Контрольная работа: Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте
Белорусский Государственный Университет Транспорта
факультет безотрывного обучения
кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Контрольная работа
по бухучету
Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте
Выполнил
Юрцевич О.С.
Гомель, 2008
Содержание
1. Теоретические вопросы
1.1 Понятие реализованной продукции железной дороги. Документальное оформление процесса перевозок
1.2 Учет операций по ведению внешнеэкономической деятельности
1.3 Порядок расчета и учета налогов и отчислений, взимаемых от фонда оплаты труда
2. Задачи
2.1 Задача 1
2.2 Задача 2
Список литературы
1. Теоретические вопросы
1.1 Понятие реализованной продукции железной дороги. Документальное оформление процесса перевозок
Экономическая теория и практика под доходом понимают определенную сумму денежных средств, получаемую организацией в результате осуществления производства продукции, работ или услуг и их реализации за определенный период времени. Категория дохода характеризует экономическую результативность деятельности организации, ее хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений в эффективном управлении организацией и представляет собой блага, присвоенные на основе установленного порядка и общественного признания на рынке производимой продукции. Согласно Инструкции «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181[Приложение1], доход представляет собой экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно определить. Экономическая выгода при этом характеризуется возможностью имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию. В международном стандарте по бухгалтерскому учету № 18 «Доходы» доход определяется как валовой приток экономических выгод за период, возникающий в ходе обычной деятельности, когда такой приток приводит к увеличению собственного капитального, чем за счет взносов акционеров. При этом в стандарте подчеркивается, что он должен применяться при учете доходов, возникающих от продажи товаров, предоставления услуг, использования другими организациями активов, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды. Для организаций железной дороги указанные подходы к понятию «доходы» трансформируются с учетом особенностей и специфики деятельности железнодорожного транспорта. Главным образом, эти особенности заключаются в понятии продукции, которая производится организациями железнодорожного транспорта, а также в системе внутриотраслевых финансово-экономических взаимоотношений. Продукция железнодорожного транспорта - перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты - является конечным продуктом производственного процесса основного вида деятельности железной дороги и подлежит реализации с целью завершения кругооборота средств. Под реализованной продукцией основного вида деятельности железной дороги (реализация транспортной продукции) понимается объем перевозок, выполненных дорогой в своих границах. Оплата услуг по перевозкам осуществляется грузоотправителями (грузополучателями) и пассажирами по действующим на момент перевозки тарифам в зависимости от вида сообщения (внутриреспубликанское и международное). Исходя из существующей технологии провозные платежи по грузовым перевозкам, вне зависимости от вида сообщения, взимаются только за перемещение грузов в границах дороги, по пассажирским - за весь путь следования. Таким образом, денежные средства, полученные дорогой от пассажирских перевозок в международном сообщении, не являются в полном объеме ее собственностью и подлежат распределению между всеми дорогами, участвовавшими в перевозке. Поэтому на железной дороге кроме термина "доходы" используется термин «доходные поступления».
Под доходами (выручкой) железной дороги от перевозок понимается сумма средств, причитающихся ей за выполненные работы и услуги по перевозке грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа, дополнительных сборов, связанных с перевозками. Выручка (доходы) от перевозок БЖД определяется только на уровне Управления Белорусской железной дороги. Доходные поступления - денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, начисленные БЖД и подлежащие взысканию (взысканные) с клиентов при выполнении организациями БЖД транспортных работ и услуг. Доходные поступления зачисляются на доходные счета БЖД напрямую либо через ОРЦ или ИРЦ а также поступают в кассы организаций. В доходных поступлениях часть суммы является собственностью БЖД (отделения), другая ее часть принадлежит железным дорогам других государств, участвовавшим в перевозках. На БЖД доходы от перевозок определяются по моменту выполнения работ, оказания услуг, при этом:
- доходы от перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, включая суммы налога на добавленную стоимость, учитываются по моменту оформления проездных (перевозочных) и иных расчетных документов покупателям (заказчикам);
- доходы от перевозок грузов, включая суммы налога на добавленную стоимость, начисленные по транспортной железнодорожной накладной по ввозу и во внутриреспубликанском сообщении, учитываются по моменту прибытия груза на станцию назначения, а по вывозу и транзиту - по моменту передачи груза на соседнюю дорогу другого государства или на другой вид транспорта;
- доходы от перевозок, полученные от железнодорожных администраций дорог других государств, учитываются по моменту включения железнодорожными администрациями во взаиморасчеты согласованных сумм по бухгалтерским выпискам (сальдовым ведомостям).
Расчеты за перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении могут производиться в свободно конвертируемой валюте. По грузовым перевозкам железные дороги заключают договоры с экспедиторами (другими организациями - резидентами Республики Беларусь и нерезидентами) на расчеты в свободно конвертируемой валюте. Допускается заключение договоров между отделениями дороги и грузоотправителями (грузополучателями) на оплату провозных платежей и сборов за дополнительно оказываемые услуги при перевозке грузов в свободно конвертируемой валюте. Контроль полноты начисления и взыскания провозных платежей, сборов и штрафов по отделениям железной дороги осуществляют ОРЦ, контроль начисления и взыскания платежей в свободно конвертируемой валюте за международные перевозки грузов, а также за перевозки, оплачиваемые воинскими требованиями - ИРЦ. Осуществление организациями железной дороги помимо основной деятельности (перевозок) иных видов деятельности обусловливает получение выручки от реализации произведенной ими продукции, работ, услуг. Реализация такой продукции (работ, услуг) осуществляется по договорным или рыночным ценам организациям своей и других дорог, а также сторонним покупателям, в том числе и физическим лицам. Помимо доходов от перевозок и выручки от реализации продукции иных видов деятельности в кассы организаций поступают платежи от работников подразделений железной дороги за коммунальные и жилищные услуги, электроэнергию, реализованные топливо и материалы, услуги пассажирам и клиентуре на станции, штрафы за нарушение Устава железной дороги и др. Эти платежи не относятся к расчетам за перевозки и представляют собой внереализационные поступления. Совокупность доходов от реализации транспортной продукции (перевозок), других работ н услуг (иные виды деятельности), внереализационных поступлений представляет собой выручку железной дороги. Полученная в процессе реализации продукции, работ, услуг выручка позволяет организациям железной дороги выполнять обязательства перед госбюджетом, банком, поставщиками, рабочими и служащими и возмещать производственные затраты. Невыполнение условий реализации вызывает замедление оборачиваемости средств, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных условий, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение организации, так как от объема реализации зависит величина одного из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности - прибыли. Исходя из значимости процесса реализации продукции, работ, услуг для эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта, задачами бухгалтерского учета процесса реализации являются:
- обеспечение контроля за полнотой сбора провозных платежей и своевременным их зачислением на доходные счета Управления дороги;
- своевременное оформление и предъявление покупателям расчетных документов за отгруженную продукцию иных видов деятельности;
- организация контроля за расчетами с клиентурой и принятие всех возможных мер с целью недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по выполненным перевозкам;
- исключение случаев использования средств доходных счетов не по назначению;
- своевременное определение и перечисление на счета финансово-экономической службы и организаций железной дороги сумм, поступивших на доходные счета в составе выручки, но не относящихся к расчетам за перевозки;
- своевременное документальное оформление и учет произведенных расходов по перевозкам;
- своевременное отражение в бухгалтерском учете структурных подразделений железной дороги денежных средств, полученных в порядке финансирования от Управления железной дороги;
- контроль за правильностью определения доходов от перевозок организаций железной дороги в разрезе видов перевозок и сообщений.
- правильное начисление и своевременное перечисление налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг;
- составление отраслевой отчетности по учету доходных поступлений, доходов от перевозок и выручки от иных видов деятельности.
Задачи учета процесса реализации на железнодорожном транспорте решаются посредством соответствующей обработки и обобщения первичной информации, ее анализа и разработки мероприятий, которые осуществляет аппарат управления. Учет доходов от перевозок грузов и пассажиров, грузобагажа, багажа и почты осуществляется одновременно с учетом объема перевозочной работы на основе перевозочных документов. Пассажирские и грузовые перевозки и их оплата оформляются документами установленной формы, обработка которых позволяет получить информацию об объеме перевозок и доходных поступлениях. Право пассажира на проезд по железной дороге и размер доходов от пассажирских перевозок определяют проездные и перевозочные документы. Провозные платежи на железнодорожном транспорте поступают в форме наличных платежей или безналичным путем: чеками, платежными поручениями и др. Пассажирские станции и вокзалы составляют ежедневные отчеты о проданных проездных документах, на основании которых устанавливается объем работы железной дороги, по пассажирским перевозкам (пассажиро-километры, количество отправленных пассажиров) и суммы доходов по ним. Отчет составляется в двух экземплярах раздельно по сообщениям: внутриреспубликанскому (в том числе пригородному), международному. Вторые экземпляры отчетов остаются в местах их составления (кассах), а первые передают в ИРЦ с приложением подтверждающих документов. По данным отчетов ежемесячно составляется свод доходных поступлений от пассажирских перевозок в целом по железной дороге. Грузовые перевозки оформляются в товарной конторе станции либо в центре управления и транспортного обслуживания (ЦУТО) комплектом документов. Комплект состоит из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза [Приложение2]. Накладная является основным перевозочным документом, сопровождающим груз на всем пути его следования. На станции назначения она выдается грузополучателю вместе с грузом. Дорожная ведомость, как и накладная, сопровождает груз до станции назначения, служит основанием для взыскания провозной платы за перевозку (если провозные платежи взыскиваются с грузополучателей). По дорожным ведомостям определяется выполненный железной дорогой объем перевозок и доходные поступления. Корешок дорожной ведомости остается на станции погрузки и служит для учета объема работ по отправлению грузов. Станции отправления передают в ИРЦ корешки дорожных ведомостей, а станции назначения - дорожные ведомости. В ИРЦ производится контроль правильности и полноты начисления платежей и оплаты по поступившим перевозочным документам - стыковка корешка дорожной ведомости и дорожной ведомости. Стыковка заключается в сопоставлении информации по одной и той же отправке (грузу), указанной в корешке дорожной ведомости и в самой дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза после оформления и оплаты перевозки выдается грузоотправителю. Аналогичными документами оформляют перевозки багажа и грузобагажа. На железной дороге часть доходов формируется за счет дополнительных сборов, которые дорога получает от клиентов за услуги, связанные с перевозками, но не включенные в провозные платежи, например: плата за перестановку вагонов на железнодорожную колею другой ширины, плата за замену одною рода подвижного состава другим. Перечень дополнительных сборов установлен приказом от 24.01.2007 г. № 55 «Об учете доходов от дополнительных сборов». Начисление дополнительных сборов осуществляется в накопительных карточках. На основании накопительных карточек клиенту выписывается счет-фактура, из которой видно, какие дополнительные услуги были ему оказаны и их стоимость. В отдельных случаях, когда может возникнуть имущественная ответственность сторон (например, при взыскании штрафов, при перепростое вагонов и т. п.), оформляется акт общей формы, который является основанием для взыскания с клиентов дополнительных сборов. Особенность формирования финансовых ресурсов на железной дороге и ее структурных подразделениях определяют необходимость регламентации внутриотраслевой системы взаимоотношений. Такие отношения на Белорусской железной дороге регулируются Положением о централизованном формировании доходов от перевозочной деятельности Белорусской железной дороги и расчетах за выполненные работы и услуги по перевозкам грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа от 05.01.2006 г. № 16 Н с изменениями и дополнениями от 29.08.2006 г. № 299 Н. Сумма доходов от перевозок, полученных железной дорогой, является источником финансирования текущей деятельности всех ее структурных подразделений, участвующих в перевозочном процессе: Управления железной дроги, отделений железной дороги, предприятий дорожного подчинения. Поэтому централизованно сформированная на уровне Управления железной дороги сумма доходов от перевозок подлежит последующему распределению между указанными организациями через внутриотраслевую систему финансовых расчетов. К распределению между отделениями железной дороги поступает лишь часть суммы доходов от перевозок. В Управлении железной дороги остаются централизованные средства, необходимые для расчетов с государственным бюджетом; формирования инновационного фонда; финансирования затрат по централизованному приобретению материалов, топлива, амортизации грузовых вагонов и контейнеров и финансирования их ремонта, погашения задолженности за электроэнергию и газ; содержания предприятий дорожного подчинения и др. Сумма централизованных средств устанавливается исходя из потребности в осуществлении централизованных расходов. В распределении между отделениями железной дороги участвуют провозные платежи (согласно тарифным руководствам и иным документам, применяемым на БЖД), а также доходы, полученные отделениями железной дороги от оказания дополнительных услуг по грузовым перевозкам (за пользование вагонами и контейнерами, разница тарифа, простой вагонов третьих стран под перегрузкой, простой транзитных груженых вагонов по отправке экспедитора). Остальные виды дополнительных сборов и услуг по грузовым и пассажирским перевозкам, взысканные отделениями железной дороги, не подлежат распределению и включаются в доходы от перевозок конкретного отделения железной дороги. Весь процесс распределения доходов от перевозок между организациями железной дороги осуществляется в два этапа при участии трех структурных звеньев: Управления железной дороги (финансово-экономическая служба), отделения железной дороги, структурных подразделений отделения железной дороги. Формирование доходов по уровням управления железной дороги происходит в такой последовательности. Величина доходов структурного подразделения отделения железной дороги формируется ежемесячно путем представления в отделение железной дороги заявки на причитающуюся сумму доходов и отчета о фактических эксплуатационных расходах. Отделение железной дороги производит расчет причитающейся структурному подразделению суммы доходов следующим образом:
- исходя из представленной структурным подразделением отчетности о затратах проверяется величина фактических эксплуатационных расходов за отчетный период;
- производится расчет прибыли структурного подразделения исходя из устанавливаемого уровня рентабельности;
- к сумме фактических затрат в совокупности с долей прибыли добавляется полученная расчетным путем величина налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки (доходов) при реализации транспортных услуг (кроме налога на добавленную стоимость, расчет и уплату которого осуществляет Управление железной дороги в централизованном порядке).
Передача отделением железной дороги структурному подразделению суммы причитающихся ему доходов осуществляется на основании извещения (авизо), обязательными реквизитами которых являются номер и дата, наименование организации, с которой ведутся расчеты, содержание операции и сумма по дебету или кредиту счета внутрихозяйственных расчетов, корреспондирующие счета. Величина доходов от перевозок в отделении железной дороги слагается из денежных поступлений за выполненные грузовые перевозки в эксплуатационных тонно-километрах и пассажирские перевозки в пассажиро-километрах, оплачиваемые Управлением железной дороги по утвержденным для отделения расчетным ценам. Для выполнения предварительных расчетов величины доходов от перевозок отделение железной дороги:
- ежемесячно предъявляет в Управление железной дороги сводную отчетность о затратах. Для этого на основании представленной структурными подразделениями ежемесячной отчетности всех входящих в состав отделения железной дороги обобщается. Форма-разделений о фактических эксплуатаций дороги структурных подразделений сводной информации о затратах в целом: по расходам. С целью получения, кроме того, учитывается величина собственность по отделению железной дороги, расходов отделения:
- финансово-экономическая служба Управления железной дороги проверяет величину произведенных отделением управлением железной дороги объема выполненной эксплуатационной работы;
- исходя из уровня рентабельности определяется величина прибыли, причитающаяся отделению железной дороги;
- осуществляется расчет величины налогов из выручки (доходов) при реализации продукции, уплачиваемых из выручки (доходов) при реализации продукции (работ, услуг) (кроме налога на добавленную стоимость, расчет и уплату которого осуществляет Управление железной дороги в централизованном порядке).
В течение месяца Управление железной дороги осуществляет авансирование отделений железной дороги (для оплаты счетов за материалы запасные части, топливо, электроэнергию, выплаты зарплаты) путём перечислений денежных средств на их расчётные счета. В конце отчётного периода Управление железной дороги осуществляет корректировку рассчитанной величины доходов отделения железной дороги с учётом изменений объёма выполняемых работ, технологического процесса, инфляционных факторов. Финансово-экономическая служба Управления железной дороги, обработав представленную отраслевую отчётность о затратах, определяет сумму доходов от перевозок, подлежащую передаче каждому отделению железной дороги. Расчёты с отделениями железной дороги за выполненные работы по перевозкам осуществляется исходя из расчётных цен на хозрасчетные измерители эксплуатационной работы. Уровень расчётных цен должен обеспечивать возмещение эксплуатационных расходов и получение отделением железной дороги прибыли, достаточной для уплаты налогов в бюджеты (республиканский и местные), формирование создаваемых фондов и осуществления других расходов из прибыли. Для учёта доходов от перевозок на железной дороге используются следующие синтетические счета: 90 «реализация», на котором отражаются эксплуатационные расходы и доходы (выручка) от перевозок, и счёт 93 «Транзитный доходный счёт по перевозкам». При этом для сбора информации и централизации выручки от перевозок, формирующейся на доходном счёте железной дороги, используется счёт 93 «Транзитный доходный счёт по перевозкам». Данный счёт используют отделенческие расчётные центры (ОРЦ) и Главный расчётно-информационный центр (ИРЦ) для учёта движения денежных средств, полученных от клиентуры за перевозки грузов и пассажиров. При последующем распределении и формировании доходов от перевозок по уровням управления железной дороги используется счет 90 «Реализация», где обобщается информация о процессе реализации транспортных услуг.
По уровням управления железной дороги формирование счета 90 «Реализация» будет отлично:
90 «Реализация»
Дебет | Кредит |
Фактически произведенные расходы по перевозкам (эксплуатационные расходы) | Доходы от перевозок согласно предъявленным платежным документам (без НДС) |
Налоги, уплачиваемые из суммы доходов от перевозок | |
Прибыль | Убыток |
Формирование счета 90 «Реализация» на уровне структурного подразделения отделения железной дороги. На уровне структурного подразделения отделения железной дороги по кредиту счета 90 «Реализация» отражается величина полученных доходов за участие в общем технологическом процессе перевозки, а по дебету - фактически произведенные расходы по перевозкам (эксплуатационные расходы) и налоги, которые структурное подразделение уплачивает из выручки самостоятельно. На уровне отделения железной дороги по кредиту счета 90 «Реализация» отражается величина полученных доходов за выполненный объем перевозок, а по дебету - совокупность сумм доходов, переданных структурным подразделениям, которые являются для отделения железной дороги частью фактически произведенных расходов по перевозкам (эксплуатационные расходы), расходы собственно отделением железной дороги и налоги, которые отделение железной дороги уплачивает из выручки. На уровне Управления железной дороги по кредиту счета 90 «Реализация» отражается величина выручки от перевозок, а по дебету - совокупность сумм доходов, переданных отделениям железной дороги, которые являются для Управления железной дороги частью фактически произведенных расходов по перевозкам (эксплуатационные расходы), централизованные расходы Управления железной дороги и налоги, которые железная дорога уплачивает из выручки (в том числе и централизованно уплачиваемые налоги):
90 «Реализация»
Дебет | Кредит |
Совокупность сумм доходов, переданных структурным подразделениям | Доходы от перевозок , полученные за выполненную эксплуатационную работу (без НДС) |
Фактически произведенные расходы собственно отделением железной дороги | |
Налоги, уплачиваемые из суммы доходов от перевозок | |
Прибыль | Убыток |
Формирование счета 90 «Реализация» на уровне отделения железной дороги
90 «Реализация»
Дебет | Кредит |
Совокупность сумм доходов данных отделениям дороги Централизованные расходы Управления железной дороги |
Выручка от перевозок (с учетом НДС) |
Налоги, уплачиваемые из выручки от перевозок | |
Прибыль | Убыток |
Помимо доходов от грузовых перевозок отдельные подразделения железной дороги (железнодорожные вокзалы) получают оплату различных услуг, предоставляемых клиентуре и пассажирам, в виде дополнительных сборов. Если дополнительные сборы по оказанным услугам на включены в перечень доходов, не подлежащих распределению, то данные суммы подлежат передаче в Управление железной дороги для формирования сводной величины доходов по перевозкам железной дороги в целом и дальнейшего их распределения. Для учета таких поступлений применяется счет 93 «Транзитный доходный счет по перевозкам», к которому открываются субсчета:
93-1 «Транзитные доходные поступления по перевозкам (доля иностранных дорог по грузовым перевозкам)»;
93-2 «Транзитные доходные поступления но пассажирским перевозкам (доля иностранных дорог по пассажирским перевозкам в МС)»;
93-3 «Транзитные доходные поступления по пассажирским перевозкам (доля иностранных дорог по пассажирским перевозкам в МТС)».
Счет 93 является транзитным, т. е. суммы, учтенные на этом счете, отделению железной дороги не принадлежат, а передаются в Управление дороги через счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Поэтому налоги от выручки, учтенной на счете 93 «Транзитный доходный счет по перевозкам», отделением железной дороги не рассчитываются.
Корреспонденция счетов по счету 93 «Транзитный доходный счет по перевозкам» представлена в таблице. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по счету 93 «Транзитный доходный счет по перевозкам» [1, с. 456-459]:
Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | |
Дебет Кредит | ||
Учет транзитных доходов от перевозок на уровне ОРЦ | ||
Отражение задолженности за выполненные транспортные услуги (доходные поступления) | 62 | 93 |
Передача доходных поступлений в ИРЦ | 93 | 79-5 |
Оплата оказанных транспортных услуг клиентами | 55 | 62 |
Перечисление полученных денежных средств за оказанные транспортные услуги на расчетные счета (отделения или Управления железной дороги) | 51 | 55 |
Учет транзитных доходов от перевозок на уровне ИРЦ | ||
Принятие доходных поступлений от ОРЦ | 79-5 | 93 |
Отнесение части доходных поступлений в счет доходов от перевозок, принадлежащих железной дороге | 79-6 | 79-5 |
Передача доходов от перевозок в Управление железной дороги для последующего распределения между структурными подразделениями | 93 | 79-6 |
Учет транзитных доходов от перевозок на уровне Управления железной дороги | ||
Принятие доходов от перевозок, переданных от ИРЦ для последующего распределения между структурными подразделениями железной дороги | 79-6 | 93 |
Отнесение доходов от перевозок в состав выручки от реализации транспортных услуг | 93 | 90-1 |
1.2 Учёт операций по ведению внешнеэкономической деятельности
В современных условиях хозяйствования организации при осуществлении различных сделок используют не только денежные средства Республики Беларусь, но и иностранную валюту. Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля определены Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. к №226-3, с изм. и доп. от 29 июня 2006 г. № 137-3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Для обобщения информации о наличии и движении безналичных денежных средств в иностранных валютах предназначен активный счет 52 «Валютные счета», к которому рабочим планом могут быть предусмотрены субсчета:
52/1 «Транзитный валютный счет в банке внутри страны»;
52/2 «Валютный счет за рубежом»;
52/3 «Текущий валютный счет в банке внутри страны»;
52/4 «Специальный транзитный валютный счет».
Транзитный валютный счет используется для зачисления в чистом объеме средств в иностранной валюте. Он открывается самостоятельно при первом поступлении иностранной валюты, при наличии в банке текущего валютного счета и предназначен, для первичного учета и распределения валютной выручки. Текущий валютный счет открывается для хранения и использования валютных средств, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи валюты. Для открытия текущих валютных счетов в банк необходимо представить такие документы, как и для открытия расчетного счета. Средства с текущего валютного счета используются для оплаты за товары и услуги, транзитные расходы, страхование грузов, таможенные сборы и др. Специальный транзитный валютный счет организациями могут открывать для аккумулирования (сбора) средств в иностранной валюте для погашения кредитов. Для покупки иностранной валюты организация представляет в банк заявку в произвольной форме, в которой указывается целевое назначение покупаемом валюты (за товары, услуги, основные средства, материалы и др.), предмет контракта, № контракта. Купленная иностранная валюта подлежит обязательному зачислению на специальный счет. Для осуществления безналичных операций по валютным счетам используются следующие документы: платежные поручения; платежные требования; заявление на открытие аккредитива; заявление на перевод иностранной валюты и др. При проведении безналичных операций по валютному счёту банк предоставляет организации выписку с валютного счёта, в которой указан курс валюты на дату совершения сделки, а также сумма поступившей (снятой) номиналу и в рублях Республики Беларусь. Для обобщения информации о наличии и движении и иных денежных средств в иностранных валютах к активному счёту 50 «Касса» должен быть открыт субсчет 50/4 «Валютная касса» - для обособленного учета наличной иностранной наличности. Порядок ведения кассовых операций, а также пользования наличной иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь определяются нормативными документами Республики Беларусь. Основными требованиями при ведении кассовых операций являются: оприходование в кассу организации наличной иностранной валюты должно производиться по приходному кассовому ордеру специальной формы, в котором указывается сумма иностранной валюты по номиналу прописью и цифрами с указанием ее наименования. Ордер подписывается бухгалтером или лицом, им уполномоченным. В строке «основание» указывается источник поступления наличной иностранной валюты (назначение платежа); соблюдение организациями лимита остатка валютных средств в кассе организации, установленного обслуживающим банком на основании расчета-заявки, а также порядка и сроков сдачи наличной иностранной валюты; оформление кассовых документов установленной формы при приеме и выдаче наличной иностранной валюты из кассы организации; ведение отдельной кассовой книги для отражения каждого вида валюты; обеспечение хранения иностранной валюты в кассе, расположенной в обособленном помещении. Касса организации должна быть застрахована. Уполномоченные банки ежеквартально проводят проверки дисциплины на предприятии, а при обслуживании более десяти клиентов, осуществляющих операции с наличной иностранной валютой, не реже одного раза в полугодие. В случае нарушений организацией требований действующих уполномоченный банк вправе ходатайствовать перед Национальным банком об отзыве лицензии на право проведения валютных операций. Учет денежных средств на счетах 52 «Валютные счета» и 50-4 «Валютная касса», а также на других счетах по учету валютных средств и обязательств в валюте ведется в иностранной валюте и национальной валюте Республики Беларусь по курсу Национального банка Республики Беларусь. В балансе организации отражается рублевый эквивалент иностранной валюты по курсу Нацбанка Республики Беларусь на момент составления бухгалтерской отчетности [4, с. 241].
Специфика учета имущества и обязательств и иностранной валюте заключается в пересчете иностранной валюты при учете курсовых разниц. Стоимость имущества организации активов, производственных запасов, принимается в оценке по курсу Нацбанка, действовавший на момент совершения операции в иностранной валюте, таможенного оформления или принятия к учету этого, плаченные ТМЦ переоценке не подлежат. Курсовая разница - это разница между рублевым учёте имущества и обязательств на дату поступления или принятии к учету и рублевой оценкой этого имущества совершения операции или дату составления бухгалтерской отчетности. На основании Положения по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых принимается в иностранной валюте, приведен перечень видов имущественных обязательств, стоимость которых подлежит пересчету. К ним относятся: денежные знаки в кассе, средства в расчетах и иных кредитных учреждениях, денежные и платежные документы, ценные бумаги, средства в расчетах с любыми физическими и юридическими лицами, займы, полученные или выданные в иностранной валюте (независимо от сроков займа), средства госфинансирования, полученные в иностранной валюте. Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации стоимость которых выражена в иностранной валюте: Утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000г. № 78 //Национальный реестр актов Республики Беларусь. 2000. № 76. 8/3771. Курсовые разницы подлежат зачислению в прибыль организации. Информация о способе отнесения курсовых разниц в состав прибыли или убытка организации отражается в законодательных документах Республики Беларусь. В настоящее время курсовые разницы отражаются в учете в соответствии с Положением и подлежат изначально включению в сумму; доходов и расходов будущих периодов. К счету 98 «Доходы будущих периодов» рабочим планом счетов, счет 95/5 «Курсовые разницы». К счету 97 «Расходы будущих периодов» для отражения курсовых разниц открывается счёт 97/11 «Курсовые разницы». В производственной и хозяйственной деятельности организации могут приобретать сырье, материалы, оборудование, товары или потреблять услуги по импорту, т.е. за свободно конвертируемую валюту. При отражении импортных операций важное значение имеет правильное формирование стоимости импортируемого имущества. Импортируемое имущество учитывается по контрактной стоимости, под которой понимается стоимость имущества, тары, упаковки, оплачиваемой иностранному поставщику и указанной в счете-фактуре в соответствии с контрактом (договором). Покупная стоимость импортируемого имущества определяется путем пересчета его валютной стоимости в рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершении операции (на дату таможенного оформления имущества (грузом), а при отсутствии таможенного контроля - на дату фактической приемки имущества (грузов), указанную в товарно-транспортных накладных или товарных накладных на передачу имущества) Расходы по оплате таможенных пошлин, таможенных процедур, а также по доставке импортных ценностей, информационных и консультационных услуг включаются в их фактическую (учётную) стоимость, если иное не предусмотрено законодательством. Расчеты за импортируемые ценности, выполненные работы, оказанные услуги ведутся на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по аренде и лизингу). В зависимости от условий расчёта по заключенным контрактам к указанным счетам могут быть открыты рабочие субсчета: расчеты в порядке инкассо; по аккредитивной форме; расчеты по коммерческому кредиту; расчеты по векселям; расчеты по неотфактурованным поставкам. Занимающиеся внешнеэкономической деятельностью субъекты хозяйствования участвуют в формировании Государственного валютного фонда. В этой связи возникает необходимость, и выполнить операции по распределению валютной выручки, как на текущий счет организации зачисляется причитающаяся им валюта после ее распределения. Для отражения поступающей в адрес получателя валюты и ее распределения предназначен субсчет 52/7 «Транзитный валютный счет внутри страны». При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом организацию с приложением выписки по транзитному счету. По дебету субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет внутри страны» показывается поступление всей причитающейся субъекту хозяйствования валютной выручки, а по кредиту - ее распределение по назначению. Для проведения обязательной продажи валюты юридическое лицо в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь (пять рабочих дней, включая день поступления валюты на транзитный счет), обязано представить в уполномоченный банк поручение на продажу средств в иностранной валюте на бирже в счет обязательной продажи и поручение на списание средств в иностранной валюте на текущий валютный счет. Организации обязаны осуществлять продажу 30 % валютной выручки. Оставшаяся часть валютных средств с транзитного счета перечисляется банком на текущий счет организации в иностранной валюте. Средства с текущего валютного счета используются для оплаты за товары и услуги, транзитные расходы, страхование грузов, таможенные сборы и иные цели, не противоречащие законодательству Республики Беларусь. Распределение валютных поступлений осуществляется по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату списания с транзитного валютного счета.
Безналичная иностранная валюта относится к имущественным правам организации, поэтому операции по ее продаже обусловливают возникновение операционных доходов и расходов, которые отражаются по счету 91 «Операционные доходы и расходы». Валютные средства, направляемые для реализации на бирже, учитываются до проведения торгов на субсчете 57/3 «Валютные средства для продажи». Продажа уполномоченным банком валюты должна быть произведена не позднее второго рабочего дня после дня представления банку поручения на продажу валюты. Комиссионное вознаграждение банка за проведение обязательной продажи валюты, включая биржевой сбор, не должно превышать 0,3 % от суммы сделки. Комиссионное вознаграждение взимается уполномоченным банком в белорусских рублях.
В бухгалтерии операции по реализации валюты отражаются записями: дебет субсчета 57/3 «Валютные средства для продажи» кредит субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет внутри страны» - списание суммы обязательной продажи валюты по курсу Нацбанка на дату списания с транзитного счета до- проведения торгов; дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит субсчета 57/3 «Валютные средства для продажи» - списание в состав операционных расходов валюты по курсу Нацбанка на дату проведения торгов; дебет субсчета 51 «Расчетный счет» и кредит субсчета 91/1 «Операционные доходы» - поступление на расчетный счет суммы выручки за реализованную валюту, сформированной исходя из рыночного курса продаваемой валюты на дату проведения торгов (за вычетом комиссионного сбора, взимаемого банком за участие и торгах);дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит субсчета 91/1 «Операционные доходы» - на сумму комиссионного сбора, уплаченного уполномоченному банку за участие в торгах; дебет субсчета 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли, полученной от реализации валюты по биржевому курсу, превышающему официальный курс Национального банка; дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит субсчета 91/1 «Сальдо операционных доходов и расходов» - на сумму убытки, образованного при реализации валюты по биржевому курсу, который меньше официального курса Национального банка. Если с момента перечисления валюты для продажи до даты проведения торгов имело место изменение курса, необходимо произвести переоценку валютных счетов, включая транзитный валютный счет и субсчет 57/3 «Валютные средства для продажи», а затем отражать реализацию валюты по счету 91. Объектами бухгалтерского учета при осуществлении внешнеэкономической деятельности являются также операции по расчетам с подотчетными лицами в иностранной валюте. Направление работников в командировку производится и в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Руководитель издает приказ и устанавливает задание, которое руководителем и командируемым работником. В нем определяются цель командировки, срок пребывания за границей, ими встреч и переговоров, форма оплаты и валюта платежа. руководителем назначается ответственное лицо по организации командировок и их контролю, а также определяются форма отчета и порядок его представления. За работниками, отправляемыми в командировку за границу, сохраняется место и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка. При служебных командировках за границу наниматель обязан выдать аванс в инвалюте и возместить работнику следующие расходы. По проезду к месту служебной командировки и обратно расходы возмещаются по тарифу 2-го класса (на судах - по тарифу туристического класса, на железнодорожном транспорте - купе). В исключительных случаях, с предварительного разрешения нанимателя расходы по проезду могут быть возмещены по тарифу 1-го класса на железнодорожном транспорте - СВ). Стоимость набора выдаваемого в поездах международного сообщения, включены в цену железнодорожного билета, возмещению не подлежит и в настоящее время БЖД при оформлении проездных документах фирменных поездах отдельной строкой выделяет стоимость сервисных услуг, включая комплект постельных принадлежностей. На проездном документе набор питания отмечается шифром стоимость комплекта спальных принадлежностей, если поездка проходит в ночное время. За проживание вне места постоянного жительства. Возмещение суточных производится: при проезде на территории Республики Беларусь, и нормам, установленным для командировок по РБ; при проезде и за время пребывания на иностранной территории - по нормам, установленным для страны, в которую направлен работник в командировку. При выезде из Республики Беларусь дата пересечения границы включается в те дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при возвращении - в те дни, за которые суточные выплачиваются в рублях Республики Беларусь. Дата пересечения границы определяется по отметке в паспорте. При командировании работников в Российскую Федерацию и другие страны СНГ, т.е. в тех случаях, когда при пересечении границы отметка в паспорте не производится, дата пересечения границы определяется по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта.
При выезде в командировку и возвращении обратно в тот же день работнику выплачиваются суточные в иностранной валюте в размере 50 % установленной нормы страны командирования. При продолжительности командировки более суток, когда дата пересечения границы при выезде из Республики Беларусь совпадает с днем пересечения границы по возвращении в Республику Беларусь, работнику выплачиваются суточные за этот день в иностранной валюте в размере 100 % установленной нормы страны командирования. Остальные дни оплачиваются в рублях Республики Беларусь. По найму жилого помещения. Эти расходы возмещаются при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале. При командировках за границу установлены предельные нормы расходов по найму жилого помещения. При командировке работников в Российскую Федерацию и другие страны оплата расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов осуществляется в размере 5 % и продельной нормы возмещения расходов по найму жилья. При командировке в указанные страны сверх установленных норм производится возмещение в расходах по бронированию мест в и оплате местных сборов на право проживания в остальных городах. Командированному работнику возмещаются комиссионные по обмену в банке чека из одного вида иностранной валют в другой. За совершение операций с использованием пластиковой карточки, расходы по получению визы, медицинскому страхованию и др. При командировании работников на автотранспорте нанимателя авансы выдаются в иностранной валюте на расходы по при обретению горюче-смазочных материалов, оплате стоянок дорожных и таможенных сборов за границей, оплате по вынужденному мелкому ремонту. Данные расходы включаются в организациях в состав себестоимости. По возвращении из командировки работник обязан предъявить авансовый отчет в течение трех рабочих дней, на день прибытия, и сдать в кассу остаток наличной валюты в валютную в кассу валюту можно выдать на командировочные расходы другим сотрудникам организации. В случае перерасхода наниматель обязан возместить подотчетному лицу сумму командировки в рублях Республики Беларусь по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь. Если подотчетное лицо представляет документы, соответствующие об обмене выданной ему иностранной валютой и на национальную валюту страны пребывания, с указанием сумм иностранной валюты по номиналу и курса обмена, то по произведенным расходам и по возвращаемым авансированным денежным средствам производится в национальной валюте страны пребывания по курсу, указанному в документах обменного пункта. Если нет документов, подтверждающих обмен на национальную валюту, то расчет сумм и по курсу Национального банка Республики Беларусь авансового отчета. Израсходованная валюта страны пересчитывается вначале в рубли Республики Беларусь валюту, в которой был получен аванс [3. c. 520].
1.3 Порядок расчёта и учёта налогов и отчислений, взимаемых от фондов оплаты труда
Заработная плата работника является его доходом и, соответственно, как все доходы, подлежит налогообложению. В соответствии с действующим законодательством из начисленной работнику заработной платы производятся удержания подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд. После удержания налогов и отчислений из заработной платы осуществляется удержание сумм: по исполнительным листам; за полученную форменную одежду; сумм в погашение задолженности по выданным авансам; в погашение задолженности по излишне выплаченным подотчётным суммам; при увольнении работника за неотработанное дни отпуска; излишне выплаченных нанимателем работнику вследствие счётной ошибки; по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию; задолженности по полученным кредитам и ссудам. Основанием для расчёта удержаний является информация, зафиксированная бухгалтером в лицевом счёте работника и содержащаяся в специальных первичных документах по видам удержаний. Законодательство признаёт недопустимым производство удержаний из заработной платы работников в виде вычетов, осуществляемых нанимателем по собственному усмотрению. Удержания возможны в тех случаях, когда это прямо оговорено в соответствующих нормативных актах. При этом предусмотрен и ряд существенных гарантий, имеющих целью обеспечить охрану причитающейся работнику заработной платы от незаконных и необоснованных взысканий. В этих целях установлены не только перечень оснований для производства удержаний и круг органов, которым предоставлено право производить удержания, но и предусмотрены пределы и размеры возможных удержаний. Подоходный налог удерживается из заработной платы в первоочередном порядке. Согласно Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учёта, утверждённой постановлением Министерства по налогам и сборам РБ от 28.02.2006 г. № 33, подоходным налогам облагаются доходы, получаемые физическими лицами в денежной и натуральной формах в течение календарного года, нарастающим итогом с начала года. В доходы включаются все выплаты по месту основной работы, по совместительству, по договору гражданско-правового характера, оплата разовых работ.
В налогооблагаемую базу для исчисления подоходного налога не включаются следующие виды доходов:
- пособия по государственному социальному страхованию (по беременности и родам, пособия на детей за каждый месяц, при рождении детей, многодетным семьям), кроме пособий по временной нетрудоспособности самого работника и пособий по уходу за вольным ребенком; алименты; стипендии; пенсии; денежные пособия и путевки, выдаваемые государством лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС; возмещение вреда при трудовых увечьях и в связи с потерей кормильца; доходы по месту основной работы (материальная помощь) лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предназначенные в течение отчетного календарного года для приобретения, строительства жилья и погашения кредитов, полученных на эти цели; материальная помощь при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах (пожар, наводнение, смерть работника или близкого родственника, лечение за границей и др.) в размере до 500 базовых величин (БВ) по каждому случаю и только по месту основной работы, а на лечение - в пределах фактических расходов; по месту основной работы - в пределах 30 БВ в течение календарного года на момент выдачи. В 30 БВ входят: материальная помощь, стоимость подарков, оплата путевок, курсовок, экскурсий, удешевление питания, стоимость проездных билетов, абонементов, оплата за учебу в учебных заведениях, медицинских и бытовых услуг (в облагаемый оборот не включается стоимость обучения в системе повышения квалификации, на семинарах); материальная помощь и надбавки к пенсиям ранее работавшим на данном предприятии пенсионерам до 20 БВ в течение календарного года; профсоюзные путевки, курсовки, подарки, материальная помощь до.20 БВ в календарном году; компенсационные выплаты, кроме компенсации за использование в служебных целях транспортных средств, оборудования, инструментов, принадлежащих работнику, и компенсаций за неиспользованный отпуск; выходные пособия по законодательству РБ; детские оздоровительные путевки.
Из доходов вычитаются: 1 БВ за каждый месяц года; на содержание детей и иждивенцев — 2 БВ на каждого ребенка до 18 лет и на каждого иждивенца за каждый месяц года (студенты и учащиеся дневной формы обучения). К иждивенцам относятся: дети, на содержание которых взыскиваются алименты; лица, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до трехлетнего возраста, не имеющие других доходов, кроме пособия на детей. К иждивенцам не относятся лица, получающие пенсию, пособие по безработице, и трудоспособные лица старше 18 лет. Вычет 2 БВ на детей и иждивенцев производится у обоих супругов на основе документов о рождении детей и справки учебного заведения. Налогом не облагаются 10 БВ за каждый месяц года (120 БВ за год) у следующих лиц: заболевших лучевой болезнью и инвалидов по причине аварии на ЧАЭС; ликвидаторов аварии на ЧАЭС в 1986—1987 годах; Героев Социалистического Труда, Советского Союза, Беларуси, Отечества; участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним по льготам ветеранов (КГБ, МВД, «афганцы» и др.); инвалидов ВОВ I и II групп. Исключение этой части доходов из облагаемых налогом сумм производится только по месту основной работы, где находится трудовая книжка, и только на основании представленных документов. Сумма подоходного налога, уплаченная плательщиком за границей, засчитывается в соответствии со ставками в РБ (по справке налогового органа другой страны). Подоходный налог с совокупного годового дохода взимается исходя из среднемесячных базовых величин, сложившихся в календарном году. За месяцы, которые на момент исчисления налога не наступили, применяется размер БВ, действующей на дату исчисления налога. В годовой доход физического лица нарастающим итогом исключаются получаемые от юридического лица и предпринимателя по месту основной работы доходы от выполнения трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, работ по гражданско-правовым договорам и другие доходы, кроме перечисленных ниже, а именно: дивиденды по акциям, доходы от распределения чистой прибыли предприятий облагаются налогом на доходы по ставке 15% у источника выплат (сумма перечисляется в бюджет сразу при начислении дивидендов); доходы физических лиц, полученные при ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также при изменении доли (пая) физического лица, облагаются налогом по ставке 15% при выплате этих доходов; при выдаче ссуды своему работнику предприятие вносит налог в бюджет из средств данного юридического лица (за счет чистой прибыли), а после погашения ссуды физическим лицом предприятию возвращается сумма подоходного налога (но это не касается граждан, нуждающихся в жилье). Эти три вида доходов в совокупный доход не включаются и декларированию не подлежат. Подоходный налог удерживается юридическими лицами и предпринимателями у физических лиц (кроме предпринимателей) ежемесячно нарастающим итогом с начала года, уменьшая совокупный налог на доходы (необлагаемые). При изменении места работы в течение календарного года доходы по прежнему месту работы подтверждаются справкой особой формы. В бюджет подоходный налог перечисляется в день выдачи денег банком на оплату труда. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно находящихся на территории РБ (более 183 дней в календарном году), то подоходный налог у них удерживается, как и по доходам граждан РБ, а с лиц, временно проживающих в РБ, налог удерживается у источника выплат по ставке 20% без применения льгот.
Удержание отчислений в пенсионный фонд составляет 1% от начисленной заработной платы работника, для расчёта которой необходимо руководствоваться Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в государственный Фонд социальной защиты населения (утверждено постановлением Совета Министров РБ № 115 от 15.01.1999, с учётом изменений и дополнений от 14.07.2004). К числу таких выплат относятся: пособия по государственному социальному страхованию; выходное пособие при увольнении; материальное помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами; стоимость подарков и вознаграждений к юбилейным датам рождения работников; компенсационные выплаты по ЧАЭС за проживание в загрязнённой зоне и др. Удержания по исполнительным документам производятся на основании исполнительных листов, выданных судом, в которых определены причина, порядок и размер удержаний из заработной платы, или на основании письменных заявлений работника о добровольной уплате алиментов. После вычитания из начисленной заработной платы суммы подоходного налога к ней применяется процентная ставка установленного размера алиментов (на одного ребёнка – 25%, на двух детей – 33%, на трёх и более – 50%). Удержания за форменную одежду, полученную работниками железной дороги, производятся на основании требований на выдачу форменной и специальной одежды. По распоряжению нанимателя производятся удержания из заработной платы при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счёт которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска. Согласно законодательству отпуск работникам предоставляется за рабочий год, под которым понимается промежуток времени, равный по продолжительности календарного года, но исчисляемый для каждого работника со дня приёма на работу. В соответствии с п. 20 постановления Минтруда РБ от 27.03.2006 г. № 37 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» в этом случае удержания из заработной платы производятся из расчёта среднедневного заработка, исчисленного при уходе работника в отпуск.
При взыскании с работника задолженности по нескольким исполнительным документам за ним в любом случае должно быть сохранено не менее 50% заработка. Информация об удержаниях используется при расчёте заработной платы, причитающейся к выплате каждому работнику, а также для получения обобщённых данных по предприятию в целом, необходимых для составления бухгалтерских проводок на произведённые удержания. [8], [1, с. 360]
2. Задачи
2.1 Задача 1
Предприятие закупило у поставщика материалы стоимостью 5600 тыс. руб. без НДС. Ставка НДС – 18%. Оплата счетов производится после оприходования материалов. Из полученных материалов изготовлена продукция себестоимостью 25000 тыс. руб. Уровень рентабельности составляет 25% от стоимости продукции. Рассчитать все налоги, уплачиваемые из выручки за реализованную продукцию. Отразить в учёте все хозяйственные операции. Определить и перечислить в бюджет причитающуюся сумму налогов.
РЕШЕНИЕ:
1) Определим выручку:
Сс * Рпр = 25 000 * 0,25 = 6 250 руб.
2) Определим прибыль: 25 000 + 6 250 = 31 250 руб.
3) Рассчитаем единый платёж из выручки способом обратного счёта: 31 250 * 2/98 = 637,8 руб.
4) Рассчитаем НДС из выручки: (31 250 + 637,8) * 18% = 4 864 руб.
5) Определим НДС для перечисления в бюджет: 4864 – 1 008 = 3 865 руб.
6) Определим налог из прибыли: 6 250 * 24% = 1 500 руб.
7) Рассчитаем местные налоги: (6 250 – 1 500) * 3% = 142,5 руб.
8) Определим стоимость реализованной продукции:
31 250 + 637,8 + 4 864 = 36 752 руб.
№ п/п | Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Сумма |
1 | Оприходование материалов без НДС | 10 | 60 | 5 600 |
2 | Сумма НДС по приобретённым материалам | 18/1-3 | 60 | 1 008 |
3 | Перечисление поставщикам за материалы с учётом НДС | 60 | 51 | 6 608 |
4 | Сумма НДС уплаченного | 18/2-3 | 18/1-3 | 1 008 |
5 | Передача материалов в основное производство | 20 | 10 | 5 600 |
6 | Поступление продукции по фактической себестоимости | 43 | 20 | 25 000 |
7 | Выручка за отгруженную продукцию | 90 | 43 | 31 250 |
8 | Отражена стоимость реализованной продукции | 62 | 90/1 | 36 752 |
9 | Отражена себестоимость реализованной продукции | 90/2 | 43 | 25 000 |
10 | Отражены налоги, уплачиваемые из выручки за реализованную продукцию в соответствии с действующим законодательством |
90/7 90/5 |
68 68 |
4 864 637,8 |
11 | Оплачена стоимость реализованной продукции | 51 | 62 | 36 752 |
12 | Отражена прибыль от реализации продукции | 90 | 99 | 6 250 |
13 | Отчисления налогов в бюджет согласно действующего законодательства |
68 68 |
51 51 |
4 864 637,8 |
14 | Начислены налоги из прибыли |
99 99 |
68 68 |
1 500 142,5 |
15 | Перечисление налогов в бюджет с расчётного счёта |
68 68 |
51 51 |
1 500 142,5 |
Источники для решения задачи – [6, 7]
Задача 2.2
Произвести расчёт суточных по командировке на предприятие, находящееся в пределах РБ. Отразить в бухгалтерском учёте хозяйственные операции по начислению и выплате суммы по командировке.
Составить необходимые документы для оформления командировки.
Исходные данные:
Работник станции Гомель был направлен в командировку в г. Барановичи с 24.11200…г. по 03.12.200…г. на 9 суток.
При отъезде в командировку получил командировочное удостоверение и бесплатный проездной документ для проезда на поезде.
Аванс по командировке работнику не выплачивается.
По приезду из командировки работник предоставил квитанцию за проживание в сумме 320000 руб. Стоимость постельных принадлежностей (при проезде в поездах) согласно отметкам на билетах – пот 2600 руб. за каждый комплект. На командировочном удостоверении указаны следующие отметки по прибытию в пункт назначения и возвращению обратно в г. Гомель:
Убыл из г. Гомеля – 24.11.200…г. Прибыл в г. Барановичи – 25.11.200…г. Убыл из г. Барановичи – 01.12.200…г.прибыл в г. Гомель – 01.12.200…г.
Все расчёты производятся на основании действующих нормативных документов согласно заданному условию.
РЕШЕНИЕ
1) Произведём расчёт
2) Стоимость постельных принадлежностей (при проезде в поездах) согласно отметкам на билетах: 2 600 * 2 = 5 200 руб.
№ п/п | Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Сумма |
1 | Суточные по командировке на предприятии, находящемся в пределах РБ: 8 суток * 15 000 = 120 000 руб.Оплата услуг сторонним организациям через подотчётное лицо | 76 | 71 | 271 186 |
2 | Отражение сумм НДС, оплаченным за счёт подотчётных сумм | 18 | 71 | 48 814 |
3 | Стоимость постельных принадлежностей | 76 | 71 | 4 407 |
4 | Отражение сумм НДС, оплаченным за счёт подотчётных сумм | 18 | 71 | 793 |
5 | Выплата суточных командировочных из кассы | 71 | 50 | 96 000 |
6 | Выдача наличных денежных средств подотчётному лицу из кассы организации за проживание | 71 | 50 | 320 000 |
7 | Выдача наличных средств подотчётному лицу из кассы организации (стоимость постельных принадлежностей при проезде в поездах) | 71 | 50 | 5 200 |
8 | Списание командировочных расходов на затраты основного производства | 20 | 71 | 421 200 |
Источник для решения задачи – [5]
Список литературы
1 Бухгалтерский учёт на железнодорожном транспорте: учеб. Пособие / В.Г. Гизатуллина [и др.]; под общ. Ред. В.Г. Гизатуллиной, П.Я. Папковской; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус, гос. Ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2007. – 511 с.
2 Ладутько Н.И. Бухгалтерский учёт в промышленности: Учеб. пособие / Н.И. Ладутько. — Мн.: Книжный Дом, 2005. - 688 с.
3 Левкович О. А. Бухгалтерский учет: учеб, пособие / О.А. Левкович, И.Н.Бурцева. - 5-е изд., перераб. и доп.. Минск:Амалфея, 2007.- 800с.
4 Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учёт: Учеб.-методическое пособие. Под ред. Стражева, А.В. Стражев. - 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом, 2004. - 432 с.
5 Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах РБ
6 Инструкции № 94, № 6, №16 (различные годы): 26.09.2001г.; 01.05.2003 г.
7 Налоговый Кодекс Республики Беларусь 1 и 2 часть. от 01.04.2004 г.
Транспортное обслуживание туристов | |
Н.Н. ПИЛИПУК Транспортное обслуживание в туризме Учебно-методический комплекс Минск 2009 Содержание Тема 1. Транспортное обслуживание туристов 1.1 ... 1) перевозка не была выполнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов; 2) перевозка была выполнена ... Расходы, общие для всех отраслей, и общехозяйственные расходы отраслевых хозяйств, отделений и Управления железной дороги распределяются на пассажирские и грузовые перевозки ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: учебное пособие |
Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом | |
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Обзор литературы Глава I Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств. Правовое регулирование транспортных ... ... облегченном и усиленном в последнее время передвижении товаров и вещей между отдельными местностями, морским путем и по железным дорогам особенно важное значение получил договор о ... 3) временного прекращения или ограничения перевозок по определенным дорогам, установленного в порядке, предусмотренном транспортным законодательством Республики Беларусь. |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Транспортная политика в Республике Беларусь | |
Введение В данном дипломном проекте на тему "Формирование транспортной политики и объединенной транспортной системы" я рассмотрю пути формирования ... Беларусь, будет произведена оценка парка грузовых автомобилей, приведен анализ технико-экономических показателей работы автотранспорта республики, не обойду вниманием анализ ... Для Белорусской железной дороги основная составляющая экспорта услуг - транзитные перевозки. |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |
Международное частное право | |
Министерство образования Республики Беларусь Академия МВД Курс лекций Международное частное право Н.И. Рудович М.Л. Чудаева Минск 2007 Раздел I. Общая ... Международная автомобильная перевозка - это перевозка автомобильным транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Республики Беларусь или на территорию ... Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Польши, Болгарии, Румынии, стран СНГ и др. |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: учебное пособие |
Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим ... | |
... возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей и служебные командировки ... транспорта, услугами которого он пользовался (Управления пассажирского отделения железной дороги, Агентства Аэрофлота и пр.), справку в письменном виде о стоимости проезда от места ... 5 вышеуказанного Закона и п. 6 раздела 2 Инструкции ЦБ РФ от 29.02.92 № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через ... |
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |