Учебное пособие: Государственная система стандартизации Российской Федерации

Стандартизация оборонной продукции составляет неотъемлемую часть гос. системы стандартизации. Организационные и методические принципы проведения работ по стандартизации оборонной продукции должны быть в максимальной степени гармонизированы с установленными, в основополагающих стандартах ГСС (ГОСТ P 1.0 – ГOCT P 1.5), порядком и правилами стандартизации гражданской продукции и продукции двойного назначения.

Организация работ по стандартизации ОП, включая выбор объектов стандартизации, имеет ряд особенностей:

– наличие в структуре государственной власти нескольких органов, наделенных специальной компетенцией и ответственностью за обеспечение обороноспособности страны;

– принадлежность изделий ВТ к продукции, поставляемой исключительно для госнужд и разрешительный (лицензионный) характер её разработки, производства и поставки;

– необходимость осуществления специальных мероприятий по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время для окружающей природной среды, военного персонала и населения; требования безопасности должны учитываться и при утилизации ВВТ;

– необходимость проведения сертификации оборонной продукции в условиях ликвидации военных представительств на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы;

– развитие производства изделий и технологий двойного применения.

Указанные особенности должны быть регламентированы в рамках основополагающих стандартов ГСС с учетом обязанностей, прав и интересов всех сторон, участвующих в разработке, производстве, поставке и обеспечение эксплуатации ОП.

Совершенствование фонда нормативных документов по стандартизации ОП и правил проведения работ по стандартизации должно заключаться в их динамичной адаптации к новым условиям работы оборонного комплекса с обеспечением максимально возможной преемственности.

Приоритетным направлением в стандартизации ОП является обеспечение обороноспособности РФ с формированием при этом благоприятных условий для интеграции оборонного потенциала государств СНГ в интересах коллективной безопасности.


1. Нормативные документы по стандартизации оборонной продукции

ГОСТ РВ 1.0–98. ГСС. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения. Стандарт является основополагающим для организации работ по стандартизации оборонной продукции в РФ и устанавливает:

основные цели, направления работ и виды деятельности в области стандартизации оборонной продукции, а также основные принципы стандартизации оборонной продукции;

объекты стандартизации, виды нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;

основные положения организации работ по стандартизации оборонной продукции;

порядок планирования работ по стандартизации оборонной продукции, разработки, согласования, принятия и регистрации стандартов на оборонную продукцию;

требования к построению, содержанию, изложению и оформлению стандартов на оборонную продукцию;

основные положения организации ведения стандартов на оборонную продукцию;

основные положения организации контроля и надзора за внедрением и соблюдением требований стандартов на оборонную продукцию;

основные положения организации информационно-издательской деятельности;

требования по режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны при проведении работ по стандартизации оборонной продукции.

К нормативным документам по стандартизации оборонной продукции относятся:

стандарты;

нормативно-технические документы системы общих технических требований к вооружению и военной технике (НТД системы ОТТ);

общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

К стандартам на оборонную продукцию относятся:

межгосударственные стандарты на оборонную продукцию, разрабатываемые и применяемые в установленном порядке;

государственные военные стандарты Российской Федерации;

государственные стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;

военные стандарты отраслей;

стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;

военные дополнения к стандартам;

дополнения на особый период к стандартам;

стандарты особого периода.

Государственные военные стандарты Российской Федерации разрабатывают на объекты стандартизации межотраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.

Государственные стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизации межотраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.

Военные стандарты отраслей разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.

Стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.

На народнохозяйственную продукцию, используемую для нужд обороны страны, разрабатывают, как правило, стандарты с едиными требованиями.

В тех случаях, когда по техническим и (или) экономическим соображениям нецелесообразно изменять отдельные требования в стандартах на народнохозяйственную продукцию с целью использования ее для нужд обороны страны, разрабатываются военные дополнения к этим стандартам, устанавливающие специальные дополнительные требования к этой продукции.

Дополнения на особый период к стандартам (стандарты особого периода) разрабатывают для повышения производственных возможностей и мобилизационной готовности промышленности, обеспечения выпуска продукции в особый период и вводят в действие по особому указанию.

НТД системы ОТТ разрабатывают с целью установления состава и показателей общих тактико-технических требований к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, а также общих требований к методам их контроля и государственных испытаний.

НТД системы ОТТ являются обязательными для применения и соблюдения организациями Минобороны России и министерств (ведомств), с которыми эти документы согласованы, при составлении тактико-технических заданий на разработку (модернизацию) систем и комплексов (образцов) ВВТ, а также программ и методик их государственных испытаний.

Виды НТД системы ОТТ, основные требования к ним, порядок разработки, утверждения, внедрения и пересмотра устанавливает Минобороны России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В обеспечение требований НТД системы ОТТ разрабатывают стандарты соответствующего вида и области распространения на оборонную продукцию, процессы ее создания, применения и утилизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации разрабатываются с целью установления классификации технико-экономической информации по оборонной продукции с присвоением ей единых кодовых обозначений.

Требования стандартов на оборонную продукцию являются обязательными в соответствии с областью их распространения и сферой действия при создании, применении и утилизации оборонной продукции.

Обозначение государственного военного стандарта Российской Федерации состоит из индекса (ГОСТ РВ), регистрационного номера и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта.

Обозначение стандарта, входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса, регистрационного номера, первые цифры с точкой которого определяют комплекс стандартов, а цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данном комплексе, и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта. Допускается после цифр с точкой перед номером стандарта (или после него) в комплексе приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим стандартом данного комплекса стандартов.

Пример: ГОСТРВ15.702–94, ГОСТРВ29.05.005–95,

ГОСТ РВ 50665–94.

Обозначение военного стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ В), условного обозначения министерства (ведомства) и отделенного от него интервалом регистрационного номера, присваиваемых в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России, и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта.

Пример: ОСТ В 13 375–93

Обозначение военного дополнения к государственному стандарту Российской Федерации состоит из индекса (ГОСТ Р ВД), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнения.

Пример: ГОСТ Р ВД 15125–92

Обозначение военного дополнения к стандарту отрасли состоит из индекса (ОСТ ВД), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнения.

Пример: ОСТ ВД 5 3489–94

Обозначение дополнения к стандартам на особый период состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основного стандарта, отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия дополнений и двух прописных букв ВД.

Пример: ГОСТ 14693–95 Р ВД, ГОСТ РВ 50748–96 ВД,

ОСТ 1 48007–88 ВД.

Обозначение стандарта особого периода состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера соответствующего стандарта мирного времени, отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта особого периода и прописной буквы «В».

Пример: ГОСТ 27432–87 В, ГОСТ Р 50974–96 В,

ОСТ 3 231–90 В.

Примечание: Стандарту особого периода при отсутствии на данный объект стандарта мирного времени присваивают самостоятельное наименование и регистрационный номер.

Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей с едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции отмечают звездочкой диаметром 3 мм (*), проставляемой на первой странице стандарта под словами Издание официальное. Знаком «звездочка» (*) отмечаются только ГОСТ Р и ОСТ Р, согласованные в установленном порядке с организациями Минобороны России.

Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны военные дополнения, отмечают двумя звездочками диаметром 3 мм (**), проставляемых на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».

Государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны дополнения на особый период, отмечают окружностью диаметром 3 мм (о), проставляемой на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».

Правила и рекомендации по стандартизации оборонной продукции обозначают:

ПРВ и РВ – на объекты стандартизации, используемые только для нужд обороны;

ПР и Р – на объекты стандартизации, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.

Для эффективного функционирования фонда нормативных документов по стандартизации ВВТ должны обеспечиваться:

– установление взаимосвязанных требовании к изделиям ВВТ;

– увязка уровня требований к продукции оборонного назначения с задачами повышения обороноспособности страны;

– нормирование требований по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время;

– соблюдение требований охраны информации при проведении работ по стандартизации;

– приоритетное развитие комплексов организационно-технических и общетехнических стандартов.

При решении проблемы конверсии важно на законодательном уровне и в государственных стандартах установить порядок и процедуры, обеспечивающие сохранение научно-технического и производственного потенциала и возможность на этой основе возобновления либо расширения производства ВВТ.

Одним из эффективных источников экономии материальных ресурсов при создании, эксплуатации и утилизации ВВТ является рациональное сокращение номенклатуры ОП.

Для реализации единого порядка каталогизации и стандартизации предметов снабжения Вооруженных Сил необходимо создание системы каталогизации предметов снабжения.

Разработка данной системы предполагает соответствующую программу каталогизации предметов снабжения, цель которой устранение возможности дублирования предметов снабжения, сокращения числа типоразмеров и видов изделий. Такая программа разработана и осуществляется ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ.

Нормирование требований по безопасности позволит увеличить вероятность сохранения жизни и здоровья, снизить риск и отрицательное воздействие ВВТ на людей и природу в мирное время.

Сюда же относятся и эргономические требования. Принятие обязательных норм и правил по безопасности, позволит значительно увеличить конкурентоспособность отечественной ВТ на мировом рынке.

Межгосударственная стандартизация ВВТ

Данным вопросом занимается межгосударственная комиссия (МГК) по военно-экономическому сотрудничеству, которая была образована 15 апреля 1994 г. в соответствии с решением глав государств СНГ.

Межгосударственные военные стандарты (ГОСТ В) и планы межгосударственной стандартизации утверждает межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Помимо традиционных целей военной стандартизации межгосударственная военная стандартизация призвана обеспечить:

– развитие интеграции и кооперации оборонной промышленности стран СНГ;

– повышение мобилизационной готовности промышленности стран СНГ и устойчивости их экономики в интересах обороны и коллективной безопасности;

– достижение наибольшей экономии при совместном использовании ресурсов и результатов научных исследований;

– ведение фонда НД в интересах обороны и коллективной безопасности.

Организация работ по стандартизации ОП в современных условиях.

Работы по стандартизации ОП проводятся в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательными актами, постановлениями и распоряжениями правительства РФ. Следующий учебный вопрос.

2. Организационные основы стандартизации оборонной продукции

Оборонная продукция – продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу. Оборонная продукция включает в себя вооружение и военную технику, другую специальную технику и военно-техническое имущество, продукцию двойного применения (для нужд обороны страны и народного хозяйства), специальные средства производства, а также научно-техническую продукцию разрабатываемую по обеспечению обороноспособности и безопасности страны.

Основными целями стандартизации оборонной продукции являются:

повышение качества оборонной продукции и эффективности ее применения;

обеспечение совместимости и взаимозаменяемости оборонной продукции;

оптимизация номенклатуры оборонной продукции;

рациональное использование ресурсов, выделяемых на создание, применение и утилизацию оборонной продукции;

сокращение сроков создания и освоения оборонной продукции;

повышение технических возможностей и эффективности использования средств производства оборонной продукции;

повышение мобилизационной готовности промышленности в интересах обороны и безопасности страны;

обеспечение безопасности обслуживающего персонала и населения, а также охраны окружающей среды при создании, применении и утилизации оборонной продукции в мирное время.

Основными направлениями работ и видами деятельности по стандартизации оборонной продукции являются:

развитие и совершенствование системы требований к оборонной продукции;

развитие и совершенствование системы требований к процессам создания, применения и утилизации оборонной продукции;

развитие и совершенствование системы требований к технической документации на оборонную продукцию;

развитие и совершенствование системы классификации и кодирования оборонной продукции, процессов ее создания, применения и утилизации;

развитие и совершенствование организационно-технических основ стандартизации оборонной продукции;

развитие и совершенствование работ по стандартизации особого периода;

осуществление контроля и надзора за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;

формирование и ведение фонда нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;

информационно-издательская деятельность в области стандартизации оборонной продукции и обеспечение нормативными документами по стандартизации оборонной продукции.

Для реализации указанных направлений и видов деятельности в области стандартизации оборонной продукции научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями Госстандарта России, отраслей оборонной промышленности, а также Минобороны России и других государственных заказчиков работ по стандартизации оборонной продукции проводятся специальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области стандартизации оборонной продукции.

Основными принципами стандартизации оборонной продукции являются:

обязательность выполнения требований нормативных документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с областью их распространения и сферой действия;

согласованность работ по стандартизации оборонной продукции на основе распределения и закрепления ответственности в данной области между заинтересованными министерствами (ведомствами) и предприятиями – участниками работ;

системность в работах по стандартизации оборонной продукции, в том числе согласованность и непротиворечивость требований, взаимоувязанность нормативных документов по стандартизации оборонной продукции, исключение дублирования требований в различных документах, обеспечение унификации требований по стандартизации;

комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов стандартизации путем разработки и реализации плановых документов по стандартизации оборонной продукции, увязанных с перспективами развития ВВТ и технического оснащения отраслей промышленности;

использование единых систем классификации, идентификации, кодирования, автоматизированной обработки и обмена данными, обеспечивающих информационную основу работ.

Основными объектами стандартизации оборонной продукции являются:

– оборонная продукция;

– процессы создания, применения и утилизации оборонной продукции;

– системы документации.

Организация работ по стандартизации оборонной продукции

Работы по стандартизации оборонной продукции проводят в соответствии с законами Российской Федерации в области стандартизации, законодательными актами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Государственное управление работами по стандартизации оборонной продукции в Российской Федерации осуществляет Госстандарт России во взаимодействии с Минобороны России, Минэкономики России и другими заинтересованными министерствами (ведомствами).

Госстандарт России координирует деятельность государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности в работах по стандартизации оборонной продукции, по обеспечению оптимального научно-технического уровня и технико-экономической обоснованности требований принимаемых им государственных стандартов Российской Федерации, по совершенствованию научно-методических основ стандартизации, осуществлению информационного обеспечения в области государственной и межгосударственной стандартизации оборонной продукции; утверждает плановые документы по государственной стандартизации оборонной продукции.

Минобороны России в области стандартизации оборонной продукции осуществляет:

формирование предложений по НИОКР в области стандартизации оборонной продукции в проект государственного оборонного заказа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

разработку и ведение НТД системы ОТТ;

разработку предложений к плановым документам по стандартизации оборонной продукции;

разработку или участие в разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартов на оборонную продукцию;

утверждение (согласование) проектов плановых документов по стандартизации оборонной продукции;

согласование проектов стандартов на оборонную продукцию;

контроль за разработкой стандартов на оборонную продукцию, за внедрением и соблюдением их требований при проектировании, производстве и испытаниях изделий ВВТ, контроль за разработкой (подготовкой к внедрению дополнений на особый период к стандартам (стандартов особого периода).

Министерства (ведомства) с учетом интересов смежных отраслей промышленности и при взаимодействии с государственными заказчиками оборонного заказа и Госстандартом России организуют работу по стандартизации закрепленных за ними видов техники, обеспечению оптимального уровня стандартизации и унификации оборонной продукции, научно-технического уровня и технико-экономической обоснованности разрабатываемых ими стандартов, в том числе на особый период.

Работы по стандартизации оборонной продукции в Российской Федерации проводятся в плановом порядке и на договорной основе в рамках Государственного оборонного заказа; а также бюджетных ассигнований, выделяемых министерствами (ведомствами), ведущими предприятиями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, проектно-технологическими организациями промышленности, научно-исследовательскими организациями Госстандарта России, Минобороны России, других государственных заказчиков оборонного заказа.

В целях координации и повышения уровня работ по стандартизации оборонной продукции министерства (ведомства) Российский Федерации возлагают на предприятия и организации с наиболее высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники функции головных организаций по стандартизации.

Планирование работ по стандартизации оборонной продукции

Планирование работ по стандартизации оборонной продукции является составной частью системы планирования работ по стандартизации в Российской Федерации и направлено на нормативное обеспечение процессов создания, применения и утилизации оборонной продукции в увязке с программами вооружения и другими программами в области обороноспособности, безопасности страны и мобилизационной готовности промышленности.

Основой планирования работ по стандартизации оборонной продукции является программный метод планирования.

Планирование работ по стандартизации оборонной продукции включает:

– перспективное планирование;

– текущее планирование.

Планирование стандартизации оборонной продукции осуществляется путем разработки взаимоувязанных плановых документов, к которым, соответственно, относятся:

– программы комплексной стандартизации оборонной продукции (далее в тексте – программы стандартизации);

– годовые планы стандартизации оборонной продукции.

В плановые документы по стандартизации оборонной продукции включают объекты, целесообразность стандартизации которых устанавливают на базе перспективных исследований, опыта создания, применения и утилизации подобных объектов.

Плановые документы по стандартизации оборонной продукции должны предусматривать комплексную стандартизацию изделий и идущих для их комплектования элементов, сырья и материалов и обеспечивать возможность использования продукции как для народнохозяйственных целей, так и для нужд обороны страны.

Управление работами по стандартизации ОП осуществляет Госстандарт РФ. Он несет ответственность:

– за организацию, состояние и развитие стандартизации ОП;

– за руководство и координацию деятельности министерств (ведомств) в работах по стандартизации ОП, за обеспечение увязки требовании стандартов на объекты стандартизации народнохозяйственного назначения с нуждами обороны страны и обоснованность требований в принимаемых им стандартах.

В области стандартизации ОП МО РФ осуществляет:

1.  разработку и внедрение НТД системы ОТТ МО;

2.  разработку предложений к плановым документам по стандартизации ОП;

3.  разработку и участие в разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартов на ОП;

4.  согласование проектов планов, документов по стандартизации ОП;

5.  контроль военными представительствами в промышленности за соблюдением стандартов на стадии проектирования, производства и испытаний ОП, контроль за разработкой и подготовкой к применению стандартов особого периода.

Разработка проектов стандартов на OП осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), ведущие предприятия, НИИ, проектно-конструкторские и др. органы промышленности, учреждения МО и Госстандарта.

Непосредственная организация и координация работ по стандартизации и унификации осуществляется специально созданным управлением МО РФ и соответствующими органами в управлениях видов ВС, родов войск, главными и центральными управлениями МО.

Научно-методическое руководство и координация научных исследований осуществляется ФГУ 46 ЦНИИ МО РФ и ВНИИ «Стандарт».

В управлении Начальника войск РХБ защиты вопросами стандартизации и унификации вооружения и средств РХБ зашиты ведают:

– заместитель Начальника войск РХБ защиты по вооружению и НИР;

– начальник группы метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации, каталогизации предметов снабжения, патентной и лицензионной работе;

– ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ ;

– ВП, подчиненные управлению Начальника войск РХБ защиты.

ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ решает следующие задачи:

– разрабатывает и пересматривает НТД системы ОТТ;

– принимает участие в составлении отзывов и согласовании новых ГОСТ, ТУ, СТП;

– принимает участие в согласовании годовых планов стандартизации;

– контролирует достигнутый уровень стандартизации и унификации на всех стадиях разработки образца;

– принимает участие в экспертизе разрабатываемых образцов.

Военные представительства осуществляя контроль по этому направлению деятельности, решают следующие задачи:

– принимают участие в составлении отзывов и согласований новых НТД системы ОТТ, ТУ, СТП;

– осуществляют контроль за внедрением требований ГОСТ на всех этапах разработки, изготовления и приемки продукции;

– принимают участие в согласовании годовых планов стандартизации, разрабатываемых предприятиями и осуществляют контроль за выполнением этих планов;

– контролируют уровень стандартизации и унификации заданным требованиям ТТЗ на ОКР;

– принимают участие в экспертизе проектов разрабатываемых образцов и осуществляют контроль за реализацией предложении по результатам экспертизы.

стандартизация унификация оборонный продукция


Список литературы

1. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Стандартизация, метрология, сертификация. Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. 560 с.

2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. 4-е изд. – М.: Юрайт. 2004. 335 с.

3. Эксплуатация вооружения химических войск и средств защиты. Учебное пособие. ВАХЗ, ДСП. 1990. (инв. 2095).

4. Контроль качества разработки и производства ВВТ. Под редакцией А.М. Смирнова. дсп. 2003. 274 с. (инв. 3447).

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
... На правах рукописи Астахов Андрей Андреевич УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Главной причиной столь большого падения объемов производства народнохозяйственной продукции явилось отсутствие платежеспособного спроса со стороны отраслей-потребителей гражданской ...
Для преодоления этих негативных явлений и финансовой поддержки предприятий оборонного комплекса на правительственном уровне были приняты решения о предоставлении предприятиям ...
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: реферат
Развитие стандартизации как системы управления качеством в России и за ...
Введение В недалеком прошлом в нашей стране стандартизация преследовала лишь интересы государства и финансировались исключительно за счет средств ...
Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами ...
свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: курсовая работа
... факторами производства в корпорациях оборонной промышленности России
ДИПЛОМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА В КОРПОРАЦИЯХ (ОАО) ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..
В оборонной промышленности (ОП) России продолжаются социально-экономические преобразования, идет процесс трансформации форм собственности, возникают новые типы предприятий и ...
Наряду с военной продукцией оборонный комплекс в состоянии обеспечивать выпуск значительных объемов сложной наукоемкой продукции народнохозяйственного назначения.
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: дипломная работа
Проблемы утилизации списанных боеприпасов
Курсовой проект по дисциплине "Концепции современного естествознания" Выполнил студент Жуков Константин Александрович Государственный университет ...
Для обеспечения единого порядка работы по утилизации боеприпасов, исключения несанкционированной реализации боеприпасов и их элементов Роскомоборонпром и Минобороны утвердили ...
Практика показала, что максимальная экономическая эффективность программ утилизации боеприпасов может быть достигнута только при более глубокой переработке материалов и сырья ...
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: курсовая работа
Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг
Введение Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и ...
По определению Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация - это действие, проводимое с целью подтверждения ...
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники, практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: контрольная работа