Учебное пособие: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество
Урок по теме: «Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество»
Авдеева Н.В., учитель биологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы
Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества
Задачи:
воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;
образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,
ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,
научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;
развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.
Формы работы: рассказ учителя, дискуссия, эвристическая беседа.
Оборудование: таблица «Дубрава», «Ярусность».
Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Контрольная работа по теме лишайники.
III. Изучение нового материала
Учитель |
Ученик |
Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? | Растения, Бактерии, Грибы |
Какое Царство нами еще не изучено? | животные |
Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? | Нет, совместно |
Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно | Растительное сообщество |
Давайте вспомним определение | Растительное сообщество- совместно произрастающие растения |
Какие типы растительных сообществ вы знаете? | Луг, болото, лес и т.д. |
Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества Тема записывается на доске: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество |
Запись темы в тетрадь |
Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? | Деревья |
А в следующий момент? | Кустарники, травы |
Как правильно называется, то что мы перечислили | Жизненные формы |
Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью. Ярусы: 1. Деревья 2. Низкие деревья 3. Кустарники 4. Травы 5. Мхи и лишайники |
Запись определения в тетрадь. |
Учитель показывает ярусы на таблице. Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате |
Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски |
Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? | Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой |
А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате | Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность |
А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем. Учитель корректирует ответы учащихся |
Одни растения произрастают на свету, другие в тени Одни в холодных местах, другие в теплых и т.д. |
Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами среды |
Записывают в тетрадь: факторы среды- освещенность влажность, температура |
Давайте вместе заполним схему: Группы растений по отношению к: Свет: Вода: Температура: |
Работа с учебником с записью в тетрадь: Свет: Вода: Теневые ксерофиты Светолюбивые мезофиты Теневыносливые гидрофиты Температура: Теплолюбивые холодостойкие |
IV. Закрепление материала: работа с терминами в конце § 62
V. Домашнее задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь растения хвойных и лиственных лесов.
Наша зеленая планета | |
Зоны растительности Земли Зона влажных тропических лесов Растительность влажного тропического леса Болотистый дождевой лес. Полувечнозеленые влажные ... Деревья здесь часто имеют форму кустарников, и их заросли напоминают сухие леса Африки и Южной Америки; пожалуй, эти растительные сообщества Австралии наиболее сравнимы с ... Еловые леса обнаруживают трехъярусное строение: ярус деревьев, часто скудный ярус трав и пышно развивающийся ярус мхов. |
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству Тип: реферат |
Физическая география СНГ (Азиатская часть) | |
Белорусский Государственный университет Географический факультет ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СНГ (Азиатская часть) Работу выполнил ст. 2 курса 7 группы ... Различные экологические группы и жизненные формы растений (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы) образуют большое разнообразие растительных сообществ, сложно ... ... которые поднимаются по склонам до высоты 350-400 м. Выше встречаются тундровые растительные группировки из верещатника, шикши, или водяники, и низкорослой голубики, наземный покров ... |
Раздел: Рефераты по географии Тип: реферат |
Методика изучения ампельных растений на уроках биологии | |
Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения морфобиологических особенностей ампельных растений 5 1.1 Понятие, сущность, цели, задачи ... Во всей своей обширности, эта часть науки заключает в себе не только исследование внешних форм растительных организмов, но также анатомию растений (морфология клетки) и систематику ... Так, например, корень, служащий преимущественно для высасывания жидкой пищи и для укрепления растения в почве, бывает воздушным и служит не для укрепления в почве, а для поглощения ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
... и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений | |
Дипломная работа Московский Государственный Педагогический Университет Кафедра естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ... Если совсем недавно комнатные растения, независимо от их размера, формы и декоративных качеств, было принято размещать на подоконниках, теперь, составляя растительные композиции ... Семена монстеры заносятся птицами на деревья и там, на коре, в окружении мхов, прорастают. |
Раздел: психология, педагогика Тип: дипломная работа |
Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями | |
Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт" Факультет педагогики и методики начального ... При изучении растительных сообществ учитель раскрывает вопрос о роли микроорганизмов, рассказывает о разнообразных симбиотических и паразитических взаимоотношениях микробов с ... Растения, бактерии, грибы, лишайники. |
Раздел: Рефераты по биологии Тип: дипломная работа |