Реферат: Образование, наука и культура второй половины XIX в

РЕФЕРАТ

по курсу «История России»

по теме: «Образование, наука и культура второй половины XIX в.»


1 Образование и наука второй половины XIX в

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.

Развитие образования. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60 — 70%, в уездных — до 70—80%, в деревне грамотность была редким явлением.

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг. стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.

В конце 90-х гг. XIX в. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно.

Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (мари, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные школы, появилась местная интеллигенция.

По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д.А.Толстого и И.Д. Делянова.

Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни.

В конце XIX в. В России действовало 180 мужских гимназий.

С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века их число дошло до 142.

Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. В 80-90-е гг. правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова «о кухаркиных детях», в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.».

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев, получала среднее образование.

Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.

Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, они получили название Бестужевских. Позднее женские курсы стали действовать в Москве и ряде других городов.

Во второй половине XIX в. дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование, на которое прежде меньше обращали внимания. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных специалистах, но в то же время высшая школа была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».

Русская наука во второй половине XIX в. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821 — 1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. В 1860 г. он был избран иностранным членом Парижской академии наук. Чебышев положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857—1918). Его открытия подтолкнули развитие ряда важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П. Н. Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока. А. Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905) еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор — грозоотметчик был, по существу, первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, но его попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил. Самолет Можайского отличался продуманной и для своего времени технически грамотной конструкцией. Официальных документов о его испытании нет. Судя по всему, попытка полета кончилась неудачно из-за недостаточной мощности двигателей. Уровень тогдашней техники не позволил Можайскому воплотить в жизнь его смелый замысел, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Ученик Н. Н. Зинина Александр Михайлович Бутлеров (1828 — 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не утратили значения до настоящего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907). Родился он в Тобольске в семье директора гимназии. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывал с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Свои раздумья о настоящем и будущем страны он изложил в книгах «К познанию России», «Заветные мысли», «Заметки о народном просвещении России».

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография «Русский чернозем». В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухами. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие многих наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). На первых порах его судьба складывалась так же, как и большинства его сверстников-дворян: он стал офицером. Но, чувствуя влечение к научной работе, вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Окончив курс наук, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. Сеченов подготовил диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. Вернувшись на родину, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций о биоэлектричестве. В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

Деятельность другого всемирно известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том «Истории России с древнейших времен», написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). Затем в течение многих лет ежегодно выходили тома его «Истории». Последний, 29-й том вышел в 1880 г. События были доведены до 1775 г.

Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия — передовой форпост Европы на Востоке.

«История России» С.М. Соловьева написана на высоком профессиональном уровне, до сих пор используется специалистами. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей. Однако стиль изложения в ней несколько суховат, в этом отношении она уступает «Истории» Карамзина.

Учеником Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом времени Ключевский проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Ключевский вел тихую, размеренную жизнь, внешне небогатую событиями. «В жизни ученого и писателя,— говорил он — главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли».

Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины. Особое значение для русского читателя имела его работа «Происхождение современной демократии», где рассматривались поворотные моменты европейской истории конца XVIII в.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.

Русские путешественники. Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником. Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

При поддержке Русского географического общества П. А. Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии. Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю. Затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он совершил четыре экспедиции в степи, пустыни и горы Монголии и Западного Китая. В результате экспедиций Пржевальского был обследован огромный район Центральной Азии от Тянь-Шаня до Тибета, включая пустыню Гоби. Пржевальский открыл горные хребты, окаймляющие Тибет с севера (один из них носит его имя). Он же нашел истоки реки Хуанхэ. В книгах Пржевальского описаны климат, растительный и животный мир этих мест.

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846-1888). Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х гг. он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам. Индонезии, Малакке, вновь возвращался на берег Маклая. Составленные ученым описания народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX в.

2 Архитектура, скульптура и живопись

Архитектура периода эклектики. Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона.

Теперь, в век денег и чистогана, приходилось думать прежде всего не о красоте здания, а о его назначении - функции. Правда, сначала архитекторы пытались ее скрывать. Первые вокзалы, построенные К. А. Тоном, с фасадов больше походили на ратушу. И только в облике Балтийского вокзала в Петербурге, построенного А.И. Кракау в 1857 г., впервые нашла художественное выражение главная функция этого здания. Огромный застекленный арочный проем в верхней части фасада как бы выводил наружу пространство крытого перрона и переносил человека в атмосферу железной дороги со сверкающими лентами стальных путей, клубами пара, стуком колес.

В это же время по примеру Западной Европы в России началось строительство торговых пассажей. Европейский пассаж, прорезая толщу тесно застроенного квартала, имел два фасада на двух параллельных улицах и застекленную галерею. По ее сторонам в два яруса шли торговые ряды.

Первые пассажи в России появились еще при Николае I. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную. В Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Пассажи стали местом прогулок и светских встреч.

В дальнейшем в композициях больших магазинов стали совмещаться черты пассажа и традиционного русского гостиного двора. Такое здание занимало весь квартал, и по нему, как по пассажу, можно было пройти с одной улицы на другую. Так было построено Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон Гоген). Оно имело трехъярусную галерею.

В 1889-1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.И. Померанцев). В те времена это было самое крупное торговое здание в России (ныне в нем размещается ГУМ). Три трехъярусные галереи соединили Никольскую улицу и Ильинку. Три поперечных нефа позволили переходить с галереи на галерею. Центральный световой купол строился по проекту инженера В.Г. Шухова. С функциональной точки зрения Верхние торговые ряды предоставляли максимум удобств.

Во второй половине XIX в. в России не строилось больших, парадных театральных зданий. Новые здания были менее монументальны, имели меньшее число ярусов и более глубокий амфитеатр. Таковы театры, построенные В. А. Шретером в Рыбинске, Иркутске и Нижнем Новгороде. Демократизация театрального искусства повлекла за собой строительство маленьких театров — в столице и провинции. Иногда театр строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и рестораном.

В эти же годы было построено несколько крупных музеев. В 1877 г. был открыт Политехнический музей в Москве (архитекторы И.А. Моингетти и Н.А.Шохин). Большим событием в культурной жизни России стало открытие Исторического музея на Красной площади. Его строительство велось с 1875 по 1883 г. Проект был разработан В. О. Шервудом при участии историка И. Е. Забелина, знатока старой Москвы.

Архитектура не успевала осваивать те новые типы зданий, которые быстро распространялись в пореформенной России. Принцип «умного выбора», основополагающий принцип эклектики, приводил к смешению в архитектуре зданий декоративных украшений разных эпох и стилей (вплоть до мавританского). Балтийский вокзал оформлен был в стиле Ренессанса. Некоторые вокзалы строились в «готическом вкусе».

«Русский стиль» стал применяться при строительстве не только храмов, но и светских зданий. Но «русско-византийская» стилистика Тона, парадная, торжественная, для них не всегда была уместна. Поэтому появилась новая разновидность «русского стиля». Она основывалась на традициях резьбы по дереву, народной вышивки. Широко использовались башенки, резные наличники, бочкообразные столбики и другие элементы деревянного зодчества. В таком стиле были построены Главный дом Нижегородской ярмарки, Политехнический музей.

«Русский стиль», как и «неоготика» или «неоренессанс», остался лишь внешним оформлением построек, органически не слитым с их функцией. Здания вокзалов, магазинов, музеев можно было совершенно «раздеть», лишить их внешнего декора — и они продолжали бы исполнять свое предназначение. Между тем в архитектуре эпохи классицизма или Древней Руси были органически слиты и внешняя отделка, и внутренняя композиция здания, и его пространственное размещение.

Зодчим XIX в. не удалось разгадать тайну живой и часто асимметричной гармонии древнерусской архитектуры. К тому же в новых условиях она была так же невоспроизводима, как и средневековая готика, рублевская иконопись или живопись Возрождения.

Скульптура. Сходные проблемы, хотя не столь остро, стояли в области скульптуры. В конце 50-х гг. XIX в. был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Его намечено было воздвигнуть в Новгороде в 1862 г. в ознаменование тысячелетия со времени призвания Рюрика. Победителем конкурса стал 25-летний выпускник Академии художеств Михаил Осипович Микешин (1835—1896). Под его руководством в работе над памятником принимала участие многочисленная группа ваятелей.

В скульптурах, опоясывающих сооружение, были отображены основные вехи истории России. Здесь мы видим великих князей, царей, императоров, выдающихся полководцев и флотоводцев, поэтов и писателей, композиторов и многих других славных сынов России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу — эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Ее осеняет крестом крылатый ангел.

Позднее по проекту Микешина был сооружен памятник Екатерине II в Петербурге. Дробная многофигурность, отличающая оба памятника,— своеобразная дань эпохе эклектики. Отказавшись от многофигурных композиций, Микешин создал очень динамичный памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.

В работе над памятником «Тысячелетие России» принимал участие Александр Михайлович. Опекушин (1838—1923), выходец из крепостных крестьян. Самым значительным его произведением стал памятник А. С. Пушкину. На его открытие в 1880 г. собрались многие выдающиеся деятели русской культуры. С тех пор уже более ста лет стоит на Тверской задумчивый Пушкин — один из лучших московских памятников.

Живопись эпохи передвижников. 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но зародилось Товарищество передвижных художественных выставок, профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Передвижники были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Некоторые полотна передвижников, писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С.Л.Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богатым и бедным. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».

Передвижники совершили новые открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Творчество Федора Александровича Васильева (1850-1873), оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,— эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

Однажды он приехал на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сизо-сиреневых красок русского ненастья. С той поры верхняя Волга, маленький городок Плёс прочно вошли а его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств. После ее окончания молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряд самых известных мастеров.

Кисти Репина принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, простой народ, полиция и калеки — все уместилось на этом полотне — величие, сила, немощь и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Народники на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Однако Репин был человеком со сложным мировоззрением, и на его полотнах присутствуют и иные лица: аристократы, великие князья, Александр III, произносящий перед волостными старшинами речь насчет того, что надо слушаться предводителей дворянства. В начале XX в. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим из них; С. Ю. Витте, К. П. Победоносцеву, П. П. Семенову-Тян-Шанскому. Очень тонко выписан Николай II.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван». «Запорожцы» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Ф. Листа, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова)

Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг. XIX в., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины, три живописные драмы: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать          яркие психологические характеристики. А кроме того, он был смелым художником-новатором. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, пушистый снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе — снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

В картине «Меншиков в Березове» потолок полутемной избы изображен настолько низким, что главный герой непременно о него ударился бы, если бы захотел встать. Взглянув на картину, зритель сразу чувствует трагическое несоответствие человека и его обстановки.

В «Утре стрелецкой казни» художник нарочито «придвинул»    собор Василия Блаженного вперед, к зрителю. Это помогло создать впечатление заполненности площади народом, избежав излишнего множества лиц. Суриков смотрел на десятилетия вперед: отказ от фотографического реализма, от пространственной глубины, декоративная игра больших и малых цветовых пятен — все это в дальнейшем стало отличительными признаками новой живописи.

Валентин Александрович Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.

В 1887 г. Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената Саввы Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, вольным или невольным участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было 08еяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.

Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино - утро, солнце, лето, молодость и красота, что лучшее название трудно придумать.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Несколько лет Серое преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова: М.С. Саръян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин.

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, передвижников попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

В 1898 г. в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.

3 Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело

Драматический театр в столицах и провинции. 60 - 70-е гг. XIX в. вошли в историю русского театра как время А. И. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве. Шли они и на сцене Александрийского театра в Петербурге.

В провинциальных театрах в конце 50-х гг. еще нередко игрались спектакли с превращениями, провалами под сцену, бенгальскими огнями, летающими драконами и пр. Позднее такие пьесы стали давать только на ярмарках и утренних спектаклях для «простонародья», а в репертуаре основное место заняла серьезная драматургия. К концу 60-х гг. в провинциальных театрах шло 23 пьесы Островского, 6 — Гоголя, 4 — Тургенева. В 1863 г. к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова. Из трилогии Л.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» только первая пьеса была поставлена при жизни автора. Остальные долго оставались под запретом. Считалось, что они умаляют царское достоинство. Лишь в конце века запрет был снят.

В 80 - 90-е гг. в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаше всего ставили «Гамлета». Большое место в репертуаре занимали мелодрамы — Шиллера, Гюго, Дюма-отца и др. Некоторые пьесы иностранных авторов в художественном отношении были непритязательны. Критика разносила их в клочья, но публика ломилась на мелодрамы, и без них театр не смог бы сводить концы с концами.

В те времена театр был самым доступным для публики видом искусства. Театральные труппы заезжали даже в уездные города. Признанными театральными центрами, кроме столиц, считались Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж.

Русский театр испытывал много разных притеснений и ограничений. До 80-х гг. в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура была очень придирчивой: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции; то, что было давно опубликовано и казалось общеизвестным, не всегда дозволялось к постановке.

С другой стороны, суровое шефство над театром взяла демократическая критика, столичная и провинциальная, равнявшаяся на «Современник». От театра требовали соответствия его постановок «передовым идеям». Беспомощность и халтура драматурга или актера карались не очень строго, если пьеса отвечала духу времени.

В 1863 г. умер М.С. Щепкин. С ним ушла целая полоса в истории русского театра — театра времен Гоголя. Щепкин искал в своих героях прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждало благородство «маленького человека». «Новый театр» сосредоточился на критике социальных условий и показе «социальных типов». Это было полезное дело, пока оно не доходило до упрощения, до откровенной тенденциозности. Известный провинциальный актер И.Х.Рыбаков специализировался, например, на ролях самодуров в пьесах Островского. Сам автор восхищался им в роли Дикого из «Грозы». Но в другой пьесе персонаж был посложнее, а Рыбаков изобразил того же Дикого. Театру 60-х гг. была свойственна некоторая прямолинейность.

В последующие годы этот недостаток был изжит. На смену «социальным типам» пришли «психологические типы». Театру вновь стал интересен внутренний мир обыкновенного человека. Это подготовило приход «театра Чехова» с его тихими драмами повседневности.

В середине XIX в. в Малом театре ярко блистал талант П.М. Садовского (1818—1872). Свой путь артиста он начинал в провинции. На казанской сцене его увидел Щепкин и пригласил в Малый. Москвичам пришелся по душе своеобразный юмор этого актера, который в самых комических сценах оставался серьезным. Щепкин говорил, что Садовский — один из немногих, кто сразу «постиг тайну гоголевского языка». В «Ревизоре» Щепкин играл Городничего, а Садовский — Осипа.

Главное место в творчестве Садовского заняла драматургия Островского. В 28 его пьесах он исполнил 29 ролей. Играл и Дикого, и Тита Титыча («В чужом пиру похмелье»), но, пожалуй, лучшей его ролью из Островского был Любим Торцов («Бедность не порок»). Это был образ человека, тяжело переживавшего свое падение и сохранившего лучшие черты характера. В те годы, когда критика требовала от артистов «социальных типов», Садовский давал и психологические портреты своих персонажей. Во многом благодаря Садовскому в Малом театре сохранились и были развиты традиции Щепкина.

Пристальное внимание современников привлекало творчество Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850—1903). Воспитывалась она в семье театрального парикмахера, родители ее неизвестны. Когда Стрепетова начала выступать на сцене, ей давали комедийные и опереточные роли. Не имея успеха, актриса переезжала из города в город. И только в Казани ей доверили роли Лизаветы («Горькая судьбина» А.Ф. Писемского) и Катерины в «Грозе». У Стрепетовой была сутулая фигура, движения были резки и угловаты. Играла она не всегда ровно. Но лучшие ее выступления производили потрясающее впечатление. «Не играет, а живет на сцене»,— говорили о ней критики.

Жизнь сложилась так, что Стрепетова не сыграла ни одной роли из Достоевского. Его пьесы и инсценировки в то время ставились редко. Но многие говорили о духовном родстве Стрепетовой и Достоевского. Покаяние и искупление страданием — эти мотивы, столь близкие Достоевскому, пронизывали творчество великой русской актрисы.

В 1881 г. Стрепетову пригласили в Александрийский театр. Здесь она сыграла в пьесах Островского, Чехова. Но в целом репертуар петербургского театра был чужд Стрепетовой. К тому же из-за своего прямого и резкого характера она не поладила с дирекцией и в 1890 г. ушла из театра. Заканчивала свой творческий путь снова в провинции (Казань, Ростов-на-Дону, другие города). Те, кому посчастливилось видеть в роли Катерины Стрепетову и Ермолову, говорили, что Стрепетова трагичнее, а Ермолова проще, теплее.

Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) родилась в семье суфлера Малого театра. В 1871 г. она впервые вышла на его сцену. Она мечтала о героических ролях, а ей давали роли болтливых барышень из водевилей. Только через два года, с блеском исполнив роль Катерины, она доказала, в чем ее призвание. В 1876 г. она сыграла роль Лауренсии в пьесе Лопе де Беги «Овечий источник». В роли простой девушки, поднимающей народ на восстание против угнетателей, талант Ермоловой раскрылся во всей полноте. Спектакль имел огромный успех, но власти заподозрили в этом политическую демонстрацию. «Овечий источник» был снят с репертуара.

Ермолова, оставшись без главной роли, несколько лет добивалась разрешения на постановку «Орлеанской девы» Ф. Шиллера. В 1884 г. премьера, наконец, состоялась. Ермолова исполнила роль Жанны д'Арк. Она играла эту роль 18 лет. Желающих попасть на спектакль было так много, что его перенесли на сцену Большого театра.

Ермолову прославили прежде всего героико-романтические роли. Но в трагедиях ей удавались и тихие, женственные роли: Катерины, Офелии. Если Садовский продолжил и развил традиции Щепкина, то Ермолова — Мочалова.

Русский театр XIX в.— это преимущественно театр актера. Только в очень слаженной труппе просматривался ансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.

В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавил К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Его расцвет приходится на первые годы XX в., когда в истории русского театра наступили новые времена.

Русская музыка. Дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не завершено. На оперных сценах, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 60-е гг. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело Глинки. Впоследствии эту группу прозвали «Могучей кучкой». Ее душой, главным организатором и теоретиком был Мидий Алексеевич Балакирев (1836—1910). В 1866 г. после кропотливой работы он издал «Сборник русских народных песен». В состав «Могучей кучки» входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.

В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» — первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма «Псковитянка» превосходит почти все другие его оперы. По верности и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка «Псковитянки», с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки», грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Влечение к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в военную школу, он стал офицером. Но после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым он вышел в отставку и целиком посвятил себя любимому делу. В 1874 г. в петербургском Мариинском театре была поставлена его опера «Борис Годунов» (по драме Пушкина).

Постановка не имела успеха. Публика, привыкшая к итальянской опере, оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму «Хованщина» (из эпохи стрелецких бунтов при Петре I). Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. Некоторые места в «Хованщине» (например, «Рассвет над Москвой-рекой») необыкновенно красивы. Кульминационные сцены полны захватывающего драматизма. «Борис Годунов» и «Хованщина» многие годы не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом.

«Князь Игорь», единственная опера Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой занимался в немногие часы досуга. Тем удивительнее та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере, и в симфониях (вторую его симфонию критики назвали «Богатырской»), Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования. Это не лишало его музыку задушевности и тонкой лиричности.

Деятельность «Могучей кучки» настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 —70-х гг. «Могучая кучка» с блеском справилась со своей задачей, окончательно утвердив в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840—1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера «Евгений Онегин», написанная для студенческого спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание. Свежесть и изящество, тонкая отдаленность, мелодическое богатство и проникновенная лиричность — основные черты музыки Чайковского. Особенно ярко они проявились в его симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини». Из симфоний особо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии.

Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведений. Музыка его, в европейских одеждах и с русской душой,— гордость России и достояние всего мира.

Вторая половина XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах, в пейзаже «проселочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь, русская культура (прежде всего литература и музыка) получила мировое признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Печать и книгоиздательское дело. До последней четверти XIX в. газеты в России не имели широкого распространения. Основным видом повременных изданий оставались журналы. В период отмены крепостного права самым популярным из них был «Современник». При Чернышевском и Добролюбове его тираж превышал 7 тыс. экземпляров. Ни одно издание не имело тогда такого тиража. В 1862 г. «Современник» был приостановлен на 8 месяцев. После возобновления журнала в 1863 г. руководящая роль в нем перешла к М.Е. Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 г. «Современник» оставался лучшим из демократических журналов.

В 1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки». В истории журнала начался новый взлет. В нем печатались сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, стихотворения Некрасова, очерки Г.И. Успенского. В «Отечественных записках» заблистал талант Н.К. Михайловского. В это время «Отечественные записки» играли в русском обществе примерно такую же роль, как при Белинском.

Журнал «Русское богатство», основанный в 1876 г., в 1879 г. приобрел народническое направление. Идейным руководителем журнала стал Михайловский. На страницах «Русского богатства» печатались произведения Г.И. Успенского, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, И.Г. Гарина-Михайловского, А.М. Горького, А.И. Куприна. «Русское богатство» играло в общественном движении более скромную роль, чем «Отечественные записки». Но журнал, просуществовавший до 1918 г., всегда твердо отстаивал свою линию, избегая крайностей, не заискивая ни перед правительством, ни перед общественным мнением.

В начале 60-х гг. XIX в. самым известным журналом либерального направления был «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н. Каткова. Пока журнал стоял за конституцию, в нем сотрудничали К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, С.М. Соловьев и другие видные либералы, печатали свои произведения М.Е. Салтыков-Щедрин. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Но в 1862 г. журнал круто изменил свою позицию, перешел в лагерь консерваторов.

В 1866 г. после долгого перерыва возобновилось издание «Вестника Европы». Теперь журнал выходил не в Москве, а в Петербурге. 42 года «Вестник Европы» редактировал известный историк М.М. Стасюлевич. В журнале сотрудничали К.Д. Кавелин, А.Ф. Кони, В.О. Ключевский, М.М. Ковалевский, В.Д. Спасович (знаменитый адвокат). «Вестник Европы» стал журналом ученых и профессоров. По числу подписчиков он уступал только «Отечественным запискам». На протяжении многих лет у Стасюлевича еженедельно собирались ближайшие друзья журнала. Постоянными посетителями здесь были К.Д. Кавелин, И.А.Гончаров и В.Д. Спасович. Кавелин, любивший поспорить и пошутить, называл Стасюлевича «королем Артуром», а его гостей — «рыцарями круглого стола».

Большое развитие во второй половине XIX в. получили научные и научно-популярные журналы. В области истории особо выделялись «Русский архив», основанный в 1863 г. историком П.И. Бартеневым по замыслу А.С. Хомякова, и «Русская старина», издававшаяся с 1870 г. М. И. Семевским. Журналы печатали документы, воспоминания и статьи по истории России.

Старейшей русской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». Академия наук, официальный издатель газеты, сдавала ее в аренду частным лицам. В 1863 г., когда арендатором стал Е.Ф. Корш, «Санкт-Петербургские ведомости» приобрели либеральную направленность. Газета последовательно выступала против Д.А. Толстого, за что и поплатилась. Под нажимом правительства договор с Коршем был расторгнут, газета стала более казенной и бесцветной.

Сложную судьбу претерпела другая старейшая русская газета — «Московские ведомости». Принадлежала она Московскому университету, который сдавал ее в аренду. В 1862 г. когда в очередной раз решался вопрос об аренде, одним из претендентов стал М. Н. Катков, имевший в то время репутацию либерала и англомана. Университет склонялся в пользу другой кандидатуры, но правительство неожиданно поддержало Каткова, который и получил аренду. Катков, взяв в свои руки газету, сразу же покончил со своим либерализмом, начал громить нигилистов и требовать «твердой власти». «Московские ведомости» стали авангардом реакции, упрекая правительство в нерешительности. Катков держал себя довольно независимо по отношению к властям. Особенно велико было влияние его газеты во времена Александра III. Некоторые министры побаивались Каткова. После его смерти «Московские ведомости» сохранили воинственно-реакционный характер.

В противовес «Московским ведомостям» с 1863 г. в Москве стала выходить газета «Русские ведомости». Она проповедовала конституционные идеи. Вокруг «Русских ведомостей» группировались земские деятели и либеральная профессура. В разное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П.Л. Лавров, М.Е. Салтыков-Щедрин. Л.Н. Толстой. Н.К. Михайловский. Газета постепенно увеличивала тираж и к концу XIX в. заняла прочное место среди столичных газет.

После разгрома в 1875 г. «Санкт-Петербургских ведомостей» один из сотрудников - А.С. Суворин приобрел захудалую газету «Новое время», издававшуюся с 1868 г. Первое время с ним вместе работали некоторые его прежние коллеги по «Ведомостям». Но вскоре они должны были уйти, ибо Суворин, как и Катков, перешел в консервативный лагерь.

В отличие от Каткова Суворин не приобрел большого влияния в верхах. Он не пытался делать политику, а действовал как коммерсант. «Новое время», не печатавшее длинных трактатов и разгромных статей, но отличавшееся большой осведомленностью, стало первой массовой русской газетой. На грани XIX — XX вв. тираж «Нового времени» достигал 50-60 тыс. экземпляров. Суворинское предприятие стало выпускать ряд «дочерних» газет. Суворин открыл даже собственный театр.

В конце XIX в. большие газеты появились и в провинции. В Томске выходила либеральная «Сибирская жизнь», распространявшаяся по всей Сибири. На юге России была популярна газета «Приазовский край» (в Ростове-на-Дону).

Все более заметной отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. Флорентий Федорович Павленков (1839-1900), бывший офицер, за выпуск сочинений своего друга, критика-демократа Д. И. Писарева, попал в Петропавловскую крепость, а затем в ссылку. Вернувшись, он продолжил свое дело, издавая общественно-политическую, научную, художественную, детскую литературу. Особой популярностью пользовалась его серия «Жизнь замечательных людей», в которой вышло 130 томов.

Иван Дмитриевич Сытин (1851 - 1934), сын волостного писаря из Костромской губернии, начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу — по дешевой цене в расчете на массовый спрос. В сытинском издательстве сосредоточился выпуск журналов для детей и юношества: «Мирок», «Заря», «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма» и даже «Модный журнал».

В конце XIX в. две издательские фирмы — Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И.А. Ефрона (Петербург) — задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии в переводе на русский язык с небольшим добавлением русского материала. Но редакция повернула дело к созданию самостоятельной русской энциклопедии. В работе над ней приняли участие многие известные русские ученые. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона в 82 томах вышел в свет в 1890—1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией. К его помощи до сих пор прибегают ученые, преподаватели, студенты и школьники.

Печать и книгоиздательское дело — неотъемлемая часть русской культуры. В условиях продолжавшегося цензурного гнета печать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом ее независимости была финансовая самостоятельность.

Получать казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев народа сначала в виде лубочной литературы, а потом все более серьезных изданий. В целом же русская культура успешно развивалась на протяжении всего XIX в. Лучшие ее достижения известны далеко за пределами России и составляют подлинную славу нашей страны.

4 Русская православная церковь во второй половине XIX в

Церковь и освобождение крестьян. Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке острой борьбы. В числе противников реформы находились и некоторые высшие православные иерархи. Казанский епископ Афанасий в речи перед дворянами заявил, что «церковь не находит причин действовать своим влиянием к освобождению крестьян».

Противники реформы пытались заручиться поддержкой московского митрополита Филарета. Он давно уже был не в опале, хотя продолжал безвыездно жить в своей епархии. К голосу Филарета, в то время самого авторитетного церковного деятеля, прислушивался и царь.

Некоторые помещики обращались к Филарету с просьбой отговорить Александра II от реформы. Митрополит отвечал, что это вне круга его обязанностей. Подобную же уклончиво-выжидательную позицию занимала православная церковь в целом. Но отдельные ее служители высказывались в пользу реформы. Калужский епископ Григорий в речи перед дворянским собранием заявил, что «улучшить быт крестьян — дело богоугодное».

Но как ни сторонился Филарет крестьянской реформы, в круговорот событий вовлекся и он. Власти обратились к нему с просьбой написать текст манифеста, в котором объявлялось об отмене крепостного права и разъяснялись главные положения реформы. Филарет сначала отказывался, ссылаясь на недостаточное знакомство с «предметом поручения». Согласившись же исполнить поручение царя, он действовал очень быстро. Работа была сделана за один день, 4 февраля 1861 г. В письме председателю редакционных комиссий В. Н. Панину митрополит подчеркивал, что он «исполнил только долг повиновения». Манифест об освобождении крестьян был обнародован в филаретовском варианте с незначительными поправками.

После событий апреля 1861 г. в Бездне, Кандеевке и других деревнях студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали панихиду по расстрелянным крестьянам. Преподаватель духовной академии, историк и публицист Л. П. Щапов произнес яркую речь. По донесению губернатора он говорил, что «учение Христа было демократическое, умер он за свободу, как умирают теперь наши братья-труженики, что скоро настанет минута освобождения России». Панихиду служили студенты академии священник Иван Яхонтов и монах Мелетий.

По распоряжению царя Щапов был арестован, Яхонтова и Мелетия должны были сослать в Соловецкий монастырь.

С материалами следствия был ознакомлен Филарет. Он пришел к выводу, что главным виновником является Щапов. Его речь, писал митрополит, «заключала, с одной стороны, неуместный и возмутительный протест против действий государственного правосудия, а с другой — искажение учения Христова». Поэтому Щапова Филарет предлагал удалить из академии и подвергнуть «вразумлению и увещанию в монастыре». Яхонтова, согласно «высочайшему» повелению, Филарет считал необходимым сослать в Соловецкий монастырь. А Мелетию он предложил смягчить наказание, поместив его в один из ближайших монастырей.

Яхонтов был сослан в Соловецкий монастырь и вскоре постригся там в монахи. Щапов же, вопреки пожеланию Филарета, не был заключен в монастырь. Ему зачли в наказание многомесячный арест во время следствия и уволили из академии.

Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Филарет опасался, как бы реформы не коснулись и церкви. Он писал, что ее внутреннее устройство «особенно нужно охранить от потрясения, когда многое потрясено». До конца своих дней сохранял он настороженное отношение к преобразованиям в церкви. А то благое дело, ради которого он когда-то принял опалу, было осуществлено уже после его смерти. В 1876 г. была издана Библия на русском языке.

Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой. Его деятельность не поддается однозначной оценке. С одной стороны, он всегда старался охранить церковь от вмешательства светских властей, принимал участие в крестьянской реформе. Но, с другой стороны, был маловосприимчив ко всему новому — особенно в последние годы жизни, хотя среди высшего духовенства он занимал отнюдь не самые консервативные позиции. Не один

Филарет, а почти вся иерархия противилась преобразованиям. И потому реформы 60-х гг. лишь в небольшой степени коснулись православной церкви.

Обер-прокурор К. П. Победоносцев. В 1880 г. на пост обер-прокурора был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827—1907). Он стал наиболее известным идеологом самодержавия. Церковь и государство в России, утверждал Победоносцев, должны находиться в неразрывной связи. Распадение ее гибельно и для церкви, и для государства, поучал он. И добавлял, что «безверное государство» — это «не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства». Правительство, говорил обер-прокурор, берет на себя защиту церкви от ее врагов, обеспечивает ей материальную сторону деятельности. В свою очередь, церковь должна действовать сообразно с существующими в государстве порядками и прислушиваться к «отзывам знающих лиц» (правительственных чиновников).

В практической деятельности Победоносцев стремился к полному и безоговорочному руководству церковью. Члены Синода в частных беседах сетовали на его деспотизм и порой проявляли строптивость. Но постепенно Победоносцеву удалось подобрать послушный состав Синода. К тому же церковная верхушка а основном поддерживала такие направления политики Победоносцева, как подавление старообрядчества и сектантства, укрепление господствующего положения православной церкви.

Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Православное духовенство, особенно сельское, основное внимание уделяло обрядовой деятельности. Учительная сторона духовного служения проявлялась слабо. И потому народ, как и прежде, обращался за наставлениями к праведным старцам.

Всероссийской известностью и всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812 —1891). Родился он в Тамбовской губернии в семье пономаря. В монастырь ушел молодым человеком. Несколько раз в жизни он тяжело болел, бывал при смерти и всегда имел слабое здоровье. Он еле ходил, не выносил холода, очень мало ел. И тем не менее ежедневно принимал толпы стекавшихся к нему людей и отвечал на десятки писем.

Беседа со старцем длилась обычно 10—15 минут. Тонкий психолог, он читал в душе своего собеседника, как в открытой книге. Легким намеком он указывал ему на его слабость, заставлял серьезно о ней подумать. На встречу со старцем ехали крестьяне и горожане, купцы и военные, аристократы и интеллигенты. Трижды встречался с ним Л. Н. Толстой. Беседовал со старцем и Ф.М.Достоевский. Многие его черты он запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

Несмотря на постоянные хвори, Амвросий воспринимал мир в светлых тонах. Он считал, что «всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное». Однако он предостерегал от обольщений по поводу того, что по мере общественного прогресса совершенствуется человек. «Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни»,- писал Амвросий. В нравственном же совершенствовании каждый человек должен сам, самостоятельно пройти свой путь, сверяя его с заповедями добра.

Амвросий приветствовал желание молодых людей трудиться на благо человечества, но их «широкие затеи» вызывали у него опасения. Он считал, что многие из этих людей еще не готовы творить общественное благо, ибо «наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних». Попытки творить добро, не совершая при этом внутренней нравственной работы, не уклонившись от зла, могут принести новое зло.

Амвросий учил, что монастыри не должны ограничиваться духовной поддержкой народа. Они должны также развивать дело благотворительности. В пореформенный период это дело сильно продвинулось вперед. В монастырях открывались хорошо оборудованные больницы, богадельни, детские приюты, школы, ремесленные училища. Особым усердием в этом отношении отличались женские обители. И все же благотворительная деятельность монастырей развивалась недостаточно быстро, особенно в сравнении с растущим обнищанием деревни.

Кризис православной церкви в конце XIX в. Пример Амвросия и других духовных подвижников говорил о том, что православная церковь хранила в себе большой запас нравственных сил. Но эти силы использовались не в полной мере. Церковь слишком близко стояла к государству, которое мешало ей свободно действовать. Многие служители церкви, особенно высокопоставленные, пользовались близостью к государству, чтобы получать почести и награды, забыв о подлинном своем призвании. А иные вовлекались в накопительство и биржевой ажиотаж.

Церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе, и это подрывало авторитет духовенства. Слабо оно воздействовало и на пролетарское население больших городов. На рабочих окраинах было мало церквей. Среди рабочих росло равнодушие к религии, доходившее до атеизма. Церковь теряла влияние и в городе, и в деревне. Это было опасное явление. Ибо только влиятельная, авторитетная церковь может примирять враждующие стороны и оказывать на общество умиротворяющее воздействие.


Литература

Громаков С.Г. История России. М., 2008.

Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.

Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.

Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.

Билеты и ответы по туризму и экскурсиям
БИЛЕТ № 1 Школы научного управления: общая характеристика, значение для сферы сервиса и туризма. Порядок образования туристской фирмы. Туристский ...
Успенский собор (1655-1656 гг., архитектор А. Мокеев), церковь Богоявления с трапезной палатой (XVII в.), колокольню (XVII в.), надвратную церковь Михаила Архангела (XVII в.) и др ...
В интерьерах собора (нижней и верхней церкви) богатство декоративного оформления особенно проявилось в иконостасе (живопись - М. Л. и Ф. Л. Колокольниковы) верхней церкви ...
Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат
Курс лекций по культурологии
проект КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации для самостоятельной работы ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические рекомендации адресованы студентам ...
а) Учреждение Академии художеств. б) Издание И.К. Кириловым первого выпуска "Атласа Всероссийской империи"; в) Открытие Ф.Г. Волковым первого публичного театра в Ярославле; г ...
а) математики и механики, б) исторической науки, в) литературы и филологии, г) живописи, д) скульптуры, е) архитектуры, ж) музыки и театра.
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат
Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского
... И.К. АЙВАЗОВСКОГО Содержание Введение Глава 1 Исторические предпосылки возникновения феномена Айвазовского 1.1 Характеристика русского искусства XIX ...
В русской пейзажной живописи начала XIX века работали и такие известные в то время художники, как Ф. Я Алексеев, М. М. Иванов, Ф. М. Матвеев, которые находили в самой природе ...
Отблеск поэзии, правды и красоты лежит на лучших полотнах художника, являющихся высшим достижением мировой маринистической живописи.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Просветительская деятельность передвижных художественных выставок
Перов В.Г. "Охотники на привале", 1877, Холст, масло, Государственный Русский музей Крамской И.Н. "Христос в пустыне", Холст, масло Саврасов А.К ...
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра.
Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Многообразие знаний о культуре
Содержание Введение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3 ...
Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством ...
Журнал и собравшаяся вокруг журнала группа талантливых художников, графиков, искусствоведов - А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и другие ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие