Реферат: Культурология как наука. Сущность, структура и функции культуры

Введение

 

В настоящее время становит с я все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в п р актике вузов, а ее с о бственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все со ц иальные цели образования.

Учреждения системы образования во всем мире все больше становятся тран с ляторами широкой гуманитарной культуры, а не узкоспециального знания, передавая своим учащимся как важнейшие навыки физического и умственного труда, так и все многообразие деятельности и общения, характерные для с овременной цивилизации.

Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся до с тижения человечества, когда обеспечивается преемственность поколений. Такой подход предполагает разностороннее преподавание гуманитарных наук, т.е. наук, имеющих отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию.

1. Цель и задачи курса

В настоящее время в высших учебных за в едениях России изучается целый цикл гуманитарных наук, включающий в себя: историю Отечества, философию, экономическую теорию, политологию, социологию и культурологию. Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.

Сегодня задачи культурологии вместе с другими социогуманитарными науками заключаются в:

- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

- привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремление к коренной трансформации общего типа цивилизации, веками складывавшейся в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозного), в резко возросшей информационно-культурной проницаемост и границ, в общем кризисе художественной культуры, утрате ею понимания социального заказа на художественной отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

В определенной мере растерянность охватила и науку гуманитарно-обществоведческого профиля, лиши в шуюся жесткого каркаса одномерного видения мира и социально-экономиче с кого догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей обнаружилась опасность возникновения духовного вакуума. Ра з рушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к этической дезориентации, ощущению распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества. Образовавшийся вакуум стали заполнять различные псевдонаучные и около религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить образующуюся пустоту, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которы е выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Современное школьное образование не дает целостного представления о культуре. Так, например, в курсах всемирной и российской истории вопросы культуры теряются в массе социально-экономического и политического материала, не находят достаточного отражения проблемы взаимовлияния культур различных народов, их преемственности. Такой же отрывочный характер носит освещение вопросов культуры и ври изучении других гуманитарных и естественных дисциплин в школе.

Цели изучения культурологии:

- формирование навыков грамотного использования культурного наследия ;

- воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через него и общества в целом ;

- утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

- воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1. дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях ;

2. раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерност и их функционирования и развития ;

3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.


2. Сущность, структура и функции культуры.

Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя и з этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.

Что же такое культура? В переводе с латинского это слово означает возделывание, обрабатывание, воспитание. Современное понимание его неск о л ь ко иное. В настоящее время слово «культура» употребляется в нескольких значениях.

Сохраняется первоначальный смысл - возделывание, разведение какого-либо растения или животного. (Например, культура льна, культура шелкопряда).

Разводимое растение или бактерии, выращенные в лаборатории. (Например, культура микроорганизмов).

Слово «культура» может означать то же, что и культурность или степень культуры, уровень развития. (Например, человек высокой культуры)

Под культурой может пониматься усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. (Например, культура голоса и движений у актера, физическая культура)

Культурой может быть обозначено то или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-либо эпоху, у какого-либо народа. (Например, неолитическая культура, культура древнего Египта)

И, наконец, в самом широком смысле олова под культурой понимается совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.

Разные представления о человеке и человеческом обществе обус ловили, при всем своем многообразии, два основных философских подхода к пониманию культуры.

Первый делает главный акцент на духовных началах культуры, усматривая и с точник самодеятельности человека в духе, в духовной сфере жизни, понимая материальную деятельность как несвободную, подавляющую человеческие способности и дарования. В рамках данного подхода человеческое представляется как деятельность духа, который обеспечивает освоение дей с твительности. Именно дух - творец культуры. Феномен духовного порядка, сфера духовного творчества в данном случае отожде с твляется о культурой.

Второй подход базируется на материа л истическом понимании человека и общества. Суть его заключается в том, что мир понимается как продукт материальной деятельности. Она и служит источником культур которая истолковывается как результат и процесс общественного развития людей, их производящей деятельности, материального производства.

Ни в первом, ни во втором случае не существовало и не существует единства в истолковании сущности и содержания культуры. Проблема понимания культуры была и остается предметом постоянных дискуссий.

Исходя из того, что универсального определения культуры не существует, да и не может существовать в силу сегодняшнего уровня познания, нам нужно сформулировать рабочее определение культуры, которое будет использоваться при изучении данной дисциплины.

Культура - это специфический способ организации и развития человече с кой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности о6тношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура - это все созданное руками и разумом человека.

В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его созидательных усилий. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть человека вне или до культуры. Создавая мир предметов и идей как компонентов культуры, человек создает и совершенствует самого себя. Отсюда наиболее простым и распространенным является утверждение, что культура представляет собой достижения человечества в науке, техни к е, литературе, искусстве и т.д.

Говоря о структуре культуры следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человече с кой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формир о вание и с овершенствование. Материальную сферу культуры обычно связывают с материальным производством и в соответствии с этим, с реализацией, удовлетворением и возвышением материальных потребностей людей. Духовную же - с духовным производством, цель которого видят в изменениях духовного порядка, качественных переменах мира сознания, ведущих к подъему духовных начал в жизни личности и общества.

Провести грань между материальной и духовной культурой по принципу: «из чего сделан предмет» невозможно. Так пришло с ь бы отнести искусство, существующее всегда в какой-либо вещественной форме, к материальной культуре, а знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь обще с тва. К духовной культуре сле д ует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, с тепень развитости самого человека.

В человеческой деятельности, в реальной жизни практически невозможно разделение на чисто материальное и духовное, т.к . самое примитивное материальное действие неотделимо от сознательного акта, от работы духа, а духовная сторона жизнедеятельности имеет материальную оболочку. Поэтому о выделении в культуре материальной и духовной сфер существования можно говорить лишь условно и относительно, постоянно учитывая их единство и цело с тность. Вместе с тем единство не исключает различий, отделяющих умственную деятельность от физической, дающих основание для относительного разграничения двух сфер культур.

Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.

В современной культурологической литературе в качестве о сновной называет с я воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.

Выделяются следующие функции:

- познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;

- информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим . Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;

- коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогр анность общения людей . Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;

- регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа ;

- аккумулятивная, обеспечи в ающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.

Культура есть явление социально-историческое, т.к. она связана с развитием человека. В чем же с остоит развитие и чем оно измеряется?

Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения чело в ека с природой ; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с по з иций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием.

Как уже говорилось, культура не только явление историческое, но и социальное. Действительно каждая социальная группа име е т свои культурные запросы и свой культурный уровень. Но если отойти от классового подхода к изучению культуры и сделать более обобщающие ее оценки, то можно увидать, что в каждом обществе существует элитарная культура (т.е. культура наиболее интеллектуальной ча с ти населения) и культура, которую мы называем народной , в смысле до с тупной и осознаваемой основной массой населения.

Кроме того, в каждой национальной культуре можно выделить и так называемые субкультуры. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура» (например, некоторые молодежные субкультуры).

Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.

К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Первоначально этот термин использовался для обозначения социально-психологических последствий неполной адаптации мигрантов из сельских районов к требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. К маргинальным, например, относят «культурные гибриды», оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, «бомжи»).

В то же время, каждая нация, каждый народ имеет свою общую, присущую только им культуру. Все они создавали культуру соответственно условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько тесен, что культуры ра з личных народов и национальностей на протяжении многовековой истории человечества не только соприкасаются, но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают и даже могут сливаться, создавая новые культурно-исторические общности, или как еще их называют культу рно-исторические типы. Богатство культуры создавалось всем населением земли, а связи, взаимообмен, взаимовлияние делали культуру отдельных народов частью общего достояния человечества.


3. Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования

Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Формами культуры являются система образования, наука и техника, литература, искусство и т.д. Их развитие в целом имеет проти в оречивый характер, ибо они, как п р авило, разви вают ся неравномерно. Успехи в одной из них могут сопровождаться отставанием или регрессом в другой. В раз л ичные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая отрасль. Например, архитектура в период средневековья, литература в Х1Хв. , наука и музыка в развитии современной культуры.

Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- исследование ментального содержания культуры;

- выявление типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем социокультурной динамики;

- исследование культурных кодов и коммуникаций.

В истории развития мировой культуры заметны большие различия. В с этим в культурологии возникла типология культуры (от греч. typos - вид, форма и 1оgos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:

1. Географический (локализация культур в географическом пространстве);

2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени);

3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Значительное место в теории культуры занимает проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация - данное понятие происходит от латинского сivilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе (сivitas).

Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого достоинства. Это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Последующее развитие понятия «цивилизация» было связано с осмыслением понятия «культура». В Новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития ч еловечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто сязанное с развитием человеческого разума и просвещения. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.

В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-политическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. Достижениях. 2. Под цивилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее институты, нормы и т. д. и материальные достижения), существующие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое.

Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. является повышенное внимание к проблеме криз и са современной цивилизации; перспектив технического развития и его влиянии на судьбы мировой цивилизации; взаимовлияния и взаимодействия цивилизаций как самодетерминируемых целостностей (замкнутых, самостоятельных структур).

Предметом культурологии является:

- исследование принципов функционирования культуры в обществе ;

- изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия ;

- осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;

- определение роли культуры в социальной самоорганизации общества ;

- выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп ;

- исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни ;

- изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.

Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы мо ж ем рассмотреть метод или то, как и з учается данный предмет.

Метод культурологии:

- комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующими жизнедеятельность общества ;

- исследование культуры в сочетании ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества ;

- преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции ;

- рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования ;

- интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).

Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результато в культурологических ис с ледований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной прием лемости для общества, в едется научное наблюдение за практической р еализ а цией разработанных программ , в социально-культурной п р актике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на ба з е различных наук: философии, истории, соци о логии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях с оциальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основны х разделов культ у рологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культу р ы, социологии культу р ы, психологии культуры, истори и культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает ее философское осмысление разных стадий эволюции. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Философия культуры раскрывает общественную жизнь людей как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критиче с ким преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами взаимозависимости многообразных проявлений деятельности человека в различных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в области культуры, содержание социального заказа, материал ь ные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Ею исследуются социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интереса, вкусы, ориентации, изучаются учреждения культуры, события к у льтурной жизни. В поле внимания социологии культуры входят общественное мнение, художественная критика, выражающие отношение общественности к событиям культурной жи з ни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный чело в еку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, зак р епление созданны х ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологическ о е аспекты человеческой мысли. Она рассматривает динамику представлений о культуре на разных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее с фер - истории науки и техники, быта, просвещения, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и в з аимодействии всех ее областей. Изучение истории культуры позво ляет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.


Заключение

 

Перспективы развития культурологии как науки и как сферы пра к тической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

Во-первых, на пути сбли ж ения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - в се это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.

В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.


Список используемой литературы

 

1.         Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М., 1999.

2.           Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

3.         Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

4.           Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

5.           Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

6.         Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

7.           Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

8.           Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

9.           Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.

10.      Человек и общество. / Культурология. Словарь-справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.

Культурологія
ПИТАННЯ ДО ЕКЗАМЕНУ 1.Актуалізація проблематики культурологічних знань та їх характер.P 2.Предмет і завдання культурологіїP З.Категорії культурології ...
Он утверждал, что Европа - это романо-германская цивилизация, а не цивилизация вообще, - то есть это один из вариантов "культурно-исторических типов", известных истории ...
Культурология изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: шпаргалка
Антология культурологии
... Отв. ред. Мостова Л.А. Содержание: Раздел 1. Концепция науки о культуре. Уайт Л. Наука о культуре. Уайт Л. Культурология. Раздел 2.Фундаментальные ...
Убеждение У., в том, что культурология является перспективной наукой, необходимой для познания всего, что определяло человеческое в человеке, в полной мере отразилось и в его ...
Пока историки заняты выбором важных или выразительных событий для этих демаркаций, заметного исторического периода, который кто-то признает полезным для действительного понимания ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Многообразие знаний о культуре
Содержание Введение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3 ...
В ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур ...
В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень "духовного плодородия" человека, его "духовного гумуса" в существенной степени ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие
Курс лекций по культурологии
проект КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации для самостоятельной работы ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические рекомендации адресованы студентам ...
Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса.
H. Я. Данилевский выдвинул идею о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, "своеземных" культурно-исторических традиций.
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Педагогическая антропология
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ...
Появление аксиологии - науки о ценностях жизни и культуры, исследующей важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ...
В культурологической концепции образования конечной целью воспитания является развитие человека культуры и культурного человека, ориентированного на общечеловеческие ценности ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: книга