Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема:

«Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Место и роль военных музеев и комнат (кают) воинской славы в системе социально-культурной деятельности ВС РФ

Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития культурно-массовой работы военных музеев и комнат (кают) воинской славы

Раздел 3. Методика организации культурно-массовой работы военных музеев

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Музеи России – часть культурного наследия нашей страны, хранилища памяти ее героической истории, свидетельство ее материальной и духовной жизни. За долгие годы существования музеев накоплен большой и поучительный опыт по их созданию и последующему развитию. Сложившаяся музейная сеть страны располагает значительным, постоянно растущим научным, воспитательным и культурным потенциалом.

Особое место в отечественной музейной сети занимают военно-исторические музеи.

Военно-исторические музеи – музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Подразделяются на музеи общей воинской истории (например, Центральный музей Вооруженных Сил в Москве); музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские, авиационные и пр.); музеи истории воинских подразделений; музеи, посвященные значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в том числе мемориальные музеи и памятники.

 Ведомственные по принадлежности, военно-исторические по содержанию, ибо любое событие, освещаемое в экспозиции музея, неразрывно связано с историей нашей страны, накрепко спаянное с жизнью народа. Так же, как и комнаты воинской славы, не только раскрывают славные страницы книги памяти воинской части, подразделения или учреждения министерства обороны, но и показывают исторический фон, на котором разворачивались те, или иные события, ту почву, которая взрастила героев, наполнила жизнь подвигом.

В ходе исследования, автор попытался дать характеристику основным направлениям музейной деятельности, уделив особое внимание одной из ее составляющих – культурно-массовой работе, наиболее связанной с воспитательной функцией музеев любого профиля.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации, осуществляя руководство по созданию общества нового типа, уделяет большое внимание более полному и глубокому использованию богатства культуры и музейного дела и в оборонной мощи нашей страны.

В связи с этим вся деятельность военных музейных учреждений должна строиться в интересах повышения боеготовности армии и флота, мобилизации личного состава на качественное решение задач. Немалое значение при этом имеет использование того огромного духовного опыта, тех героических традиций, которые сложились за годы многовековой истории нашего государства. Мы обязаны усиливать интерес населения и прежде всего воинов страны к героической истории нашей Родины, и на этой основе вырабатывать внутреннюю потребность и дальше развивать славные традиции предшествующих поколений средствами культурно-массовой работы, проводимой в музеях ВС РФ.

Сегодня на первое место в музейной работе должно быть поставлено её содержание. Именно приоритет содержания – глубокого, умного и эмоционального – в мероприятиях, проводимых музеями, может дать желаемый результат в достижении поставленных целей.

Эффективность и действенность музейной работы во многом зависит от того, какое значение ей придаётся в общем объёме нашего идеологического арсенала. Здесь важную роль играют своевременная поддержка и внимание командиров, органов воспитательной работы, активное участие в этой деятельности также принимают общественные организации.

Флагманом военных музеев страны по праву считается Центральный музей Вооружённых сил (ЦМВС). Являясь методическим центром военно-музейной сети РФ, музей накапливает, анализирует и распространяет передовой опыт по всем направлениям музейной деятельности, совершенствуя собственную экспозиционную и выставочную деятельность, фондовую работу, экспериментируя и широко используя новые формы и методы научно-просветительной деятельности, тесно связанной с культурно-массовой работой, приводимой в ВС РФ. Эти шаги перестройки музейной работы получают своё развитие и в других музейных учреждениях ВС России.

Следует отметить, что проблема организации, развития и совершенствования культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ чрезвычайно актуальна в современных условиях. Это определяется следующими факторами:

Во-первых, расширением масштабов деятельности органов государственного и военного управления по военно-патриотическому воспитанию российской молодежи, воинов армии и флота;

Во-вторых, необходимостью научного изучения форм и методов научно-просветительной работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

В-третьих, поиском путей совершенствования научно-просветительной работы военно-музейной сети.

Объектом исследования является культурно-массовая работа военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Предметом исследования будет выступать методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы ВС РФ, в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Целью данной работы является выработка методики организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Задачами работы являются:

1.  Рассмотрение сущности, содержания, правовых основ и форм культурно-массовой работы, приводимой военно-музейной сетью ВС РФ;

2.  Разработка методики организации культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

3.  Формулировка выводов, вытекающих из анализа темы работы, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Анализ сущности, содержания, правовых основ и форм культурно-массовой работы военно-музейной сети на современном этапе;

2.  Разработанная автором методика организации культурно-массовой работы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

3.   Выводы и практические рекомендации по повышению эффективности культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.


Раздел 1. Место и роль военных музеев и комнат (кают) воинской славы в системе социально-культурной деятельности ВС РФ

На сегодняшний день Вооруженные Силы Российской Федерации проходят сложный процесс развития и реформирования. Главная цель преобразований заключается в том, чтобы армия России стала надежным защитником государственной целостности и сильным инструментом в международной политике. Это требует переустройства всей системы Вооруженных Сил таким образом, чтобы каждый ее институт и элемент отвечали современным требованиям. Вследствие этого, внедряются новые образцы вооружения, модернизируются старые, выпускаются новые пособия и уставы, появляются новые специальности в области высоких технологий и компьютерной техники. Идет усложнение и повышение требований к подготовке специалистов всех квалификаций, усиливается моральная и психологическая нагрузка на военнослужащих.

Данные процесс находят свое отражение в социально-культурной деятельности. Современная социально-культурная деятельность представляет собой специфический профессиональный труд. Она пронизывает такие сферы, как образование, профессиональное искусство, народное творчество, массовую физическую культуру, социальную работу, реабилитацию и межкультурную коммуникацию.

Социально-культурная деятельность сегодня проходит серьезную трансформацию, видоизменяясь функционально, содержательно и организационно. Современное состояние и перспективы развития социально-культурной деятельности обусловлены процессами ее дальнейшего самоопределения в новых социально-экономических условиях, гуманизации и технологизации. Это тесно связано с состоянием дел в сфере культуры современного российского общества.

В настоящее время в стране создана законодательная база в сфере культуры, функционирует система взаимодействия субъектов культурной политики: органов государственного управления, органов местного самоуправления, профессиональных творческих союзов и других общественных организаций. Министерством культуры России разработан инструментарий для ведения государственной культурной политики в виде Федеральных целевых программ развития и сохранения культуры и искусства.

Российская культура обладает богатейшим потенциалом и значительной инфраструктурой в области музейного дела. В стране насчитывается 2113 музеев, музейные фонды насчитывают более 55 млн. единиц хранения.

«Застой просто нетерпим, - говорил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, — в таком живом, динамичном, многогранном деле, как информация, пропаганда, художественное творчество и художественная самодеятельность, работа клубов и театров, библиотек и музеев — всей сферы идейно-политического и трудового, нравственного и атеистического воспитания»[1]. Высокие требования к деятельности музеев предъявило и Министерство культуры. Всероссийская конференция подчеркнула, что современная перестройка невозможна без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала российского общества.

Ныне, когда под руководством Государственной Думы осуществляется эволюционная по своему характеру перестройка во всех сферах, в том числе и в духовной, с новой силой подтверждается непреходящее значение идейно-теоретического наследия по коренным вопросам демократического воспитания, использования в этих целях передовой культуры прошлого.

Уже в ноябре 1917 г., сразу после победы Октябрьской революции, В. И. Ленин дал указание народному комиссару просвещения: «...приложить все усилия, чтобы не упали основные столпы нашей культуры, ибо этого нам пролетариат не простит. «...Мы должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы не распались музеи, которые хранят громаднейшие ценности...». Вскоре после этого, в январе 1918 г., III съезд Советов принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивалась необходимость превратить культурные исторические ценности в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания.

С этой целью только за первый год Советской власти было принято более двадцати декретов и распоряжений о сохранении культурного и исторического наследия. Несмотря на неимоверную занятость, В. И. Ленин проявлял заботу о создании и развитии музеев. 25 мая 1919 г., после принятия парада, он посетил на Красной площади музейную выставку, посвящен­ную Красной Армии. 6 апреля 1920 г. Владимир Ильич писал в Казань В. В. Адоратскому: «...можете ли собрать материалы для истории гражданской войны и истории Советской республики? Можно ли вообще со­брать в Казани эти материалы? Могу ли я помочь?»

В результате осуществления ленинского курса в стране была создана единая государственная музейная сеть. Это способствовало быстрому ее росту, появлению музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Главными из них являлись Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР в Москве и Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде. И если до революции в России было всего около 150 музеев (без войсковых и церковно-археологических), то в 1974 г. их число возросло до 1230. А в настоящее время государственных музеев в России (вместе с филиалами) насчитывается более 2130.

Военно-исторические музеи, как и Красная Армия, были рождены революцией и служили делу защиты завоеваний победы. Вместе с ликвидацией старой армии, расформированием полков и военно-учебных заведений прекратили свое существование и более 300 музеев, которые были средством идеологической обработки солдат в религиозно-монархическом духе. Находившиеся в них музейные предметы были приняты по актам на государственное хранение. Советская власть бережно сохранила те из дореволюционных музеев и мемориальных памятников, которые увековечили героическое прошлое русского народа.

Большинство военно-исторических музеев возникло после Великой Отечественной войны с целью сохранить на века память о бессмертном подвиге советского народа, его Вооруженных Сил. Эта задача решалась в условиях послевоенных трудностей, что наложило свой отпечаток на состояние музейного дела. Однако настоящий музейный бум страна пережила в 70-80-е годы, в период подготовки и празднования юбилейных дат (25-30-35 и 40-летия) со дня победы советского народа над гитлеровской Германией. Экспозиции многих музеев были существенно обновлены, фонды пополнились новыми экспонатами. В это время широкое распространение получили школьные музеи воинской славы, явление само по себе положительное, с точки зрения патриотического воспитания, но нанесшее, на мой взгляд, существенный урон собирательской работе государственных и ведомственных музеев. Желание ветеранов увидеть предоставленные ими реликвии в музейной экспозиции, поделиться пережитым у музейных комплексов, посвященных их личному боевому пути, привело к тому, что многие предметы и документы музейного значения оказались в самодеятельных музеях, руководители которых, не являясь специалистами, не смогли обеспечить ни грамотное экспонирование полученной на хранение коллекции, ни, самое главное, ее квалифицированный учет. В результате, в условиях пререходного этапа в жизни нашей страны в начале 90-х годов, когда слово патриот в средствах массовой информации употреблялось в негативном значении, произошло массовое закрытие школьных музеев, приведшее к полной утрате музейных коллекций. Музейные работники до сих пор сетуют, что обращаясь к потомкам ветеранов Великой Отечественной, слышат в ответ: была шашка (кортик, ордена, документы, фотографии и пр.), переданные в школьный музей и затерявшиеся где-то в эпоху перемен. В начале 90-х кризис охватил практически всю музейную сеть страны. Военные музеи не являлись исключением. Жалкое существование, например, влачил музей истории войск Московского военного округа. Большая часть его экспозиционной площади (весь первый этаж с парадным входом, вестибюлем и гардеробом) была сдана в аренду народному артисту РФ В.Винокуру, сдавшему, в свою очередь, помещения в субаренду строительной фирме. Парадокс заключался в том, что огромное мозаичное панно со звездой на фоне Красного знамени и вывеской "Музей истории войск Московского военного округа", продолжали крассоваться над крошечной вывеской, занимавшей помещения фирмы. Поспешный переезд, связанный с демонтажом экспозиции, размещенной на сданных в аренду площадях (история войск с момента создания округа и участие войск МВО в битвах за Москву и на Орловско-Курской дуге), и полная реэкспозиция в оставшихся помещениях, нарушили и систему учета и хранения коллекции. А в связи с ремонтом Дома офицеров Московского военного округа, когда его коллектив временно перебазировался в помещения музея, эта система была почти полностью разрушена. Последующая (2005 г.) реэкспозиция, связанная с ремонтом и восстановлением музея в прежнем виде, только усилила "фондовую неразбериху". Кроме того, экспозиция открытого в 2005 году обновленного музея, наряду с расширением исторических рамок показа ( курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ

Основы социокультурного проектирования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Марков А.П., Бирженюк Г.М. ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ...
- Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод"), а в перспективе - создание детского экскурсионного бюро;
1 Под культурно-историческим наследием следует понимать тот пласт культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат
Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII-начала XX веков
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Развитие музейного дела в XVIII веке в России § 1. Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства § 2 ...
Сдвиги в общественном сознании нашли отражение в теоретических изысканиях, в России - начиная с проектов Ф.П. Аделунга и П.П. Свинина, на многие десятилетия предваривших музейную ...
По мере развития культурно-просветительской деятельности музеев частью экскурсионного дела становятся музейные экскурсии, хотя их организация ещё носит стихийный характер.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования
... Казанский государственный университет культуры и искусств Факультет информационно-документных коммуникаций Кафедра книговедения и библиографии Музей ...
4. Создать подростковую группу экскурсоводов на базе клуба "Два капитана", для проведения экскурсий по экспозиции музея романа.
Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны к традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Проблемы и перспективы развития культурного туризма
Содержание Введение 1 Культурный туризм: сущность и классификация 1.1 Общее представление и классификация культурного туризма 1.2 Факторы, влияющие на ...
Категории объектов культурного наследия по требованиям к обеспечению доступа к ним, а именно: государственные музеи и музейные фонды со специальным режимом доступа, объекты, по ...
Места для отдыха и развлечений, включая музеи и театры, на ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" займут 815 тыс. кв. м. Из них 193 тыс. кв. предусмотрены для создания новых зрелищных ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Особенности формирования PR-служб в культурных учреждениях г ...
Оглавление Введение Глава 1. PR в некоммерческой организации 1.1 Музей как социокультурное явление 1.2 Теоретические основы современных PR-технологий ...
Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о ...
При анализе музейной аудитории важно учитывать обстоятельства посещения музея, то есть самостоятельно приходит человек в музей или же посещает его организованно в составе ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа
5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы