Курсовая работа: Современные формы международной экономической деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Внешняя торговля, совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения
1.2. Научно-техническое сотрудничество и информационные услуги
1.3. Мировая транспортная система и международный туризм
2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Динамика и структура международной экономической деятельности России и стран СНГ
2.2. Внешнеэкономические связи России с промышленно развитыми странами мира
2.3. Развивающиеся страны в международной экономической деятельности России
3. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
3.1. Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией
3.2. Проблемы торговли России с зарубежными партнерами
3.3.Основные направления государственного регулирования международной экономической деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Объективный процесс международного территориального разделения труда затрагивает все страны, и чем глубже он, тем выше экономическая эффективность развития хозяйства стран, регионов мира в целом. Поэтому широкое вовлечение России в международное разделение труда и мирохозяйственные связи являются одним из необходимых условий превращения страны в демократическое государство с развитой рыночной экономикой.
Цель курсового исследования: изучить пути и методы повышения эффективности коммуникаций в управлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть динамику международной экономической деятельности;
2. Привести географическую структуру международной экономической деятельности;
3. Рассмотреть проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей;
4. Оценить основные направления государственного регулирования международной экономической деятельности.
Объект исследования - система международной экономической деятельности России.
Предмет - формы международной экономической деятельности.
В первой главе курсового исследования речь идет о формах международной экономической деятельности, используемых во внешнеэкономической деятельности РФ. Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международной экономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги – перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности. Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странами способствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение в условиях ее либерализации.
Во второй главе представлена географическая структура международной экономической деятельности. В настоящее время происходит сдвиг в географической структуре Происходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортных операций. Вопрос, связанный с географической структурой международной экономической деятельности освящен во второй главе.
В третьей главе рассмотрена актуальная проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:
1. зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;
2. происходит демократизация международной экономической деятельности;
3. основными направлениями государственного регулирования международной экономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортной системы России, улучшение доступа российских товаров на международные экономические рынки.
В курсовой работе использовались данные статистических сборников, экономических журналов, а также литература МорозовойТ.Г., Абалкина Л.И., Булатова А.С., СтровскогоЛ.Е.
1.ФОРМЫ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внешняя торговля, совместные предприятия и кредитно-
финансовые отношения
Международное разделение труда базируется на стремлении человечества ко всё большей эффективности ведения хозяйства, а в последнее десятилетие и к обеспечению всё большего многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и товаров, что пришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международном обмене принцип экономического масштаба начал вытесняться другим принципом – экономического многообразия. Он привёл к полному отказу от возможности того, что каждая национальная экономика в состоянии покрыть всё разнообразие спроса. Более того, в условиях постиндустриального общества идёт углубление специализации производства. В основе специализации теперь лежат качественные критерии (наукоёмкость, надежность, «чистота») [6,с.346].
К началу 1990-х годов внешняя торговля Россия оказалась в трудном положении, обусловленном в значительной степени внутренними и внешними факторами. Вы структуре экспорта превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для производства. Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы.
В настоящее время торговые отношения Российской Федерации развиваются более чем с 100 странами мира. За 1992 – 1997гг. внешнеэкономический оборот имел положительную динамику и взрос с 96,6 до 161,6 миллиардов долларов, или на 67,3 %. Дестабилизация
финансового рынка в августе 1998г., вызванная резким падением цен на мировом рынке на нефть и нефтепродукты, привела к резкому изменению тенденции развития внешней торговли. Объем внешнеторгового товарооборота возрос до 115,1 миллиарда долларов, а в 2002г. – до 167,5.Основным фактором, определившим динамику товарооборота, стали: улучшение коньюктуры цен на энергоносители на мировом рынке. При этом экспорт продукции из России составил 75,1 млрд. долларов, а импорт – 40,2 млрд. долларов. В современной структуре внешнеторгового товарооборота России с зарубежными странами 86,7 % приходится на экспорт и 13,3 % на импорт продукции и имеет положительное сальдо[15, с.435].
Рис.1. География внешней торговли России, 2003г., %
Новым направлением в международной экономической деятельности России стало установление прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческими фирмами и предприятиями зарубежных стран и создание на территории России совместных предприятий. Эти предприятия образуются на основе долевого участия отечественного и зарубежного капитала. Наибольшую активность при этом проявляют компании промышленно развитых стран – Германии, США, Финляндии, Франции, Италии, Австрии, а также стран с развивающейся рыночной экономикой – Болгарии, Польши, Венгрии, Китая. Число предприятий с участием с участием иностранного капитала за 1998 – 2003гг. увеличилось с 2,5 до 14,7 тысяч. Наибольшее количество их приходится на США – 3,4 тыс., Германию – 2,3 тыс., Великобританию – 1,3 тыс. и Финляндию – 1,2 тыс. На их долю приходится около 8 % всего внешнеторгового товарооборота России. Размещаются совместные предприятия крайне неравномерно. Наибольшее их число приходится на Москву, Санкт - Петербург, Мурманскую, Самарскую, Сахалинскую, Тюменскую, Калининградскую области и Краснодарский край.
Направление деятельности совместных компаний весьма различны: от разработки природных ресурсов до выпуска наукоемкой продукции (самолетов, судов, компьютеров и др.) и торговли товарами народного потребления и услугами [15, с.438].
Особый интерес у иностранных компаний вызывают предприятия оборонного комплекса. Учитывая высокий научно-технический и кадровый потенциал оборонных предприятий, высокотехнологичные компании Запада и Востока создают совместные предприятия на территории России. Так, США участвует в работе по конверсии российских оборонных предприятий. Это сотрудничество началось с 1992г., когда была принята совместная программа по уменьшению военной угрозы. Создано более 50 российско-американских совместных предприятий с участием российских оборонных предприятий, 11 в промышленности средств связи, 10 в радиопромышленности. Например, российско-американское предприятие по запуску спутников с помощью «Протон» с участием предприятия имени Хруничева М.В. и американской компании «Локхид». Контракт рассчитан на сумму более 600 млн. долларов, включая соглашение по запуску 5 спутников для европейского телевещания.
Германский концерн «Сименс» и Ижевский моторостроительный завод создали совместное предприятие «Ижтел» по производству междугородних телефонных станций [1, с.129].
Большой интерес для иностранных инвесторов представляет нефтяная и газовая отросли. Компании «Газпром» и «Эдисон» создали новое совместное предприятие «Вольта» для закупок и поставок российского природного газа потребителям в Италии. В нефтяной промышленности действует около 40 совместных предприятий. Доля иностранных инвестиций в уставном капитале колеблется от 3 до 50 %.
Успешно начало свою деятельность и недавно созданное в подмосковном Голицине на базе местного автобусного завода (ГолАЗ) российско-германское совместное предприятие с участием известной немецкой фирмы «Мерседес-Бенз». С выходом на проектную мощность это предприятие будет производить 2,5 тысячи комфортабельных автобусов для междугородних рейсов.
Важное место в экономическом развитии Российской Федерации занимает и развитии форм международной экономической деятельности занимает развитие кредитно-финансовых отношений. РФ устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами – Международным валютным фондом,
Международным банком реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР взял обязательства о предоставление кредитов в основном совместным предприятиям на сумму более 600 млн. долларов.
Активизировать свои кредитные операции в России намерены специально созданные в Великобритании «Фрэмингтон Раша Фанд» , а также такие известные американские инвестиционные фонды. Как «Морган Стэнлей», «Соломон Бразерз», «Голдман Сакс», «Креди Свис Ферст Бостон».
Россия остается крупнейшим получателем кредитов ЕБРР. В своей кредитной политике банк делает акцент на поощрении малых предприятий, причем не в Москве, а в провинции. Объемы инвестиций ЕБРР в экономику РФ в 2000г. Более чем вдвое выросли по сравнению с1999г. И составили 579 млн. евро, это 21,7 % всех вложений ЕБРР в экономику европейских стран. Большая часть средств была направлена на развитие металлургического и агропромышленного комплексов и на развитие малого бизнеса [15, с.432].
1.2. Научно-техническое сотрудничество и информационные услуги
Переход к открытой экономике способствует развитию научно-технического сотрудничества с другими странами в различных областях знаний и производственной деятельности. Сотрудничество предполагает совместное осуществление научных разработок, прогнозирование и координацию научно-технической деятельности; сотрудничество в области в области научно-технической информации и подготовки кадров; обмен учеными и специалистами для работы в научно-исследовательских и учебных институтах стран-партнеров; обеспечение НИОКР необходимой аппаратурой, приборами и оборудованием.
Примером может служить сотрудничество в подготовке и осуществление совместных космических программ с Германией, США, Францией, Израилем и другими государствами. В коммерческих запусках спутников участвуют американская корпорация «Локхид», немецкая фирма «Даза». На российский рынок вышли американские и французские авиастроительные фирмы. В автомобильной промышленности разворачивают свою деятельность немецкие и американские автогиганты– «Мерседес-Бенц», «Дженерал-Моторз»(осуществляет сотрудничество с курским заводом ОАО «Электроагрегат»), «Фиат»; в производстве электроэнергетического оборудования – «Сименс» и «АББ»; в производстве нефтеперерабатывающего и дорожно-строительного оборудования – американская фирма «Катерпиллер». Сотрудничество в мирном использовании атомной энергии осуществляется со странами Южной Америки (Чили, Бразилия) и Юго-Восточной Азии (Индия).
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что такая форма международной экономической деятельности, как международное научно-техническое сотрудничество. Представляет несомненный интерес и имеет перспективность с точки зрения ее дальнейшего развития.
Новым направлением в развитии форм международной экономической деятельности является сотрудничество в области информационных услуг. Интенсивные интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, в том числе в сфере экономики, вряд ли были бы возможны без современных средств и методов информатики, надежной дистанционной передачи больших массивов информации. Такая передача осуществляется с помощью территориально-распределенных автоматизированных сетей связи, включая международные. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в институте автоматизированных систем [15, c.432].
В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. На современном этапе для информационного обеспечения, включая сферу международного и экономического прогнозирования, характерны следующие особенности:
-значительное увеличение спроса на информацию в начале 90-х годов, в условиях замедленного темпа экономического развития;
- внедрение принципиально новой психологии на базе быстрого развития компьютерной техники. За последние 20 лет ХХ века микросхемы в расчете на один бит стали в 1000 раз дешевле и во столько же раз эффективнее;
- быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу информационной технологии [12, с.323].
Интеграция в области информатики приобретает новые организационные виды. Многостороннее международное сотрудничество стран Западной и Восточной Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям (ЕИСМО). Стратегической целью этой системы является интеграция в области информатики стран Западной и Восточной Европейской, включая Россию и некоторые страны СНГ. Достаточно полная информация в области международных отношений, доступ к которой быстрой обеспечивается средствами данной сети с помощью компьютеров и средств телекоммуникаций, во многом определяет успешное современное решение экономических, политических и других проблем в Европе[15,с.433].
Примерно ¾ современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет 50% , что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле(12%). На втором месте находится Япония (более 10% мирового рынка). Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.
1.3. Мировая транспортная система и международный туризм
Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в характер международной торговли, вызывая наряду со структурными сдвигами в товарных потоках изменение схем транспортного обеспечения. Быстрое изменение структуры производственных мощностей на транспорте происходит в связи с расширением спроса на перевозочную работу на мировых транспортных рынках, а главное в результате новых требований к качеству транспортных услуг. Характерным результатом научно-технической революции на мировых транспортных рынках, а главное в результате новых требований к качеству транспортных услуг. Характерным результатом научно-технической революции на мировых транспортных рынках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта,
усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости[6,с.235].
В мировом грузообороте резко выделяется морской транспорт, доля которого постепенно возрастала и до сих пор почти не снижается с 52 до 62 %. То же можно сказать о доле в пассажирообороте легкового пассажирского индивидуального транспорта – с 57 до 60 %. Происходит интенсивное изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта.
Международный туризм занимает видное место в экономике большинства стран. Являясь потребителем услуг, предоставляемых различными отраслями народного хозяйства, он одновременно способствует расширению объемов их деятельности, качественному совершенствованию, получению значительных валютных поступлений при сравнительно небольших вложениях вложеньях.
Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. По данным всемирного совета по туризму за 2002г. На туризм приходилось 11 рабочих мест. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы.
Основными странами, из которых прибывают граждане в Российскую Федерацию (в тыс. человек): Украина – 2031, Финляндия – 1276, Белоруссия – 1178, Польша -666, Грузия – 521, Литва – 440, Китай – 390, Армения – 330, Германия 323, Азербайджан 286, Казахстан – 2180. Общее количество туристов из этих стран составляет около 77% от посетивших РФ.
Виды транспорта (способы передвижения), используемые иностранными гражданами при путешествии в Россию, распределились следующим образом: воздушный – 19,8 %, автомобильный 44,7 % , железнодорожный – 25,4 %, водный – 5,2 % , пешком – 4,9%.Происходит постоянное увеличение воздушного и железнодорожного транспорта. Уменьшается число путешествующих пешком [5, с.143].
По статистике ВТО, почти половина гостиничного фонда в мире (49,1 %) размещена в Европе. Гостиничный фонд в России составляет 3% от европейского. 270 лучших отелей признаны в США – 48, в Италии – 27, в Швейцарии – 22, во Франции – 16, в Германии -15, в Великобритании – 13, в Испании – 10, в Японии – 8 и т. д.
Начиная с 2000 года, мобильность населения возрастает. Увеличилось число поездок по стране и за рубеж. Общее количество выездов из России за рубеж возросло в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 44,8 %. При этом в страны вне СНГ объем поездок возрос на 17% . с целью туризма россияне совершили в 2000 году на 59,7 % поездок больше, чем годом ранее. Туристический поток в страны вне СНГ при этом увеличился на 65%.
Турбизнес как таковой всюду рад российским туристам, заинтересован в их наплыве, где бы то ни было. А вот политические круги далеко не везде. Шенгенские соглашения, например, создали дополнительные затруднения для российских туристов, отправляющихся в Европу. Зато в Таиланде, на красном море, на побережье средиземноморья нам всегда рады [7, с.32].
В России с одной стороны туристический бизнес на подъеме. Увы, крайне однобоко. Ставка на выездной туризм в ущерб внутреннему и въездному привела к тому, что ключевая фигура – туроператор – в подавляющем большинстве оказался вынужденным уйти с внутреннего рынка, переключится на более выгодную отправку российских туристов за рубеж.
Один из печальных результатов – более 20 млрд. долларов ежегодно уплывет из России по линии туризма в другие страны и там экономически упрочняется турбизнес, а у нас финансово обескровливает. Свыше 10 тысяч российских предприятий оказались невостребованными.
Зарубежный турбизнес оттесняет ослабленных отечественных туроператоров, захватывая себе все более лакомые кусочки. В целом картина удручающая. Доля туризма во внутреннем валовом продукте России менее 1 %, а в остальном мире гораздо больше.
В настоящее время происходит изменение в структуре туризма: уменьшается число познавательных и паломнических поездок, но увеличивается количество шоп-туров, когда о культурно-познавательных интересах нет и речи.
Вовлечению России в систему мирохозяйственных связей способствует изменению политического климата на планете. Существует ранее по отношению к СССР, а затем и к его приемнику РФ жесткие дискриминационные ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.
Международная экономическая деятельность относится к числу секторов экономики, в которых переход к рыночным механизмам приобрел наиболее очевидный характер. Либерализация международных экономических отношений стала началом радикальных рыночных реформ. За период становления рыночных отношений в России частный сектор стал преобладать во внешнеторговых операциях. На его долю приходится 3 /4 экспорта и 2/3 импорта России. Внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций за счет субъектов РФ.
2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Динамика и структура международной экономической деятельности
Процесс стабилизации территории и обмена между ними специализированной продукцией и услугами носит название географического разделения труда, высшей формой которого является международное [9, с.222].
Система взаимосвязанных национальных экономик, в основе которой лежит международное разделение труда, экономические и политические отношения, образует мировое хозяйство.
В числе внутренних предпосылок участия страны в мировом хозяйстве следует выделить естественно-географическую и экономическую составляющие. К первой из них относятся богатство и разнообразие в стране природных условий и ресурсов, их хозяйственно-географическая и транспортно-географическая оценка с точки зрения, как удовлетворения отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, так и с точки зрения возможностей и целесообразности формирования на их базе специализации экономики стран в международном разделение труда.
К экономическим факторам формирования участия страны в международном разделение труда и мировом хозяйстве относятся, прежде всего общий уровень технико-экономического развития и экономическая эффективность функционирования ее народного хозяйства и входящих в него производственных, транспортных и прочих систем и хозяйственных структур.
Дальнейшее расширение торгово-экономических отношений России со странами СНГ – одно из непременных условий развития отечественной экономики. Дело в том, что производственно-экономические и торговые связи бывшего СССР, а ныне новых независимых государств формировались на протяжении всего периода существования Советского Союза в рамках единого народно-хозяйственного комплекса и на основе сложившихся в то время территориального разделения труда и взаимообмена продукцией[8,с.23].
В этой системе отношений, например, Россия, Украина и Казахстан были представлены преимущественно продукцией отраслей тяжелой индустрии – топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также сельского хозяйства. Белоруссия участвовала в межотраслевом обмене продукцией отраслей наукоемкого, технически сложного трудоемкого машиностроения, а республики Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) и Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения) поставляли в общесоюзный фонд сельскохозяйственную продукцию (хлопок, виноград, фрукты) и промышленное сырье ( нефть, газ, руды цветных металлов).
Однако экономическая целостность была разрушена в результате распада СССР. На повестку дня стала задача воссоздания утраченных хозяйственных связей и деловых партнерских отношений важнейшим шагом в этом направлении после подписания в декабре 1991г. соглашения о создании СНГ стало заключение странами содружества в 1993г. договора о создании Экономического союза. Новая форма интеграции национальных экономик призвана обеспечить формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей и торговли в рамках единого экономического пространства СНГ на условиях взаимовыгодного и равноправного делового сотрудничества.
Наряду с многочисленными соглашениями эффективной формой международной экономической деятельности стран СНГ становятся двухсторонние долгосрочные программы экономического сотрудничества и программы по сотрудничеству в отдельных отраслях экономики. Такие программы подписаны Российской Федерацией с Украиной, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном. Продолжается подготовка и реализация аналогичных программ и с другими странами Содружества, и в первую очередь с Белоруссией в рамках создаваемого с ней единого государства [13, с.154].
В настоящее время на страны СНг приходится мене 1/5 всего внешнеторгового оборота России. В 2002г. он составил почти 26 млрд. долларов, в том числе экспорт – 16.6 млрд. долларов, импорт – 10,2 млрд. долларов.
Среди субъектов РФ наиболее активно торговлю со странами содружества ведут Москва и Московская обл., Санкт - Петербург, Белгородская, Нижегородская, Самарская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская области. На них приходится 2/5 всего внешнеторгового оборота России со странами СНГ.
В товарной структуре российского экспорта в страны содружества преобладают минеральные продукты (свыше 50%), машины, оборудование и транспортные средства (18%), продукция химической промышленности (10%). В Россию из стран СНГ поступают главным образом машинно-технические товары (26%), продукция химической (14 %), металлургической (13%), легкой (11%) промышленностей и другие товары [8, с.29].
Сегодня одной из наиболее эффективных форм межгосударственного экономического сотрудничества стран СНГ остается производственная кооперация, обеспечивающая долговременные хозяйственные связи между этими странами. Некоторые из них сохранились со времен существования СССР и продолжают успешно развиваться в новых экономических условиях, другие вновь формируются в рамках совместных целевых программ по выпуску конкурентно продукции, способной заменить на рынке СНГ импортные товары. Перспективным направлением является создание транснациональных финансово-промышленных групп.
Особенно значительны кооперационные связи в машиностроении. Например, автозаводы в Запорожье, Луцке, Львове и Кременчуге работают, используя поставки узлов и деталей из других стран Содружества, в том числе из России. На Кременчугский завод по производству большегрузных автомобилей основные узлы (двигатель, сцепление, коробка передач) поставляют с Ярославского моторного завода, а основными потребителями этих машин являются российские нефтяники, лесозаготовители и строители. На Украине из российских комплектующих изделий собираются автомобили «Волга» и «Газель». Весьма успешно развивается сотрудничество между ПО «Минский моторный завод» и АМО «ЗИЛ».
Весьма ощутимы связи России си стран СНГ в поставках минерального сырья и топлива. Кроме России лишь Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан способны обеспечить свои потребности в топливе и энергии за счет собственного производства и направить некоторое количество направить на сбыт. Остальные республики завозят из России от 80 до 100% потребляемого топлива.
Одновременно потребности российских предприятий в марганцевых концентратах полностью покрываются ввозом их с Украины ( 80% ), из Грузии и Казахстана; хромовых – поставками из Казахстана; вся лакокрасочная продукция поступает с Украины.
Одним из условий успешного функционирования рынка СНГ является урегулирование отношений в валютно-финансовой сфере. Этому вопросу в последнее время уделяется самое пристальное внимание. Дело в том, что торговля между странами СНГ осуществляется в свободно конвертируемых валютах, ресурсы которых у этих стран ограничены. По этому до 2/5 их товарооборота приходится на бартер, что усложняет взаимные расчеты при торговых операциях и приводит к задержке платежей. В настоящее время на межгосударственном уровне разрабатываются механизмы использования национальных валют во внешнеэкономических расчетах [8, с.24].
В сфере экономики Содружество функционирует неизмеримо ниже своих возможностей. Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала и 25% запасов базовых видов природных ресурсов, оно имеет в мировом объеме торговли всего 2% . В мае 2004г. в Екатеринбурге прошел 1Х российский экономический форум по теме « Экономическое сотрудничество – фактор интеграции стран СНГ ). Все советы участников были сгруппированы в десять взаимосвязанных позиций.
2.2.Внешнеэкономические связи России с промышленно развитыми
странами мира
За последние 10 – 15 лет вектор международных экономических связей России изменил свое направление в сторону промышленно развитых государств мира. Эти страны играют ведущую роль в мировой экономике, создавая почти 3/5 общемирового ВВП. На них сегодня приходится свыше половины всего внешнеторгового оборота РФ. Развитые страны являются главными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта. В свою очередь, страны Западной Европы, США и Япония сохраняют роль основных поставщиков современного оборудования и передовой технологии, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции необходимой для российской экономики.
Сотрудничество с экономически и промышленно развитыми странами включает различные аспекты: торговлю, финансово-кредитные отношения, инвестиционную деятельность, научно-технический обмен, создание совместных предприятий и другие [12, с.382].
Наиболее активно развиваются торгово-экономические отношения России со странами Западной Европы, прежде всего с государствами Европейского Союза (ЕС). На долю ЕС приходится свыше 2/5 всего объема внешней торговли России со странами вне СНГ – почти 2/5 экспорта и половина импорта. Западная Европа – это основной рынок сбыта стратегических товаров российского экспорта (главным образом энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников получения свободно конвертируемой валюты. Заинтересованность России в тесном сотрудничестве со странами Западной Европы определяется и еще и тем, что они являются основными кредиторами России и инвесторами в российскую экономику.
К ведущим торговым партнерам в Европе относятся Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, а также Финляндия и Франция. Внешнеторговый оборот России с этими государствами превышает 4/5 всего объема внешней торговли России со странами ЕС и составляет 35% от общего объема внешней торговли России со странами вне СНГ.
Один из крупнейших деловых партнеров России выступает Германия. Россия и Германия создано более 1200 совместных предприятий. Германия – ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, потребительских товаров, крупнейший кредитор. В России немецкий капитал направляется в основном в сферу торговли и услуг.
Хорошо известный в нашей стране производитель бытовой техники – фирма «Бош» направила средства в создание современного завода по производству газовых плит в подмосковной Черноголовке.
В российском экспорте в ФРГ преобладают энергоносители (нефть, газ) – в структуре экспорта на них приходится до 70%, на цветные металлы – 10-13%. Доля машинно-технических изделий не превышает 2-3%.
Не меньшего внимания, чем торговля и инвестиционная деятельность, в российско-германских отношениях заслуживает научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области образования. Так, Германская служба академических обменов с Министерством образования России наладила обмен студентами, аспирантами, молодыми учеными и специалистами, владея для этих целей специальные стипендии. Высококвалифицированные преподаватели из Германии трудятся более чем в тридцати российских вузах [8, с.29].
Крупными торговыми партнерами России являются Италия, Великобритания и Франция. Масштабы торговых операций с этими государствами постоянно растут. Товарная структура российского экспорта в эти страны соответствует сложившимся тенденциям: основное место (70-80%) занимают энергоносители (природный газ, нефть и нефтепродукты), черные и цветные металлы, химические продукты, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия. В импорте преобладают машины, оборудование, транспортные средства, химические и резинотехнические изделия, потребительские (мебель, одежда, обувь, парфюмерия, косметика, медикаменты) и продовольственные товары [1, с.151].
Франция один из крупнейших кредиторов России. Значительная часть кредитов предназначена для финансирования проектов в нефтяном секторе российской экономики.
Все большее значение для РФ приобретают ее экономические отношения с США. Рынок США представляет несомненный интерес с точки зрения передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением. В свою очередь российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса.
За последние 10 лет объем взаимной торговли вырос в три раза. Если в начале 90-х годов на долю США приходилось менее 5% внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья, то сегодня она выросла до 10%, и сегодня в торговле с Россией США занимает второе место после Германии. Основу российского экспорта в США составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте преобладают машины и оборудование (свыше 40%), а также сельскохозяйственные товары и продукты их переработки. В последнее время в России активизировалась инвестиционная деятельность американских компаний. Они занимают сегодня лидирующее место среди иностранных инвесторов.
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в двусторонних отношениях России и США, остается еще не мало проблем, требующих своего решения. Так, до сих пор сохраняются некоторые дискриминационные ограничения для торговли с Россией, и в первую очередь, для доступа российских товаров на американский рынок. Поэтому устранение существующих барьеров на пути делового партнерства двух государств – одна из важнейших задач, которая решается в ходе постоянно ведущихся двухсторонних переговоров.
Развитие международной экономической деятельности России и Японии сдерживаются наличием ряда неурегулированных вопросов политического и экономического характера. Сегодня японская сторона исходит из невозможности пойти на сколько-нибудь широкое экономическое сотрудничество с Россией до тех пор, пока Японии не будут возвращены так называемые «северные территории» (ряд южных островов Курильской гряды). Об ограниченном характере внешнеэкономических связей свидетельствует хотя бы тот факт, что доля России во внешней торговли с Японией не превышает 1%. Однако, только за 2000 объем двухсторонней торговли вырос на 20% и превысил 5 млрд. долларов, в том числе российский экспорт составил 4,6 млрд. долларов и импорт из Японии – 0,6 млрд. долларов.
В структуре российского экспорта, главным образом из Дальневосточного региона, преобладают лесоматериалы, цветные металлы, руды и концентраты, минеральное топливо, рыба и морепродукты. В импорте традиционно главенствующее место занимают машины и оборудование, изделия из черных металлов, пластмассы и другие товары химической промышленности.
Значительный интерес японские фирмы проявляют к крупным проектам, осуществляемым в Дальневосточном регионе, - освоению нефтяных ресурсов на о.Сахалин, южноякутских углей, развитию инфраструктуры СЭЗ «Находка». Прогрессу в развитии российско-японских отношений способствует заключение в последние годы ряда важных экономических соглашений.
2.3. Развивающиеся страны в международной экономической
деятельности России
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом [10, с.96].
Важным направлением российского экспорта должен стать вывоз в развивающиеся страны высокотехнологичного оборудования, научных идей для их совместного практического воплощения. С середины 90-х годов Россия активизирует процессы технического содействия развивающимся странам. Основной их объем их пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционным направлением российского экспорта в развивающиеся страны являются вооружений и военной техники
Вскоре после отказа от системы государственного воздействия на эффективность внешней торговли (1991г. указ президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности»), уже в 1994г. Объем российско-африканской торговли уменьшился до 740 млн. долларов против 2.7 млрд долларов в 1990г., и в настоящее время не достигает и 60% уровня 1990г. Наряду с резким снижением товарооборота прекратились или уменьшились до крайне незначительной величины поставки комплексного оборудования для строительства объектов национальной экономики африканских стран на условиях технического содействия и генерального порядка, приостановились в большинстве стран геологоразведочные работы. Свернута подготовка национальных кадров на предприятиях, построенных при содействии нашей страны.
Однако торгово-экономические отношения России с Индией, например, основаны на нормативно-правовой базе, созданной во второй половине ХХ века, а также подписанной президентом России в 2000г. Декларации о стратегическом партнерстве, комплексной долгосрочной программе научно-технического сотрудничества на 2001 – 2010гг.[15,с.446].
В товарной структуре российского экспорта преобладают цветные и черные металлы, удобрения, газетная бумага, на долю их приходится около 74% экспорта России в Индию. В меньшей степени поставляются машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности.
Активно развивается военно-техническое сотрудничество. Важным достижением российско-индийского сотрудничества стало создание усилиями «ХАЛ» и российским «МИГ-МАПО» совместное предприятие «ХАЛ-МИГ-МАПО».
В структуре российского импорта значительный удельный вес приходится на продукцию сельского хозяйства – чай, орехи, кешью, специи. Растет доля машинно-технической продукции, программного обеспечения, а также лаков, красок, драгоценных камней и ювелирных изделий. Одним из факторов, стимулирующих рост товарооборота между двумя странами, является использование средств, поступающих от Индии в погашение государственных кредитов СССР.
Однако следует отметить, что рост товарооборота достигается преимущественно путем увеличения экспортно-импортных операций, в то время как развитие других форм экономического сотрудничества в последнее время практически прекратилось. Поэтому на втором заседании Межправительственной российско-индийской компании были намечены возможные направления экономического сотрудничества в энергетике, черной и цветной металлургии, нефтяной и угольной промышленности.
В 2002г. Темпы роста внешнеторгового оборота РФ повысились по сравнению с 2001г. На 7,8 %. В географическом направлении российской внешней торговли в 2003 году произошел сдвиг в пользу дальнего зарубежья.
Доля стран СНГ во внешнеторговом товарообороте РФ в 2003г. Понизилась до 17,1 % с 18,2 % в 2002г., в том числе в экспорте повысилась до 15,2 % с 15,0 %, а в импорте – упала до 20,4 % с 24,3%. Надежды на экономическую интеграцию в рамках СНГ, таким образом, пока не оправдываются, несмотря на привилегированный торговый режим[10, с.101].
В 2003г. Наиболее высокие темпы роста товарооборота и экспорта наблюдался со Швейцарией – соответственно в 2,1 и 2,3 раза.
По темпам российского экспорта в 2002г. выделились также торговля с Нидерландами (54 %), Китай (21 %), Франция (18 %). В тоже время сократился экспорт (из числа крупнейших партнеров) в Германию, Польшу, Великобританию, США.
Наибольший рост импорта России в 2003г. наблюдался с Китаем – на 45% , Турцией - 39 % , Польшей – на 34 %, Италией – на 29 %, Нидерландами– на 24 %
3. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией
Провозглашение в последнее десятилетие в России примата рыночной экономики разнообразило формы сотрудничества с зарубежными партнерами.
Наряду с осуществляющейся в прошлом традиционной торговлей, потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. Причины этому следующие: значительное снижение объемов производства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, увеличивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономической деятельности [4, с.49].
Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.
В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ.
1. Экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны).
2. Совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.
3. Разработка природных ресурсов — нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.
В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.
Краткосрочные интересы связаны, прежде всего с наименее рискованными и вполне реальными экспортно-импортными операциями. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно, надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строгое осуществление поставок в соответствии с контрактными обязательствами.
Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработки может возникнуть ряд серьезных и спорных проблем, которые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.
Долгосрочные интересы связаны с проектами, осуществляемыми за пределами 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов. Здесь требуются капиталовложения. Применительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств.
Продвижение средне- и долгосрочных проектов в странах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономической и политической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многом будут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ — Россия, Украина, Казахстан развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономическом сообществе.
Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осуществление сделок.
1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. С этим в известной мере можно согласиться, так как после распада СССР шла частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структуры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изменения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию главным образом в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (народившиеся коммерческие структуры, приглашая на работу высококвалифицированных специалистов, не жалеют средств на оплату труда). В целом во внешнеторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, следовательно, роль объединений ослабла.
2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-два года, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).
3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне, как правительственных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательства составляют значительную сумму.
Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России в мировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.
В соответствии с Указом Президента РФ был создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.
4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых первых моментов создания и функционирования ПИИ в нашей стране зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций[4,с.50].
ПИИ становятся заметным элементом рыночного сектора российской экономики. Материально-техническое снабжение производства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персонала и определенное социальное обеспечение своих работников эти предприятия осуществляют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренними и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государственных органов экономического управления. Основные экономические показатели, такие, как производительность труда и фондоотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.
В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтехники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных предприятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных технологий и обучения кадров, способных управлять современным производством.
Увеличивалось число предприятий с иностранными инвестициями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдаленных, наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.
Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для зарубежных инвесторов параметры принимающей страны.
К сожалению, многие предприятия отходят от уставной деятельности и работают как посредники, без привлечения новейших технологий или крупных инвестиций.
Отсутствие четкого правового законодательства препятствует вовлечению иностранных предприятий в сферу недвижимости, так как не приняты еще правовые акты, на основании которых разрешается передача собственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободных экономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).
Становление новой системы внешнеэкономических связей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованному контролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в недалеком прошлом, приведет к успеху внешнеэкономоческой политике государства.
3.2. Проблемы торговли России с зарубежными партнерами
Главная отличительная особенность происшедших за последние годы перемен во внешней торговле России — демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 1980-х годов на страны — члены СЭВ приходилось более 50 % внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась в связи с переориентацией бывших социалистических стран на торговлю с Западом.
Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.
Попытки закрепиться на рынках этих стран,
продавая товары
по более низким ценам, приводят к тому, что против российских
экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это
плохо, потому что обвинение в демпинге, т.е. в продаже товара по бросовым
ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной
конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной
выгоде [3, с.46].
Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин, оборудования продолжает оставаться низким.
Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней торговли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации.
В 2000г. сложилась благоприятная для России конъюнктура мирового рынка: наблюдались высокие темпы экономического роста в США, оживление в экономике стран Западной Европы, в основном были преодолены последствия финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Росли мировые цены на нефть; по оценке ОЭСР, в 2000г. они поднялись на 45,6% по сравнению с предыдущим годом.
В российском экспорте 2000г. по существу как в зеркале отразилась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефть и другие энергоносители имели тенденцию к повышению. В частности, в 2000 г. экспортная цена на российскую нефть увеличилась на 67% против уровня 1999г., на природный газ — более чем в полтора раза, каменный уголь — на 60%, медь и алюминий — на 11—12%.
В результате увеличилась валютная выручка, золотовалютные резервы страны повысились до 28 млрд. долл. (увеличение за год более чем в 2 раза), существенно увеличились доходы федерального бюджета.
По оценкам специалистов, повышение цен на российскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету страны от 10 до 15 млрд. руб. дополнительных доходов. С учетом 38%-го роста экспортных цен и 14%-го снижения цен на импорт Россия дополнительно получила свыше 30 млрд. долл., что обеспечило увеличение ВВП на 12% (реально на 7,3%, а без учета внешних факторов привело бы к снижению ВВП).
Сырьевая направленность российского экспорта привела к сосредоточению высокой прибыли именно в сырьевых отраслях (в черной и цветной металлургии, в топливной промышленности). В этих отраслях, естественно, выросли оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленности наблюдался дефицит собственных оборотных средств. Отметим еще одну негативную тенденцию, связанную с ростом российского топливно-сырьевого экспорта: вырос дефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополии одновременно подняли цены.
Предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится дополнительно разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются центральными правительственными учреждениями.
Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, о чем уже было сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:
1.Завершение создания законодательной базы
регулирования
внешнеэкономической деятельности.
2.Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства.
3.Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.
4.Налаживание системы кредитования и страхование промышленного экспорта.
5.Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок.
6.Формирование благоприятного правового климата для российского экспорта.
7.Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов).
Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.
8.Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте.
10. Ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность[4, с.47].
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Была принята новая редакция (10 февраля 1999г.) Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.
Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло «Основы промышленной политики страны на период до 2010 года». Согласно этой программе для реконструкции Российской промышленности потребуется 2,5—2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (аэродинамическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная).
Для того чтобы успешно вступать в контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расширять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по развитию договорно-правовой базы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами.
Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с международными экономическими организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.), которые оказывают влияние на формирование экономической и внешнеэкономической политики России. С учетом защиты государственных интересов необходимо по возможности объективно оценивать последствия их рекомендаций для нашей страны, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.
В отношениях России с международными экономическими организациями важная роль принадлежит вступлению ее в ВТО. Все еще трудно определить сроки этого вступления и предвидеть его возможные последствия на экономику России, так как нормы и правила ВТО распространяются и на внутреннюю экономическую жизнь страны-члена, и это особенно нужно учитывать применительно к России, с учетом сегодняшнего состояния российской экономики в целом и конкурентоспособности ее продукции. Основные цели присоединения России к ВТО состоят в следующем:
1.Устранение дискриминационных ограничений в
отношении
российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки
конкурентоспособных российских товаров и услуг.
2.Перевод торгово-экономических отношений России с
треть
ими странами на равноправную, стабильную и долговременную
экономико-правовую основу.
3. Использование механизма разрешения споров, существующего в рамках ВТО.
4. Совершенствование законодательной базы России, практики ее применения с целью развития экономических реформ.
Создана Межведомственная комиссия, которая проводит комплексный сравнительный анализ соответствия российского законодательства нормам и принципам ВТО, разрабатывает меры по его изменению.
Очень важно обращать внимание на географическую направленность внешнеторговых связей. Здесь в силу геополитических причин приоритеты нужно отдавать странам СНГ, и в настоящее время необходимо усиление мер, направленных на обеспечение большей выгодности экспортно-импортных операций с ними.
Со всеми восточно-европейскими странами были подписаны протоколы о товарообороте. Товарные списки, прилагаемые к протоколам о товарообороте, носят индикативный характер, и государство не отвечает за выполнение хозяйственными организациями контрактных обязательств. С рядом восточно-европейских стран подписаны соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, о взаимном поощрении и защите инвестиций и избежание двойного налогообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.
В создании договорно-правовой базы как основы экономических связей России с западноевропейскими странами большое внимание уделялось устранению препятствий и ограничений в торговле и созданию условий для продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательных ограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.
В отношениях со странами Балтии главное внимание уделялось вопросам, связанным с положением русскоязычного населения, развитию договорно-правовой базы, экономических связей[4, с.441].
Одно из главных направлений внешнеэкономической деятельности — обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами и использование возможностей международных организаций для равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами, использование возможностей международных организаций для содействия экономическим реформам в России. С Европейским союзом (ЕС) в 1994г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний.
При торговле российского партнера с зарубежным важное значение имеют вопросы страхования экспортно-импортных операций, предоставления гарантий зарубежным инвесторам, кредитов для наших экспортеров, развития инфраструктуры, информационного обеспечения ВЭД и др.
3.3. Основные направления государственного регулирования
внешнеэкономических связей
В современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами [3, с.48].
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе
перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:
1.Повышение конкурентоспособности российской экономики.
2.Сохранение позиций России на мировых товарных
рынках
(сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а
также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг.
3. Обеспечение равноправных условий доступа
российских
товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от
недобросовестной иностранной конкуренции в
соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.
4. Проведение таможенно-тарифной политики,
способствующей
созданию благоприятных условий для расширения национального
производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом
условий конкуренции на внутреннем рынке.
5. Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более, благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Для достижения поставленных целей и повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса потребуется развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по ряду основных направлений:
Первое направление — выработка и реализация целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, в том числе экспорт технологий и ноу-хау).
Одним из приоритетов в этой области должно стать стимулирование, прежде всего на государственном уровне, экспортной деятельности российских производителей, и в первую очередь выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. Необходимо продолжить формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства с целью продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроение, космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включая оборудование для ядерной энергетики, и другие производства). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.
В условиях ограниченности национальных ресурсов на цели развития производства и инфраструктуры привлечение прямых иностранных инвестиций рассматривается как важное условие оздоровления и придания динамизма российской экономике и развития внешнеэкономических связей.
Второе направление — улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий. Для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию более благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки будут способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран — членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.
Третье направление — защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов.
При этом, вводя дополнительные меры по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок, следует исходить из того, что они не должны стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.
Четвертое направление — формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются приоритетным направлением во внешнеэкономических связях России.
В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом — основным торговым партнером, на долю которого приходится более трети внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта стратегических товаров российского экспорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Страны — участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) — исторически входят в круг интересов России, поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ — важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе.
На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитываются лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением [13, с.156].
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, включая вооружение и военную технику. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Египет, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны также как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского
экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда с целью реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом исследовании изучались формы и виды международной экономической деятельности, ее географическая структура, проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей.
Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международной экономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги – перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности. Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странами способствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение в условиях ее либерализации.
В настоящее время происходит сдвиг в географической структуре. Происходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортных операций.
Актуальная проблема сегодня интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:
1. зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;
2. происходит демократизация международной экономической деятельности;
3. основными направлениями государственного регулирования международной экономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортной системы России, улучшение доступа российских товаров на международные экономические рынки.
Список использованных источников
1. Абалкин Л.И. Совместные предприятия в России // Вопросы экономики. – 2004. - №3. – с. 129 – 132
2. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
3. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. – М.: Республика, 1997. – 591 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, Л.Е. Стровский, С.А.Казанцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 847 с.
5. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика,2000 – 512 с.
6. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
7. Кварталов В.А. Проблемы туризма // Управление персоналом. – 2001. - №5 – с. 31 – 50
8. Коротова О.Н. Внешнеэкономические связи // География. – 2002. - №47. – с. 28 – 32
9. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А. Экономическая география и регионолистика / Курск гос. техн. ун-т. Курск, 2000 – 229 с.
10. Курьеров В.Г. Внешнеэкономические связи России в 2002 году // ЭКО. – 2003. - №9. – с.90 – 113
11. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат Р76 России. М, 2003 – 705с.
12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е издание – М.:ИНФРА – М, 2000 – 446с.
13. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. - №1. – 154 – 157
14. Экономика внешних связей России. Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 1995 – 704с.
15. Экономическая география России. Под ред. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) | |
1. Источники правового регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам. 1.1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России ... Администрация регионов и создаваемые ими органы имеют право: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств ... ... так и самостоятельно); кредитование и страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при ... |
Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Европейский Союз и Казахстан | |
Европейский Союз и Казахстан Диплом МЭО Содержание Введение. 3 Глава I. Европейский Союз - как идея европейской интеграции. 10 1.1. Краткая история ... К базовым документам по сотрудничеству между РК и ЕС относится Заключительный акт, который включает в себя пять совместных казахстанско-европейских деклараций и Декларацию ... Говоря о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана с Европейским Союзом, следует учитывать то обстоятельство, что объем торговли между странами ЕС на 60% превышает ... |
Раздел: Рефераты по международным отношениям Тип: дипломная работа |
Влияние государственной политики на развитие российско-украинских ... | |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПЯТИГОСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА: "ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ... Средствами достижения данной цели являются повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности края на основе последовательного совершенствования товарной ... Как показал представленный анализ внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, Украина является одним из наиболее перспективных государств СНГ в плане развития ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Развитие внешнеэкономической деятельности России | |
ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись ... Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных ... Что же касается фактора "пространство", следует подчеркнуть, что при утверждающейся тенденции к расширению географического охвата международной торговли и пространственной ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
... исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества | |
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ На правах рукописи БЕЛЬЯНИНОВ Андрей Юрьевич ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ... Как отмечается в законодательных и нормативно-правовых документах, основной целью военно-технического сотрудничества является обеспечение решения доступными средствами политических ... В новой системе военно-технического сотрудничества экспорт и импорт продукции военного назначения поручен одному государственному посреднику - ФГУП "Рособоронэкспорт". |
Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: дипломная работа |