке - чувства ритма - у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в кружке «Клюковки». (Кружок «Клюковки» - кружок по обучению детей игре на народно-шумовых инструментах).

2.1 Результаты работы с детьми

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

2005-06 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 81 человек;

МАЙ – 72 человека

Кружок «Клюковки» - 15 человек

2006-07 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 57 человек;

ЯНВАРЬ– 60 человек

Кружок «Клюковки» - 10 человек

Для изучения уровня развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста использовалась диагностика музыкально-сенсорного развития детей 4-7 лет (автор Костина Э.П.)

Данная диагностика предполагает:

выявление уровня восприятия звуковысотных свойств музыкальных звуков;

выявление уровня восприятия динамических свойств музыкальных звуков;

выявление уровня восприятия выразительных тембровых свойств музыкальных звуков.

Оценка результатов осуществлялась согласно балльной системе и уровневой дифференциации: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

В своей работе по выделенному направлению мною достигнуты определенные положительные результаты, что подтверждают результаты диагностики – СЕНТЯБРЬ – МАЙ, 2005-06 учебного года и СЕНТЯБРЬ – ЯНВАРЬ, 2006-07 года.

Выявление уровня восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков.

Анализ сравнительных результатов изучения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей позволяет говорить о положительной динамике в сформированности показателей восприятия основных свойств музыки. Так, за период обучения - 2005-06 учебный год (Диаграмма 1), и 2006-07 учебный год (Диаграмма 2) изменились показатели следующим образом:

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Восприятие звуковысотности:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ, 2005-06 уч.года наблюдался у 57% (47 человек), к МАЮ этого же учебного года присутствовал у 79% (57 человек); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 20% (11 человек), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 40% ( 24 человека);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 25% (20 человек), в МАЕ этого же года у 21% (43 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0%; ); в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 43% (25 человек), в ЯНВАРЕ - на отметке 59% (35 человек);

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 18% (14 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 41% (21 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 1% (1 человек).

Восприятие тембровых характеристик:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ наблюдался у 44% (37 человек), к МАЮ присутствовал у 51% (37 человек) – произошли изменения в %-ном отношении, т.к. в МАЕ в диагностике принимало участие 72 человека, а в СЕНТЯБРЕ – 81человек; в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 41% (23 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 71% (43 человека);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 34% (28 человек), в МАЕ этого же года у 49% (35 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0% и разнице в количестве детей на начало и конец учебного года; в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 38% (22 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 20% (12 человек);

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 22% (16 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 21% (12 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 9% (5 человек).

Восприятие ритма:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ наблюдался у 38% (30 человек), к МАЮ присутствовал у 63% (45 человек); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 11% (6 человек), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 33% (20 человек);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 18% (14 человек), в МАЕ этого же года у 37% (27 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0%; в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 42% (24 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 60% (36 человек) – повышение за счет также снижения низкого уровня;

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 44% (37 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 47% (27 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 7% (4 человека).

Таким образом, сравнительные результаты позволили выявить положительную динамику в плане развития основных свойств музыкальных звуков.

2. Выявление уровня развития восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке - чувства ритма - у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в кружке «Клюковки».

Стоит отметить, что эффективность занятий детей в народном инструментальном кружке «Клюковки» оцениваю не только по визуально-аудиально - ориентированным критериям и практическим умениям музицирования, а, в первую очередь, по состоянию уровня восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке – чувство ритма - исходя из положения о том, что чувство ритма – это одна из трех основных музыкальных способностей, которые составляют ядро музыкальности. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, что является целью работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах (в том числе народных) в составе ансамбля (оркестра).

Диаграмма 3.

Сравнительный анализ результатов изучения уровня развития ритмических характеристик музыки у детей, занимающихся в народном инструментальном кружке «Клюковки» (Диаграмма 3) за указанные периоды обучения - за период обучения - 2005-06 учебный год, и 2006-07 учебный год - позволяет отметить положительную тенденцию в плане развития чувства ритма, в целом.

Так, если сравнивать результаты диагностики СЕНТЯБРЬ, 2005-06 уч.года и МАЯ, 2005-06 уч.года, то видно, высокий уровень вырос с 73% (11 человек) до 100%; средний уровень снизился в сторону высокого уровня с 27%( 4 человека) до 0. Подобные качественные изменения наблюдаются и в этом текущем году(соответственно: СЕНТЯБРЬ – ЯНВАРЬ):

высокий уровень - 30% (3 человека) – 60% (6 человек);

средний уровень – 40% (4 человека) – 40% (4 человека) – изменения за счет снижения показателя низкого уровня;

низкий уровень – 30% (3 человека) отмечался лишь в начале указанного периода.

Хотелось бы заметить, что учебный год еще не закончился, работа продолжается и, думаю, что в МАЕ текущего 2006-07 учебного года результаты развития музыкально-сенсорных способностей и исполнительских умений на народных музыкальных инструментах у детей станут еще выше и качественно лучше.

Анализ результатов полученных данных позволяет сказать, что выдвинутая гипотеза настоящей квалификационной работы подтвердилась на практике работы с детьми.

Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы являются качественные изменения в развитии музыкально-сенсорных способностей у обозначенной группы дошкольников посредством использования возможностей народной инструментальной культуры.

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

В работе по развитию музыкально-сенсорных способностей детей средствами народной инструментальной культуры использую материалы:

Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. «Камертон», автор Костина Э.П.;

Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю.Новицкая;

Программы «Гармония» , автор К.В.Тарасова

Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника, Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца;

Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханёва;

Технологии А.И.Бурениной; «Аудиальное развитие», автор А.Лобова;

Методических рекомендаций:

Зиминой А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях;

Кононовой Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;

Ветлугиной Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду;

Рытова Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей и др.

Музыкально-литературных разработок журналов «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.

Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении материалы – это лишь небольшая часть системы использования возможностей народной инструментальной культуры как одного из средств музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Обучение игре на музыкальном инструменте осуществляю в ходе занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению игре на народных музыкальных инструментах занимает значительное место в системе всей работы.

При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.

Система работы направлена на развитие у детей восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков, исполнительских и творческих способностей детей.

Разработанная мною система работы по обучению детей игре на музыкальных (в том числе народных) инструментах строится с учетом общедидактических принципов обучения и воспитания детей (последовательность, учет ведущего вида деятельности, учет индивидуальных способностей конкретного ребенка и др.); методики обучения игре на музыкальном инструменте; методики работы с оркестром (ансамблем).

Обучение детей игре на музыкальном инструменте осуществляю последовательно:

Знакомство с инструментом - история его создания, особенность его использования, отмечаю при этом красоту и напевность, индивидуальность инструмента – тем самым характеризую исполнительские возможности инструмента; знакомлю с его конструктивными особенностями;

Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук, амбушюра и др.

Освоение основных приемов звукоизвлечения (разбираем с детьми как извлекается звук из того или иного музыкального инструмента - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания; трения – скольжения и др.);

Развитие исполнительского мастерства – проводится работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

Работа над музыкальным произведением (анализ музыкального произведения).

В практической работе по обучению игре на музыкальном инструменте (в том числе народном) использую игровые приемы и упражнения, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры - на различение тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности), прием ритмической импровизации; наглядное моделирование при обучении игре на мелодичных музыкальных инструментах (нотная грамота) и т.п.

Мною собрана целая коллекция народных музыкальных инструментов (трещотка, трещотка круговая, ложки, шаркунок, рубель, треугольник, колокольчики, бубны, бубенцы, всевозможные погремушки, коробочка, копытца, бич (хлопушка), которые активно использую на музыкальных занятиях и в кружковой работе. Дети с большим удовольствием, неподдельным интересом и радостью учатся играть на них, с любовью и трепетностью берегут и ухаживают за ними, с вдохновением рассказывают взрослым и друзьям о своих практических умениях игры на народных инструментах, с гордостью участвуют в детских концертах перед малышами, на развлечениях и фольклорных праздниках.

Музицирование на народных музыкальных инструментах не свожу только к приобретению детьми чисто технических навыков. В этот многоаспектный процесс включаю анализ звуковой палитры разных музыкальных инструментов, определение их характерных особенностей, создаем совместно с детьми аранжировки музыкальных произведений.

На музыкальных занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) предлагаю детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. При этом считаю, эффективными парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Так, в младших возрастных группах предлагаю детям импровизировать на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе детям прелагаю сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старших группах задания усложняю, применяя при этом различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (птичка поет грустно и весело), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть жалоба и т.д.).

Творческие задания детям предлагаю выполнить и коллективно – шумовой оркестр. Вместе с детьми обсуждаем какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра предлагаю уже детям младших групп: передача в музыке цокота копыт, волшебных падающих снежинок. Снежинки дети изображают с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, совместно с детьми выбираем определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Создавая инструментальный оркестр с детьми старшего дошкольного возраста (количественный состав до 15 человек), с большим вниманием к индивидуальным склонностям и интересам, желаниям детей отнеслась при распределении «ролей» в оркестре: каждый ребенок выбрал себе для музицирования тот музыкальный инструмент, который ему больше нравится своим звуком, внешним видом и т.п. Кружковые занятия провожу согласно разработанного перспективного плана, 1 раз в неделю, продолжительность этих занятий зависит от возраста детей (в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной – до 30 минут).

Подробно хочу рассказать о своей работе с ансамблем ложкарей. Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к исполнительскому музицированию, стимулирует творческую инициативу.

В работе с ансамблем ложкарей выделяю три этапа.

Первый этап - знакомство детей с приемами игры на ложках.

Второй этап – практическое освоение техники игры на ложках, ритмическая тренировка.

На этом этапе осуществляю разбор музыкального произведения по партиям: выделяем с детьми трудные места отрабатываем их отдельно (индивидуальная работа) затем соединяем эти партии. Объясняю детям, что в ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, каждая партия должна одновременно на ложках постукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное воспроизведение. С этой целью провожу игры и упражнения:

«Оркестр»: дети «играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притопывают ногой. Можно дать треугольники, трещотки, барабан, бубен. Ввожу различные ритмические задания, использую карточки с ритмическим рисунком, например, прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки - этот ритм затем простукиваем на ложках.

«Музыкальное эхо»: простукивание ритма - дети повторяют, далее один ребенок простукивает ритм - остальные повторяют.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждаю прислушиваться к своей игре и игре партнеров, и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения.

Детей объединяю в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Третьим этапом является выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

В рамках реализации обозначенной цели также провожу музыкальные досуги для детей – фольклорные ярмарки, театрализованные представления и праздники, имеющих социально-значимые идеи, концерты «Дети для детей» с участием ансамбля «Ложкарей»; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработала серии консультаций для родителей и педагогов о влиянии игры на народных музыкальных инструментах на развитие музыкальных и творческих способностей детей, о воспитательных и развивающих возможностях малых фольклорных форм, о создании музыкального уголка, о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (подобран репертуар музыкальных произведений как для музыкальных занятий, так и для занятий в народном инструментальном кружке, созданы декорации и костюмы для театрализованных действий, оркестровых и ансамблевых концертов и т.д.).

Основанием для аттестации на первую квалификационную категорию является следующее:

Разработала перспективный план народных праздников и развлечений с использованием народных инструментов;

Оформила альбом наглядных пособий народных музыкальных инструментов с описанием возможностей каждого инструмента;

Совместно с родителями и воспитанниками изготовили из природного материала шумовые музыкальные инструменты для практической работы с детьми на музыкальных занятиях, для обучения игре на народных музыкальных инструментах кружка «Клюковка»;

Организовала кружок «Клюковки» по обучению детей игре на народно-шумовых музыкальных инструментах;

Разработала перспективный план работы народного инструментального кружка «Клюковки».

Мои воспитанники принимали активное участие в фестивале «Самотлорские роднички», в концертной программе, посвященной 60-й годовщине Великой Победы;

Опыт работы по обучению дошкольников на традициях народной инструментальной культуры обобщен и был представлен на ГМО музыкальных руководителей в 2002, 2007 годах;

Принимала активное участие в работе городской творческой группы педагогов по разработке мониторинга к разделу программы «Ребенок в мире искусства и музыки».


Заключение

Настоящая квалификационная работа позволила войти в мир народного искусства, мир народной инструментальной культуры, позволила объединить в себе все то интересное, увлекательное, что может послужить хорошим источником для развития детей.

Созданная на материале народной инструментальной культуры система работы реализует общедидактические принципы обучения, методику обучения игре на музыкальном инструменте; методику работы с оркестром (ансамблем).

Проведенная диагностика сформированности музыкально-сенсорных способностей позволяет говорить, об эффективности применения данной системы, при обязательном условии плановой и систематической работы.

Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей, так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах (в том числе и народных); сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений, что являлось целью обучения игре на музыкальных инструментах. Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения, расширились представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества.

Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.

Показательным является момент - дети с большим удовольствием и радостью принимали участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городских фестивалей и конкурсов.

В перспективе работы - организация большего по количественному составу ансамбля, состоящий из разных групп инструментов, а также детского оркестра смешанного типа из состава детей среднего дошкольного возраста, т.к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с младшей возрастной группы и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.

Также в качестве перспективы можно рассмотреть возможность создания выставки музыкальных инструментов, изготовленных руками детей, и пополнение уже имеющейся коллекции народных инструментов.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.


Библиография

1.         Дошкольное образование. 2006, № 6.

2.         Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1999

3.         Зимина А.Н., Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

4.         Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М, 2000

5.         Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000

6.         Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001

7.         Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004

8.         Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990

9.         Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.,1986

10.      Метлов Н.А. Музыка – детям. М., 1985

11.      Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театра. М., 1999

12.      Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, 2002

13.      Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004

14.      Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А., М, 1989

15.      Музыкальная палитра //журнал. , 2003 г., №2 , стр.14

16.      Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В.. – М., 1992

17.      Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998

18.      Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор.- М., 1999

19.      Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. -Спб., 1998

20.      Разина Т.М. Русское народное творчество . М., 1999.

21.      Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001

22.      Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца. СПБ, 2006

23.      Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

24.      Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5 с. 109.

25.      Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.

Социально-культурная деятельность
Социально-культурная деятельность Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации ...
... традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос ...
Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: учебное пособие
... компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей
Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы музыкальных способностей детей с нарушенным зрением 1.1 Понятие способностей и ...
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется мелкая моторика.
Программное содержание: развитие чувства ритма, слухового внимания, восприятия силы звука и навыков игры на детских музыкальных инструментах; расширение и уточнение представлений ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего ...
Министерство образования Украины Харьковский Национальный Педагогический университет им. Г. С. Сковороды кафедра музыкально - инструментальной ...
Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает ...
Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на ...
... очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь 2003 Введение "Музыка - откровение более ...
Когда Брайн Эпстайн, управляющий местным музыкальным магазином, зашел однажды в подвальчик под названием "Каверна", он услышал в музыке игравшего там ансамбля не только отзвуки ...
Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или кларнет, тромбон и ритм - секция - банджо, контрабас, ударные инструменты и позднее ...
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: дипломная работа
Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных ...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
Инсценирование песен дошкольниками может стать таким средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющим приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию ...
Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа