Курсовая работа: Политика и личность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему '' ПОЛИТИКА И ЛИЧНОСТЬ»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Концепции взаимоотношений личности и государства
2. Личность как объект и субъект политики
3. Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Человек является не только объектом, но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления. Социальные группы, слои, классы, массовые движения, партии, общественные организации, государственные структуры, несомненно, играют важную роль в политике, являются ее субъектами, однако сами эти группы и организации также состоят из личностей.
Именно взаимодействие личностей, их интересов, в конечном счете определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.
Учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству, место человека в политической жизни, появляются уже в древности.
1. Концепции взаимоотношений личности и государства
Концепцию государства, которая называется патерналистской, разработал Конфуций. Государство, по мысли Конфуция, представляет собой большую патриархальную семью, в которой вся власть принадлежит правителю-отцу. Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, которые, в свою очередь, призваны заботиться о благе народа. В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином, субъектом политики, а лишь ее объектом, исполнителем воли старших.
В политической концепции Платона обосновывается тоталитарная трактовка личности. Теоретически обосновывая идеальное государство, Платон подчеркивает безусловное верховенство государства над индивидуумом. Руководимое мудрым монархом, царем или аристократией - небольшим социальным слоем наиболее разумных и благородных людей, государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, строго соблюдать исполнение им законов и норм общества, следить за правильностью мыслей и верований человека. По Платону выходит, что в земной жизни человек, словно марионетка, покорен и управляем божественными законами.
Противоположны взгляды Аристотеля, считавшего человека существом политическим и по своей природе, и в силу его естественной потребности жить в обществе. Аристотель считал, что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан, в отличие от семьи, где существует подчинение детей отцу, рабов – господину.
Существуют и иные концепции, в основе которых лежит уверенность во властной суверенности личности, убежденность, что ее самореализация - не в государстве, не в жертвовании ради власти. Ведь назначение государства - гарантировать свободу личности. Приоритет и решающая роль в обществе принадлежит человеку. Люди-граждане сильнее государства - такую позицию занимали еще стоики в Древней Греции. Философ Эпиктет считал, что тиран властвует только над теми, кто боится его, дорожит материальными благами - имуществом, здоровьем, жизнью - больше, нежели свободой и разумом. Тирана поддерживает не столько полиция и тюрьмы, сколько неспособность людей быть верными себе под воздействием внешнего давления.
Исходя из диалектики двух типов власти - естественной, иррациональной, стихийной, базирующейся на грубой силе, и государственной - разумной, организующей и упорядоченной, возвышающей общество над биологичностью человека, философ Макиавелли считал, что укрепление государства и его власти, воплощающей все разумное в человеке, является важным фактором, и для укрепления государства и его власти все средства хороши.
Идеи о суверенности личности по отношению к государству развили мыслители Нового времени. Государство, власть призваны обеспечить состояние, вполне соответствующее природе человека, а отсюда требуется усовершенствование политической структуры общества. Проблема состоит в том, отмечал Жан-Жак Руссо, чтобы найти форму общества, защищающего жизнь и имущество каждого, и в котором каждый, объединившись со всеми, остается сам себе хозяином.
Ценность государства, говорил Джон Стюарт Милль, английский философ, определяется ценностью его граждан. Добродетель государства состоит в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Государство должно, с одной стороны, способствовать всеобщему духовному развитию общества, а с другой - организовать уже существующее моральное и интеллектуальное богатство. Единственное правление, которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это то правление, в котором участвуют все люди; любое участие, даже малейшая общественная функция, полезно; участие должно быть увеличено настолько, насколько позволяет общество. Именно такова философия гражданского общества и политической свободы. Она исходит из того, что подчиненность индивидов государству, власти есть средство ограничения негативной свободы и всемерного развития свободы политической. Разумная власть направлена на реализацию разумных сторон человеческой природы.
Тем не менее, личную свободу в той или иной форме ограничивают свойственные государству порядок и организация.
Философ Карл Ясперс отмечал, что абсолютной политической, как и любой иной социальной свободы, быть не может. Политическая свобода человека начинается тогда, когда вступают в действие принятые в государстве законы.
Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти, но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное, «от рождения», равенство всех людей, а также неотчуждаемые права человека, такие, как право на жизнь, свободу, собственность. Классики либерализма считали, что государство создается на основе общего согласия, консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека. Источником власти выступает индивид, а государство - результат договора, соглашения свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Продолжатели либеральных идей – неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но всюду, где возможно. Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма, равенства. К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение. Возникло понятие «социального государства», способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека, социальном обеспечении, трудоустройстве, охране здоровья и т.д. Государство должно вмешиваться в экономическую, социальную сферу, чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан, снижать имущественное неравенство, разрешать социально-классовые конфликты, поддерживать слабых. Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага, поддержания и улучшения качества жизни людей.
В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма. Политика была ориентирована не на конкретных людей, а на трудящихся, рабочий класс, а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения. До сих пор часть населения нашей страны, особенно старшее поколение, все еще воспринимает президента как главу семьи, как “батьку”, который может не только пожурить, поругать, но и помочь, а себя - как маленького, покорного властям человека.
В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством, как условия нормального функционирования социума. Сам же человек - пассивный объект управления, он должен подчиняться, повиноваться элите из-за ее большей компетентности. Ряд политологов (Р.Даль, В.Корнхаузер, Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности, провозглашая принцип: “политика для политиков”.
2. Личность как субъект и объект политики
В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.
Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.
Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.
Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости. Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.
Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.
Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.
Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.
Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.
Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.
В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых, субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.
Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.
Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.
Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.
В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.
В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.
Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.
Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.
Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:
1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;
2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.
Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.
В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:
а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);
б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;
в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;
г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;
д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);
е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.
Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).
3. Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности
Определение места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, определяют политическое поведение индивидов и социальных групп. Политическая социализация понимается как совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. То есть, это вхождение человека в мир политики, его подготовка и включение в отношения власти.
Проблема политической социализации личности ставит вопросы: как и почему личность включается в политическую жизнь, каковы факторы, а главное - результаты этого процесса? Но вопрос решается достаточно просто: приобщение личности к политике реализуется путем ее участия в политической деятельности. Это участие зависит от нескольких факторов.
Во-первых, сильнейшее воздействие оказывается на человека со стороны институтов политической системы, властных структур, национальных и социальных общностей, слоев, групп (начиная с класса и кончая семьей). Во-вторых, сам человек содержит внутренние механизмы сознательного и бессознательного реагирования на социально-политические импульсы. Социальная обусловленность вовлечения личности в политику предполагает разграничение политических и неполитических факторов процесса политической социализации личности. Характер и тип государственного устройства, политический режим, политические институты, политические партии и политические движения, объединения - вот основные политические факторы процесса. Семья, школа и другие учебные заведения, работа, служба, культура, искусство, литература, средства массовой информации, национальные обычаи и традиции и т.п. - все это неполитические факторы. Но разграничение факторов социализации личности на политические и неполитические носит относительный характер. Оно происходит в каждом конкретном случае. При тоталитаризме многие из, казалось бы, неполитических факторов функционируют именно как политические.
Политическая социализация предполагает формирование определенной политической позиции индивида. В понятие политической позиции включаются: эмоциональное отношение к политическим явлениям и процессам, убеждения относительно политических явлений и системы политических ценностей, склонность к политической деятельности и т.п. Политическая позиция - явление индивидуальное, дающее возможность понять мотивы, интересы, потребности человека.
Американский политолог Гарольд Лассуэлл выдвинул теорию мотивов участия личности в политике. Прагматическая мотивация связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий в собственную пользу, в пользу группы, общества, человечества. Этот вид мотивации является наиболее рациональным и поэтому наиболее распространенным. Второй вид - мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческому процессу, быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением, если можно так сказать, оставить свой след в истории. Встречается бескорыстная мотивация, объясняющая политическое участие желанием человека служить людям, проявлением сострадания к бедствующим, беспокойством за судьбы своего народа, страны, человеческого рода. Групповая мотивация связана с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими. Корыстная мотивация связана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности в целях достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.
Политическая активность личности зависит от социально-экономического развития общества. Высокий экономический потенциал общества обусловливает соответствующий уровень активности. Первостепенную роль в политическом воспитании личности играет образование. Неграмотный или малограмотный человек не способен правильно ориентироваться в политических событиях, легко поддается всякого рода демагогии, втягивается в экстремистские движения, составляет основу охлократии. Наоборот, достаточная образованность личности предохраняет ее от политического шарлатанства, воздействия различных антинаучных, реакционных, а то и просто бредовых идей. В том же плане можно говорить о роли общей и политической культуры в становлении личности как субъекта политики. Чем выше уровень ее культуры, тем большими возможностями располагает личность для усвоения основополагающих норм политического поведения, тем быстрее она способна анализировать и систематизировать политическую обстановку, выделять главное из всей совокупности политических событий и акцентировать на нем внимание.
Наконец, следует отметить большое значение для политической социализации личности демократических традиций. Политическая жизнь западных стран стала усваивать эти традиции сотни лет назад. С течением времени они укреплялись и ныне стали настолько привычными, что воспринимаются общественностью как нечто должное. Свобода слова, мысли, обеспечение политических прав личности, разделение властей и строгое выполнение каждой из них своих функций, рассчитанных на взаимный контроль, создают благоприятные условия для формирования политически свободной личности.
Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. В одном случае происходит лишь самое поверхностное приобщение к политике, в другом - формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь. Конечно, в процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций. Если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергаются периферийные элементы политической культуры человека. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с процессом ресоциализации и формирования новой политической культуры. Ресоциализация - процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации широких масс населения может служить процесс смены политических режимов в странах Восточной Европы.
Политическая социализация, осуществляемая объективно, в силу включенности человека в общество и государство, называется процессом формирования политических качеств человека. Тот аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию определенной политической культуры, носит название политического воспитания человека. Человек может сам активно участвовать в политической социализации, и тогда этот процесс называется политическим самовоспитанием. Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в политической социализации в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно.
На основе формирования политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она выражает не только отношение к политике, но и отношение к действующим в ней силам, в первую очередь к руководящим партиям и правительству. Политическая ориентация в значительной степени определяет политическое поведение, т.к. является исходным материалом для определения путей реализации потребностей человека.
Существуют определенные типы социализации, раскрывающие степень и характер вхождения человека в политику. К ним относятся:
1. Гармонический тип - власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям. Уважительный характер отношений индивида и власти.
2. Конфликтный тип - жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени. Жесткая борьба с носителями иных политических субкультур.
3. Плюралистический тип - наличие разнородных субкультур предполагает первоначальную социализацию в своей группе или партии. Потом - обогащение идеалами либерализма (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм, демократия и т.п.).
4. Гегемонистский тип - вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (буржуазии, пролетариата), религии (например, ислама), идеологии (коммунизм, либерализм, фашизм).
По отношению людей к политической деятельности возможно выделение следующих типов:
1. Активист. Он положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников.
2. Компетентный наблюдатель. К личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован.
3. Компетентный критик. Отрицательно относится к личному участию в политике, но критически настроен к представителям власти.
4. Пассивный гражданин. Нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет к ней слабый интерес, слабо информирован.
5. Аполитичный человек. Отрицательно относится к личному участию, не проявляет к политике интереса, располагает отрывочной политической информацией.
Не участвовать в политической деятельности человек может как из-за черт своей личности, так и реально оценивая свои шансы в осуществлении власти. Долгие годы командно-административная система формировала в человеке качества управляемого, т.е. пассивно-исполнительские качества. Однако сама современная жизнь стремительно политизирует поведение человека, порой стихийно включает его в политическую жизнь, что само по себе стимулирует и развитие политического сознания.
Следует также отметить, что низкая политическая активность вовсе не означает и низкую общественную активность. Если за критерий оценки общественной активности в целом взять политическую активность, то можно выделить четыре типа поведения людей:
1. Активные во всех сферах жизни, в т.ч. и в политической. Они характеризуются большой энергией, высоким мнением о собственных возможностях, чувством собственного достоинства, силой целеустремленности.
2. Активные в неполитических сферах, но пассивные в политике. Этому способствуют следующие причины: а) человек считает, что не обладает необходимыми качествами для политической деятельности; б) занятия другими видами деятельности (спорт, наука, искусство и т.д.) поглощают все основное время; в) человек не одобряет существующей политической системы, но и не желает ее ликвидации.
3. Пассивные в неполитических сферах и активные - в политической. В этом случае основное жизненное время посвящается политике и таких людей называют политиками.
4. Пассивные во всех сферах жизни. Обычно это неэнергичные, неуверенные в себе, робкие люди, не испытывающие потребности в развитии своих способностей и своего интеллекта.
Анализируя политическое поведение личности, следует выделить два его основных типа: политическое участие и политическая иммобильность, то есть выключение человека из политической жизни, его отчуждение от политической власти, своего рода негативная отрицательная разновидность результата политической социализации личности. Она может выражаться в различных формах:
· апатия к политическим событиям;
· безразличие к политическим событиям;
· бойкот выборов, различных политических акций и т.п.
Участие личности в реализации властных политических отношений, или противодействие их осуществлению и есть политическое участие. Именно здесь человек выступает как субъект политики. Но в жизни разных людей политика занимает неодинаковое место. В связи с этим Макс Вебер выделял три типа участников политической жизни. Первый - политики по случайности. Это те, кто время от времени участвуют в выборах, выражают свое мнение на референдумах и т.п. Второй - политики по совместительству - депутаты от определенных регионов в представительных органах власти, которые участвуют в обсуждении проблем экономической, социально-политической и духовной жизни общества и т.п. Для них политика не стала «делом жизни» ни материально, ни идеально, ни морально. И третий тип - политики по профессии. Это люди, посвятившие себя политике. Политика составляет главное содержание их жизни и деятельности. Политическая деятельность таких людей - основной источник средств существования. Проявляется это в политическом лидерстве или постоянной работе в политических учреждениях.
Основными формами политического участия личности являются, во-первых, массовое участие в политической жизни. Таковым считается чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио, телевидения; обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио, телевидение с инициативными предложениями об улучшении существующего положения, критикой ошибок и просчетов органов государственной власти и т.п., если такие обращения выходят за пределы личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы. Во-вторых, участие личности, человека в деятельности, направленной на поддержку существующей политической системы или против нее, участие в деятельности политической партии и общественного объединения, движения, выполняющего политические функции (участие исполнительское, организаторское, рядовое и в роли лидера и т.п.). В-третьих, участие в производстве и распространении политической информации. В-четвертых, участие в митингах, демонстрациях, политических и экономических забастовках и иных политических акциях, вплоть до революционных действий. В-пятых, исполнение политических функций в политико-властных структурах, в органах государственной власти. Это полностью осознанное участие, утверждение в политике своих собственных осмысленных интересов и ценностей.
Участие в политической жизни общества может быть активным и пассивным, прямым и опосредованным, добровольным и принудительным, профессиональным и непрофессиональным, легальным и нелегальным и т.п.
Повышению роли личности в политике служит такая система социализации, которая:
а) создает наилучшие условия для реализации способностей и инновационного потенциала людей, сознательно ориентирующихся на служение обществу;
б) обеспечивает индивиду выполнение таких ролей в политике, к которым он наиболее предрасположен;
в) определяет наиболее оптимальный характер и степень эффективности системы политического воспитания общества (учебные заведения, средства массовой информации, культурные и образовательные объединения, общественные и политические организации);
г) обеспечивает необходимое количество публичной информации об общественных проблемах, предпосылках и обстоятельствах принятия политических решений и социальных последствиях осуществляемых действий. Это позволяет общественному мнению воздействовать на принимаемые решения и деятельность властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство современных политических учений считает личность приоритетной по отношению к государству. Политическая активность человека зависит от экономического благосостояния и уровня образования. Кроме того, для участия людей в политике необходима соответствующая правовая основа. Демократическое государство создает условия для реализации своих граждан во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политике. Подлинным субъектом политики человек становится только в рамках какой-либо социальной или политической общности. Для сознательного включения в политическую деятельность большое значение имеет политическая социализация. Процесс социализации протекает как стихийно, так и организованно. Его результатом могут быть как политическое участие, так и политическое отчуждение. Задачей политической системы общества является максимальное приобщение населения к политическому участию, поскольку лишь в этом случае возможно обеспечение сознательной поддержки осуществляемой государством политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головаха Е.И., Бекешкина Н.Э., Небоженко В.С. Демократизация общества и развитие личности. - К., 2008.
2. Гончаров Д.В. Теория политического участия. - М., 2007.
3. Гринстайн Ф.И. Личность и политика. // Социально-политические науки. – 2008. - №10.
4. Ирхин Ю.В. Человеческое измерение политики: теоретико-философские аспекты. - М., 2007.
5. Макеєв С., Надточій А. Політична соціалізація в пострадянській Україні // Політика і час. - 2007. - №1.
6. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль. – 2006. - №7.
7. Україна. Людський вимір. - К., 2006.
8.Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 2008.
9. Шестопал Е.П. Личность и политика. - М., 2008.
Вопросы и ответы по политологии | |
Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии. 1 Институты демократии. 4 Партии в политической системе. 5 Политическая ... В 1990 г. в результате всеобщих выборов, прошедших при большой активности избирателей, военная диктатура самоустранилась и передала власть правительству Христианско-демократической ... 7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Политология | |
... наука о политике. Исследователи трактуют этот термин по-разному: 1. Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий ... Он дает надежду помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то вечном, несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, - в классе, нации ... и властных полномочий; 4.Социализация, хар-щей обретение человеком определенных навыков и св-в, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Политология в схемах и таблицах | |
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТОЛОГИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ "ПОЛИТОЛОГИЯ" Симферополь 1998 ТАВРИЧЕСКИЙ ... ствий политических и неполитических организаций и уч- Национал - демократические партии У к р а и н ы. |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Жиль Липовецки "Эра пустоты" | |
GILLES LIPOVETSKY ЖИЛЬ ЛИПОВЕЦКИ U ERE DU VIDE ESSAIS SUR TINDIVIDUALISME CONTEMPORAIN ЭРА ПУСТОТЫ ЭССЕ О СОВРЕМЕННОМ ИНДИВИДУАЛИЗМЕ Перевод с ... Отрицательная сторона его состоит в том, что процесс персонализации обусловливает ломку дисциплинарной социализации; положительная - в том, что он соответствует устройству гибкого ... Деполитизация", свидетелями которой мы являемся, шагает рядом с безмолвным, незаметным, неполитическим одобрением демократического пространства. Д. Белл обеспокоен судьбой режимов ... |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: статья |
Общественно-политические партии Казахстана | |
Содержание Введение 1. Становление многопартийности формирование общественных движений Казахстана 1.1 Общественно-политические партии и движения ... Партия "Ѭділет" есть партия правоцентристской ориентации и находится на позициях социал-либерализма - течения, которое гармонично сочетает непреходящие демократические ценности ... Возрождение политической активности молодого поколения, формирование зрелой политической культуры, переоценка ценностного содержания жизненных целей и планов - далеко не полный ... |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: дипломная работа |