Сочинение: Понимание счастья

ЭССЕ

 

 

 

Автор:Виноградова Ю.В.


«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но общество не основано на этом принципе»

«Для того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»

К.А. Гельвеций

Клод Адриан Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.

(Интересная система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему) автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков арестовали и казнили.)

В 1715 году после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и др.).

Ещё работая генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже после его смерти.

В 1758 году он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию, этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.

В 1764-1765 годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.

В 1766 году основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени.

К середине 1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772 году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была опубликована и поэма «Счастье».

Кое-что о счастье

Так как понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.

Определения могут быть:

-  простейшие негативные – «не в деньгах счастье»;

-  простейшие позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;

-  казуистические – «счастье есть отсутствие несчастья»;

-  парадоксальные – «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».

(Собрано бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С удовольствием перечитала всю повесть.)

Люди серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.

Социология счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».

(Очень похоже на работу профессора Выбегало в этом направлении).

Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.

Психология счастья. А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека: Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно. То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может «подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их благотворному влиянию.

Инструментом, позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том числе и научную.

В том же «Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

Вот с этим я полностью согласна.

P.S. Когда-то и у нас в Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.

P.P.S. А второй афоризм Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными высказываниями наших бывших соотечественников:

·  Если бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.

·  Имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).

Культурологія
ПИТАННЯ ДО ЕКЗАМЕНУ 1.Актуалізація проблематики культурологічних знань та їх характер.P 2.Предмет і завдання культурологіїP З.Категорії культурології ...
В древности "этика" ("учение о нравственности") означала жизненную мудрость, "практические" знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения.
Понятно, что полная реализация инстинктивных желаний человека невозможна в социуме, поскольку это поставило бы под угрозу принципы общежития и рационального сосуществования ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: шпаргалка
Социальная психология - электронная хрестоматия
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Электронная хрестоматия по курсу Социальная психология Составитель - Радина Н.К. Нижний Новгород 2008 ...
Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему.
Так, группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентации.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: книга
Лингвоэтическая картина мира: концепты "счастье" и "блаженство" как ...
Михайленко Ольга Михайловна Автореферат диссертации на соискание ученой степени Кандидата филологических наук Общая характеристика работы Реферируемое ...
Как отмечает В.И. Карасик, лингвокультурный и лингвокогнитивный подходы к пониманию концепта не являются взаимоисключающими: "концепт как ментальное образование в сознании индивида ...
счастливому и промеж пальцев (в зубах) вязнет; счастливому (богатому) не что деется: живет да греется; кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; где нет доли, тут и счастье ...
Раздел: Языкознание, филология
Тип: статья
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно ...
После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.
Маслоу указывает, что деструктивное окружение и ригидное авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам паттернам, основанным на дефициентной ориентации.
Раздел: психология, педагогика
Тип: статья
Педагогическая антропология
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ...
... в процессе социализации, "{ что законами мышления являются всеобщие законы функционирования и развития совокупного человеческого знания, что носителем этого знания является социум;
Достижение полной независимости от других людей, снятие с себя ответственности перед ними и за них, не делает человека счастливым.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: книга