Реферат: Британский музей Лондона

Британский музей Лондона

 


Содержание

Введение

Глава I. История создания

Глава II. Коллекция музея

Глава III. Библиотека

Глава IV. Музей

4.1 Древнеегипетская коллекция музея

4.2 Отдел древностей Передней Азии

4.3 Искусство Древней Греции и Древнего Рима

4.4 Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии

4.5 Отдел памятников средневековья и нового времени

4.6 Отдел восточных памятников

4.7 Отдел монет и медалей

4.8 Отдел гравюр и рисунков

4.9 Отдел этнографии

Заключение

Список литературы

 


Введение

Самый старый и самый большой музей Лондона — Британский.

Международный вес Британского музея и его ключевая роль в ознакомлении со всемирным национальным наследием, делают его одним из наиболее - посещенных общественных зданий в Лондоне, способствуя его культурной и экономической жизни. Его коллекции начали складываться в середине XVIII века, но занимаемое им нынче здание, с величественным классическим фасадом, выходящим на Рассел-стрит, строилось в основном с 1823 по 1852 год архитектором Робертом Смерком. Один из крупнейших музеев мира, хранящий произведения искусства Древнего Египта, Междуречья, Античной Греции, Античного Рима, изделия средневековых мастеров Европы и Азии, собрания монет и медалей, рисунков, гравюр, этнографические коллекции. Музейные коллекции занимают 94 галереи общей протяженностью более 4 км. Это собрание - одно из самых великолепных из уже существующих на данный момент, охватывает два миллиона лет человеческой истории. И что самое главное доступ к собраниям абсолютно свободен для каждого посетителя.

 


Глава I. История создания

Основателем коллекции музея считают известного врача и натуралиста, президента Королевского общества (английская Академия наук) Хэнса Слоуна (1660–1753), не пожелавшего видеть, что дело всей его жизни (это коллекция библиотечного фонда и собрание гербария, приблизительно 71 000 объектов) будет утеряна после его смерти. Он предложил Королю Джорджу II сделать свою коллекцию национальным достоянием, взамен оплаты £ 20,000 своим родственникам, если король не пошел на данное предложение, то весь фонд коллекции должен бы перейти в заграничные академии наук для дальнейшего изучения. Группа опекунов Собрания фонда в основном состояли из книг, рукописей по естествознанию, а так же предметы старины (монеты, медали, печатные издания, рисунки и этнографию). В 1757 Король Джордж II пожертвовал «Старую Королевскую Библиотеку» суверенов Англии, и с этой привилегией музей приобрел новый статус. Музей был сначала размещен в особняке 17-ого столетия Montagu House в Bloomsbury на месте нынешнего здания. 15 января 1759 британский Музей открылся для всех. За исключением двух Мировых войн, когда части собрания были эвакуированы, он так и остался открытым, постепенно увеличивая число посетителей от 5 тысяч в год к сегодняшним 5 миллионам. Его коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучел животных, птиц, гербарии и т.д. была завещана государству. Его последователи расширяли коллекцию.

В декабре 1753 был принят парламентский акт об основании Британского музея, а 15 января 1759 музей принял первых посетителей в Монтегю-хаус в районе Блумсбери.

19-ое столетие было временем расширения музея. В веденные ранее ограничения на вход были отметены в особенности в выходные дни. В музей потекли массы всех возрастов и социальных классов. В то время как академическая работа Музея продолжалась публикацией большого ряда каталогов, многие хранители Музея проявили интерес в расширении аудитории через экскурсии. Первое полный каталог собрания коллекций Музея было издано в 1808 году и содержало более чем шестьдесят изданий детально иллюстрированных книг. Так же Музей активно участвовал в раскопках за границей. Его ассирийские собрания сформировали основание для дешифровки клинообразного знака, что закончилось расшифровкой египетского иероглифического языка. Большой вклад внес в 1851 году сэр Огастус Волластон Франкс (1826-97) в такие области как британская и европейская предыстория, этнография, восточное искусство и археология.

В 1880-ых годах собрания естествознания были перемещены в новое здание на Юге Kensington, которое позже становиться Музеем Естествознания. Этот отъезд и строительство Белого Крыла (Монтагью Стрит) в течение некоторого времени увеличили собрания. Галереи короля Эдварда, открытые в 1914 году, Duveen Галерея (1939/62 гг.) и Новое Крыло (1978) обеспечили, дополнительные помещения для хранение библиотеки и остальной коллекции. Это, однако, не решало потребности Музея в дополнительных площадях и, была предложена дальнейшая передача собраний. Отдел Этнографии переехал временно к Берлингтонским Садам (теперь закрытый) в 1970 году, а в 1973 году отделы библиотеки стали частью новой организации Британской Библиотеки. Начало 19 в. – время быстрого расширения коллекции. 1802 – коллекция египетских древностей, захваченной английской армией у французов при взятии Александрии. 1805 – приобретены античные мраморы, 1814 – рельефный фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), 1816 – скульптуры Парфенона, вывезенные из Афин английским послом в Турции лордом Элгином. Одновременно пополнялась библиотека, отделы графики и нумизматики. Огромный рост коллекции в первой четверти 19 в. потребовал новых экспозиционных площадей.

Здание музея, построенное в 1823–1852 по проекту архитектора Роберта Смерка (1781–1867) в духе английского неоклассицизма, занимает участок почти в шесть гектаров и расположен на одной из центральных улиц Лондона Грейт Рассел стрит (Great Russell street). Для постоянно расширяющейся библиотеки в 1854–1857 был возведен круглый Читальный зал и примыкающие к нему книгохранилища. Зал перекрыт куполом высотой 32,2 м и диаметром 42,7 м. Знаменитый читальный зал библиотеки музея, перекрытый куполом, имеющим 42 метра в диаметре, был возведен в 1856—1857 годах братом Роберта, Сиднеем Смерком.

В 1881–1883 огромные собрания флоры и фауны, геологические и палеонтологические коллекции, входившие в состав Британского музея, были перевезены в специально построенное здание Естественноисторического музея (Natural History Museum). В 1881-82 некоторые музеи: зоологический, ботанический, геологический, минералогический и прочие - были переведены в отдельное особое помещение в Саутгемптоне.

В годы второй мировой войны экспонаты были эвакуированы. Здание музея пострадало от авианалетов: были разрушены несколько залов и поврежден купол читального зала библиотеки. В течение многих лет музей восстанавливал свои залы и экспозицию.


Глава II. Коллекция музея

Британский музей фактически включает в себя несколько музеев совершенно различного профиля. В его состав входит Музей археологии и этнографии, библиотека, собрание гравюр и рисунков и Музей естественной истории, отпочковавшийся еще в 1881 году от основных коллекций и занимающий самостоятельное, большое здание в Южном Кенсингтоне. За этим перечислением скрываются бесчисленные памятники культуры, вывезенные англичанами из различных стран, найденные во время археологических раскопок, приобретенные из частных собраний. В Британском музее находится огромная коллекция памятников древнеегипетского искусства, особенно богатая монументальной скульптурой; знаменитые рельефы ассирийских дворцов; уникальные комплексы греческой скульптуры, включая мраморы Парфенона, — творение Фидия, одного из наиболее выдающихся мастеров Древней Греции, а также рельефы и статуи, украшавшие Мавзолей Галикарнасский, который греки называли одним из семи чудес света. Здесь хранятся ценнейшие коллекции мексиканских масок, бронзовые и каменные статуи из Индии и Цейлона; уникальные, своеобразнейшие бронзовые рельефы и изваяния, созданные мастерами Экваториальной Африки пять-шесть веков тому назад. Заслуженной славой пользуется библиотека Британского музея. Стены читального зала библиотеки видели выдающихся ученых всего мира, известных историков, поэтов, исследователей в самых различных областях знаний. В течение трех десятилетий постоянным читателем библиотеки был Карл Маркс. Во время своего пребывания в Лондоне здесь работал Владимир Ильич Ленин.

 


Глава III. Библиотека

 

Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а затем скажем несколько слов и о других коллекциях музея.

Библиотека Британского музея считается, после парижской

Национальной, самой богатой в мире, но по порядку и по совершенству каталогов может быть поставлена на первое место. И тем, и другим она обязана главным образом упомянутому уже Павицци, который первый обратил внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление, предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей в Великобритании.

В общем, библиотека имеет в настоящее время почти 2000000 т., в числе которых имеются лучшие, чем где бы то ни было в мире, коллекции; так, литература Североамериканских Штатов представлена в библиотеке лучше, чем в самом Нью-Йорке; замечательны коллекции книг на еврейском (12000 т.), китайском (27000 т.) и различных восточных языках (13000); довольно богато собрание сочинений, написанных на славянских наречиях (10000). Едва ли не самое замечательное в библиотеке - это ее каталоги. Каталог, расположенный по именам авторов и занимающий 2000 томов, устроен так, что печатное заглавие вновь поступившей книги может быть вставлено на подлежащее место. Затем, в 1882 г. преступлено было к составлению алфавитного каталога заглавий; в каталог этот внесено было уже около миллиона заглавий, когда составление его было приостановлено в виду возбужденных сомнений в возможности довести это предприятие до конца. Некоторые слова этого каталога напечатаны отдельными оттисками и являются, таким образом, прекрасными специальными библиографиями. Кроме того, отдельно напечатаны каталоги периодических (6 частей и указат.) и академических изданий (5 ч. и указ.). Далее отметим: "List of books of reference in the readingroom of the British-Museum" (1871), "List of bibliographies, classified catalogues and indexesin the readingroom of the British-Museum" (1881) - каталоги справочных книг и библиографических изданий, которые, в количестве 20000 томов, находятся в читальном зале библиотеки и предоставлены в распоряжение читателей. В 1867 г. вышел каталог еврейских книг, за ним последовали в 1876 г. каталог книг на санскритском, в 1877 г. на китайском, и в 1886 - на бенгальском языках.

Рукописное отделение составилось из целого ряда коллекций, купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом некоторые коллекции сохранены в том виде, в котором они поступали в библиотеку, остальные же рукописи (сюда вошли, между прочим, такие коллекции, которые по незначительности своей не заслуживают быть выделенными особо) соединены в одно целое. Все рукописи каталогизированы, причем мы имеем каталоги двух родов: инвентарные каталоги коллекций и других рукописей и специальные описи рукописей известного рода, выделенных из коллекции рукописного отделения (о каталогах этих см. статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из вошедших в состав рукописного отделения коллекции особенно замечательны: 1) Рукописи Слона, числом 4100. 2) Рукописи Коттона, числом 900, относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как бы дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539; для грамот и документов, находящихся в коллекции Гарлея (числом 14236), имеется особый литографированный инвентарь. Для истории образования библиотеки Harley'a важен, сохранившийся дневник его библиотекаря Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная Георгом II, заключает в себе замечательные собрания рукописей архиепископа Кранмера, Генриха, принца Уэльского и др. К старому каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное в 1832 г. 5) Коллекция юридических рукописей (числом 499), купленная у юриста Френсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф. стерл.: 6) Так наз. Lansdowne collection(1245 рук.), приобретенная в 1807 году, заключает в себе бумаги лорда Burleigh, первого министра Елизаветы и многих других государственных деятелей. 7) Библиотека Th. Burney'a (524 рукописи), состоящая по большей части из рукописей классиков, была приобретена в 1818 г.; указатель к ней был написан вместе с указателем Arundel collection (см. No.10), 8) King's collection (не следует смешивать с вышеупомянутой Oldroyal coll.), состоящая из 446 томов рукописей; каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан: 9) Коллекция так называемых "mss. Еggеrton", число которых в настоящее время превышает 3000. Начало этой коллекции положено было в 1825 году, когда лорд Эджертон завещал Б. музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей. 10) Так называемая "Arundel collection" - часть коллекции, принадлежавших Говарду, графу Арондельскому, который всю свою жизнь (1593 - 1646) посвятил собиранию рукописей; к сожалению коллекции его, по смерти собирателя их рассеяны были по разным местам; часть рукописей разделена была в 1681 г. между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г. первое из этих учреждений передало Британскому музею те 550 рук., которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который в 1863 г. продал музею одну из четырех принадлежавших ему коллекций, а именно - Stowe-collection, самого разнообразного содержания; они частью уже описаны.

Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей, грамот и документов (additional collection, additional charters), то им ведется особый тщательный инвентарь: "Catalogues of additions to the mss. in British Museum" (число внесенных сюда рукописей доходит до 35000; тут же описываются и те, которые приобретаются на средства, завещанные лордом Эджертоном); кроме того, в читальной зале имеется литографированный инвентарь грамотам и документам (additional charters) в 10 томах, - число их также доходит до 35000. Рукописи, за исключением особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся в общем читальном заде. Для занятий же особенно ценными рукописями и актами имеется специальный зал, где находится замечательный систематический каталог рукописям. Он состоит из 110 томов, на листы которых наклеиваются заглавия, взятые из всех других, как печатных, так и рукописных каталогов Британского музея; каждый том этого каталога посвящен какому либо отдельному предмету, так напр. т. 15 посвящен государственным бумагам, тома 109 и 110 - печатям (Index of seals). Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печать. Кроме коллекций каталогов имеются еще следующие, которые обнимают однородные рукописи во всех коллекциях рукописного отделения: каталог восточных рукописей сирийских, эфиопских, персидских и испанских. Сюда же можно отнести: "Index to the pedigrees (родословным) and arms (гербам) contained., in the genealogical mss. in the Brit. Mus." И "Catalogue of romances in the dep. of mss. inthe British Museum"; см. заметки Омона о греческих рукописях Британского музея в "Bibl. de l'Ecole des Chartes" (1884).

 


Глава IV. Музей

Переходя к Музею, укажем, прежде всего, на коллекцию египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м длины и несколько небольших зал. Основанием ей послужила коллекция египетских редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая в 1801, после капитуляции Александрии, в руки англичан; она подарена была Музею Георгом III; кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог Нортумберлендский. Общее число ее превосходит 10000.

 

4.1 Древнеегипетская коллекция музея

Одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Хронологически охватывает период 4–3 тыс. до н.э. до 7 в. Наиболее богатый раздел – монументальная пластика Нового царства (16–11 вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмеса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, огромная голова от его статуи (ок. 1400 до н.э.), Скульптура фараона Рамсеса II (ок. 1250 до н.э.), каменные саркофаги, изваяния богов.

При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (ок. 196 до н.э.), с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Черная базальтовая плита была найдена в 1799 французскими солдатами близ г. Розетта. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык, Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) в 1822 расшифровал египетские иероглифы.

В египетской коллекции музея хранятся папирусы (ок. 800 документов), знакомящие мир с литературными произведениями, богословскими сочинениями, религиозными гимнами и мифами, научными трактатами, записями исторических событий, а также с деловой и личной перепиской, юридическими документами. Музей хранит так называемые Книги мертвых – свод магических заклинаний, включавший более 180 глав. Лучшие образцы украшались рисунками, заставками, миниатюрами: «Книга мертвых» жрицы Анхаи (ок. 1100 до н.э.), «Книга мертвых» Хунефера (ок. 1300 до н.э.).

В этом отделе представлены изделия ремесла, керамики, стеклянные и фаянсовые вазы, ювелирные украшения, скарабеи, росписи, снятые со стен фиванских гробниц и выполненные в технике темперы (15 в. до н.э.): Земледельцы с гусями, Охота на водяных птиц, Певицы и танцовщицы и др. – все датируются 1425–1379 до н.э.

Здесь же экспонируются около ста деревянных саркофагов, хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумии священных животных, коптские ткани и Фаюмские портреты (1–4 вв.). В собрании находится 31 портрет: Саркофаг с портретом Артемидора из Фаюма (нач. 2 в.), Портрет молодой женщины из Эр-Рубайят (2 в.), Портрет мужчины из Хавары (нач. 2 в.).

 

4.2 Отдел древностей Передней Азии

Это собрание произведений древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана от 6–5 тыс. до н.э. до 7 в. Английский археолог Остин Генри Лэйярд (1817–1894) нашел Северо-западный дворец Ашшурнасирапала в Нимруде, построенный в 883–879 до н.э. и украшенный рельефами и скульптурой. Шеду, гигантские быки с орлиными крыльями и человеческими головами, парами стояли перед входом во дворец и призваны были оберегать священную особу царя.

Высочайшим достижением ассирийского искусства был монументальный рельеф, расцвет которого пришелся на 9–7 вв. до н.э. Каменные панели украшали интерьеры дворцов ассирийских царей. Сюжетами являлись сцены многочисленных битв и походов, кровопролитные сражения: Осада города, Атака колесниц, Беглецы, переплывающие реку – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Ритуальные сцены в честь богов: Крылатое божество с орлиной головой, Крылатое божество, Ритуальная сцена – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Монументальные сцены охоты, любимого развлечения ассирийских владык: Царь на колеснице поражает львов стрелами, Раненная львица, Мертвый лев, Охота на диких ослов, Лев, выходящий из клетки – рельефы из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669–635 до н.э.). Всего около 250 рельефов.

Отдел древностей обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами, охватывающей все стороны жизни Месопотамии 3–1 тыс. до н.э. (более 150 тысяч). Гордостью музея является всемирно известная Ниневийская библиотека царя Ашшурбанипала (7 в. до н.э.) – 20 тыс. табличек различного содержания.

 

4.3 Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Представлено в музее коллекцией, начиная с памятников Эгейского мира (3–2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin marbles" (главн. образом из афинского Парфенона; эти шедевры греческого искусства вывезены были из Греции английским послом в Константинополе лордом Эльджином и проданы им в 1816 Музею), "Xanthian", или "Lycian marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845 г. подарил Музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея в Галикарнассе: "Halicarnassian marbles"; далее, необходимо отметить остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869≈71 гг. нашел один из чиновников Музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен римских императоров, которая главным образом составилась из коллекции, купленной в 1806 году у наследников знаменитого собирателя Тоунле. В 1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо Фарнезе в Риме и принадлежавших бывшему королю неаполитанскому.

Греческая архаика (7–6 вв. до н.э.) представлена монументальными Скульптурами из святилища Аполлона в Дидимах, Аполлоном Стрэнгфорда, рельефами с парапета Памятника гарпий – гробницы из Ксанфа (ок. 480 до н.э.).

Особенно полно экспонировано искусство греческой классики (5–4 вв. до н.э.). В 1801 британский посол в Турции лорд Джеймс Брюс Элгин (1811–1863) привез в Лондон прославленные скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием (ок. 490 до н.э.– 431 до н.э.) в 447–432 до н.э. Сейчас в музее хранятся 15 метоп (квадратные панели, помещавшиеся на внешней стороне здания), 17 сильно пострадавших статуй с фронтонов и 75,3 м ленты фриза, шедшего по внутреннему периметру храма: Битва лапифов с кентаврами (метопы), Панафинейская процессия (фриз). Экспонируется одна из Кариатид южного портика Эрехтейона (421–406 до н.э.), называемого портик кариатид.

Обширна коллекция керамики Древней Греции: Чернофигурная амфора Эксекия (ок. 525 до н.э.), Краснофигурное блюдо Эпиктета (525–520 до н.э.), Панафинейская амфора (конец 5 в. до н.э.), Афинский краснофигурный кратер, расписанный «Берлинским мастером» (ок. 490 до н.э.).

Среди произведений поздней классики выделяются архитектурные фрагменты и скульптурные украшения одного из семи чудес света – гробницы царя Мавсола в Галикарнасе, получившего название «Мавсолей». Сохранились плиты фриза, архитектурные фрагменты, статуи: Статуя Мавсола (ок. 350 до н.э.), Битва греков с амазонками (плиты восточного фриза Мавсолея) (ок. 350 до н.э.), выполненные скульптором Скопасом (380–330 до н.э.).

Среди произведений искусства Древнего Рима в музее хранятся скульптурные портреты римских императоров: Голова императора Августа (нач. 1 в.), Бюст императора Адриана (117–138). Выставлены: настенная роспись из виллы Боскореале близ Помпей (ок. 30 до н.э.) и мозаичный пол (1 в. до н.э.) римского дома из Помпей или Геркуланума.

Экспонируется декоративно-прикладное, ювелирное искусство античного мира, геммы, стеклянные сосуды, терракотовые статуэтки. Среди шедевров – Портлендская ваза из двухслойного непрозрачного стекла (ок. 25). Сложнейшая техника резьбы по стеклу напоминает приемы работы ювелиров над камеями.

 

4.4 Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии

 

Охватывает период от создания примитивных орудий труда до эпохи римского господства в Британии (5–1 вв. до н.э.): Бронзовые сосуды (5–4 вв. до н.э.), Двурогий шлем (1 в.), Бронзовое зеркало из Десборо (1 в.), Бронзовый щит (1 в.), уникальный Клад серебра из Милденхолла (4 в.), состоящий из 34 предметов, воинские доспехи и т.д. Коллекция английских древностей могла быть прямо названа бедной, и только в последнее десятилетие на нее обратили внимание.

 

4.5 Отдел памятников средневековья и нового времени

 

Знакомит с произведениями декоративно-прикладного искусства от раннего христианства до 19 в. Сокровища из Саттон-Ху (Англия), где была найдена деревянная погребальная ладья англосаксонского короля 7 в., знакомит с золотыми украшениями, оружием, серебряными сосудами, кубками из рога, каменным скипетром, увенчанным фигурой оленя, и многим другим. Гемма из горного хрусталя Кристалл Лотаря (сер. 9 в.), образец искусства углубленной резьбы, была исполнена по приказу короля франков Лотаря (954–986). Еще один образец искусства языческих саксонских племен – Ваза Эденского замка (конец 5 – начало 6 в.). Коллекция раннехристианских памятников: Золотой кубок французских и английских королей (ок. 1380), Шахматные фигурки с о. Льюис (12 в.) из моржовой кости, Эсквилинский клад (4 в.) серебряных изделий (большой позолоченный изнутри свадебный сундук, кувшины, блюда, броши, украшения конской сбруи), средневековое оружие и рыцарские доспехи, церковная утварь (Реликварий св. Евстафия (ок.1210), Реликварий Терния (15 в.) и др.). Собрание керамики и стекла – это, прежде всего коллекция ваз работы Веджвуда (конец 18 в. – начало 19 в.). Еще один раздел – крупнейшая в мире коллекция часов: крепостные часы Страсбурга (1589), часы в виде корабля из Праги (1580), серия золоченых настольных часов (16–19 вв.), карманные, каминные, настенные и другие часы. Коллекции средневековых древностей не представляют ничего особенного, уступая далеко коллекции Кенсингтонского музея.

4.6 Отдел восточных памятников

Экспонирует произведения искусства ближневосточных стран: керамика, стекло, резная кость 8–19 вв. – бронзовый кувшин из Мосула (1232), Стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), керамическая лампада из мечети в Иерусалиме (1549), турецкие фаянсовые чаши (16 в.). Художественную культуру Индии представляют собрание скульптур, рельефные плиты, храмовые статуи: Голова Будды из Гандхары (3 в.), рельеф из Ориссы (12–13 вв.), статуэтка богини Парвати (15–16 вв.), Сидящий бодхисатва (8 в.), бронзовые фигурки (4–11 вв.). Искусство Китая – это бронзовые ритуальные сосуды (2–1 тыс. до н.э.), изделия из кости, золота, нефрита, резного лака, знаменитая коллекция фарфора: ваза Цветущая слива (11–12 вв.), Лаковая туалетная коробка (1в.), Бронзовый колокол (ок. 500 до н.э.) и др. Искусство Японии представлено разнообразной и большой коллекцией гравюр, живописных ширм, нэцкэ, сосудов из красного лака, фарфора.

 

4.7 Отдел монет и медалей

 

Знакомит с историей нумизматики от первых монет (7 в. до н.э.) до современности: греческие монеты (ок. 650–600 до н.э.) из электра (естественный сплав золота и серебра), в 1438 Пизанелло (ок. 1380–1455) была отлита первая портретная Медаль императора Византии Иоанна Палеолога. Экспонируется Медаль с изображением Елизаветы I (1589), Медаль с изображением Генриха VIII (ок. 1565), а также серия медалей, посвященных важнейшим историческим событиям Англии.. Один из богатейших в Европе, нумизматический кабинет (число монет и медалей превышает 200000) Британского музея особенно обогатился после того, как в 1825 г. один из наиболее деятельных попечителей Музея, Ричард Найт (Knight), подарил ему свою драгоценную нумизматическую коллекцию. Особенно богаты коллекции греческих, римских и в особенности английских монет.

 

4.8 Отдел гравюр и рисунков

По величине и художественной ценности стоит в одном ряду с крупнейшими собраниями Лувра, Уффици: большой картон Микеланджело Святое семейство (ок. 1550), огромная ксилография Дюрера Триумфальная Арка (1515), Изобилие (1444/5–1510) Сандро Боттичелли, гравюры, рисунки, наброски всех известнейших европейских художников 15–20 вв. (Андреа Мантенья, Андреа Верроккио, Ханса Гольбейна Младшего, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Клода Лоррена, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Джона Констебла, Томаса Гейнсборо, Дж. У.Тернера, Антуана Ватто, Рембранта ван Рейна, Винсента Ван Гога и многих других).

4.9 Отдел этнографии.

 Представляет предметы быта, материальной и духовной культуры племен и народов Африки, Азии, Австралии, Океании и Америки. В залах музея можно видеть декоративные ткани, украшения, оружие, ритуальные маски, вазы. Америка представлена лучшими творениями народов майя, ацтеков, пуэбло и др.: Маска бога Шипе-Тотека, Статуя бога Шочипилли, выполненные из бирюзы Маски бога Тлалока, Маска бога Кецалькоатля, Орел с острова Ванкувер (14–19 вв.). Интересен Африканский раздел: Декоративная маска, Статуэтка музыканта, Голова царицы (16–17 вв.), церемониальный топор из нефрита с головой фантастического существа (конец I тыс. до н.э.), собрание тканей. Основные фонды коллекции Океании были заложены еще во время путешествия капитана Кука: деревянные коробки для хранения птичьих перьев из коллекции Кука, плащи и головные уборы из перьев, две каменные фигуры с о. Пасхи и др.

 В 2000 году произошло разбирательство дела, касающегося Британского музея – у учреждения возникли серьезные финансовые трудности, и многие галереи были закрыты для публики. В то же время, места для экспозиций уже не хватало. На какое-то время коллекции. Посвященные Африке и Океании переместились в северное крыло Берлингтон-хауса.

 Свой нынешний облик музей обрел в основном в период колониальных завоеваний эпохи правления королевы Виктории. Полный предметов искусства и культа древних народов, он до сих пор хранит неразгаданные, порою мистические тайны истории человечества. Свою 250-ую годовщину Музей праздновал в 2003 году.

 


Список Литературы

 

• Энциклопедия Брокгауза-Ефрона.

Л. Н. Воронихина Города и музеи мира - Лондон, «Искусство», Л., 1969.

Т. Ю. Юренева Музей в мировой культуре. М., Русское слово 2003.

Кудрявцев Б. В. Художественные музеи Лондона. М., 1994.

Кузьмина Е. Е. Национальная культурная политика Великобритании и музей. М., 1992.

• Британский музей. Лондон: Альбом / Автор-составитель Ривкин Б. И. М., 1980.

• Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов http://www.biografia.ru/

http://www.britishmuseum.org - Официальный сайт.

 

Методики датирования древних событий
А.Т.ФОМЕНКО НОВЫЕ ЭМПИРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДАТИРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СОБЫТИЙ И ПРИЛОЖЕНИЯ К ГЛОБАЛЬНОЙ ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА ...
ВЕКЕ Н.Э. СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ.
Петавиуса (XVI-XVII вв.) хронология древности приводится в виде
Раздел: Рефераты по истории
Тип: дипломная работа
История Татарстана с древнейших времен до наших дней
История Татарстана с древнейших времен до наших дней Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования ...
Наблюдаются связи племен ананьинской культуры с племенами полтавской культуры и срубной культуры, в зону распространения которых во II-I тысячелетии до н.э. входили Нижняя Волга ...
Определенный интерес для истории Волжской Булгарии представляют армяно-кыпчакские рукописи (судебные акты, финансовые книги, летописи, словари и др.), которые, как сообщает И.А ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: учебное пособие
Культура речи
"Федеральная программа книгоиздания России" Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В.П. Малащенко доктор филологических наук, профессор Н.П ...
В январе 1944 г., когда еще шла вторая мировая война и снаряды рвались уже на территории Германии, во время одной из бомбежек погибли все рукописи ученого и его библиотека.
Ныне эта гнусная коллекция - собственность библиотеки Британского музея,
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: учебное пособие
... и контроля в технологическом управлении фондами библиотек (на примере ...
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО "Пермский государственный институт искусства и культуры" Кировский филиал Факультет документально ...
Приложение 1 Форма суммарного учета (книга суммарного учета), Приложение 2 Форма акта о поступлении периодических изданий в библиотеку, Приложение 3 Формы индивидуального учета ...
Говоря о библиотечных фондах, состоящих в основных фондах ОК 013-94, следует отметить то, что балансовая стоимость библиотечного фонда библиотеки не отражает его реальной стоимости ...
Раздел: Остальные рефераты
Тип: курсовая работа
Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования
... Казанский государственный университет культуры и искусств Факультет информационно-документных коммуникаций Кафедра книговедения и библиографии Музей ...
- в зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек;
Самым крупным знатоком данной темы является Ф.Безруков, перу которого принадлежит "Каталог значков и настольных медалей, посвящённых В.С.Высоцкому", изданный "Библиотекой "Ваганта ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа