Доклад: Основные этапы изучения морфологии
В изучении морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода.
Первый период (сер. XVIII - сер. XIX в.) связан с именем М. В. Ломоносова, который в своей "Российской грамматике" впервые дал систематическое описание морфологии русского языка: до Ломоносова предметом изучения был, как правило, церковнославянский язык. Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской морфологической науки. Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковьм, В. Г. Белинским и др. В этот период русская морфологическая наука сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. Однако недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно его "Опыт исторической грамматики русского языка" (1858). Указав на самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического направления, за что его впоследствии резко критиковал А. А. Потебня.
Второй период в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые при анализе морфологических явлений больше внимания уделяли смысловой стороне этих явлений, другие же - формальной стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значения глагольного вида, падежей имени существительного и др.) внес А. А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его основном труде "Из записок по русской грамматике" (т. 1-4, опубл. 1874-1941). С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвис-тической школы, связано "формальное" направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали внимание не на значения, а прежде всего на формальные средства.
После Великой Октябрьской социалистической революции начинается третий этап в развитии русской морфологической науки. Для многих ученых становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). В 20-40-е годы ставится задача объединения лучших достижений школ Потебни и Фортунатова, рассмотрения грамматических явлений как диалектического единства формы и содержания; в постановке такой задачи - историческое значение данного периода в изучении русской морфологии (труды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского и др.). Именно тогда В. В. Виноградов точно определил морфологию как грамматическое учение о слове, анализирующее и форму, и семантику слова.
Четвертый этап в развитии отечественной морфологической науки - с начала 50-х годов по настоящее время. Этот этап, органически связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфических черт:
1) благодаря исследованиям В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, Е. А. Земской и др., показавшим Принципиальные отличия словообразования от морфологии, словообразование было выделено в качестве особой дисциплины; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии;
2) были детально описаны правила русского словоизменения (см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977);
3) были получены принципиально важные результаты в изучении грамматической семантики (труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова и др.);
4) впервые было предпринято изучение русской морфологии на основе массовых опросов носителей русского языка (см.: Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968; Русский язык по данным массового обследования. М., 1974);
5) успешно решается задача описания русской морфологии в новом направлении: не "от форм к значению" (т. е. по линии выяснения того, какие значения выражаются данной грамматической формой), а "от значения к форме" (А. В. Бондарко и др.), т. е. выясняется, какими языковыми средствами может быть выражено данное грамматическое значение (например, значение времени, модальности и пр.); на необходимость таких исследований указывали еще Щерба и Виноградов;
6) наконец, именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой общественности с достижениями советской грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского языка, сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с простотой, общедоступностью изложения (см.: Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954. Т. 1-2; Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980. Т. 1-2).
Список литературы
Шпоры по Поэтике или теории литературы | |
№1 ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖД.ИСКУССТВА.Т.ПРЕДНАЗНАЧАНИЯ ИС-ВА.КАТАРСИС.ИС-ВО И НАУКА №2 ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА Т.Л.;Т.Л.В СИСТЕМЕ ЛИТ.ДИСЦИПЛИН;ВСПОМОГАТ.ДИСЦ. №3 ... Истолкование текста как примера (примерные суждения, силлогизмы в логике, предложения в грамматике, "коммутации"1 в лингвистике и т. п.). Воображаемые тексты (примерные и иные). Образы автора и образы персонажей определяются, по концепции В. В. Виноградова, языками-стилями, их различия сводятся к различиям языков и стилей, то есть к чисто лингвистическим. |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Теория языкознания | |
Из истории языкознания (до 20 в.) Предварительные замечания Языкознание (языковедение, лингвистика) представляет собой одну из древнейших наук ... Для описания языка весьма важно перечисление лексических и грамматических единиц, но не менее важно выявление правил словаря и правил грамматики (синтаксических правил и ... Однако рядом с морфологией (одной из древнейших лингвистических дисциплин, хотя созданный И.В. Гёте термин морфология из естествознания был перенесён в грамматиику только в 19 в ... |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
Введение в грамматическое учение о слове | |
1. Основные причины разногласий в области современной грамматики Акад. А.И. Соболевский часто цитировал слова Готфрида Германна: "Duas res longe sunt ... Законы семантики затрагивают ближе всего сущность морфологии, потому что было бы недостаточно сказать, что в морфологии лишь отражается состояние общественной организации, - само ... Это деление слов на знаменательные и служебные под разными именами - лексических и формальных слов (Потебня), полных и частичных (Фортунатов) - было принято во всех работах по ... |
Раздел: Языкознание, филология Тип: дипломная работа |
Характеристика особенностей формирования грамматических конструкций ... | |
Введение Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего ... Нарушения формирования грамматических конструкций затрудняют процесс школьного обучения детей, поскольку грамматический строй, по мнению В.В. Виноградова [35], является ... Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Формирование грамматических навыков у учащихся вторых классов на ... | |
Оглавление Введение Глава I. Теоретические вопросы формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся 2-х классов на основе грамматических ... В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая грамматика, отвечающая задачам обучения иностранному ... Некоторые методисты, в том числе С.Ф. Шатилов, также выделяют виды грамматического навыка по критерию отношения связанного с ним языкового явления к морфологическому или ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |