Реферат: Регулирование внешнеэкономической деятельности в Южной Корее

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ


Содержание

 

Введение

1. Регулирование внешней торговли

2. Регулирование импорта сырья

3. Антидемпинговая политика

4. Поддержка экспорта

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Экономика Республики Корея считается одной из динамично развивающихся и сильных – сегодня она занимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 10-е в мире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.

Резкий рост экономики Южной Кореи берет начало в 60-х годах XX столетия, когда вступил в реализацию принятый правительством первый 5-летний план развития страны (1962 – 1967 гг.). С этого момента в течение последующих 30 лет экономика молодого государства растет очень высокими темпами, в среднем 9% в год, и претерпевает кардинальные изменения: преимущественно от сельскохозяйственной структуры к многоотраслевой, с развитой тяжелой промышленностью и высокотехнологичной электроникой. Валовой национальный продукт на душу населения за этот период вырос со $100 в 1963 г. до $20 тыс. в 2008 г[1].

Республика Корея менее чем при жизни двух поколений стала одним из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении, в производстве полупроводников и электроники. Кроме того, она получила мировую известность как мощный центр развития информационных технологий.

Целью данной работы является исследование участия Южной Кореи в мировой экономике и регулировании внешнеэкономической деятельности.

Актуальность выбранной темы, по мнению автора, основывается на уникальном примере бурного экономического развития Южной Кореи благодаря активной внешней торговле.

1. Регулирование внешней торговли

 

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в 60-х годах, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития.

Содействие экспортерам выражалось в поддержке ограниченного числа крупных компаний, ориентированных на внешние рынки. Именно поэтому лидеры южнокорейского бизнеса при развитии экспортных производств получали преимущества по сравнению с прочими коммерческими структурами.

На протяжении последних 30-ти лет Республика Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно. При этом доля южно-корейского экспорта в общем объеме мирового экспорта составляет порядка 2,6%. экспорта Республики Корея составил 293,8 млрд. долларов США, а вся внешняя торговля - 532,6 млрд. долларов США. Рост экспорта Республики Корея за 2008 год. - 19%, импорта - 18% (табл. 1).

Таблица 1

Объем внешней торговли Республики Корея, млн. долл[2].

2007 год 2008 год
Экспорт 246972 293897
Импорт 202400 238832
Сальдо внешней торговли 44572 55065

Крупнейшим внешнеторговым партнером Республики Корея являются США, объем торговли с которыми в 2008 голу составил более 19% всего корейского внешнеторгового товарооборота. На втором месте находится Япония - 14,8%, за ней следуют Китай - 10,8%, Гонконг - 3,7% и Тайвань - 3,5%.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях.

В 2008 году на первом месте находились полупроводники (около 10% всего экспорта). За ними следовали автомобили (около 9%), компьютеры (более 7%), средства сотовой связи (около 7%) и корабли (порядка 6% корейского экспорта)[3].

Основными статья импорта Кореи является в основном сырье и технологии, что обусловлено отсутствием своих энергоносителей.

Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти. В 2008 году нефть составила более 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, являющийся основным сырьем для корейской металлургии. Также импортируется примерно половина необходимой стране железной руды.

В целом целесообразно отметить, что в 2008 году южнокорейские экспортеры добились роста сбыта за рубежом полупроводников (58,8%), мобильного телекоммуникационного оборудования (50,8%), электроприборов (23,1%), автомобилей (7,4%), продукции общего машиностроения (20,2%) и нефтехимической промышленности (7,2%), стали (1,8%), текстиля (5%).

Не существует каких-либо серьезных ограничений внешнеэкономической         деятельности, если только эта деятельность не подпадает под производство в целях национальной безопасности и обороны, а также под лицензии и ограничения в области международного экспортного контроля, которые применяются в РК на основании местного торгового законодательства. Данные ограничения и изъятия перечислены в ежегодно публикуемом МТПЭ РК «Публичном уведомлении об экспорте и импорте товаров стратегического назначения» (или Public Notice on Export and Import of Strategic Goods в последней редакции от июля 2008 г., этот перечень на английском языке раскрыт для открытого ознакомления в библиотеках KITA, KOTRA, FKI и других)[4].

Данный перечень описывает товары и технологии, входящие в списки экспортного/импортного контроля, исходя из соглашений, в которых Республика Корея активно участвует, об ограничении распространения оружия массового поражения группой стран-поставщиков ядерного оружия (NSG, части 1 и 2), включая «комиссию Цангера», основных элементов и контрольных списков Вассенаарских соглашений (WA), режима контроля за ракетными технологиями (MTCR) и обязательств (контрольных листов) в рамках Австралийской группы (AG) по контролю за распространением химического и биологического оружия и оборудования для производства продукции двойного назначения, которое может быть использовано для производства этих видов оружия против живых организмов.

На 1 янв. 2008 г., на 21 товарных позиции импорта из РК были установлены ставки корректирующих таможенных пошлин, 43 импортируемых товаров квотировались (причем дополнительно к 11 наименованиям продукции, включая, например, шелк-сырец, переработанное натуральное волокно, алюминиевый прокат и др., тарифные квоты могут быть применены по рекомендациям уполномоченных правительством РК общественных промышленных ассоциаций), 1 074 товарных позиций (или 1% их общего количества) подлежали нетарифным ограничениям, установленным 54 законодательными актами, причем значительный список товаров подлежал экспортному контролю.

Список товаров, включающий 778 позиций (из которых 90% квотируются, а на оставшиеся 10% требуется получить лицензии с целью охраны естественных ресурсов или зашиты прав промышленной собственности), подлежит экспортным ограничениям, согласно Соглашению о защитных мерах в рамках обязательств перед ВТО. Из Республики Корея запрещен вывоз 13 видов товаров (включая, например, китовое мясо, продукты переработки собачьих шкур или их меха)[5].

Стимулирование экспорта. Одним из важных видов поддержки экспортеров является госкредитование части экспортных сделок (особенно, связанных с поставками машин и оборудования), которое производится по линии Экспортно-импортного банка Республики Корея (КоЭксимбанка) и Корпорации содействия малому и среднему бизнесу (кредиты предоставляются с оплатой в течение 8 лет, включая 3-летний льготный период под достаточно небольшой процент).

Наиболее льготные условия по ссудам предоставляются в рамках госкредитования из средств Фонда экономического сотрудничества и развития, чья деятельность контролируется министерством финансов и экономики (МФЭ).

С 01.07.02 г. все временные пределы (до 180 дней) для коммерческого кредитования импорта и экспорта, включая поставки от авансового платежа, с целью развития отечественного экспорта были окончательно отменены.

Объем экспорта и импорта не ограничен и включает также агентскую деятельность. Регистрации на участие во внешней торговле подлежат корпорации и компании с капиталом не менее 10 млн.вон, а также частные лица, имеющие возможность удерживать ежедневное состояние расчетного счета 10 млн.вон и более, по крайней мере, в течение последнего месяца.

Занятие внешнеторговой деятельностью в РК носит «декларативный» (заявительный) характер. Все товарные позиции, не перечисленные в официальном правительственном извещении, ограничивающем экспорт и импорт, считаются «автоматически одобренными» для проведения этих операций и требуют лишь получения разрешения от уполномоченного банка без всяких дополнительных разрешений или одобрений. Верхний предел операций по экспорту или импорту не лимитирован.

Южнокорейское правительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии. Прежде всего, имелось в виду то, что Южная Корея продолжит распространение схемы двухсторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чианг Май». Это соглашение, подписанное в Таиланде 4 мая министрами финансов 13 стран Азии по созданию антикризисного валютного фонда, который в итоге должен прийти на смену существующей схеме двусторонних валютных свопов, трансформировав ее в мощный механизм аккумуляции ресурсов. Объем фонда должен составить минимум $80 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд будут осуществлены Японией, Китаем и Южной Кореей. Оставшиеся 20% вносимых средств возьмут на себя 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По оценке финансистов, это будет региональный эквивалент Международного валютного фонда, который создается с целью минимизации зависимости азиатских стран от влияния МВФ. Как заявлял в мае текущего года заместитель министра финансов Южной Кореи Син Чже Юн, создание валютного фонда «продемонстрирует мировому сообществу, что страны Азии прилагают все усилия к обеспечению финансовой стабильности»[6].

Тем не менее, меры по стабилизации в финансовой сфере вышли и за пределы страны, и за пределы региона, в ноябре их пришлось обсуждать в формате всемирного форума в Вашингтоне (США). Принимавшая в нем участие Южная Корея поддержала стремление ведущих государств по координации совместных усилий и выработке общих принципов борьбы с кризисом. Правительство Южной Кореи внесло свои инициативы в общую систему выработанных мер и сделало ряд конкретных предложений отдельным государствам.

Так, 17 ноября 2008 года между Республикой Корея и Бразилией был подписан меморандум по увеличению экспорта между двумя странами, использованию корейских судов с буровыми установками для нефтеразведки бразильского шельфа, по оказанию финансовой помощи судостроительным корпорациям, компаниям, ведущим строительство нефтеперерабатывающих и химических заводов, а также предприятиям индустриального сектора, обеспечивающим поставки оборудования[7].

Южная Корея договорилась с Китаем и Японией обсудить ее предложение о разработке трехстороннего финансового соглашения этих стран, обладательниц крупнейших мировых экономик, – первая встреча должна состояться 14 декабря 2008 года в г. Фукуока (Япония).

Англии и Бразилии было предложено заключить тройственный Союз по совместной разработке пяти основных направлений стабилизации мировой экономики и финансовой системы и представить разработанную программу к очередному международному саммиту в 2009 году.

Кроме того, южнокорейское правительство решительно настроено осуществить подписание договора о свободной торговле с оставшимися странами Восточной Азии (блок ASEAN): с Китаем в 2010 году, с Индией, Австралией в 2011-м, с Японией в 2012 году. С другими странами блока договор подписан ранее.

 

2. Регулирование импорта сырья

корея внешнеэкономический торговля экспорт

При ввозе сырьевых материалов в Республику Корея, используемых в производстве экспортной продукции (далее сырье для экспорта) применяется система компенсации таможенных платежей и внутренних налогов (далее таможенных сборов), которыми облагается импорт сырьевых материалов (Customs Drawback System). Система компенсации таможенных сборов является одной из мер поддержки национального экспорта, направленной на рост конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

До середины 1975 г. в РК импорт сырьевых материалов не подлежал таможенному налогообложению в случае, если ввозимое сырье перерабатывалось для производства экспортной продукции. Однако ввиду высоких темпов экономического роста такая система имела существенный недостаток – рост числа сделок на внутреннем рынке не позволял отслеживать в дальнейшем потоки растаможенного сырья и использование его по назначению.

Порядок налогообложения при ввозе сырьевых товаров на таможенную территорию РК с последующим экспортом готовой продукции регулируется Законом «О возмещении таможенных сборов и др. налогов, взимаемых с сырья для экспорта» Act on Special Cases concerning the Drawback of Customs Duties, and Other Taxes Levied on Raw Materials for Export, обеспечивающим особые условия, направленные на эффективную поддержку национального экспорта и сбалансированное развитие промышленности[8].

Согласно Закону ввоз сырья для изготовления экспортной продукции подлежит компенсации: экспортные сделки, прошедшие таможенное оформление и отвечающие положениям Закона «О таможне» (Customs Act) PK (обычный товарный экспорт); поставки предприятиям-резидентам, находящимися в беспошлинных зонах и в свободных экспортных зонах (СЭЗ), определяемых указами премьер-министра страны.

Специальные случаи сделок, подлежащих компенсации: поставки для национального судостроения и авиастроения в счет контрактов корейских организаций с зарубежными партнерами; поставки для строительства рыболовных судов; товары, поставляемые для контингента Вооруженных сил США в РК; ввоз сырья для выполнения строительных подрядов, выполняемых внутри страны с оплатой в инвалюте в случаях определяемых указами премьер-министра (строительство объектов для ВС США, диппредставительств и т.п.); др. экспортные сделки, определяемые указами премьер-министра страны.

За товары и сырье, поставляемые в беспошлинные зоны (включая промпредприятия), места беспошлинной торговли (в т.ч. и магазины duty-free), а также для компаний, расположенных в СЭЗ, процедура компенсации таможенных сборов и т.д. происходит по следующей схеме: расчет коэффициента затрат сырья на производство готовой продукции – ходатайство о компенсации таможенных сборов – определение размера компенсации – возмещение таможенных сборов.

В остальных случаях к числу налогов, подлежащих возмещению относятся таможенная пошлина, налог на транспорт (transportation tax) и налог на образование (education tax).

Расчет размера компенсации за эти налоги определяется суммированием величины таможенной пошлины и внутренних налогов, которыми облагается ввоз сырья для экспорта. Существует два варианта определения размера компенсации – индивидуальный и упрощенный фиксированный. В случае индивидуального определения размер компенсации подсчитывается суммированием всех тарифов, которыми облагается ввозимое сырье для производства экспортной продукции.

При этом необходимо наличие следующих документов, представляемых в таможенный орган: описание, объемы и параметры сырьевых товаров, ввозимых с целью производства экспортной продукции (Спецификация затрат сырья, Specification of Yield Ratio); свидетельство уплаты таможенных сборов и т.д. по каждому сырьевому товару, указанному в Specification of Yield Ratio (Сертификат импортной декларации либо сертификат об уплате таможенных сборов); документ, подтверждающий экспортную отгрузку произведенной продукции (Сертификат экспортной декларации или его эквивалент).

Для подсчета коэффициента затрат сырья определяется объем сырья, необходимого для производства единицы готовой продукции. Помимо чистого компонента входящего в состав готового товара в расчет принимаются и потери в ходе переработки.

При расчете размера компенсации коэффициент затрат сырья подсчитывается импортером (до 1.01.2000 г. существовал также метод стандартного определения коэффициента затрат), с использованием методики расчета Korea Customs Service (Корейская таможенная служба – КТС). Заявитель рассчитывает коэффициент затрат по каждому виду сырья для производства экспортной продукции и производит калькуляцию размера компенсации таможенных сборов и т.д. самостоятельно.

В случае получения в ходе технологического процесса побочных продуктов (остатков), не входящих в готовую продукцию для экспорта, расчет компенсации таможенных сборов и т.д. производится за вычетом таких побочных продуктов (остатков).

Индивидуальный расчет компенсации усложняется в случае использования нескольких видов сырья для производства экспортной продукции, или в случае комплексности сделок на внутреннем рынке (к примеру поставка комплектующих для готовой продукции на экспорт)[9].

В подобных случаях заявитель имеет право применить упрощенную систему фиксированной компенсации. Данная компенсация для ряда товаров уже определена заранее империческим путем. Система упрощенной фиксированной компенсации может использоваться только для предприятий малого и среднего бизнеса, ежегодный объем компенсации у которых за последние 2г. не превышал 300 млн.вон.

В соответствии с упрощенной системой КТС устанавливает перечень ставок компенсации по товарной номенклатуре HS Code с десятизначным кодом. Ставки компенсации обновляются КТС ежегодно по среднему арифметическому размеру компенсации за единицу каждого экспортного товара, произведенной в пред.г. Для применения упрощенной фиксированной системы определения размера компенсации заявитель вместе с типовой формой ходатайства на компенсацию представляет сертификат экспортной декларации.

Такая система определения размера компенсации распространяется на компании малого бизнеса. КТС не возражает, если заявитель выбирает для себя индивидуальное определение размера компенсации таможенных сборов, однако в этом случае переход к упрощенной фиксированной системе не разрешается в последующие 2г. Упрощенная фиксированная система используется для определения размера компенсации для компаний малого бизнеса, хотя сам размер компенсации чаще бывает ниже, чем в случае его индивидуального подсчета.

Сырье для производства экспортной продукции используется двумя типами субъектов хоздея-тельности: для внутреннего потребления сырьевых материалов, либо для производства полуфабрикатов. В последнем случае, сделки с сырьевыми материалами происходят на внутреннем рынке, и часто экспортеры не могут установить наименование импортировавшей организации и подтвердить факт уплаты таможенных сборов при ввозе сырья.

Для решения этих проблем введены Сертификат уплаты налогов за ввезенные сырьевые материалы (Certificate of Tax Payment of Fundamental Raw Materials – CTPFRM) и Сертификат участия в импортной декларации (Certificate of Import Declaration Partition – CIP).

В сертификате CTPFRM, выписываемом таможенными органами и необходимым для сделок с полуфабрикатами на внутреннем рынке, отражены размеры уплаченных таможенных сборов за сырье, использованное в процессе производства этих полуфабрикатов. Переходящий размер таможенных сборов исчисляется с использованием методики, описанной выше.

Для получения сертификата CTPFRM (передаваемого впоследствии экспортеру для получения компенсации) продавцам полуфабрикатов, произведенных с использованием импортного сырья необходимо подготовить следующие документы: копия внутреннего аккредитива либо копия контракта (для случаев, когда руководитель таможенного пункта удостоверяет поставки в счет производства экспортной продукции), свидетельствующих о сделках, совершенных с товаром на внутреннем рынке; спецификация затрат сырья; сертификат импортной декларации, свидетельствующий об уплате таможенных сборов при импорте сырья; письменное подтверждение о сделке, совершенной с полуфабрикатом с указанием даты[10].

Часто на внутреннем рынке совершаются сделки с импортированным сырьем, не подвергавшимся переработке. В этом случае сертификат CIP свидетельствует о распределении размеров таможенных сборов во время внутренних сделок. Такой сертификат выдается в случае продажи импортером сырьевых материалов производителям экспортных товаров, а к ходатайству о его получении прикладываются те же документы, что и для получения сертификата CTPFRM за исключением спецификации затрат сырья.

Ходатайство о компенсации таможенных сборов и т.д. подается экспортером или производителем экспортируемой продукции. Система упрощенной фиксированной компенсации возможна только для производителей. Заявление о компенсации представляется в течение 2 лет с даты акцепта экспортной декларации.

С 1 июля 2002 г. вся система компенсации, с момента подачи заявления и до момента возмещения таможенных сборов, управляется таможенной службой через компьютерную сеть (Customs EDI Drawback System – CEDID), используемой компаниями-заявителями, таможенными брокерами и банками. Предприятия, которым требуется компенсировать таможенные сборы направляют заявление установленной формы через службу CEDID непосредственно из своих офисов. Служба CEDID автоматически обрабатывает заявление и направляет компании результат с указанием выявленных несоответствий заявления и введенных данных, а также может ли быть заявление принято в электронном виде, либо подкреплено фактическими документами. В случае подтверждения соответствия заявления оператор сети там же производит регистрацию решения о компенсации. После чего требуемая сумма поступает на банковский счет заявителя, указанный в форме.

Последующий аудит компенсированных денежных средств производится ретроспективно. Исключения составляют компании с высокой степенью риска, а также товары, для которых расчет коэффициента затрат сырья требует отдельной проверки.

 

3. Антидемпинговая политика

Вопросы предоставления господдержки национальным производителям и экспортерам, а также вопросы защиты внутреннего рынка регламентируются в Республике Корея следующими законами и подзаконными актами: Законом о внешней торговле Республики Корея, Законом о расследовании случаев недобросовестной торговли и о мерах по предотвращению ущерба национальной промышленности, Законом об экспортном страховании, Законом о таможенных формальностях, соответствующими указами президента, ведомственными инструкциями и положениями по применению вышеперечисленных законов.

В 1986 г. при министерстве торговли, промышленности и энергетики Республики Корея была создана Комиссия по торговле, которая является головным органом, отвечающим за проведение расследований и принятие решений о нанесении ущерба национальной промышленности в результате импорта, в 1992 г. ей были переданы функции принятия петиций о фактах демпинга, а также право принятия решения об инициации антидемпинговых расследований. В 1996 г. ей были в полной мере переданы полномочия по проведению антидемпинговых расследований, ранее принадлежавшие Таможенной службе Республики Корея[11].

В соответствии с положениями Закона о расследовании случаев недобросовестной торговли и о мерах по предотвращению ущерба национальной промышленности Комиссия обладает всеми полномочиями по проведению расследований и принятию решений относительно случаев ведения недобросовестной торговли, а также нанесения ущерба национальной промышленности, вызванного ростом импорта, фактами демпинга, предоставлением субсидий. Она отвечает за проведение расследований о влиянии импорта на конкурентоспособность национальной промышленности.

Если рост импорта определенного вида продукции нанес или может нанести серьезный ущерб национальной отрасли промышленности, производящий схожую или полностью аналогичную продукцию, любое заинтересованное лицо, представляющее интересы данной отрасли национальной промышленности, может подать в Комиссию прошение о проведении расследования по данному факту, представив при этом подробную информацию, подтверждающую наличие ущерба национальной промышленности.

В течение 30 дн. с момента получения данного прошения председатель Комиссии должен на основании полученных материалов принять решение о целесообразности инициирования расследования и уведомить о нем подателя прошения. В случае принятия положительного решения, Комиссия не позднее, чем через 4 мес. с момента его принятия, должна определить, был ли нанесен или существует ли реальная угроза нанесения значительного ущерба национальной промышленности. В особо сложных случаях срок принятия данного решения может быть один раз продлен не более, чем на 2 мес.

В случае принятия положительного решения о факте наличия значительного ущерба национальной промышленности. Комиссия принимает решение о применении одного или нескольких видов следующих защитных мер: повышение таможенных тарифов; установление количественных ограничений на импорт данной продукции; оказание финподдержки местным производителям или предоставление им соответствующих налоговых льгот; повышение квалификации работников, занятых в данной отрасли промышленности (за счет бюджетных средств); оказание поддержки технологическому развитию данной отрасли.

Срок действия защитных мер не должен превышать 4 лет, в дальнейшем срок их действия может быть продлен по рекомендации Комиссии, при этом совокупный срок их действия не должен превышать 8 лет. Комиссия имеет право на введение в действие временных защитных мер на время проведения расследования, при этом срок их действия не должен превышать 200 дн.

В соответствии с положениями Закона о таможенных формальностях министр финансов и экономики РК может по результатам проведения соответствующих расследований принять решение о применении следующий таможенных тарифов:

– «компенсационные» тарифы для защиты национальных производителей от импорта продукции, производство которой дотировалось (в наст. вр. не задействованы);

– «карательные» тарифы, применяемые в отношении импорта продукции из стран, ущемляющих торговые интересы РК, в пределах нанесенного ими ущерба (в наст. вр. не задействованы);

– «экстренные» тарифы, применяемые в случае нанесения ущерба или угрозы его нанесения национальным производителям в результате резкого роста импорта конкретных продуктов (в наст. время применяются в отношении чеснока тертого, чеснока мороженного и чеснока, обработанного в уксусной кислоте);

– «специальные экстренные» тарифы на продукцию сельского хозяйства, лесхоза и животноводства, применяемые для защиты национальных производителей  данных  видов  продукции  от ущерба вследствие значительного роста импорта данной продукции или значительного снижения импортных цен на данную продукцию;

– «квотированные» тарифы, применяемые для стимулирования импорта определенных наименований продукции в целях развития отраслей национальной промышленности, стабилизации внутренних цен и т.д., при которых в пределах установленной квоты импортируемая продукция облагается нулевой или пониженной таможенной ставкой, а в случае ее превышения применяется более высокая тарифная ставка (в наст. вр. данные тарифы применяются в отношении 46 наименований импортируемой продукции. Из них 16 наименований продукции относится к высокотехнологичным компонентам, необходимым для развития передовых технологий; 23 являются сырьевыми товарами, потребляемыми импортзависимыми отраслями национальной промышленности; к 4 товарам квотированные тарифы применяются для обеспечения их сбалансированного импорта; еще 4 товара введено под их действие с целью оказания поддержки малому и среднему предпринимательству. В отношении еще 13 наименований импортируемой продукции данные тарифы могут быть введены в действие в случае получения соответствующей рекомендации уполномоченной правительством промышленной ассоциации);

– «сезонные» тарифы, применяемые для защиты национальных производителей от возможных сезонных колебаний импортных цен на аналогичную или схожую с производимой ими продукцию (в настоящее время не задействованы)[12].

Что касается проведения антидемпинговых расследований, то в данном случае на имя министра финансов и экономики РК подается прошение об инициировании Комиссией по торговле расследования по предполагаемым фактам демпинга, при этом к прошению прилагается подробная информация о поставщиках демпинговой продукции, ситуации на данном сегменте внутреннего рынка, после чего данное прошение со всеми прилагающимися документами передается на рассмотрение в Комиссию по торговле.

В течение месяца со дня получения такого прошения Комиссия должна принять решение о целесообразности инициирования расследования и уведомить о принятом решении министра финансов и экономики. В случае принятия положительного решения Комиссия извещает об этом подателя прошения, правительство страны поставщика предполагаемой демпинговой продукции, ее поставщика, прочие заинтересованные стороны, а также в течение 10 дн. публикует принятое решение в официальном правительственном издании.

После этого в течение 3 мес. со дня публикации в официальном правительственном издании Комиссия должна провести предварительное расследование и уведомить министра финансов и экономики о его результатах относительно целесообразности принятия соответствующих мер. На основании заключения предварительного расследования министр финансов и экономики должен в течение месяца принять решение о том, применять или нет временные антидемпинговые пошлины в отношении импортируемой продукции (данный срок может быть однократно продлен максимум на 20 дн.).

На следующий день после уведомления министра финансов и экономики о результатах предварительного расследования Комиссия должна приступить к проведению заключительного расследования, о выводах которого она должна уведомить министра финансов и экономики не позднее, чем через 3 мес. со дня его начала (в случае наличия веских причин данный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц). В течение месяца со дня получения выводов заключительного расследования министр финансов и экономики должен принять окончательное решение о введении в действие антидемпинговых пошлин, определив их размер, а также все пр. необходимые вопросы.

Являясь членом ВТО, в своих отношениях с другими Членами этой организации Республика Корея полностью соблюдает требования антидемпингового и др. соглашений ВТО. В отношениях с другими государствами позиция корейской стороны бывает более жесткой.

В 1987-2007 гг. в Комиссию было подано 105 заявлений об инициировании расследований по принятию антидемпинговых пошлин и введению в действие защитных мер.

 

4. Поддержка экспорта

Официально правительство РК не субсидирует деятельность экспортеров, что не исключает возможности предоставления субсидий в скрытой форме. Министерство торговли США провело расследование относительно импортируемых в страну электронных полупроводниковых чипов корейского производства янв. 2007 – июня 2008 гг., и пришло к предварительному заключению, что в случае продукции производства компании Hynix уровень полученных субсидий составил 57,37%. Для продукции компании Samsung Electronics эта цифра составила 0,16%[13].

Если окончательное решение министерства торговли США, которое должно быть принято 16 июня 2009 г., поддержит выводы предварительного расследования, и Торговая комиссия США согласится с окончательным решением, в отношении импортируемой в США продукции компании Hynix могут быть введены компенсационные пошлины. Американская сторона обосновывает данное решение тем, что в процессе реструктуризации компании Hynix в 2007-08 гг. правительство оказывало ей финансовую поддержку.

Министерство иностранных дел и внешней торговли РК официально заявило, что в указанный период правительство РК не оказывало никаких субсидий компании Hynix, а все решения по проведению реструктуризации компании принимались ее кредиторами на основе рыночных принципов, без какого-либо давления со стороны правительственных кругов. Европейский Союз заявил о возможности введения в отношении продукции компании Hynix компенсационных пошлин в 33%, с 25 апр. 2008 г. Это решение тоже мотивируется получением компанией субсидий со стороны государства.

В Республике Корея действует несколько правительственных организаций, занимающихся вопросами оказания помощи национальным экспортерам. Из их числа следует отметить Экспортно-импортный банк Кореи, созданный в 1969 г. в соответствии с Законом об Экспортно-импортном банке Республики Корея. Помимо прочих, в число его функций входит:

– выделение кредитов гражданам Республики Кореи (включая юрлица) с целью обеспечения ими экспорта за рубеж средств производства и продукции, имеющей существенное значение для национального экспорта и поступления валютных средств в экономику страны;

– выделение кредитов гражданам Республики Кореи с целью передачи ими технологий за рубеж (включая проведение стройработ за рубежом);

– выделение кредитов правительствам иностранных государств (включая правительственные агентства и представительства местных органов власти) под закупки экспортной продукции корейского производства;

– выделение кредитов гражданам Республики Кореи с целью установки ими за рубежом производственного оборудования и обеспечения его функционирования.

Эти кредиты предоставляются на более выгодных условиях, чем в комбанках, т.к. Экспортно-импортный банк является госорганизацией, не ставящей перед собой задачи получения прибыли. Он может пойти на предоставление кредитов и тогда, когда комбанки отказываются идти на это вследствие наличия высоких рисков. Банк имеет свои представительства в ряде стран, и в конце ноября 2002 г. он вновь открыл свое представительство в Москве, ранее закрытое в 1998 г. вследствие валютно-финансового кризиса в Республике Корея.

Также вопросами кредитования национальных производителей и экспортеров занимается Корейский национальный инвестиционный фонд, созданный в 1973г. в соответствии с положениями Закона о национальном инвестиционном фонде. Задачей данного фонда является предоставление кредитов, необходимых для развития ключевых отраслей промышленности, а также для увеличения объемов национального экспорта.

Страхованием экспортных сделок занимается Корейская корпорация страхования экспорта, которая была создана в 1992 г. в соответствии с положениями Закона об экспортном страховании с целью способствования развитию национального экспорта и др. видов зарубежной деятельности корейских компаний путем принятия на себя части рисков, связанных с данными видами международных сделок[14].

Корпорация является специализированной некоммерческой организацией, находящейся под прямым контролем министра торговли, промышленности и энергетики и ее обязательства полностью гарантируются правительством. Деятельность Корпорации финансируется из средств специально созданного для этих целей Фонда экспортного страхования, порядок финансирования которого определяется Национальным собранием Республики Корея. На конец 2008 г. общая стоимость активов Корпорации составила 1,3 млрд. долл.

Корпорация отслеживает тенденции развития экономической и политической ситуации в различных странах и на их основании присваивает им степень риска. 239 странам присвоена одна из 7 степеней риска, в соответствии с которыми определяются условия страхования экспортных сделок. Корпорация оказывает национальным экспортерам платные услуги по проверке благонадежности потенциальных партнеров через посредство своих 4 зарубежных представительств, а также с помощью 45 кредитных агентств из 33 стран.

Корпорация страхует корейских экспортеров от краткосрочных (срок платежа до 2 лет), средне- и долгосрочных (срок платежа более 2 лет) рисков, связанных с возможными политическими и экономическими переменами в стране импортера, невыполнением импортером своих обязательств, резким изменением мировых цен на экспортируемую продукцию, со значительным колебанием валютных курсов, различных процентных ставок и т.д.

В Корее активно действует ряд правительственных организаций, защищающих интересы малого и среднего бизнеса, таких как Корейская федерация малого и среднего бизнеса. Корпорация содействия малому бизнесу и Администрация малого и среднего бизнеса. Они проводят сбор и обобщение всей информации, имеющей отношение или могущей быть полезной для представителей малого и среднего бизнеса, оказывают им консультационные услуги, предоставляют на льготных условиях кредиты для развития бизнеса, организуют проведение международных семинаров и конференций, имеющих своей целью установление и развитие деловых связей между корейскими и зарубежными предпринимателями и т.д.

Особо следует отметить деятельность Корейского агентства содействия торговле и инвестициям, которое было создано и ведет свою деятельность в соответствии с положениями Закона о Корейском агентстве содействия торговле и инвестициям. Kotra имеет свои зарубежные представительства на территории всех основных торговых партнеров Республики Корея, в т.ч., и в России (в Москве и во Владивостоке), имеющие статус экономических отделов посольств Республики Корея в этих странах. В их задачи входит сбор информации о состоянии экономики стран пребывания, оказание помощи установлению прямых контактов между корейскими предпринимателями и деловыми кругами страны пребывания, предоставление корейским экспортерам консультационных и переводческих услуг, организация ознакомительных поездок представителей потенциальных импортеров страны пребывания в Республику Корея, подготовка и проведение посещений страны пребывания представителями бизнеса Республики Корея. Агентство создало собственную электронную базу данных, в которую внесена информация как о национальных, так и о зарубежных предприятиях[15].

Поддержка национальных производителей и экспортеров осуществляется и на уровне региональных органов власти. В составе администраций каждой из 9 корейских провинций существуют комитеты по поддержке местного бизнеса и развитию международных связей. Эти комитеты как самостоятельно, так и совместно с представителями вышеперечисленных правительственных организаций регулярно организуют презентации местной промышленности, на которые приглашаются представители потенциальных зарубежных покупателей, а также оказывают пр. виды помощи проникновению местных бизнесменов на рынки зарубежных стран. Деятельность правительства Республики Корея по оказанию господдержки национальным производителям и экспортерам и по защите внутреннего рынка носит планомерный характер. При этом госорганы сотрудничают и с общественными организациями, такими как Корейская ассоциация международной торговли, Федерация корейских промышленников, объединения национальных отраслей промышленности.


Заключение

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в 60-х годах, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития.

Содействие экспортерам выражалось в поддержке ограниченного числа крупных компаний, ориентированных на внешние рынки. Именно поэтому лидеры южнокорейского бизнеса при развитии экспортных производств получали преимущества по сравнению с прочими коммерческими структурами.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда.

Основными статья импорта Кореи является в основном сырье и технологии, что обусловлено отсутствием своих энергоносителей.

В Южной Корее внутренний рынок был первоначально закрыт для иностранных производителей при помощи комбинации тарифных и нетарифных барьеров. Но сейчас наблюдается либерализацию импорта. Каждый год ряд позиций в товарной структуре импорта освобождается от запретительных тарифов, хотя и ясно, что темпы этой либерализации достаточно медленны.

Политика Южной Кореи направлена на стимулирование притока иностранного капитала и технологии в страну при достаточно ограниченных мерах по либерализации валютного контроля. Формула здесь следующая: как можно больше зарабатывать валюты путем экспорта товаров, как можно меньше допускать утечки капиталов путем ограничения доступности товаров иностранного производства на внутреннем рынке.


Список использованной литературы:

1.  Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2008.

2.  Потапова Р. Возможно ли азиатское евро? // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 5. – с. 25 – 29.

3.  Тихонравова Ю. Торопливость и созерцательность // Бизнес-журнал. – 2008. - № 7 – с. 41 – 44.

4.  Толорая Г.  Корейская стабилизация // КоммерсантЪ-Деньги. – 2009. - № 4 – с. 34 – 36.

5.  Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2009. – 446 с.

6.  Федоровский А. Южная Корея: реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня – 2009. - № 9 – с. 11 – 14.

7.  Целищев И. Восточная Азия: интеграция? // МЭ и МО. – 2009. - № 2 – с. 16 – 20.

8.  Информационное агентство Полпред http://www.korea.polpred.ru/

9.  Интернет-журнал Континент http://www.continent.kz/

10.  Международная торговая ассоциация Кореи http://www.kita.org/

11.  Торговое представительство Российской Федерации в Республике Корея http ://www.economy.gov.ru/merit/countries/korea.php



[1] Толорая Г.  Корейская стабилизация // КоммерсантЪ-Деньги. – 2009. - № 4 – с. 34.

[2] Международная торговая ассоциация Кореи http://www.kita.org/

[3] Тихонравова Ю. Торопливость и созерцательность // Бизнес-журнал. – 2008. - № 7 – с. 42.

[4] Информационное агентство Полпред http://www.korea.polpred.ru/

[5] Торговое представительство Российской Федерации в Республике Корея http://www.economy.gov.ru/merit/countries/korea.php

[6] Потапова Р. Возможно ли азиатское евро? // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 5. – с. 26.

[7] Целищев И. Восточная Азия: интеграция? // МЭ и МО. – 2009. - № 2 – с. 17

[8] Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2009. – с. 346.

[9] Интернет-журнал Континент http://www.continent.kz/

[10] Торговое представительство Российской Федерации в Республике Корея http://www.economy.gov.ru/merit/countries/korea.php

[11] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2008. – с. 214.

[12] Информационное агентство Полпред http://www.korea.polpred.ru/

[13] Федоровский А. Южная Корея: реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня – 2009. - № 9 – с. 12.

[14] Тихонравова Ю. Торопливость и созерцательность // Бизнес-журнал. – 2008. - № 7 – с. 43.

[15] Информационное агентство Полпред http://www.korea.polpred.ru/

Правовое обеспечение Таможенного союза ЕврАзЭС
... ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов 1.2 Мировой опыт развития правовых основ
CLEARANCE (очистка) - совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную ...
Принято считать, что основной выигрыш в рамках Таможенного союза получат именно предприятия-экспортеры.
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: дипломная работа
Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ В РФ 1.1 Общая характеристика таможенных платежей в РФ 1.2 Характеристика основных ...
Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ...
Значимость системы определения таможенной стоимости обусловлена следующими обстоятельствами: таможенная стоимость влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и ...
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: дипломная работа
Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин
Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации Курсовая работа на тему: "Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей ...
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ...
Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года "О разрешении на ввоз и вывоз товаров", который установил ...
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат
Таможенная стоимость
I. Введение В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к ...
В соответствии с федеральными законами и международными договорами правительство может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, услуг и результатов ...
Таможенные органы обращают внимание на соответствие заявленных производителем данных тем показателям, которыми характеризуются продажи товара того же класса или вида, что и ...
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат
Совершенствование качества оказания таможенных услуг (на примере РУП ...
РЕФЕРАТ Объём пояснительной записки 98 стр., рис. 10, табл.18, источников 29, приложений 2. Тема: совершенствование качества оказания таможенных (на ...
С другой - упрощение таможенных процедур и уменьшение таможенного бремени, следовательно, ускорение товарооборота и развитие экспортно-ориентированной экономики, что благотворно ...
Данный путь выбирают предприятия ориентированные на экспорт, которые выходят на внешний рынок с долгосрочной перспективой и предполагающие заключения долгосрочных контрактов с ...
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: дипломная работа