Сочинение: «Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)
« В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф - междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами - из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения
Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе - символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы «Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества - пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует «Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое - причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов», непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа мать, «светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом - сквозной образ романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ , вместивший в себя разные конкретные дома- в первую очередь, дом Турбиных, а затем - дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ Города - широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и , как произнёс в начале романа отец Александр: « ..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь, голод и мор».
Список литературы
Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом ... | |
Содержание Введение Глава I. Фантастическое как элемент поэтической системы Булгакова 1.1 Фантастика в сатирическом и философском аспекте 1.2 ... Проблемы, разработанные М. Булгаковым в первом романе - "Белая гвардия" - /1923-1924 г. г/ - нашли завершение в "Мастере и Маргарите" /1928 - 1937 г. г. /. Работа над последним ... В начале и в финале романа Булгаков вводит "зачины", окаймляющие повествование об огромном катаклизме истории, каким представлялась писателю его эпоха: |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |
Материал для сочинения по литературе | |
Тема №1. Русская литература и общественная жизнь на рубеже веков. Кризис начала века. Исчерпанность прежних ценностей. Научные открытия и новые ... Ужасы войны мировой продолжаются в романе еще более страшными событиями войны гражданской. индивидуальные сообщения и творческие работы по темам "Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова", "Булгаков - сатирик", "Человек в огне гражданской войны (по роману М. Булгакова ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века | |
"ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ... Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой, является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова ... Осью повествования романа "Жизнь и судьба" являются события под Сталинградом. |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и ... | |
... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН ... Если тайна в романах предшественников Рэдклиф - Г.Уолпола и К.Рив, как правило, связана с происхождением героя и относится к прошлому (мотив тайны рождения восходит к ... Коллинз умело использовал вышедшую из моды форму готического романа, оставив лишь некоторые элементы жанра Рэдклиф: драматизм повествования, сочетание напряженной интриги с ... |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |
Шпора на экзамен в 2002 году | |
(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына "Матренин двор" Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына запрещено ... И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. (По роману М.А.Булгакова "Белая гвардия". |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |