Сочинение: Тема России в поэзии Андрея Белого
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Плененный дух.
М. Цветаева
Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей людей, жизнь, свою родину.
Тема родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил:
“Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный... Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад... В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”.
Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать-Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:
Исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!
С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: “Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. А. Белый явно больнее Г. Иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением Родины.
Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества.
А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же... И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия —
Мессия грядущего дня!
Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Билеты по литературе | |
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. "Слово о полку Игореве" Вопрос 1 ... В чем традиционность для русской поэзии стихотворения Н. А. Некрасова "Поэт и гражданин"? Но в стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг. | |
Томский политехнический университет В.Н. Гузаров и Н.И. Гузарова История России: Практикум для семинарских занятий Учебное пособие для студентов ... Ту беспомощность, с которой Русь предалась татарам, было бы нелогично рассматривать, как "роковую случайность" ; в бытии дотатарской Руси был элемент неустойчивости, склонность к ... Молодой поэт А. Гинзбург начал выпускать бесцензурный журнал "Синтаксис", в котором увидели свет ранее запрещенные произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, В ... |
Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой | |
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д.УШИНСКОГО Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой Дипломная работа по русскому языку ... И это почти не зависит от поэта, потому что стихи у М.И.Цветаевой обладают полной самостоятельностью, они возникают сами, когда захотят и как захотят, спонтанно и непосредственно : В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельная работа по всестороннему анализу сравнений в контексте стихотворения М.И. Цветаевой "Тоска по родине! |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Последний приют поэта (о Лермонтове) | |
Елизавета Яковкина ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ПОЭТА Домик М.Ю. Лермонтова Четвертое издание, исправленное и дополненное ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА ЯКОВКИНА И ЕЕ КНИГА ... Вся внутренняя жизнь Лермонтова, наполненная думами о судьбах родины, о призвании поэта и его трудных путях, страстным стремлением к деятельности, отразилась в последних сочинениях ... Вот здесь, в этом углу, стояла кровать, на которой после роковой дуэли лежал окровавленный поэт. |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
Шпора на экзамен в 2002 году | |
(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына "Матренин двор" Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына запрещено ... Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания ("не обгорят", "не пропадет") на этот раз звучат уже в качестве утверждения: 4. Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге". |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |