Контрольная работа: Экологические основы природопользования
ФГОУ СПО
Новгородский агротехнический техникум
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ВАРИАНТ №2
Экологические основы природопользования
Студента 3 курса
заочного отделения
Тимофеевой Ю.А.
Шифр Б-10-322
Контрольные вопросы
1. Природа как объект воздействия и среда обитания человека
Человечество, является биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется человеческим обществом.
Человек как организм живет и развивается благодаря не прерывному обмену веществами, энергией и информацией с природой (средой обитания).
Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает из природы: животные, растения, полезные ископаемые, ресурсы воды, энергия солнца и др.
Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и энергии. Непрерывный процесс обмена между человеком природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество.
На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (вода, воздух, растительная и животная пищи).
В процессе развития отношений человека с природой возник новый компонент-инструмент (орудие добычи пищи и одежды).
Дальнейшее историческое развитие человека привело к появлению производства (производства пищи и производства других предметов, необходимых для более усложняющейся жизни человека). Производство же привело к общественной организации существования человека, к появлению человеческого общества.
Таким образом, человек стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты.
Человек стал совершенствовать сельское хозяйство, тем самым создал угрозы разрушения почвы.
При производстве и строительстве не рационально использовались леса, что привело к так называемому «облысению планеты» и т.д.
Таким образом, с развитием производственных сил общества более разнообразным становится взаимное действие общества и природы.
Человек проделал длинный путь от охотничье-собирательного хозяйства до научно-технической революции.
Сначала человек приспосабливался к природе, затем активно вмешиваться в естественные процессы бороться с природой.
В настоящее время человеческое общество все больше сил и средств вкладывает в охрану природы. Разрабатываются неразрушающие природу производства, внедряются малоотходные и безотходные технологии, которые позволяют оказывать минимальное воздействие на окружающую природу без ущерба для производственного процесса.
Среда обитания человека состоит из природных и общественных компонентов , т.е. имеет две взаимосвязанные части.
Природная среда обитания – это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. В природную среду водят такие элементы как атмосфера, гидросфера, литосфера, растения и животные. Атмосфера, гидросфера, литосфера составляют не живую природную среду. Растения, животные и микроорганизмы образуют живую природную среду.
Но среда обитания человека состоит не только, из общей для всех животных, природной среды, но так же включает в себя еще и созданную самим человеком материальную и социальную среды.
Материальная среда включает в себя:
1) Элементы природной среды, измененные человеком. Например лес - в парк, реку – в водохранилище.
2) Искусственные элементы: здание, сооружения, разные средства производства и потребления.
Социальная среда – это организованная совокупность связи людей – от семьи до государства. В социальной среде формируются психологические, культурные, социальные и экономические потребности человека. Без социальной среды человек не станет человеком, т.к. лишается культурного наследия.
Все эти среды образуют единую сложную систему – среда жизни современного человека.
среда обитание биосфера плодородие почва
2. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере
В понятие «биосфера» вошло в систему знаний сравнительно недавно, в начале XX века. Ввел это понятие академик В.И. Вернадский. До этого было упоминание о «биосфере» в работах австрийского биолога Э. Зюсса, но, тем не менее, термин «биосфера» не прижился. И только после выхода книги 1926 года «Биосфера» В.И. Вернадского понятие «биосфера» прочно вошло и укрепилось в науке.
Биосфера – это совокупность частей земных оболочек, которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.
Вернадский определил грани биосферы, указав, что в нее входят вся гидросфера земли, верхняя часть литосферы до глубины 2 – 3 километра, где еще есть живые бактерии, и нижняя часть атмосферы с воздуха до высоты, на которой возможно еще проявление жизни.
Биосфера – это глобальная экосистема. Как любая из экосистем, биосфера состоит из абиотической и биотической частей. Абиотическая часть состоит из литосферы, атмосферы, гидросферы. Биотическая часть состоит из живых организмов (животные, растения и микроорганизмы).
В структуре биосферы Вернадский выделял основные четыре вида вещества:
1) Живое вещество (современные живые организмы).
2) Биогенное вещество (возникшее из живого и подвергшее переработки), например: торф, уголь, нефть, газ.
3) Косное вещество (абиотическое, образованное вне жизни), например: горные породы, минералы не затронутые прямым биогеохимическим воздействием организмов.
4) Биокосное вещество (возникшее на стыке живого и не живого), например: почва ил и другое.
На планете живое вещество предстает не как случайное явление, а как важная часть целостной системы. Все компоненты биосферы взаимосвязаны. Где каждый компонент играет свою определенную и незаменимую роль в поддержании целостности биосферы как системы.
3. Основные приемы сохранения плодородия почв. Рекультивация земель
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы земли. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет нарушено, то слаженное функционирование биосферы необратимо нарушится.
Загрязнение почвенного покрова становится в мире экологической проблемой.
Загрязнение почвы называется попадание в нее различных химических веществ, токсикантов, отходов в количествах больших, чем может быть переработано в почвенном круговороте веществ.
Почвенные загрязнения можно разделить по источникам поступления их в почву:
1) С атмосферными осадками (кислотные дожди)
2) В виде пыли и аэрозолей (автомобильные выхлопы, сажа и др.)
3) Непосредственное поглощение почвой газообразных соединений.
4) С растительным опадом.
Основные антропогенные загрязнения:
1) Твердые и жидкие отходы от перерабатывающей и химической промышленности, теплоэнергетики и транспорта.
2) Отходы потребления (твердые бытовые отходы человека).
3) Сельскохозяйственные отходы и ядохимикаты.
4) Радиоактивные отходы.
В связи со всеми видами загрязнений, а так же при нерациональном использовании почв человеком, происходит ее разрушение, т.е. эрозия, засоление, заболачивание почв, осушение болот и прямое уничтожение почв.
И поэтому в настоящее время производятся работы по защите почв от загрязнений:
1) Утилизация (защита земель от промышленных отходов).
2) Рекупирация (уваливание и переработка отходов).
3) Перевод неиспользованных отходов в используемые.
4) От тяжелых металлов:
А) известкование
Б) фитомелиорация
В) глубокая плантажная вспашка.
5) От загрязнений остаточными количествами пестицидов:
А) фитомелиорация.
Б) применение быстро разлагающихся пестицидов.
В) использование растений – индикаторов.
6) От эрозии:
А) почвозащитные севообороты.
Б) агротехнические противоэрозионные мероприятия.
В) лесомелиоративные мероприятия.
Г) использование гидротехнических сооружений.
7) От засоления:
А) дренаж территории.
Б) полив дождеванием.
В) внутрипочвенное капельное мелкодисперсионное орошение.
Г) промывка пресными водами.
8) От уплотнения:
А) внесение высоких доз органических удобрений.
Б) минимализация обработки почв.
В) использование на тракторах пневмогусениц, увеличение количества опорных катков в ходовых системах и др.
9)рекультивация земель.
Рекультивация земель – это восстановление нарушенных земель. Искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенного вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов.
Рекультивация включает в себя:
1) Восстановление рельефа (засыпка оврагов, карьеров, и тд.).
2) Восстановление почв и растительности.
3) Лесовосстановление
4) Создание новых ландшафтов.
Задача №3
Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 кв. м, в глинистых почвах – 225 особей, а в кислых почвах – 25 особей на 1 кв. м.
Решение:
5 соток = 500 кв.м.
Суглинистых и супесчаных почвах – 450 особей на 1 кв. м.
Глинистых почвах - 225 особей на 1 кв.м.
Кислых почвах – 25 особей на 1 кв.м.
1) Количество червей в суглинистых и супесчаных почвах на 5-ти сотках.
500 кв.м. х 450(особей) = 225000 (особей)
2) Количество червей в глинистых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 225 (особей) = 112500 (особей)
3) Количество червей в кислых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 25 (особей) = 12500 (особей)
4) Во сколько раз меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?
225000(особей):112500(особей)=2 (раза)
Ответ: в 2 раза меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.
5) Во сколько раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?
225000(особей):12500(особей)=18 (раз)
Ответ: в 18 раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.
Задание №3.
Пищевая цепь – это ряд организмов (растения, животные, микроорганизмы), в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего, связанные друг с другом отношениями: пища – потребитель. Каждое последующее звено крупнее предыдущего. Так же пищевая цепь описывает взаимоотношения растений и животных, которые гарантируют выживание всем. Каждая пищевая цепь начинается с Солнца –оно дает энергию, благодаря которой возможна жизнь начальных звеньев (растения, фитопланктон и др. )
1. Приведите примеры цепей питания, начинающихся с мертвых растительных остатков, одноклеточных водорослей, наземных растений и заканчивающихся человеком.
А) мертвые растительные остатки – бактерии – простейшие – мелкие рачки – рыбы – хищные рыбы – человек.
Б) одноклеточные водоросли – мелкие рачки – рыбы – человек.
В) наземные растения – травоядное животное – человек.
2. На Крайнем Севере, где выпадает наибольшее количество радиоактивных осадков, лишайники поглощают почти 100 процентов радиоактивных частиц, попадающих на Землю. Постройте пищевую цепь, приводящую радиоактивные частицы (например, стронций – 90) в организм человека.
лишайники – животное (олень) – человек
3. Составьте схему трофической структуры водоема (на примере пруда).
Солнечный свет – водные растения – рыбы – хищные рыбы
Литература
1. В.М. Константинов «Экологические основы природопользования» Издательство Асадема. Москва. 2001 г.
2. В.М. Лиходет «Экология». Издательство Феникс. Ростов –на – Дону. 2006 г.
Экология | |
Предмет и задачи экологии. Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество ... В современном понимании экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Суть этого учения: биосфера - это качественно своеобразная оболочка Земли, развитие которой в значительной мере определяется деятельностью живых организмов. |
Раздел: Рефераты по экологии Тип: шпаргалка |
Физиология растений | |
Куниченко Наталья Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующая кафедрой защиты растений и экологии Приднестровского ... Ее количество колеблется от 5% в песчаной почве до 14% в глинистой почве. Кислые почвы следует известковать, так как это тоже повышает доступность фосфора для растений. |
Раздел: Рефераты по биологии Тип: учебное пособие |
... и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений | |
Дипломная работа Московский Государственный Педагогический Университет Кафедра естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ... Вода необходима всем растениям для нормальной жизнедеятельности: для образования питательных веществ в процессе фотосинтеза и для получения из почвы в растворенном виде тех веществ ... Детям необходимо объяснить, что когда листья комнатных растений очищены от загрязнений, то этот процесс происходит более интенсивно, а, следовательно, и воздух в классе более ... |
Раздел: психология, педагогика Тип: дипломная работа |
Изучение влияния соединений тяжёлых металлов на почву и растения (на ... | |
Оглавление Введение 1. Тяжёлые металлы в почве и методы изучения их подвижности 1.1 Механизмы поглощения и трансформации ионов тяжёлых металлов ... Избыточные массы металлов, поступившие в биосферу в силу природных явлений в результате техногенного загрязнения, выводятся из системы миграционных циклов и прочно связываются в ... Растения, будучи чуткими индикаторами геохимической среды, накапливают металлы из загрязненных почв и воздуха и могут аккумулировать самые разные металлы в зависимости от характера ... |
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству Тип: дипломная работа |
Исследование почв Никольского государственного лесничества | |
Введение Сельское хозяйство занимает небольшую долю в экономике страны, и его роль в формировании валового внутреннего продукта продолжает сокращаться ... Наиболее распространенной почвообразующей породой в Никольском районе является морена, поэтому преобладают суглинистые и глинистые почвы. Значительная часть минеральных форм фосфора в кислых подзолистых почвах находится в труднодоступных для растений фосфатах железа и алюминия. |
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству Тип: курсовая работа |