Курсовая работа: Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь
1. Общие положения
В 1991 г. впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы, порядок и основания приобретения и прекращения белорусского гражданства. На протяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В 2002 г. на его базе был принят новый Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. №136–3, в который вносились изменениями законами от 22 июня 2006 г. №129–3 и 4 января 2010 г. №Ю5–3 (далее – Закон о гражданстве). Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 \ в редакции от 29 декабря 2006 г. №755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, а также ряд многосторонних и двусторонних международных договоров Республики Беларусь составляют законодательную основу регулирования института белорусского гражданства.
гражданство прекращение убежище иностранец
1.1 Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданами Республики Беларусь являются:
– лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;
– лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с действующим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу соответствующего Закона.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:
– стабильность гражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь, ст. 6–7 Закона о гражданстве);
– защита и покровительство со стороны государства гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь);
– невыдача граждан Республики Беларусь (согласно ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь);
– равное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);
– свобода выбора гражданства (белорусское законодательство предоставляет каждому лицу свободно и добровольно избирать себе гражданство, менять его либо отказываться от него; так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве никто не может быть лишен права изменить гражданство);
– избежание случаев безгражданства закреплено в ст. 3 Закона о гражданстве и находит свое отражение во многих других статьях Закона. Так, в силу того, что Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства, ребенок, родившийся в Беларуси у родителей, которые являются лицами без гражданства и постоянно проживающими на территории нашей страны, приобретает белорусское гражданство по рождению. Аналогично решается вопрос в случае, если родители ребенка являются иностранными гражданами, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения (ст. 20 Закона о гражданстве);
– верховенство международных договоров над национальным законодательством о гражданстве. Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве, согласно которой, «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г. заключено соглашение с Украиной, которое предусматривает упрощенный порядок изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Аналогичные соглашения нашим государством заключены с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
1.2 Основания приобретения гражданства Республики Беларусь
Закон предусматривает несколько оснований для приобретения белорусского гражданства:
По рождению. Филиация (от лат. filius – сын), т.е. приобретение гражданства по рождению, является основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобретает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.
В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы. Так, согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
– родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
– родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Условия приема в гражданство Республики Беларусь. Прием в гражданство обусловлен определенными условиями (цензами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответствовать этим условиям. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:
1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
2) знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем одним из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, определяется должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим прием документов, о чем производится запись в анкете»;
3) проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, установленном законодательством) в течение семи лет непрерывно.
Закон о гражданстве предусматривает определенные категории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:
а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами современной территории Республики Беларусь;
б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающие профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Республики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановлении в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).
В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».
Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о гражданстве независимой Беларуси. Действующий Закон о гражданстве сохранил возможность его получения в порядке регистрации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в законном порядке может лишь лицо, постоянно проживающее на территории государства. В ст. 15 перечислены также иные требования к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобретения гражданства. Такое лицо должно:
1) достичь 18-летнего возраста;
2) родиться либо постоянно проживать на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в силу первого Закона о гражданстве);
3) состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского гражданства;
4) отвечать требованиям языкового ценза;
5) взять на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
6) не иметь гражданства иностранного государства либо выйти из него.
Правом на приобретение гражданства в порядке регистрации пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего гражданство в этом порядке, а также потомки лица, которое приобретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.
Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации могут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных условий:
– дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
– дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.
К иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве, относится усыновление. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о гражданстве «ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей».
1.3 Основания прекращения гражданства Республики Беларусь
Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его прекращения. Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностранным гражданином, возвращение на этническую родину, устройство на работу за границей.
В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, предусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо заявления лица, желающего выйти из гражданства, необходимо получение согласия государства. Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
– является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
– имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами;
– не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения».
Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. №49–3 «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частности, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.) не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко практиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.
Вместе с тем согласно ст. 19 Закона о гражданстве гражданство Республики Беларусь утрачивается:
1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;
2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.
2. Порядок рассмотрения вопросов гражданства
Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209, в редакции от 29 декабря 2006 г. №755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы внутренних дел – по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а также органы дипломатической службы – по отношению к лицам, постоянно проживающим за границей.
Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства – шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации – двух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды. Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть также обжалованы в суд.
3. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь
3.1 Общие положения
Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105–3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан), а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является национальный режим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.
3.2 Личные права и свободы иностранцев
Согласно ст. 7 Закона о правовом положении иностранных граждан «иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы».
Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Вместе с тем определенные ограничения их права на свободу совести и религии закреплены в Законе Республике Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. №109–3. Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать в качестве учредителей религиозных общин, а согласно ст. 13 – быть руководителями религиозных организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «О свободе совести и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Статья 15 Закона о правовом положении иностранных граждан закрепляет право иностранцев на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси вправе «беспрепятственно» въезжать на ее территорию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен въезд на территорию своего государства. Иностранцы же могут въезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения), предоставляющего иностранцу право на пересечение государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в данном разрешении, и оформленного в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются в порядке, определенном Визовыми правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №1065.
Согласно ст. 33 Закона о правовом положении иностранных граждан в определенных случаях иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.
Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включение иностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
3.3 Политические права и свободы иностранцев
В сфере политических прав и свобод права иностранцев в наибольшей степени ограничены по сравнению с правами граждан Республики Беларусь. Это объясняется тем, что традиционно право на управление государственными делами всегда «резервируется» за собственными гражданами. В частности, иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах (ст. 19 Закона о правовом положении иностранных граждан). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь согласно которой граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерацией.
Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Однако не допускается членство иностранцев в политических партиях Республики Беларусь и иных общественных объединениях, преследующих политические цели, а также финансирование ими их деятельности (ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан, ст. 13 Закона Республики Беларусь «О политических партиях»).
Иностранцы не вправе быть инициаторами проектов законов (ст. 97, 99 Конституции Республики Беларусь), не могут выступать организаторами митингов, шествий и демонстраций.
3.4 Социально-экономические права и свободы иностранцев
Объем социально-экономических прав и свобод, которыми обладают иностранцы, в решающей степени зависит от режима их пребывания. Так, постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, право на образование, право на отдых, право на жилище и другие права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. Отдельные исключения из этого правила могут быть закреплены в законодательных актах либо международных договорах Республики Беларусь. Так, например, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников СНГ, подписанное в марте 1997 г. предусматривает, что плановая медицинская помощь лицам, постоянно проживающим на территории Беларуси на основании вида на жительство, оказывается на платной основе.
Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Определенные ограничения для иностранцев существуют в сфере права на труд. Согласно ст. 20 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
В частности, согласно ст. 48 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. №220–3 «О прокуратуре Республики Беларусь», с изм. и доп. на 31 декабря 2009 г. №114–3, на должности прокурорских работников могут назначаться только граждане Республики Беларусь.
Согласно ст. 51 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать только граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотрено белорусским законодательством.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле «земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами».
3.5 Обязанности иностранцев
На иностранцев распространяется большинство обязанностей, предусмотренных законодательством для белорусских граждан. В частности, они обязаны:
– соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства;
– уважать ее национальные традиции;
– уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;
– беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;
– охранять природную среду (ст. 52–55 Конституции Республики Беларусь, ст. 22 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Вместе с тем на них распространяются и дополнительные обязанности, специально предусмотренные для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органах регистрации, а также выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания в Республике Беларусь.
Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.
При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу (ч. 1–2 ст. 29 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Иностранцы, временно пребывающие в Беларуси, обязаны при въезде в нашу страну заключить договор обязательного медицинского страхования на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи государственными лечебно – профилактическими учреждениями Республики Беларусь и обязаны при пересечении государственной границы иметь страховой полис, подтверждающий заключение такого договора.
В то же время иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности.
4. Право убежища в законодательстве Республики Беларусь
Во всех конституциях белорусского государства, принятых в XX в., провозглашался институт права убежища. Органом, который вплоть до 1994 г. решал вопрос о предоставлении убежища, был Президиум Верховного Совета. Конституция Республики Беларусь закрепила право белорусского государства «предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность».
Порядок предоставления убежища регулируется Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. №204 (далее – Положение о предоставлении убежища). Согласно данному документу убежище может предоставляться иностранцам, которые:
1) находятся на территории Республики Беларусь;
2) вынуждены покинуть государство гражданской принадлежности или государство прошлого обычного места жительства вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения либо национальную принадлежность.
Иностранец, желающий получить убежище в нашей стране, обязан лично обратиться в орган внутренних дел по месту временного пребывания с письменным заявлением на имя Президента Республики Беларусь, к которому прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для его предоставления.
При рассмотрении заявления орган внутренних дел выясняет обстоятельства прибытия, причины нахождения иностранца в Республике Беларусь, сведения, характеризующие иностранца, источники его существования, а также запрашивает у государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении иностранцу убежища.
Для принятия положительного решения по данному вопросу необходимо также получить заключение МИД и КГБ Республики Беларусь о целесообразности предоставления иностранцу убежища. Получив указанные документы, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь при наличии оснований для предоставления убежища вносит на рассмотрение Главы государства соответствующий проект указа.
Убежище не предоставляется иностранцам:
1) в отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они:
– совершили преступление против мира, военные преступления или преступления против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключенных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
– совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;
виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
2) привлеченным в Республике Беларусь в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь;
3) имеющим гражданство третьего государства, где они не преследуются за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность;
4) получившим отказ в признании беженцами в Республике Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности или государстве прежнего обычного места жительства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
5) утратившим или лишенным статуса беженца в Республике Беларусь.
Согласно Положению о предоставлении убежища лица, получившие убежище, по своему правовому статусу приравниваются к иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространяется на прибывших вместе с ним членов его семьи. Лицам, получившим убежище, выдается разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.
Положение о предоставлении убежища также устанавливает основания для утраты или лишения убежища. Так, иностранец утрачивает убежище в случае:
– добровольного возврата в государство своей гражданской принадлежности или государство своего прежнего обычного места жительства;
– выезда на постоянное жительство в другое государство;
– прекращения обстоятельств, на основании которых ему было предоставлено убежище в Республике Беларусь;
– добровольного отказа от убежища в Республике Беларусь;
– приобретения гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства;
– временного выезда из Республики Беларусь и невозвращения в Республику Беларусь по истечении года после окончания срока действия проездного документа Республики Беларусь.
Иностранец лишается убежища, если он:
– сообщил заведомо ложные сведения или предъявил подложные либо поддельные документы, послужившие основанием для предоставления ему убежища в Республике Беларусь;
– создает угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;
– совершил тяжкое или особо тяжкое преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь;
– является или являлся членом террористической либо иной организации, имевшей целью насильственное изменение конституционного строя или ведущей пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
– причастен к незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, организации незаконной миграции иностранцев;
– занимается деятельностью, противоречащей общепризнанным принципам международного права.
Иностранец, в отношении которого принято решение об утрате или о лишении убежища и не имеющий иных законных оснований для пребывания в Республики Беларусь, обязан покинуть ее территорию в течение одного месяца со дня получения уведомления о принятии соответствующего решения вместе с членами семьи, получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси.
5. Регламентация статуса беженцев, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь
Определяющая роль в предоставлении статуса беженца принадлежит государству. Поэтому оно должно выработать комплекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, с момента прибытия в страну и до момента определения его статуса, что и составляет суть защиты.
Правовая база системы защиты прав беженцев в Республике Беларусь основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, закрепляющих возможность предоставления убежища лицам, преследуемым в других странах за политические, религиозные убеждения и национальную принадлежность (ст. 12), и законодательства, устанавливающего национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства наряду с гражданами Республики Беларусь, если иное не закреплено Конституцией, законом и международными договорами Республики Беларусь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Правовая база включает две группы нормативных актов: законы и подзаконные акты, непосредственно регулирующие статус беженца, и иные нормативные акты по общим миграционным вопросам, содержащие положения, касающиеся статуса беженца.
К первой группе относятся:
– Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. №354–3 «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон 2008 г.);
– Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. №204;
– Положение о Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. №268 и др.
Ко второй группе относятся законы Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Предоставление статуса беженца и дополнительной защиты в Республике Беларусь регулируется как Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», так и постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. №461. Как следует из названия Закона 2008 г., иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь предоставляется три формы защиты: статус беженца, дополнительная защита и временная защита.
Согласно Закону 2008 г. статус беженца предоставляется тем иностранным гражданам, находящимся на территории Республики Беларусь, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследования на территории государства гражданства или постоянного проживания по причинам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, не могут или не хотят в силу названных опасений пользоваться защитой государства гражданства или постоянного проживания. Таким образом, основания предоставления статуса беженца в Республике Беларусь аналогичны конвенционным основаниям. Статус беженца предоставляется на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности вышеназванных причин (ст. 18 Закона 2008 г.).
Дополнительная защита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим оснований для получения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованные опасения подвергнуться в стране своего гражданства или постоянного проживания угрозе смертной казни, пыток и других бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации происходящего в стране вооруженного конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до 1 года. В случае сохранения в государстве гражданства или постоянного проживания вышеперечисленных опасений срок дополнительной защиты может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона 2008 г.).
Временная защита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массового прибытия и необходимости решения в этой связи вопроса об их допуске в Республику Беларусь и пребывания в ней с целью предоставления им статуса беженца или дополнительной защиты. Срок временной защиты устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и не может превышать одного года. Если по истечении срока временной защиты иностранцы не вернулись в страну их гражданства или обычного проживания либо другую страну, согласившуюся их принять, индивидуально решается вопрос об их защите (ст. 24 Закона 2008 г.).
Ни одна из указанных форм защиты не предоставляется иностранцам, если есть объективные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности в трактовке, данной этим преступлениям в международно-правовых документах; либо они совершили тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Республику Беларусь; либо виновны в совершении преступлений, противоречащих целям и принципам ООН, либо за которыми компетентные органы страны их проживания, иной, чем государство гражданской принадлежности, признают соответствующие права и обязанности, либо которые пользуются защитой или помощью органов ООН иных, чем УВКБ ООН (ст. 3 Закона 2008 г.).
Право обращаться с ходатайством о признании беженцем или за получением дополнительной защиты имеют иностранцы как пересекающие границу Республики Беларусь, так и проживающие на территории республики. Причем иностранцы, задержанные пограничными войсками в ходе незаконного пересечения границы и заявившие о намерении ходатайствовать о признании беженцами или получении дополнительной защиты, обращаются с такими ходатайствами в пограничные войска, которые должны в течение трех суток сообщить о ходатайствах таких лиц в орган внутренних дел, а также допустить представителей указанных органов в места временного содержания иностранцев в специальных помещениях пограничных войск для проведения собеседования с ними и регистрации ходатайств. Иностранцы, задержанные за незаконное пребывание в Республике Беларусь либо находящиеся в ней на законных основаниях, обращаются с ходатайствами в письменном виде в органы внутренних дел. Регистрация ходатайств производится органами внутренних дел в соответствии с распределительными квотами, которые устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь (ст. 27–30 Закона 2008 г.).
Органы внутренних дел проводят собеседование с задержанными иностранцами, регистрацию их ходатайств.
На начальной стадии рассмотрения ходатайства может быть установлено, что оно явно необоснованно или имеет характер злоупотреблений. Явно необоснованными являются ходатайства, если они абсолютно не соответствуют критериям предоставления статуса беженца или дополнительной защиты, закрепленным в ст. 18 и 21 Закона 2008 г., ходатайства, в которых утверждения заявителя о наличии для него опасности преследования совершенно бездоказательны и не подтверждаются имеющейся информацией о ситуации в государстве происхождения заявителя, а также, если иностранец прибыл из безопасной страны или он ранее получил отказ в признании беженцем или получении дополнительной защиты и вновь ходатайствует о признании при условии, что обстановка в государстве его гражданства не изменилась со дня получения отказа. К таковым относятся иностранцы, которые после получения отказа выехали из Республики Беларусь, а затем по разным причинам вновь вернулись и обращаются с ходатайством.
Считается, что ходатайство носит характер злоупотребления, если при проведении процедуры признания беженцем иностранец умышленно уклоняется от вопросов сотрудника соответствующего государственного органа внутренних дел либо умышленно вводит в заблуждение сотрудника по основным пунктам опроса; либо предъявлены поддельные или подложные документы либо иные материалы или документы, имеющие значение для решения вопроса по ходатайству о защите либо умышленно уничтожены такие документы (ст. 40 Закона 2008 г.), а затем следует отказ в предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты; либо иностранец подал ходатайство после задержания пограничными войсками при попытке незаконного пересечения границы или после задержания органами внутренних дел за незаконное пребывание в Республике Беларусь, либо с целью избежания депортации или высылки с территории Беларуси (ст. 37 Закона 2008 г.).
В том случае, если подразделение по гражданству и миграции придет к такому выводу относительно заявленного ходатайства, то по его представлению Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь в течение 15 дней проводит процедуру рассмотрения ходатайства и принимает решение об отказе в признании беженцем либо о направлении дела в орган внутренних дел для проведения полной процедуры рассмотрения ходатайства (ст. 37 Закона 2008 г.). Рассмотрение ходатайства осуществляется в течение шести месяцев со дня его регистрации.
Если в период рассмотрения ходатайства иностранец будет привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления на территории Республики Беларусь, рассмотрение его ходатайства приостанавливается до вынесения органом уголовного преследования постановления о прекращении преследования или до вступления в силу приговора. Если иностранец осужден за совершение преступления (за исключением тяжкого преступления), рассмотрение ходатайства приостанавливается до окончания срока отбытия наказания за преступление (ст. 40 Закона 2008 г.).
Приостановление рассмотрения ходатайства иностранца возможно также в случае его неявки в установленный срок по вызову в Департамент по гражданству и миграции или его подразделение, если он не прошел в установленный срок дактилоскопическую регистрацию или обязательное медицинское освидетельствование.
Решение о признании беженцем, предоставлении дополнительной защиты или отказе в них принимается Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь с учетом заключения подразделения по гражданству и миграции и информации органов государственной безопасности Республики Беларусь о наличии у иностранца оснований, предусмотренных ст. 3 Закона 2008 г. Закрепляются следующие основания для отказа в предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты: если ходатайство лица было явно необоснованным либо имело характер злоупотребления; если иностранец имел гражданство третьего государства, защитой которого мог бы воспользоваться, либо прибыл в Республику Беларусь с территории третьей безопасной страны; если в период рассмотрения ходатайства иностранец совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление на территории Республики Беларусь либо установлены основания, предусмотренные ст. 3 Закона 2008 г. Дополнительно к вышеназванным условиям может быть отказано в предоставлении статуса беженца: если отсутствуют основания для признания беженцем, если опасения в предоставлении основываются на обстоятельствах, возникших вследствие добровольных действий иностранцев, возникших после того, как он покинул государство гражданской принадлежности либо обычного места жительства. В дополнительной защите может быть отказано, если нет оснований для предоставления дополнительной защиты (ст. 43 Закона 2008 г.). Решение об отказе в признании беженцем или предоставлении дополнительной защиты может быть обжаловано иностранцем в судебном порядке в течение 7 дней (ст. 52 Закона 2008 г.).
Статус беженца или дополнительной защиты иностранец приобретает со дня принятия Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь решения о признании беженцем или дополнительной защиты. В зависимости от формы защиты иностранцу выдается либо удостоверение беженца, либо свидетельство о дополнительной защите (ст. 46 Закона 2008 г.).
Иностранец, признанный беженцем, имеет право на информацию о своих правах и обязанностях. Устанавливается национальный режим наравне с гражданами Республики Беларусь в отношении права на судебную защиту и право на дошкольное и среднее образование детей беженца. В отношении иных прав (право на специальное и высшее образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение, трудоустройство, занятие предпринимательством, приобретение движимого и недвижимого имущества, право на участие в общественной деятельности) устанавливается такой же режим, как для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Кроме того, беженец имеет право на самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в стране иностранца при согласии всех совершеннолетних членов семьи и наличии жилищной квоты (не менее 6 м2 на человека); получение в органах внутренних дел удостоверения на выезд и въезд на территорию Республики Беларусь; обращение с ходатайством о приобретении гражданства после семи лет проживания в стране; получение денежной и иной помощи в размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь; добровольное возвращение в свою страну либо выезд на местожительство в другое государство (ст. 19 Закона 2008 г.).
Иностранцы, которым предоставлена дополнительная защита, имеют права, аналогичные правам иностранцев, получившим статус беженца. Дополнительно к правам беженцев такие иностранцы могут обращаться в подразделение по гражданству и миграции с просьбой о продлении статуса дополнительной защиты (она предоставляется на срок не более года) или обращаться с просьбой о защите в случае возникновения оснований для предоставления статуса беженца (ст. 22 Закона 2008 г.).
Права иностранца, получившего временную защиту, ограничены по сравнению с иностранцами, имеющими статус беженца или дополнительной защиты: они имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях; получение бесплатной скорой помощи; проживание в местах, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь и передвижение по территории, указанной данным органом; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности; обращение в УВКБ ООН; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь (ст. 25 Закона 2008 г.).
Законодательством Республики Беларусь регулируются основания прекращения и лишения статуса беженца и дополнительной защиты. Согласно Закону 2008 г. иностранец утрачивает статус беженца или дополнительной защиты, если он:
– получил гражданство Республики Беларусь;
– добровольно воспользовался защитой государства своего гражданства;
– либо добровольно вновь приобрел его;
– либо получил гражданство другого государства и пользуется его защитой;
– добровольно вернулся в государство своего гражданства, которое ранее покинул, ссылаясь на опасность преследования;
– либо не может отказаться от защиты государства своего гражданства или прежнего местожительства, так как опасность преследования более не существует;
– добровольно вновь обосновался в государстве своего гражданства;
– добровольно отказался от статуса беженца или дополнительной защиты, являясь лицом без гражданства;
– может вновь вернуться в государство обычного проживания в силу отсутствия оснований, по которым ему был предоставлен статус беженца или дополнительной защиты.
Кроме того, иностранец утрачивает право на дополнительную защиту, если ему предоставлен статус беженца (ст. 48 Закона 2008 г.).
Статус беженца или дополнительная защита аннулируется по следующим основаниям:
– сообщение заведомо ложных сведений или предъявление поддельных документов, необходимых для признания его беженцем;
– если он создает угрозу для национальной безопасности или совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление на территории Республики Беларусь;
– если он выехал за пределы Республики Беларусь и не вернулся в установленные сроки.
Возможно также аннулирование решения о признании иностранца беженцем или предоставления дополнительной защиты, если он в течение трех месяцев со дня направления копии решения не явился для постановки на учет в подразделение по гражданству и миграции (ст. 49 Закона 2008 г.). Решение об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты принимается Департаментом самостоятельно и по предложению органов государственной безопасности, органов пограничной службы или подразделения по гражданству и миграции (ст. 50 Закона 2008 г.).
Иностранец имеет право обжаловать решение Департамента в суд в течение 15 дней со дня получения решения. В случае отказа суда в удовлетворении жалобы иностранца либо необращения его в суд в установленный срок, он обязан в течение 15 дней покинуть территорию Республики Беларусь вместе с членами своей семьи (ст. 53 Закона 2008 г.). Однако иностранец не может быть выслан или возвращен против своей воли в государство, где его жизни или свободе угрожает опасность (ст. 5 Закона 2008 г.).
Таким образом, анализ законодательства и иных нормативных актов Республики Беларусь по вопросам беженцев свидетельствует о том, что оно в целом соответствует Конвенции 1951 г., а также международным стандартам в области прав человека. По оценке УВКБ ООН система предоставления статуса беженца на территории Республики Беларусь является одной из лучших в СНГ.
Список использованных источников
1. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
2. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. №354–3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
4. Васильева, JI.A., Шунтов, B.E. Институт гражданства в Республике Беларусь: Вопросы реализации / JI.A. Васильева, B.E. Шунтов. – Минск: Тесей, 2004.
5. Павлова, Л.В. Международно-правовой статус беженца / Л.В. Павлова, А.В. Селиванов. – Минск, 2006.
6. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства | |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................3 1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ ... Основанием для начала процедуры о признании иностранца беженцем является письменное обращение иностранца с ходатайством о признании его беженцем в Республике Беларусь, поданное в ... 2) В случае, если иностранец, прибывший на законном основании в Республику Беларусь и продолжительное время проживавший на ее территории, имеет намерение в результате объективных и ... |
Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: курсовая работа |
Вопросы населения и гражданства в международном праве | |
Вопросы населения и гражданства в международном праве СОДЕРЖАНИЕ 1. Вопросы населения в международном праве 1.1 Понятие и правовое регулирование ... Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы ... Директива 2003 г., определяющая минимальные стандарты приема лиц, ищущих убежища; Директива 2004 г., устанавливающая минимальные стандарты для квалификации и статуса граждан ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Правовое положение иностранцев в Российской Федерации | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ... гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с ... Основное отличие данной категории лиц состоит в том, что они не желают быть признаны беженцами (хотя у них есть все основания дл этого), а ограничиваются ходатайством о ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Международное частное право | |
Министерство образования Республики Беларусь Академия МВД Курс лекций Международное частное право Н.И. Рудович М.Л. Чудаева Минск 2007 Раздел I. Общая ... Правовой статус иностранцев в любой стране складывается из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного ... Этими актами иностранцам в Республике Беларусь предоставляется национальный правовой режим, т. е. иностранцы в Беларуси пользуются теми же правами и свободами, что и белорусские ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: учебное пособие |
Гражданство РФ | |
Введение Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в независимых соседних ... Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией ... Действующее российское законодательство не содержит требований, препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о предоставлении ему гражданства государства, с ... |
Раздел: Рефераты по праву Тип: реферат |