Доклад: Вольтер

Вольтер (1694-1778) Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный символ эпохи Просвещения, "не человек, но век", как говорил о нем другой знаменитый французский писатель - Виктор Гюго. Он родился в семье богатого нотариуса. Вольтер учился в лучшем иезуитском коллеже, где его соучениками были дети из знатных семей, потом изучал право.

Он с юности вращался в литературной среде, прошел в ней школу вольнодумства, стал писать дерзкие и остроумные стихи. Они принесли Вольтеру не только известность, но и навлекли неприятности - поэт был, хоть и ненадолго, заключен в Бастилию. С этого момента жизнь Вольтера приобрела беспокойный и драматический характер: он подвергся всяческим гонениям со стороны церкви и французского двора, был вынужден уехать в Англию, затем - в провинцию подальше от Парижа, провел несколько лет в Пруссии, куда был приглашен королем и откуда уехал после конфликта с ним. Последние двадцать четыре года своей жизни Вольтер провел в купленном им имении Ферней на территории Женевской республики, около границы с Францией. Он не мог приехать в Париж, опасаясь преследований, но лучшие умы Франции и других стран Европы совершали своеобразное паломничество к "фернейскому философу", как его называли". Вольтер оказывал огромное влияние на всех не только как замечательный писатель и разносторонне образованный человек. Его гражданская роль, его общественная позиция и деятельность просветителя имели столь же важное значение и для его современников, и для последующих поколений. Когда за несколько дней до своей смерти Вольтер приехал в Париж, его почитатели устроили ему настоящий триумф, а во время Великой французской буржуазной революции, в 1791 г., прах писателя был торжественно перенесен в Пантеон - усыпальницу величайших людей французской истории и культуры.

Творчество Вольтера необычайно многолико - и по тематике, и по жанрам, и по стилю. Писатель отдает дань всем художественным течениям эпохи - от классицизма до сентиментализма и всем жанрам - трагедии, эпопее, исторической хронике, эпиграмме, героико-ко-мической поэме, философскому эссе... (трагедии "Эдип", "Заира", "Фанатизм, или Пророк Магомет", "Катилина, или Спасенный Рим", "Китайский сирота"; эпическая поэма "Генриада", ирои-комическая поэма "Орлеанская девственница", дидактическая поэма "Рассуждение в стихах о человеке"; философские повести "Задиг, или Судьба", "Микромегас", "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Принцесса Вавилонская"; сочинения по философии и истории "Век Людовика XIV", "Опыт о нравах и духе народов", "Философский словарь" и др.). Но самое популярное в наследии Вольтера, самое неувядающее в нем - это его остроумные и изобретательные, изящные и глубокие, веселые и серьезные в одно и то же время философские повести. Лучшая среди них - "Кандид". Эта повесть - свидетельство не только зрелости писателя, но и определенного перелома, который произошел в его взглядах после печально знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 г.

До этого события Вольтер разделял оптимистические взгляды немецкого философа Лейбница, убежденного в том, что вселенная устроена столь разумно, что даже зло - лишь необходимый частный элемент всеобщего добра и на самом деле "все к лучшему в этом лучшем из миров". Повесть "Кандид" написана Вольтером уже как опровержение подобного тезиса. Используя известную еще античному роману сюжетную схему любовного приключения - двое влюбленных разлучены силою обстоятельств, переживают множество опасных приключений, но в конце концов соединяются вновь столь же юными, чистыми и прекрасными, как и до разлуки, - Вольтер пишет одновременно и веселую пародию на такое повествование, представляя язвительное и точное обозрение современной ему действительности. В эту сложную, неблагополучную, исполненную зла и несправедливости действительность вытолкнут обстоятельствами наивный молодой герой. Вначале он пытается смотреть на жизнь так же безоглядно оптимистически, как его учитель, философ Панглосс. Но жизнь в конце концов вынуждает Кандида опровергнуть эту философию. Однако герой, как и его создатель, приходит не к крайнему убеждению - пессимизму, а выбирает мудрую жизненную философию, содержащуюся в изречении "надо возделывать свой сад". Смысл этих слов не только в прославлении упорной работы для собственного блага, но и в поддержке решимости, необходимой каждому человеку для решения его проблем.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

Многообразие знаний о культуре
Содержание Введение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3 ...
Блестящий, насмешливый, искрящийся талантом и остроумием Вольтер писал во всех жанрах - трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы ...
Среди многочисленных его произведений "Философские письма", философская повесть "Кандид, или Оптимизм", "Философский словарь", отразивший религиозный скептицизм и общественно ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие
Курс лекций по культурологии
проект КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации для самостоятельной работы ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические рекомендации адресованы студентам ...
В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит.
Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях ("Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Брут", "Танкред" и др.)
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Ю. В. Манн. У истоков русского романа
I В 1825 году П. А. Вяземский опубликовал в "Московском телеграфе" "Письмо в Париж", в котором сообщал самые важные литературные новости: говоря о ...
Событие это получило и прямое отражение в творчестве писателяповести "Александр" Нарежный описывал вступление победоносных русских войск в Париж).
... и т. д. Такова точка зрения Простодушного в одноименной повести Вольтера, Амазана в его же "Царевне вавилонской" - людей, взирающих на извращенные европейские нравы и порядки со ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: статья
Западноевропейская культура эпохи Просвещения
... 3 Главные ценности эпохи Просвещения. 3 Особенности Просвещения в странах Европы.. 7 Английское и Шотландское Просвещение. 7 Французское Просвещение
Блестящий, насмешливый, искрящийся талантом и остроумием Вольтер (1694-1778) писал во всех жанрах - трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы ...
Среди многочисленных его произведений "Философские письма", философская повесть "Кандид, или Оптимизм", "Философский словарь", отразивший религиозный скептицизм и общественно ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
"ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Это поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость ...
Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение