Контрольная работа: Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек

Контрольная работа

по курсу «Библиотечное обслуживание»

Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек


Содержание

Введение

Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края

Библиотека ON-LINE: новые пути развития

Отчет – дело творческое

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Библиотечная инноватика - это новое самостоятельное направление библиотековедения, которое определяет специфику изменений в библиотеках, методику их изучения и использования. Как научное направление оно нацелено на совершенствование библиотечной деятельности на основе синтеза новых знаний, идей, изобретений и технологий. Сюда же входит и разработка планирования организации и реализации инновационной деятельности библиотек. Инновация - это результат изменений, полученный на основе внедрения новых технологий, услуг и методов управления, доказавших свою эффективность и целесообразность в конкретных условиях.

Для развития инновационной деятельности библиотечному специалисту необходимо не только разбираться в профессиональных вопросах стратегического и программно-целевого планирования, но научиться чувствовать себя уверенно, принимая управленческие решения. А это значит, необходимо:

1.  твердо отстаивать свою точку зрения,

2.  вести конструктивный диалог,

3.  определять «фронт» первостепенных задач,

4.  брать на себя ответственность за инициативу,

5.  доводить дело до конца,

6.  работать в «команде».

Предметом обсуждения является проблема компьютеризацию, что доказывает компьютеризация – не цель, а средство совместной деятельности библиотекаря и пользователя. В этих условиях любая идея творческой личности, связанная с поиском способов вхождения библиотеки в открытую информационно-образовательную среду, является базой для инновации.

Однако не всякая идея, даже самая разумная и современная имеет возможность стать библиотечной инновацией. Для этого должны быть созданы все необходимые условия, она должна пройти через все этапы своего воплощения. Даже самая оригинальная идея не материальна, а потому неустойчива в сознании, зависима от состояния своего «носителя». На реализацию идеи трудно воодушевить коллег и подключить общественность. Она требует разработки и документирования, определения преимуществ, проблем распределения обязанности и ответственности между членами инициативной группы специалистов, способных воплотить идею в реальность. Документированная разработка идеи может выразить в форме проекта, концепции или замысла. Далее последует экспериментальное внедрение. Только на его основе мы можем установить, является ли выбранная нами идея реальностью или утопией. На этом этапе выявляются проблемы и недостатки разработки, корректируется технология внедрения, определяется необходимость превращения нововведения в форму инновации. Инновация же требует своего закрепления и развития в деятельности библиотеки.

В данной работе будет рассмотрено инновационные идеи таких библиотек как ГУНБ Красноярского края, Республиканская юношеская библиотека Коми, Центральная детская библиотека им. А.М.Береснева г. Кемерово.


Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края

Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняемые библиотекарем функции в настоящее время кардинально меняются. Главной целью современного библиотечного обслуживания в ГУНБ Красноярского края является организация как можно более широкого доступа к документам. В соответствии с изменением целей обслуживания изменяется и технология работы библиотеки. Сущность деятельности современного библиотекаря, обслуживающего пользователя - оперативная доставка требуемого документа из фонда, выдача документа, контроль за его сохранностью.

Автоматизация библиотечных процессов в ГУНБ потребовала изменении не только в технологии, но и в содержательных аспектах библиотечной работы. Меняются позиция библиотеки и её активность во взаимоотношениях с пользователями, пересматриваются требования к библиотечному сервису, индивидуальным формам информационного обеспечения и, как следствие, показателя качества библиотечной работы.

Сегодня все категории пользователей библиотеки заинтересованы:

·  в наиболее быстром и полном поиске различных документов (периодические издания, диссертации, авторефераты диссертаций, книги, электронные издания, имеющиеся в нашей библиотеке и в других библиотеках);

·  в возможности как можно быстрее получить необходимый документ в библиотеке, а если таковой отсутствует, то по МБА.

В структуре библиотеки — 12 отделов обслуживания, традиционно функционирует абонемент. В связи с тем, что в отраслевых отделах собраны специализированные фонды и обслуживается целевая аудитория, структурные подразделения ведут также библиографическую работy.

Внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотеки, получение доступа к Интернету значительно повысили статус центральной библиотеки края. Наряду с печатными изданиями в библиотеку поступают издания в электронной форме, а доступ к ним позволяет оперативно и наиболее полно организовать получение информации.

В библиотеке функционируют специализированные структурные подразделения, рассчитанные на углубленное обслуживание пользователей: общедоступный центр правовой информации, компьютерный зал, специализированный читальный зал для научных работников города и края; готовится к открытию отдел литературы по искусству на новых площадях, в структуре которого предусмотрен медиацентр. Главное направление этих структурных подразделений - комплексное библиотечно-информационное обслуживание пользователей с использованием аудио, видео и электронных ресурсов. Библиотека подготовила проект введения в структуру библиотеки сервис-центра, который будет предоставлять платные сервисные услуги в доконтрольной зоне библиотеки, а также проводить работу с рекламными агентствами и фирмами, выполнять маркетинговые исследования рынка информационных товаров и услуг.

Организация доступа к электронным ресурсам представляет собой самостоятельный компонент формирования информационной среды. Основным ее элементом является веб-сайт библиотеки www.kraslib.ru, на котором opганизуется доступ к электронному каталогу, Интернет-ресурсам, виртуальной справочной службе. Одним из наиболее приоритетных видов сервисных услуг библиотеки остается электронная доставка документов (ЭДД). Сервис с помощью ЭДД позволяет значительно сократить временные рамки получения информации пользователем. Библиотека активно рекламирует новый вид услуги и стремится оперативно выполнять запросы пользователей.

В библиотеки была проведена самоанкетирование. Респонденты отметили хороший уровень информационно-библиотечного обслуживания. Электронные ресурсы, особенно БД, созданные библиотекой, достаточно востребованы; их использование (по разделам ЭК) отметили практически все абоненты. Исследование показало, что значительное количество анкетируемых хотят получать информацию в традиционном и электроном виде; причем большая часть опрошенных настроена на более интенсивное использование информационных технологий, основанных на телекоммуникациях. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время произойдет значительное увеличение количества пользователей, использующих преимущественно электронную информацию в целях образования и научной деятельности. Следовательно, библиотека должна быть к этому готова уже сегодня в техническом, ресурсном и психологическом отношении.

Таким образом, в обслуживании пользователей ГУНБ Красноярского края на современном этапе достигнуты определенные успехи, связанные с внедрением новых технологий, инновационных форм и методов работы, повышением комфортности предоставления отдельных услуг.

 

Библиотека ON-LINE: новые пути развития

В эпоху информационною общества уровень библиотечного обслуживания выходит за рамки физической библиотеки.

В 2000 году в Коми республиканской юношеской библиотеке был создан интернет-сайт но адресу: www.komi.com/KRUB. Главная стpaница содержит общий перечень разделов сервера: раздел «О библиотеке» знакомит с историей, отделами, правилами пользования библиотекой, основными и дополнительными услугами. Обо всем, что происходит в библиотеке в настоящий момент - выставки, массовые мероприятия - рассказывают «Новости». Со списком периодических издании, которые ежегодно получает библиотека по подписке, можно познакомиться в разделе «Периодика». «Виртуальная выставка» демонстрирует те интересные издания, которые поступили в библиотеку в последнее время. В разделе «Конкурсы» помещаются положения о различных конкурсах, проводимых библиотекой. Следующие разделы в большей степени адресованы коллегам: проекты, над которыми работает библиотека, «Профи-клуб» содержит информацию о профессиональных семинарах, которые оказывают сотрудники библиотеки. С помощью электронной анкеты имеется возможность анализировать категории посетителей сайта. Гостевая книга позволяет не только осуществлять образную связь, но учитывать пожелание и предложения удаленного пользователя.

Главным информационным продуктом библиотек, и представляющим широким интерес для сетевого сообщества, являются электронные каталоги, с помощью которых можно определить наличие в библиотеке того или иного источника или подготовить список литературы по теме.

В связи с этим была введена новая услуга — электронная доставка документов, которую смогли внедрить благодаря размещению на сайге КРЮБ информации об электронных библиографических базах данных и каталоге. С помощью компьютерной техники могут обслужить читателя, находящегося за пределами города Сыктывкара.

В настоящее время на Интернет-сервере библиотеки размещен перечень периодических изданий, которые есть в фондах библиотеки. Более 400 российских журналов по истории, экономике и законодательству и другим отраслям знании могут быть использованы для заказа копии статей. Среди заказчиков службы - частные лица, организации, библиотеки. Прием заказов осуществляется по электронной почте. Служба ЭДД KPЮБ выполняет электронные копни в графическом (ТIFF) или текстовом (MS-Word) формате. Сроки исполнения заказа от двух часов до двух дней в зависимости от объема работы.

В настоящий момент практически все услуги по электронной доставке документов пользователям, которые предлагаются коммерческими службами и библиотеками, платные. Без финансовой поддержки этого вида деятельности библиотеки со стороны государства коммерческие службы становятся более сильными конкурентами. Только использование более совершенной технологии может поддержать конкурентоспособность библиотек.

Одним из основных вопросов, связанные с функционированием служб электронной доставки, является вопрос соблюдения авторских прав и отчисления выплат владельцам за использование их произведений. Проблема авторского права при копировании и доставки документов электронным способом возникла практически одновременно с зарождением служб ЭДД.

Еще одно перспективное направление в работе библиотек – это виртуальная справка. На сайт непрерывно поступают вопросы по электронной почте из библиотек республики и за ее пределами. На все вопросы, которые принимаются по электронной почте, даются ответы.

В ближайшее время ЭДД и виртуальная справка является одним из приоритетных направлений работы библиотеки.

 

Отчет – дело творческое

Библиотекари Центральной детской библиотеки имени А.М. Береснева в г. Кемерово постоянно разрабатывают и реализуют новые проекты, осваивают современные информационные технологии по обслуживанию читателей

В Центре эстетического развития детей открыла свои двери медиатека. В ней юные горожане приобщаются к шедеврам мирового искусства с помощью аудио- и видеоматериалов. Школьники могут найти в ней электронные версии учебников, абитуриенты — воспользоваться электронными репетиторами и проверить свои знания перед поступлением. Работает кинолекторий, в котором демонстрируются видео- и компьютерные фильмы; осуществляется перезапись фрагментов с аудиокассет и пластинок на любой носитель; создаются видеоряд и звукоряд по заявке; сохраняется любая текстовая информация на дискете или CD-диске.

В День защиты детей в ЦДБ состоялась презентация web-сайта «Кемеровская виртуальная детская библиотека». Этот проект стал победителем на традиционном конкурсе российских информационных web-ресурсов.

На сайте можно узнать о мероприятиях библиотечной сети, познакомиться с издательской продукцией, разработанной специалистами. Здесь также можно найти сценарии, методические и библиографические пособия, списки литературы (например, «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями»; «О чем может рассказать рисунок ребенка?»; «Наркотики — иллюзия жизни»; «Чужих детей не бывает!»; сценарии мероприятий: «Вначале было Слово», «Выбор профессии на всю жизнь» и др.). Материалы такого рода очень востребованы городскими педагогами.

В детской библиотеке «Инфосфера» состоялась презентация компьютерного читального зала. В нем проходят уроки «Компьютерной азбуки», полезные не только юным посетителям, но и руководителям детского чтения, предоставляется время для самостоятельной работы на современной технике. «Инфосфера» работает по программе повышения уровня информационной культуры детей совместно с кемеровским государственным университетом культуры и искусства.


Заключение

Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод, что в обслуживании пользователей на современном этапе достиг определенных успехов. Они связанны с внедрением новых технологий, инновационных форм и методов работы, повышение комфортности предоставления отдельных услуг. Также ближайшее время электронная доставка документа (ЭДД) и виртуальная справка будет являться одним из приоритетных направлений работы библиотеки.


Список использованной литературы

 

1.  Жуковская, Л.Н. Библиотечное обслуживание ГУНБ Красноярского края / Л.Н. Жуковская // Новая библиотека. – 2006. - №09. – С. 18-21.

2.  Качанова, Е. В команде реформаторов / Е.Качанова // Библиотека. - 2005. - №11. – С. 25-26.

3.  Тарачева, О.В. Библиотека ON-LINE: новые пути развития / О.В. Тарачева // Новая библиотека. – 2006. – Июнь. – С. 27-30.

4.  Тюшина, Е. Отчет – дело творческое / Е. Тюшина // Библиотека. - 2005. - №7. – С. 27-30.

Российская государственная библиотека
... КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ФАКУЛЬТЕТ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ, БИБЛИОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ Реферат по предмету: "История библиотечного дела" на тему: "РОССИЙСКАЯ ...
Естественно, что такая универсальная библиотека как ГБЛ изначально располагала кадрами ученых разных специальностей, которые, продолжая свою научную деятельность, публиковали ...
Целенаправленное освоение новых технологий позволило РГБ по рекомендации Библиотечного сообщества воссоздать национальную систему межбиблиотечного абонемента и открыть Центр МБА и ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Электронный документ
Дипломная работа Электронный документ Оглавление Глава 1. Электронный документ в Российском законодательстве 1.1 История электронного документа 1.2 ...
В Национальный архив поступают внутренние электронные документы государственных учреждений, которые образуются в ходе их деятельности; копии публичного сайта, фиксирующие его ...
Практически все крупные российские библиотеки имеют компьютерные средства, компьютерные сети, работают с Интернетом, переходят к электронным версиям печатных изданий.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования
Федеральное агентство по культуре и кинематографии Казанский государственный университет культуры и искусств Факультет информационно-документных ...
Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие "мини-музей", которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики ...
Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
... сети Интернет (на примере создания корпоративного web-сайта компании)
Специфика корпоративной культуры в информационном пространстве сети Интернет (на примере создания корпоративного web-сайта компании) Дипломная работа ...
Специалисты в сфере коммуникаций все большее внимание уделяют растущей популярности сетевых ресурсов, которые позволяют как вести мониторинг обращений "внешних" пользователей к ...
Подробное описание на сайте продвигаемой вами продукции экономит огромное количество времени и денежных средств на доставку необходимой информации потенциальным партнерам и ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: дипломная работа
ЦБС "Кунцево" Новая стратегия и новые возможности библиотечной ...
... ИСКУССТВ Кафедра Управление и экономика в социально-культурной сфере Дипломная работа " ЦБС "Кунцево" Новая стратегия и новые возможности библиотечной ...
Однако если к архивам электронных текстов и электронным изданиям добавить ЭДД, то все это вместе и будет виртуальной библиотекой, в которой любой читатель может получить любую ...
Происходила практическая реализация отличной от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства, предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат