Доклад: Глинка Михаил Иванович

(1804—1857)

Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства.

Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов-любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер. Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге.

Но Глинка хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления, знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию — страну, которая прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он занимался в Германии.

Вернувшись на родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г. завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов. Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила русскую музыку. Высоко оценили ее Пушкин и Гоголь.

Вскоре после написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.

Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа». Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.

Годы после завершения оперы «Руслан и Людмила» Глинка провел в новых путешествиях: был в Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу — написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке — и русской, и испанской. Он создал «Арагонскую хоту» на основе народных испанских песен и «Камаринскую» — фантазию для оркестра. Простые, известные всем народные мелодии заискрились, засверкали новыми красками.

Все творчество Глинки может служить подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать мелодии, как это делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил народ, нужно было обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

История отечественного искусства
Содержание Вопрос 1. История отечественной классической музыки Русские композиторы Произведения Русский рок Вопрос 2. Отечественная живопись. Авангард ...
Благодаря творчеству Михаила Ивановича Глинки стали развиваться такие жанры, как опера, симфония, романс и камерная (инструментальная) музыка.
Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому, как поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа
История русской музыки
Содержание Стр. Введение...............................................................................................3 I Музыкальная культура XVIII ...
Еще дальше идет в смысле индивидуальной свободы воспроизведения народно-песенных мелодий А. Гурилев, популярный композитор-романист - автор сборника "Избранные народные русские ...
Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердила значение русской ...
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат
Петр Ильич Чайковский. Опера "Пиковая дама".
Петр Ильич Чайковский. Опера "Пиковая дама" I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в семье ...
Народного характера мелодии он слышал и дома: мать композитора играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы, среди которых особенной любовью пользовался "Соловей ...
В Петербурге Чайковский впервые получил возможность познакомиться с театром, с операми Глинки, Росини, Вебера, с симфоническим творчеством русских и зарубежных композиторов.
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на ...
... очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь 2003 Введение "Музыка - откровение более ...
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них ...
Другие ранние музыкальные формы, возникшие до отмены рабства, включают в себя рабочие песни (work songs), а также детские песни и танцы, что особенно способствовало легализации ...
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: дипломная работа
Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных ...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец ...
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством - изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа