Учебное пособие: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Урок по теме: «Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество»

Авдеева Н.В., учитель биологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы

Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества

Задачи:

воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;

образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,

ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,

научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;

развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.

Формы работы: рассказ учителя, дискуссия, эвристическая беседа.

Оборудование: таблица «Дубрава», «Ярусность».

Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Контрольная работа по теме лишайники.

III.  Изучение нового материала


Учитель

Ученик
Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? Растения, Бактерии, Грибы
Какое Царство нами еще не изучено? животные
Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? Нет, совместно
Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно Растительное сообщество
Давайте вспомним определение Растительное сообщество- совместно произрастающие растения
Какие типы растительных сообществ вы знаете? Луг, болото, лес и т.д.

Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества

Тема записывается на доске:

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Запись темы в тетрадь
Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? Деревья
А в следующий момент? Кустарники, травы
Как правильно называется, то что мы перечислили Жизненные формы

Если приглядеться,  можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.

Ярусы:

1.  Деревья

2.  Низкие деревья

3.  Кустарники

4.  Травы

5.  Мхи и лишайники

Запись определения в тетрадь.

Учитель показывает ярусы на таблице.

 Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате

Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски
Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой
А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность

А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.

Учитель корректирует ответы учащихся

Одни растения произрастают на свету, другие в тени

Одни в холодных местах, другие  в теплых и т.д.

Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность  влажность, температура, которые называются факторами среды

Записывают в тетрадь:

факторы среды- освещенность  влажность, температура

Давайте вместе заполним схему:

Группы растений по отношению к:

Свет:              Вода:           Температура:

Работа с учебником с записью в тетрадь:

Свет:                                      Вода:       

Теневые                         ксерофиты

Светолюбивые              мезофиты

Теневыносливые          гидрофиты

Температура:

Теплолюбивые

холодостойкие

IV.   Закрепление материала: работа с терминами в конце § 62

V.  Домашнее задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь растения хвойных и лиственных лесов.

Наша зеленая планета
Зоны растительности Земли Зона влажных тропических лесов Растительность влажного тропического леса Болотистый дождевой лес. Полувечнозеленые влажные ...
Деревья здесь часто имеют форму кустарников, и их заросли напоминают сухие леса Африки и Южной Америки; пожалуй, эти растительные сообщества Австралии наиболее сравнимы с ...
Еловые леса обнаруживают трехъярусное строение: ярус деревьев, часто скудный ярус трав и пышно развивающийся ярус мхов.
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
Тип: реферат
Физическая география СНГ (Азиатская часть)
Белорусский Государственный университет Географический факультет ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СНГ (Азиатская часть) Работу выполнил ст. 2 курса 7 группы ...
Различные экологические группы и жизненные формы растений (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы) образуют большое разнообразие растительных сообществ, сложно ...
... которые поднимаются по склонам до высоты 350-400 м. Выше встречаются тундровые растительные группировки из верещатника, шикши, или водяники, и низкорослой голубики, наземный покров ...
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат
Методика изучения ампельных растений на уроках биологии
Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения морфобиологических особенностей ампельных растений 5 1.1 Понятие, сущность, цели, задачи ...
Во всей своей обширности, эта часть науки заключает в себе не только исследование внешних форм растительных организмов, но также анатомию растений (морфология клетки) и систематику ...
Так, например, корень, служащий преимущественно для высасывания жидкой пищи и для укрепления растения в почве, бывает воздушным и служит не для укрепления в почве, а для поглощения ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
... и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений
Дипломная работа Московский Государственный Педагогический Университет Кафедра естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ...
Если совсем недавно комнатные растения, независимо от их размера, формы и декоративных качеств, было принято размещать на подоконниках, теперь, составляя растительные композиции ...
Семена монстеры заносятся птицами на деревья и там, на коре, в окружении мхов, прорастают.
Раздел: психология, педагогика
Тип: дипломная работа
Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями
Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт" Факультет педагогики и методики начального ...
При изучении растительных сообществ учитель раскрывает вопрос о роли микроорганизмов, рассказывает о разнообразных симбиотических и паразитических взаимоотношениях микробов с ...
Растения, бактерии, грибы, лишайники.
Раздел: Рефераты по биологии
Тип: дипломная работа